20 мая 2023Сериалы
Обновлено 31.05.2023

Впечатления от 3 сезона «Великой» — абсурдная повесть о мрачных поисках своего предназначения

Кадр из сериала «Великая» // Источник: Hulu
Кадр из сериала «Великая» // Источник: Hulu

12 мая на Hulu вышел третий сезон сериала «Великая» (The Great) от продюсера и сценариста Тони Макнамары («Фаворитка», «Круэлла», будущий фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные»). «Великая» — антиисторическая комедия, хотя к третьему сезону уже всё больше драма, посвящённая событиям XVIII-го века в России, где Екатерину II играет великая Эль Фаннинг, а её мужа Петра III — харизматичный Николас Холт. Автор «Канобу» Саша Иванова рассказывает, что изменилось в настроении королевского двора и как сериалу удаётся держать планку.

Как развивается сюжет?

Третий сезон «Великой» неожиданно начинается с примирения Екатерины и Петра, несмотря на экстремальное завершение прошлого сезона. В предыдущих сериях Екатерина совершила покушение на мужа в отместку за то, что тот случайно убил её мать во время сексуального акта. Но вместо того, чтобы убить неверного, она по ошибке нанесла пять ножевых ранений Пугачёву (его тоже играет Николас Холт) прямо на глазах у Петра. В жизни супругов и без того был ворох проблем, а теперь им приходится совместно преодолевать причинённые друг другу травмы и решать новые трудности. Екатерине сложно простить мужу измену и смерть матери, Петру никак не забыть, что его любимая жена пыталась его убить. Параллельно он пытается избавиться от влияния своего отца (которым по сюжету сериала является Пётр I, что противоречит историческим событиям) и найти правильный метод воспитания своего сына Павла. А перед Екатериной II всё ещё стоит задача модернизации России.

Все эти проблемы и препятствия захватывают в водоворот событий и всех остальных героев: тётку Петра и любовницу его отца Елизавету (Белинда Бромилов); Мариаль (Фиби Фокс), потерявшую доверие императрицы; лучшего друга Петра — Григория (Гвилим Ли); выжившего Пугачёва; архиепископа «Арчи» (Адам Годли); генерала Велементова (Дуглас Ходж); бывшего короля Швеции — Хьюго (Фредди Фокс); а также нового персонажа — военного Петрова (Джейкоб Форчун-Ллойд).

Реальные подвиги Екатерины II

Впечатления от 3 сезона «Великой» — абсурдная повесть о мрачных поисках своего предназначения - фото 1

Третий сезон сериала стал немного ближе к реальным историческим событиям. Сценаристы привнесли в сюжет несколько ключевых исторических фактов из эпохи правления Екатерины. Например, создание «Наказа» — книги императрицы, где она описывает будущее идеальное устройство страны. И учреждение Уложенной комиссии — совета представителей аристократии, купечества, горожан, казаков и крестьян (хотя в «Великой» в совете представлены только три группы: дворяне, купцы и простолюдины). Наконец зрители увидят бунт Пугачёва, но и тут сценарий вносит свои исторические правки в реальность: восстания разворачиваются дальше от Оренбурга — ближе к Санкт-Петербургу.

Фантазия сценаристов всё ещё радует продуктивностью, авторы не забывают в очередной раз подчеркнуть альтернативный характер излагаемой истории.

Сезон всё так же блещет сюрреалистическими и абсурдными историческими решениями, которые погружают жизнь обитателей и обитательниц Зимнего дворца в драматургические безумства.

Настроение третьего сезона

Впечатления от 3 сезона «Великой» — абсурдная повесть о мрачных поисках своего предназначения - фото 2

Повествование третьей части сериала поделено надвое — в середине сезона происходит важный плоттвист. Но до поворотного события ещё стоит дотянуть — просмотр проекта, на удивление, кажется скучноватым. Екатерина всё также пытается примирить свою семейную жизнь и обязанности императрицы, а Россию с идеалами Просвещения. На этот раз она решает запретить убийства и дуэли, что, конечно, заканчивается скандалами во дворце. На протяжении уже трёх лет (первый сезон сериала вышел ещё в 2020 году) наблюдать за повторением одних и тех же конфликтов становится утомительно. Но поворот в центре сезона возвращает зрительское внимание и осуществляет жизненно необходимую смену настроения и хода событий, что важно для понимания и развития всего сериала и всей истории Екатерины II.

По характеру продолжение проекта скорее ближе к абсурдистской драме, чем комедии, но некоторые события всё ещё вызывают улыбку и даже, редко, смех.

Вторая часть сезона дарит главной героине больше пространства для развития. Екатерина переживает сильный кризис и часто задаётся вопросом: действительно ли её судьба связана с судьбой России?

Шоураннер Тони Макнамара держит уровень предыдущих двух сезонов и пытается дать возможность зрителю узнать и понять всех персонажей, например, советников Екатерины — Елизавету, друзей Петра. Большим смыслом обрастает линия Джорджины (Чарити Уэйкфилд), которая во втором сезоне возвращается в Петербург и обнаруживает себя в любовном треугольнике с Григорием и Мариаль, а ныне, как кажется, пытается подружиться с Екатериной и много взаимодействует на экране со своей служанкой Петрой, но и в первом и во втором случае всё не так просто, как может показаться.

Впечатления от 3 сезона «Великой» — абсурдная повесть о мрачных поисках своего предназначения - фото 3

С помощью тонкого соединения драмы и комедии, приправленных абсурдностью происходящего и непредсказуемостью сюжетных ходов, третий сезон вновь поднимает темы переплетения сексуального и эмоционального, судеб России и отдельных людей, но глубже концентрируется на психологии и травмах — вопросах горя, сексуализированного насилия, отношений отцов и детей. Последняя проблематика особенно расцветает в конфликте родительских ожиданий от собственных детей и ожиданий детей от самих себя, что видно на примере линии малолетнего мужа Мариаль — Максима (Генри Мередит).

Дворцовые интриги продолжают играть центральную роль в нарративе. Екатерину тестируют на прочность собственный двор и приближённые. Её бывшая соратница Катя (Джейн Махади), жена князя Орлова (Саша Дхаван), пишет о Екатерине саркастическую пьесу. Добавляет тревог в жизнь героини и Пётр III. Проблемы становятся невыносимой ношей, заставляя Екатерину задуматься о её предназначении, о роли в империи, о судьбе, в которую она на протяжении сезона одновременно верит и не верит.

Итог: смотреть ради жанровой трансформации и эмоционального надрыва

Впечатления от 3 сезона «Великой» — абсурдная повесть о мрачных поисках своего предназначения - фото 4

«Великая» умело навигирует плеядой персонажей и поднимает ряд тяжёлых и уже не всегда смешных тем. Макнамара с соавторами в очередной раз проделали прекрасную работу, создав шоу, которое требует себя посмотреть. Заметить проект стоит хотя бы ради последней сцены сезона с блестящей и сокрушительной актёрской игрой Эль Фаннинг. На протяжении всех десяти серий «Великая» держит марку, даря зрителю эстетическое удовольствие, удивляя с помощью прекрасных костюмов, качественного саундтрека, собранного из композиций Натана Барра, «Калинки» и AC/DC. А новые драматические и трагические события только добавляют ощущения тотальной нелепости происходящего и в очередной раз напоминают, что это шоу — мастерски оперированный блестящий абсурд.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь