Впечатления о начале второго сезона сериала «Пищеблок»: взросление в городке вампиров
8 июля на Кинопоиске стартовал второй сезон мистического подросткового сериала «Пищеблок» о советских вампирах и ужасах системы. Рассказываем, какой получилась первая серия новой главы.
«Пищеблок»
Жанр: ужасы, драма, фантастика
В ролях: Пётр Натаров, Даниил Вершинин, Ангелина Стречина, Ксения Трейстер, Денис Парамонов и другие
Где смотреть? Кинопоиск
После выхода первого сезона прошло два года, а внутри повествования целых три — Валера Лагунов (Пётр Натаров) вернулся из летнего лагеря «Буревестник» вампиром и теперь вынужден скрывать свою тайну от окружающих. Сейчас он комсомолец, носит красные кеды «Два мяча» и значок коммунистической партии. По лору красный цвет даёт вампирам защиту от лучей солнца, а заодно недвусмысленно намекает, что государство делает из людей пограничных существ — не живых и ни мёртвых, вынуждая пресмыкаться под солнцем партии и жить под давлением системы.
За физическим состоянием Валеры теперь заботливо и устало наблюдает Игорь Корзухин (Даниил Вершинин), бывший вожатый «Буревестника». А психологический комфорт подростка берёт в свои руки его первая любовь Анастасия (Мария Абрамова).
Из Праги в город возвращается вожатый «Буревестника» Александр Плоткин (Денис Парамонов), ставший важным партийным бюрократом — замсекретарём. Под руку с героем идёт его «трофейная» жена Вероника (Ангелина Стречина), давняя возлюбленная Игоря. За пару минут экранного времени, эта линия успевает вспомнить контекст их отношений, ввести в историю темы домашнего насилия, коррупции, а заодно закрутить интригу на весь сезон.
Быстрое взросление героев вынудило создателей сменить обстановку с летнего лагеря на школу — один институт контроля на другой. Линейка на первое сентября, буллинг, конфликты с учителями, вывоз школьников на сбор урожая.
В общем, всё как полагается, но без налёта приятной ностальгии — от школьной локации по телу скорее пойдёт неприятная дрожь, ведь для героев что ни день, то неприятное испытание на зрелость.
В духе сериала «Очень странные дела» (Stranger Things), второй сезон «Пищеблока» презентует новую героиню. Директриса в исполнении Равшаны Курковой знакомит класс с новенькой Ритой (Ксения Трейстер). Ещё чуть чуть и эпизод процитирует знаменитую сцену из «Сумерек», но Рита сразу представляется боевой девчонкой — далёкой от образа Беллы Свон, но пока совсем не близкой к скейтерше Макс из Stranger Things. Рита тут же замечает странности вокруг своего нового соседа по парте, Валеры, и любопытство заводит её слишком далеко.
События первой серии сталкивают героев с очередным сверх-злом в лице супервампира, что бродит по улицам и крышам города. Под подозрением находятся и новые, и старые персонажи, тем более былая камерность пионерского лагеря характерна и для условного провинциального города, где многие так или иначе заражены контролирующим тело и мысли вирусом системы.
Второй сезон «Пищеблока» написан и снят другими лицами. Первый являлся адаптацией одноимённого романа Алексея Иванова от хоррор-мейкера Святослава Подгаевского («Пансион»). Теперь за режиссуру взялся Эдуард Бордуков («На острие»), а за сценарий — Сергей Калужанов («Мёрзлая земля»). Новые авторы как будто более решительны в раскрытии критического потенциала проекта: идеологическое поле советского периода зловеще перекликается с современностью, наконец «главные монстры» обрели неприглядный окрас, а не только скромное упоминание и мелькание на фоне. В серии быстро угадывается едкая сатира, что образует странную смесь жути от встреч с двойниками персонажей из нашего мира и, неожиданно, юмора. Все расшифрованные отсылки и гиперболы заставят почувствовать укол реальности вместо укуса фантастики.
Но смогут ли авторы подружить мистическую линию с критикой — неясно, пускай «болевые точки» уже очерчены, есть риск, что эти заигрывания в смелые и понятные высказывания утонут в однообразии и предсказуемости. Или уступят место насущным для повествования проблемам любовных отношений и кризисам отрочества.
Несмотря на интригующую завязку нового сезона неровность атмосферы, присущая первому, всё же перебралась и сюда. Антураж времени выражен лишь в узнаваемой символике и атрибутах — тем, кто помнит советское подростковое остросоциальное кино («Ключ без права передачи», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Дорогая Елена Сергеевна», «Чучело» и другие) едва ли удастся узнать привычную для эпохи чувственность, принципы коммуникации, идеалы и духовные поиски героев. Взамен создатели постарались наполнить серию мраком и готичными локациями, эстетикой магического реализма, для которой характерно критическое смешение правдоподобия с потусторонними элементами. Получилось хорошо.
«Пищеблок» больше не романтизирует советский сеттинг. Колхозные поля и мода интеллигенции — лишь часть декораций и пространства, а не фетиш. Этот мир теперь предстаёт в качестве чуждой и неуютной материи, удобной площадки для безопасного разговора о реальном сеттинге современников сериала.