«Вот бы Настю Ивлееву в „Танки“!». Интервью с девушками из команды World of Tanks
— Чем вы занимаетесь в команде World of Tanks?
Светлана Демидович: Я работаю в компании QA-инженером. На старте различных проектов назначается ответственный тестировщик — обычно я выступаю в этой роли. Принимаю участие в проекте с самого начала до выхода в релиз той или иной фичи. Занимаюсь непосредственно тестированием, а также координацией работы других тестировщиков.
Я специализируюсь на тестировании высоконагруженных, сложных по архитектуре веб-сервисов. Стек технологий отличается от тестирования игры, но это важная ее часть, о которой, возможно, игроки не подозревают. Так, например, среди моих проектов — внутриигровой магазин, интерфейсы, подсчет статистики в ранговых боях и много чего еще.
Надежда Коновалова: В «Танках» я главная по мемам (смеется). Все новости и публикации в социальных сетях World of Tanks в русскоязычном сегменте проходят через меня, занимаюсь медиапланированием и координацией создания контента. Ну и всегда рада помочь коллегам со смежными задачами.
Татьяна Лукашевич: В компании я уже больше двух лет, и в мой круг обязанностей входит функциональное тестирование геймплейных фич. Через наш отдел проходят все новые игровые механики, а также обновление уже существующих.
Татьяна Гаврукович: Я руководитель дисциплины проектного управления в World of Tanks. В моем подчинении команды, ведущие разработку различных фич и проектов — в Минске, Праге, Киеве. Я отвечаю за подбор проектных менеджеров, их обучение, занимаюсь передачей им фидбэка после проекта, а также выстраиванием процессов разработки и коммуникационной дисциплины.
Софья Чебанова: Я руковожу командой исследователей-волшебников. Моя команда делает так, чтобы наши игроки были услышаны разработчиками. А чтобы добиться этого, мы приглашаем игроков в нашу лабораторию, где они могут увидеть новые игровые режимы и фичи раньше всех и затем поделиться своими впечатлениями и трудностями. Такими приятными и простыми действиями игроки помогают всей команде World of Tanks сделать финальную версию режима более интересной.
— А как много девушек работает в команде World of Tanks — если сравнивать с количеством мужчин? И если последних существенно больше, как вам работается в таком коллективе?
Светлана Демидович: На самом деле мне всегда нравилось работать в мужском коллективе. Когда я пришла в компанию, то в нашей команде на тот момент было всего две девушки. Честно говоря, с мужчинами мне проще — поддержать разговор о турбодизеле — не проблема, прикрутить полку — тоже. Люблю изучать так называемые мужские темы.
Татьяна Гаврукович: Работается хорошо. Мужчины всегда более рациональны и менее подвержены эмоциям. Это мне близко, потому что я считаю себя также четким, структурным, более логичным человеком.
Татьяна Лукашевич: Я работала в коллективах с различным соотношением парней и девушек. Успела поработать даже в силовых структурах. И скажу следующее: я себя прекрасно чувствую в мужском окружении. Да, вполне возможно, если захотите обсудить с коллегами, как вы ловко справились с пятном от вишневого сока на шелковой блузке или трансформацию образа Джен Эйр в романе Шарлотты Бронте, то к моменту, как вы договорите эту фразу, все коллеги, позевывая, разойдутся. Но мне нетрудно найти общие темы для нерабочих бесед с коллегами, поэтому дискомфорта я не испытываю.
Надежда Коновалова: Насколько я знаю, в минском офисе разработки World of Tanks 30% сотрудников — это девушки. Что же касается моего отдела, то мне с ним очень повезло — ребята меня берегут. Они очень крутые специалисты, мы легко находим общий язык уже почти пять лет, к ним всегда можно обратиться за помощью или советом, и наоборот: я также всегда им помогаю, когда они обращаются ко мне.
Софья Чебанова: Как и в большинстве IT-компаний, у нас мужчин раза в два больше, чем девушек, но меня спасает, что в моей команде все наоборот. Хотя мне с мужчинами проще договориться, чем с девушками.А девушки внимательны к деталям и проще осваивают все новое. Вот и получается, что в идеале нужен гендерный баланс.
— А вы сами играете в World of Tanks? А в другие игры — во что из последних крупных проектов играли?
Татьяна Лукашевич: До прихода в команду я играла больше в World of Tanks Blitz. Когда была студенткой, играла также в онлайн-RPG типа World of Warcraft и Lineage. В «Танках» больше люблю ивенты. Самый классный, на мой взгляд, — «Стальной охотник», я с самого начала участвовала в его разработке.
Светлана Демидович: С появлением компьютера я очень полюбила игры — мне нравится серия Fallout, люблю стратегии вроде Heroes of Might and Magic. Также очень зашла Syberia — первая, вторая, вот недавно прошла третью, люблю космический симулятор «Фрилансер». В принципе, я люблю разные игры, правда, не шутеры.
Надежда Коновалова: В World of Tanks в последнее время играю, когда нужно разобраться в новых механиках и проникнуться духом очередного игрового события. Обожаю «Новогоднее наступление» — когда погода не радует снегом, этот ивент очень помогает поддерживать праздничное настроение. Из крупных проектов на счету пара сотен часов Cyberpunk 2077 — мне он не показался таким плохим, как писали в интернете.
Софья Чебанова: В «Танки» я играю регулярно, но не очень много. Мне важно понимать, как игра изменяется, что сейчас волнует наших игроков, о чем они общаются в чатах. World of Tanks для меня — это и образ жизни, и большая ее часть.
А в остальное свободное время все-таки стараюсь больше двигаться и играть в настольные игры. За целый день устаешь от компьютера и телефона.
— А какой процент аудитории World of Tanks — девушки?
Надежда Коновалова: Насколько мне известно, 2% аудитории «Танков» — девушки. И главное, могу сказать наверняка — все барышни в World of Tanks с характером, потому что эта игра сложнее проектов, которые обычно записывают в интересы женской аудитории. Очень приятно видеть девушек в комментариях в наших соцсетях, читать их мнения и отвечать на вопросы.
Софья Чебанова: Процент девушек в «Танках» достаточно постоянный — 2%, и многие из них имеют хорошую стату.
— Как считаете, что следует изменить в World of Tanks, чтобы девушек в нее стало играть не меньше, чем мужчин?
Татьяна Лукашевич: Ничего! Если менять что-то кардинально, это уже не будут наши ламповые «Танки», которые любят столько людей по всему миру. Оставьте парням их уютный гаражик, нельзя нравиться всем в равной степени, и это нормально.
Светлана Демидович: А надо ли? Мне кажется, успех World of Tanks именно в том, что они были первыми среди онлайн-игр с таким сеттингом. Игроки нашли в них что-то свое и остаются с нами многие годы. Хотелось бы сохранить это. Здесь скорее речь не об изменениях, а о добавлении чего-то нового — новых режимов, ивентов. Хотя это в принципе и так происходит. Я лично предпочитаю PvE-бои, мне интереснее играть в команде против игры, поэтому любимым ивентом стал Хеллоуин. Но уверена, что большинство игроков приходит именно за PvP-боями.
Надежда Коновалова: А зачем менять? Девушкам, которые уже играют в «Танки», в ней и так все нравится. В прошлом году мы проводили опрос среди «танкисток» в соцсетях — больше половины состоят в кланах, играют с мужьями, общаются с друзьями из игры офлайн. И все они отлично проводят время именно в той игре, которой World of Tanks является сейчас.
Татьяна Гаврукович: Возможно, сделать больше танков с яркими, броскими стилями, эмблемами. Или добавить больше звездных женских экипажей — вот бы Настю Ивлееву и Тину Канделаки в «Танки», например (смеется)!
Софья Чебанова: Честно сказать, не вижу в этом смысла. «Танки» — это такой современный вариант гаража для мужчин, в который они уходят, для которого они покупают все самое нужное и где они общаются с другими мужиками. И это очень круто. Мне особенно нравится, когда отец играет в танки вместе с сыном. К нам в лабораторию один раз приходил мужчина со своей дочерью. Ей было лет 7, они играют в «Танки» вместе, причем она играет получше отца.
— Проводила ли Wargaming какие-нибудь исследования по поводу того, как относятся игроки-мужчины к игрокам противоположного пола непосредственно в самой игре? Что пишут в чатах, меняют ли каким-либо образом свое поведение на поле боя?
Софья Чебанова: Смутно помню, что проводили исследование девушек, которые играют в «Танки», но уже не помню ничего интересного оттуда.
По тому, что я вижу сама, в боях мужчины очень по-разному относятся в девушкам: кто-то берет над ними шефство и обучает их всему, что знает сам; кто-то прикрывает во время боя; кто-то хочет познакомиться поближе и в итоге делает предложение девушке-танкистке; кто-то, наоборот, относится пренебрежительно, потому как девушки, по его мнению, не могут уметь играть в «Танки»; а кому-то все равно.
Так что все примерно как в жизни по отношению к девушкам за рулем с поправкой на то, что ты не всегда можешь угадать, какого пола перед тобой игрок. Хотя знаю случаи, когда мужчины специально создавали «женские» ники, чтобы понять, каково это играть в «Танки» в женской образе, и наоборот.
— Не секрет, что в World of Tanks проходят самые разные ивенты, в том числе и те, что приурочены к 8 Марта. А кто их придумывает, создает и проводит? Неужели мужчины?
Татьяна Лукашевич: Если речь об игровых ивентах, то придумывает и создает их команда World of Tanks — именно в том гендерном составе, который есть. У нас нет отделов «делаем для девочек» и «шовинистов», которые бы отказались работать над ивентом, потому что он «женский» (во всяком случае не слышала о таком). В конце концов, половая принадлежность игрока никак не логируется, то есть ивент приурочен к празднику, но он для всех.
Светлана Демидович: А кто же нам дарит подарки на 8 Марта? Да-да, мужчины, и делают они это прекрасно (смеется). Так что и ивенты они придумывают и создают отличные.
Надежда Коновалова: Ну, откровенно говоря, подарки на праздники придумывать приходится и парням, и девушкам, и на качестве подарков это обычно не сказывается. А, как правило, ивенты и акции, посвященные праздникам, очень простые и приятные — игроки получают «плюшки» и заряд хорошего настроения, независимо от пола. Так что кто бы этим ни занимался, у них отлично выходит!
Татьяна Гаврукович: Вместе (смеется). В команде и девушки, и парни.
Софья Чебанова: Все игровые события, новые режимы создает команда, и в ней никто не делится по половому признаку. Иначе кому делать Новый год? Это же семейный праздник, неужели в разработке могут принимать участие только те, у кого есть семьи?!
— Уверен, что без девушек даже самая опытная команда мужчин не смогла бы создать настолько успешную игру как World of Tanks. Согласны с этим?
Татьяна Лукашевич: Команда — это в первую очередь совокупность профессионалов, качественно и с душой выполняющих свою работу. Несмотря на то что у нас есть девушки проектные менеджеры, это же совсем не значит, что они побивают плеткой разработчиков, гейм-дизайнеров, артовиков и так далее, чтобы те эффективнее работали (хотя кто знает…). Но как минимум есть доля правды в следующем: если на топовых позициях у нас есть девушки, а World of Tanks не сбавляет оборотов, значит, мы все делаем правильно.
Светлана Демидович: У меня такой мысли не возникало. Мне кажется, самое важное — это профессионализм и мотивация. Девушки могут разве что немного влиять на второе: мне коллеги высказывали, что приятнее работать в коллективе, где есть противоположный пол, когда тебя поздравляют с 23 Февраля.
Хотя, надо сказать, это всегда был квест для нас, как шести девушкам поздравить 80 парней (и это еще неплохое соотношение). Выкручивались как могли, чтобы порадовать, фотографировались на календари, заказывали магниты, рамки с танковой тематикой, готовили драники, угощали пиццей, мороженкой. Зато как приятно было потом получать на 8 Марта ответочку: фотосессию или покатушки на джипе по грязи (это мой любимый подарок).
Надежда Коновалова: Успех любого проекта зависит, прежде всего, от того, насколько грамотно налажены процессы и насколько хорошо взаимодействует между собой команда — пол в этом вопросе роли не играет. Но, само собой, очень много девушек приложили руку к успеху «Танков», и я рада быть одной из них.
Татьяна Гаврукович: Абсолютно согласна! Мы привносим ту самую заботу об игроке, чаще других, как мне кажется, задаем вопрос «А будет ли удобно и понятно игроку, если сделать вот так?», мы вдохновляем команду и оберегаем ее эмоциональное состояние. Ну и, что немаловажно, выступаем лучшими модераторами в жарких спорах серьезных мужчин.
Софья Чебанова: Успешную игру в первую очередь делает сплоченная, профессиональная и опытная команда, которая вся смотрит в одном направлении и в которой хорошо отстроены процессы и распределены роли. Девушки чаще занимают в команде роль тех, кто все склеивает, поддерживает и помогает все-таки дотащить задачи до конца. Возможно, это их сущность, а возможно, просто совпадение.