17 июня 2023Сериалы
Обновлено 25.06.2023

Впечатления о шестом сезоне сериала «Чёрное зеркало» — демоны, маньяки, а где жуткие технологии?

Кадр из сериала «Чёрное зеркало»
Кадр из сериала «Чёрное зеркало»

На Netflix вышел шестой сезон антологии «Чёрное зеркало» (Black Mirror). Новая серия историй сильно отличается от предыдущих сезонов, авторы шоу изменили направление своих сюжетов в сторону более подробного анализа человека, а не его отношений с технологиями. Редактор «Канобу» Карина Назарова делится своими впечатлениями от просмотра и рассказывает о главных темах нового сезона.

Все сериалы-антологии объединяет один недостаток: выдающиеся и просто интересные сценарные находки частенько сменяют унылые и невыразительные сюжеты. Просмотр подобных шоу превращается в лотерею. «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (Guillermo del Toro’s Cabinet of Curiosities), «Земля монстров» и даже оригинальная «Сумеречная зона» — от серии к серии то удивляли, то разочаровывали. Тоже самое происходило с «Чёрным зеркалом». Начинаясь в 2011 году с грандиозного эпизода про секс премьер-министра Великобритании и свиньи, сериал постепенно тускнел, перебирая одни и те же рифмы ужасов цифровизации и отношений человека с технологями со всеми вытекающими последствиями.

Шестой сезон изменился почти до неузнаваемости. Шоураннер и сценарист сериала Чарли Брукер признался, что планировал выделить сезон в отдельную хоррор-серию «Красное зеркало», потому что в новой части сборника историй технологии уже не так страшны, как человек поблизости. Действительно, техника в сценарии отступила на дальний план. Паранойю перед лицом искусственного интеллекта и беспокойные сюжеты о загрузке сознания в виртуальную реальность сменили тревоги перед человеком и изобретениями его фантазии. В сериале вдруг появляются оборотни, демоны, персонажи криминальных сводок прессы и телевидения конца 60-х — начала 70-х, воспоминания о волнах моральной паники, что накрывали Америку и Великобританию. Брукер решил погрузиться в прошлое, чтобы поразмышлять о мире, ещё не захваченном экранами.

«Чёрные зеркала» в новом сезоне действительно окрасились в цвет человеческих внутренностей и кровавых страхов, привычный сай-фай превратился в набор хоррор историй разной степени тяжести.

Впечатления о шестом сезоне сериала «Чёрное зеркало» — демоны, маньяки, а где жуткие технологии? - фото 1

Некоторым подобная смена рамки покажется странным решением, обманом зрительских ожиданий и симптомом кризиса идей в сценарной комнате. Да, от прежнего тезиса остался лишь тихий шёпот: всего два эпизода по-настоящему работают с технологиями, остальные — играются со старинными жанровыми тропами и производят уж очень отдалённую критику современного общества. Некоторым покажется, что от этих изменений затянувшаяся антология только выигрывает. Идея о жизни в симуляции уже приелась и слегка устарела, а тема человеческого зла будет актуальна всегда вне зависимости от эпохи.

Продюсеры всё же не рискнули открыть сезон экспериментальным эпизодом. Первая серия «Джоан ужасна» приближена к первоначальным морально-этическим позициям шоу. Она очень буквально критикует современные стриминги, смеётся и пугается от способностей нейросетей. Формально серия строится по принципу наращивания метанарративов — здесь эпизод в эпизоде, сериал в сериале, вновь симуляции в симуляции.

Энни Мёрфи из «Шиттс Крик» играет обыкновенную женщину, работающую начальницей в IT компании — Джоан. В кабинете психоаналитика она грезит стать «главным персонажем», взять жизнь под контроль, начать реализовывать свои желания. Вечером девушка по привычке включает стриминг Streamberry и обнаруживает там новый сериал, точь в точь дублирующий её реальную жизнь с Сальмой Хайек в главной роли. Как оказалось, «main character» из Джоан — так себе. После пилотного эпизода её жизнь рушится и Джоан решает ступить на тропу войны со стримингом.

Впечатления о шестом сезоне сериала «Чёрное зеркало» — демоны, маньяки, а где жуткие технологии? - фото 2

В «Джоан ужасна» поднимаются актуальные проблемы использования нейросетей, технологии deepfake и личной информации при создании потокового контента. Но серия как-то по-ребячески и очень мягко критикует недавний промах Netflix. Работая над сериалом про Джеффри Дамера, студия не удосужилась получить согласие у семей жертв, а незаконно эксплуатировала их трагические истории.

Тема эксплуатации личных трагедий закономерно поднимается в следующем сюжете «Лох Генри», снятого режиссёром сериала «Лютер» (Luther) — Сэмом Миллером. Документалист Дэниел вместе с девушкой возвращается в дом своей матери в Шотландии, чтобы снять неигровое кино для стриминговой платформы. Темой их фильма становится легендарный серийный маньяк, который много лет назад подстрелил отца Дэниела. В итоге сюжет и съёмка кино выходят из-под контроля и оборачиваются чередой зловещих смертей. А начинается и завершается с безразличия стриминговых платформ к судьбам жертв насилия, пока их жертвенность не станет жертвоприношением во благо рейтингов, денег и престижных наград.

Впечатления о шестом сезоне сериала «Чёрное зеркало» — демоны, маньяки, а где жуткие технологии? - фото 3

Самый сильный эпизод сезона — «За морем» с Аароном Полом и Джошем Хартнеттом в главных ролях. Два астронавта космической станции, ложась спать, подключают своё сознание в тела своих кибернетических клонов, что находятся на Земле. Герои уже давно привыкли проживать один день в двух измерениях, но однажды случается страшная необратимая трагедия.

Интересная задумка обыграна в ретро-футуристическом сеттинге и представляет скорее не серию, а полноценный фильм. Режиссёр Джон Кроули снимает с оглядкой на весь классический ретро сай-фай, используя статичную камеру и, в основном, мизансцены. В эпизоде много насилия, крови и тревожного саспенса, потрясающая игра актёров и хорошо реализованная химия персонажей.

С помощью заманчивой и излюбленной фантастами технологии переноса сознания в тело репликанта Брукер размышляет о границах любви, разрушительном горе, жестокости и власти, в общем, обо всём человеческом, что существовало и будет существовать с технологиями или без.

Впечатления о шестом сезоне сериала «Чёрное зеркало» — демоны, маньяки, а где жуткие технологии? - фото 4

В новом сезоне Чарли Брукер решил с головой погрузиться в эстетику 60-х и 70-х и вспомнил классические хорроры про демонов, сектантов, садистов не просто так. Вместо пугалок о технике, шоураннер разглядывает медиум и медиации как шкатулки и практики ужаса. Он размышляет о том, как новые носители информации расширяют способности и тело человека, как меняется отношение к телесности, сознанию и насилию с приходом новых медиа, и какую роль в этом процессе сыграли кино и фотография?

В четвёртом эпизоде «Мэйзи Дэй», снятом операторкой Утой Бризвитц («Очень странные дела» (Stranger Things), «Мир Дикого Запада» (Westworld)), поднимается проблема жестокого отношения СМИ к чужому телу. Папарацци в исполнении Зои Битц решает бросить гиблое дело, после того как её снимок привёл к самоубийству мужчины. Но всё же соглашается на сталкинг в последний раз и забирается в дом к загадочной актрисе. Камера папарацци здесь очень буквально и топорно превращается в ружьё, а сталкеры-фотографы — в садистов. Красивый визуал и хорошие эстетские решения, к сожалению, не вытянули сюжет серии и её развязку на хороший уровень. Но если смотреть на эту серию как на размышление о телесности и её трансформациях под воздействием СМИ и медиа, то её финал вполне сгодится.

Впечатления о шестом сезоне сериала «Чёрное зеркало» — демоны, маньяки, а где жуткие технологии? - фото 5

Последний эпизод «Демон 79» выглядит случайным в контексте целого шоу. Режиссёр сериалов «Шерлок» (Sherlock) и «Андор» (Andor), Тоби Хэйнс, вместе со сценарием Чарли Брукера и Биши К Али (сценаристки «Локи» (Loki) и «Мисс Марвел» (Ms. Marvel)) переносятся в Англию 1979 года и вспоминают историю Энфилдского полтергейста, с которой многие зрители наверняка знакомы по второй части «Заклятия» Джеймса Вана.

К одинокой девушке индийского происхождения (Аньяна Васан) приходит демон в аутфите в стиле диско. По его словам вот-вот нагрянет апокалипсис, и, чтобы предотвратить катастрофу, героине нужно убить трёх человек. Технологии здесь тоже косвенно присутствуют — телевизор, видимо, важный для Брукера элемент трансформации медиа-среды и человека, который привёл к современной прикованности людей к цифровым поверхностям.

Впечатления о шестом сезоне сериала «Чёрное зеркало» — демоны, маньяки, а где жуткие технологии? - фото 6

Шестой сезон «Чёрного зеркала» получился более интересным, чем предыдущие два, но неоднозначным и едва ли оригинальным. Весь сезон Брукера шатало из стороны в сторону, от довольно наивной и скучной критики Netflix до внезапных отсылок к Чарли Мэнсону и совершенно устарелому разоблачению жадной натуры папарацци. Очевидно, что, снимая о компьютерах и нейросетях уже с десяток лет, Брукер успел проникнуться любовью к технологиям и понять, что проблема не в них, а в людях. Актуально? — возможно, захватывающе? — не совсем.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь