Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии

Денис Князев
«Max Payne 3 не имеет ничего общего с той самой Max Payne» — так встретили третью часть фанаты серии. Главный герой — лысый, нуара нет, заснеженный Нью-Йорк тоже куда-то пропал! Ладно, хоть жанр не изменили — это все еще экшен от третьего лица с возможностью замедлять время. Тем не менее спорили много — настолько мрачная и нуарная история контрастировала с солнечным бразильским сюжетом. В общем, поэтому Max Payne и стала первым героем нашей новой рубрики — «Во что превратилась». Ее цель — сравнить первую и последнюю части какой-нибудь игровой серии и поразмышлять о том, насколько сильно она изменилась. Погнали.

Ночной Нью-Йорк, крупные снежные хлопья, полицейская сирена и ухмылка на лице уставшего копа — все это вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о Max Payne. Сложно спорить с тем, что Remedy создала очень рельефный мир с запоминающимся настроением. И пусть этот мир построен на клише нуара и неонуара, он все равно отлично работает — причем не только из-за мрачной истории, комиксов и соответствующей музыки.

В первой Max Payne есть три других повествовательных элемента, которые действительно делают мир игры уникальным и живым. Во-первых, это мощные отсылки к скандинавской мифологии. Ну то есть сама по себе идея выстроить трагическую историю копа вокруг северных легенд звучит довольно дико, но когда видишь это в игре, проблем нет. Смотрится все органично, а события приобретают таинственность, которой не хватало бы в любой другой, обычной игре о полицейском, потерявшем семью. В Max Payne не просто какой-то там наркотик, а валькирин, который сводит с ума и высасывает жизнь. Не просто ночной клуб, а «Рагнарек», скандинавский конец света. Не просто лабораторный эксперимент, а проект «Вальгалла», результат которого — те самые наркоманы, ползающие по заснеженным улицам Нью-Йорка.

Во-вторых, огромную роль сыграла потрясающая работа с миром и его бэкграундом. Remedy никогда надолго не оставляет героя наедине с самим собой — рядом с ним почти всегда есть радио, из которого трещат новости об убийствах, газеты и журналы, раскрывающие то, что происходит за пределами вендетты, телефонные переговоры с таинственными незнакомцами и телевизоры, по которым и тут, и там передают вечно орущего Джима Бравуру. Мир Max Payne не замыкается на мести героя, он развивается сам по себе. И это, кстати, особенность не только первой игры Remedy — у них и в Alan Wake, и в Quantum Break то же самое.

Третий повествовательный элемент, благодаря которому игра вгрызается в память — высказывания самого Макса по любому поводу: про снег, смерть, адский холод, даже удачу, сравнимую с девкой, на которую не хватает наличных.

Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии | Канобу - Изображение 1

Все это делает из слабого бульварного сюжета мрачную, но в то же время притягательную историю, а ее героя превращает в непризнанного философа. В третьей части от этого остались только высказывания Макса, но они перестали быть нарративным инструментом и потому выглядят как попытка разнообразить рефлексию. Едкие фразы все еще смотрятся здорово и к месту, но не строят мир, они даже героя не формируют — они лишь время от времени вбрасывают про то, что все плохо. Окей, на наших глазах убивают людей — спасибо, Rockstar, что акцентировала на этом внимание еще и с помощью внутренних монологов постаревшего Макса.

Тем не менее солнечная Бразилия тоже отлично работает как сеттинг. Это все еще неонуар, такой же, как и в фильме «Драйв», например, все еще с понятной, хоть и не настолько однозначной мотивацией для главного героя, который теперь работает телохранителем и обязан отстреливать всех, кто близко подходит к его работодателям.

Другое дело, что создатели третьей игры ничем не заменили указанные выше повествовательные элементы. От двух они попросту избавились, а третий воссоздали не совсем так, как надо было. В результате из Max Payne 3 получилась та самая обычная, поверхностная история про копа, какой могла бы выйти и первая часть, если бы не удачная работа Remedy с миром. Да, при этом третья игра стала реалистичнее — никаких больше скандинавских мифов, только богачи в небоскребах, бедняки на улицах фавел, а где-то посредине — лысый Макс Пейн. Только я об этой реалистичности не просил. Вы просили?

Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии | Канобу - Изображение 2

В общем, я не объявляю сеттинг третьей части ересью — для меня он все еще работает, хоть и кажется куда менее удачным. В конце концов, мир, окружающий Макса Пейна — это только одна составляющая серии, а вторая — безупречный геймплей. К третьей части он тоже сильно изменился, но это не значит, что стал хуже — в Max Payne 3 он просто другой.

Каждая перестрелка в оригинале — это отдельная головоломка, для решения которой у вас есть архитектура уровня и огнестрельное оружие. Почти всегда вы замечаете врагов заранее, еще до того, как начнется пальба, или, если противники появляются внезапно, у вас обязательно есть возможность отойти за стену и выпрыгнуть из-за нее в рапиде. Нет ни укрытий, к которым можно «прилипнуть», ни бесконечных вражеских подкреплений, только условная арена, ограниченное количество противников и Макс, показывающий чудеса боевой хореографии. Вот так это выглядит в действии.

А вот так перестрелки выглядят в Max Payne 3.

Понятно, что я утрирую — специально подобрал настолько различающиеся по динамике отрывки, но мысль все равно остается прежней. К третьей части боевка стала как минимум наполовину позиционной — это когда вы просто встаете за укрытие и высовываетесь, чтобы настрелять хедшотов. Но есть момент: Rockstar удалось эту проблему отчасти решить благодаря сообразительному ИИ, которому позиционные перестрелки нравятся даже меньше, чем вам, и поэтому враги частенько пытаются обойти Макса и выбить его из-за укрытия. Так что хочешь или нет, но резво передвигаться по уровню, прыгая в стороны с замедлением времени, приходится — особенно на высоких уровнях сложности.

Отсутствие потрясающего и механически чистого ганфайтинга из первой части Max Payne 3 компенсирует еще и качеством спецэффектов. Третья часть выглядит и звучит гораздо круче оригинала. И я не про графику говорю, разумеется. Дело в анимациях, в том, как Макс реагирует на столкновения со стенами, в баллистике и предсмертных воплях врагов. Из-за резкой смены сеттинга на Rockstar, конечно, можно недобро взглянуть, но того, что она создала лучший шутер от третьего лица (после первой Max Payne), отрицать нельзя.

Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии | Канобу - Изображение 3

Я, признаться, никогда не разделял мнения о том, что Max Payne 3 — не Max Payne. Ведь ценность первой части в первую очередь заключается в идеальном геймплее, который даже спустя 17 лет работает как часы. В этом смысле третья игра уступает оригиналу совсем чуть-чуть — она заметно изменила подход к перестрелкам, но это у нее здорово получилось. Только работы с миром, на уровне Remedy, Max Payne 3 и не хватает, но с этим ничего уже не поделаешь — прежнего Макса Пейна, молодого и в гавайской рубахе, мы явно уже не увидим. До тех пор, пока не решим запустить первую часть.

Игры в материале
Теги
Комментарии (31)
Неизбежны были изменения, вот в чем суть. Третью игру подряд на одном и том же, так это не работает. Кроме того, показан контраст между молодым, когда он, хоть и потерял жену с ребенком, горел желанием мести, хоть какого то действа. И уже в возрасте, когда все во что он верил и желал защитить потеряно и полузабыто, он спился и стал обычным наемником, достающим ствол по контракту, за деньги. Так то бразильские фавелы более чем депресивны, а уж в контрасте с богатыми районами, с яхтами создается эффект эфемерности происходящего. Праздное богатство и медленное гниение в нищите. Просто тут поневоле сравнивается с первой частью, которая эталон. На фоне ее все непохожее на нее кажется плохим
Первая часть Макса это игровое искусство, у нее есть собственное лицо и свой характер - окружающий мир в ней буквально дышит. В её коде было буквально зашито нечто плотное и вместе с тем неосязаемое, пресловутая душа что-ли. Вторая часть тоже очень хороша, хоть и сильно отличается от первой, но все-же ощущается, что Ремеди понимали куда двигать вселенную. А третья часть великолепна геймплеем, но в ней очень плохой сценарий с незапоминающимися персонажами и плохой мотивацией главного героя. Хаузеры могут написать хороший сюжет (то же RDR тому подтверждение), однако здесь они даже не старались. Да, это все-еще нуар, пусть и в окружении бразильских фавелл, но это плохой нуар и еще более плохое продолжение культовой серии. Мне лично было легче представлять, что это несвязанная с прошлыми частями игра. Тогда она кажется отличным боевиком без особых претензий.
В плане геймплея к Max Payne 3 вопросов нет, но в плане сюжета, атмосферы, персонажей игра во всём проигрывает дилогии Remedy. Взять хотя бы преамбулу сюжета- коп в одиночку нанёсший колоссальный ущёрб Нью-Йорской мафию, уничтоживший не одну ОПГ, расправившейся с охраной крупной корпорации состоящий из бывших военных, бежит от какого завшивого мафиози в Бразилию. Также помимо упомянутого в материале налёта мистики из третьей части пропали приходы Макса – а ведь в первой части Max Payne это были весьма атмосферные уровни – первый комшмар был хоррор, а второй сюрреализмом с ломанием четвёртой стены. Таким образом у Rockstar получилась скорее своя Tropa de Elite, чем Max Payne 3, ведь если заменить Макса на другого персонажа то игра ни как не изменится. Видать надо было куда пристроить «завалявшуюся» с 2013 года франшизу, вот и выпустили третью часть.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE