Обновлено 15.10.2018

Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии

«Max Payne 3 не имеет ничего общего с той самой Max Payne» — так встретили третью часть фанаты серии. Главный герой — лысый, нуара нет, заснеженный Нью-Йорк тоже куда-то пропал! Ладно, хоть жанр не изменили — это все еще экшен от третьего лица с возможностью замедлять время. Тем не менее спорили много — настолько мрачная и нуарная история контрастировала с солнечным бразильским сюжетом. В общем, поэтому Max Payne и стала первым героем нашей новой рубрики — «Во что превратилась». Ее цель — сравнить первую и последнюю части какой-нибудь игровой серии и поразмышлять о том, насколько сильно она изменилась. Погнали.
«Max Payne 3 не имеет ничего общего с той самой Max Payne» — так встретили третью часть фанаты серии. Главный герой — лысый, нуара нет, заснеженный Нью-Йорк тоже куда-то пропал! Ладно, хоть жанр не изменили — это все еще экшен от третьего лица с возможностью замедлять время. Тем не менее спорили много — настолько мрачная и нуарная история контрастировала с солнечным бразильским сюжетом. В общем, поэтому Max Payne и стала первым героем нашей новой рубрики — «Во что превратилась». Ее цель — сравнить первую и последнюю части какой-нибудь игровой серии и поразмышлять о том, насколько сильно она изменилась. Погнали.

Ночной Нью-Йорк, крупные снежные хлопья, полицейская сирена и ухмылка на лице уставшего копа — все это вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о Max Payne. Сложно спорить с тем, что Remedy создала очень рельефный мир с запоминающимся настроением. И пусть этот мир построен на клише нуара и неонуара, он все равно отлично работает — причем не только из-за мрачной истории, комиксов и соответствующей музыки.

В первой Max Payne есть три других повествовательных элемента, которые действительно делают мир игры уникальным и живым. Во-первых, это мощные отсылки к скандинавской мифологии. Ну то есть сама по себе идея выстроить трагическую историю копа вокруг северных легенд звучит довольно дико, но когда видишь это в игре, проблем нет. Смотрится все органично, а события приобретают таинственность, которой не хватало бы в любой другой, обычной игре о полицейском, потерявшем семью. В Max Payne не просто какой-то там наркотик, а валькирин, который сводит с ума и высасывает жизнь. Не просто ночной клуб, а «Рагнарек», скандинавский конец света. Не просто лабораторный эксперимент, а проект «Вальгалла», результат которого — те самые наркоманы, ползающие по заснеженным улицам Нью-Йорка.

Во-вторых, огромную роль сыграла потрясающая работа с миром и его бэкграундом. Remedy никогда надолго не оставляет героя наедине с самим собой — рядом с ним почти всегда есть радио, из которого трещат новости об убийствах, газеты и журналы, раскрывающие то, что происходит за пределами вендетты, телефонные переговоры с таинственными незнакомцами и телевизоры, по которым и тут, и там передают вечно орущего Джима Бравуру. Мир Max Payne не замыкается на мести героя, он развивается сам по себе. И это, кстати, особенность не только первой игры Remedy — у них и в Alan Wake, и в Quantum Break то же самое.

Третий повествовательный элемент, благодаря которому игра вгрызается в память — высказывания самого Макса по любому поводу: про снег, смерть, адский холод, даже удачу, сравнимую с девкой, на которую не хватает наличных.

Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии - фото 1

Все это делает из слабого бульварного сюжета мрачную, но в то же время притягательную историю, а ее героя превращает в непризнанного философа. В третьей части от этого остались только высказывания Макса, но они перестали быть нарративным инструментом и потому выглядят как попытка разнообразить рефлексию. Едкие фразы все еще смотрятся здорово и к месту, но не строят мир, они даже героя не формируют — они лишь время от времени вбрасывают про то, что все плохо. Окей, на наших глазах убивают людей — спасибо, Rockstar, что акцентировала на этом внимание еще и с помощью внутренних монологов постаревшего Макса.

Тем не менее солнечная Бразилия тоже отлично работает как сеттинг. Это все еще неонуар, такой же, как и в фильме «Драйв», например, все еще с понятной, хоть и не настолько однозначной мотивацией для главного героя, который теперь работает телохранителем и обязан отстреливать всех, кто близко подходит к его работодателям.

Другое дело, что создатели третьей игры ничем не заменили указанные выше повествовательные элементы. От двух они попросту избавились, а третий воссоздали не совсем так, как надо было. В результате из Max Payne 3 получилась та самая обычная, поверхностная история про копа, какой могла бы выйти и первая часть, если бы не удачная работа Remedy с миром. Да, при этом третья игра стала реалистичнее — никаких больше скандинавских мифов, только богачи в небоскребах, бедняки на улицах фавел, а где-то посредине — лысый Макс Пейн. Только я об этой реалистичности не просил. Вы просили?

Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии - фото 2

В общем, я не объявляю сеттинг третьей части ересью — для меня он все еще работает, хоть и кажется куда менее удачным. В конце концов, мир, окружающий Макса Пейна — это только одна составляющая серии, а вторая — безупречный геймплей. К третьей части он тоже сильно изменился, но это не значит, что стал хуже — в Max Payne 3 он просто другой.

Каждая перестрелка в оригинале — это отдельная головоломка, для решения которой у вас есть архитектура уровня и огнестрельное оружие. Почти всегда вы замечаете врагов заранее, еще до того, как начнется пальба, или, если противники появляются внезапно, у вас обязательно есть возможность отойти за стену и выпрыгнуть из-за нее в рапиде. Нет ни укрытий, к которым можно «прилипнуть», ни бесконечных вражеских подкреплений, только условная арена, ограниченное количество противников и Макс, показывающий чудеса боевой хореографии. Вот так это выглядит в действии.

А вот так перестрелки выглядят в Max Payne 3.

Понятно, что я утрирую — специально подобрал настолько различающиеся по динамике отрывки, но мысль все равно остается прежней. К третьей части боевка стала как минимум наполовину позиционной — это когда вы просто встаете за укрытие и высовываетесь, чтобы настрелять хедшотов. Но есть момент: Rockstar удалось эту проблему отчасти решить благодаря сообразительному ИИ, которому позиционные перестрелки нравятся даже меньше, чем вам, и поэтому враги частенько пытаются обойти Макса и выбить его из-за укрытия. Так что хочешь или нет, но резво передвигаться по уровню, прыгая в стороны с замедлением времени, приходится — особенно на высоких уровнях сложности.

Отсутствие потрясающего и механически чистого ганфайтинга из первой части Max Payne 3 компенсирует еще и качеством спецэффектов. Третья часть выглядит и звучит гораздо круче оригинала. И я не про графику говорю, разумеется. Дело в анимациях, в том, как Макс реагирует на столкновения со стенами, в баллистике и предсмертных воплях врагов. Из-за резкой смены сеттинга на Rockstar, конечно, можно недобро взглянуть, но того, что она создала лучший шутер от третьего лица (после первой Max Payne), отрицать нельзя.

Во что превратилась Max Payne — сравниваем первую и третью части серии - фото 3

Я, признаться, никогда не разделял мнения о том, что Max Payne 3 — не Max Payne. Ведь ценность первой части в первую очередь заключается в идеальном геймплее, который даже спустя 17 лет работает как часы. В этом смысле третья игра уступает оригиналу совсем чуть-чуть — она заметно изменила подход к перестрелкам, но это у нее здорово получилось. Только работы с миром, на уровне Remedy, Max Payne 3 и не хватает, но с этим ничего уже не поделаешь — прежнего Макса Пейна, молодого и в гавайской рубахе, мы явно уже не увидим. До тех пор, пока не решим запустить первую часть.

Сохранить
Greenmorkobka
Greenmorkobka
Неизбежны были изменения, вот в чем суть. Третью игру подряд на одном и том же, так это не работает. Кроме того, показан контраст между молодым, когда он, хоть и потерял жену с ребенком, горел желанием мести, хоть какого то действа. И уже в возрасте, когда все во что он верил и желал защитить потеряно и полузабыто, он спился и стал обычным наемником, достающим ствол по контракту, за деньги. Так то бразильские фавелы более чем депресивны, а уж в контрасте с богатыми районами, с яхтами создается эффект эфемерности происходящего. Праздное богатство и медленное гниение в нищите. Просто тут поневоле сравнивается с первой частью, которая эталон. На фоне ее все непохожее на нее кажется плохим
solidstake
solidstake
Хорошая статья. Спасибо. Но всё же хотелось бы, чтобы все, или самые важные части серии рассматривались в данной рубрике.) Тем более трилогия - работали ли те же элементы из первой части во второй, или же уже тогда сами создатели серии отошли от исходных принципов. У меня, как поклонника серии, мнение на этот счёт есть, но всё же.
Алексей Абрамов.2up5z
Алексей Абрамов.2up5z
Первая часть Макса это игровое искусство, у нее есть собственное лицо и свой характер - окружающий мир в ней буквально дышит. В её коде было буквально зашито нечто плотное и вместе с тем неосязаемое, пресловутая душа что-ли. Вторая часть тоже очень хороша, хоть и сильно отличается от первой, но все-же ощущается, что Ремеди понимали куда двигать вселенную. А третья часть великолепна геймплеем, но в ней очень плохой сценарий с незапоминающимися персонажами и плохой мотивацией главного героя. Хаузеры могут написать хороший сюжет (то же RDR тому подтверждение), однако здесь они даже не старались. Да, это все-еще нуар, пусть и в окружении бразильских фавелл, но это плохой нуар и еще более плохое продолжение культовой серии. Мне лично было легче представлять, что это несвязанная с прошлыми частями игра. Тогда она кажется отличным боевиком без особых претензий.
The XOF
The XOF
В плане геймплея к Max Payne 3 вопросов нет, но в плане сюжета, атмосферы, персонажей игра во всём проигрывает дилогии Remedy. Взять хотя бы преамбулу сюжета- коп в одиночку нанёсший колоссальный ущёрб Нью-Йорской мафию, уничтоживший не одну ОПГ, расправившейся с охраной крупной корпорации состоящий из бывших военных, бежит от какого завшивого мафиози в Бразилию. Также помимо упомянутого в материале налёта мистики из третьей части пропали приходы Макса – а ведь в первой части Max Payne это были весьма атмосферные уровни – первый комшмар был хоррор, а второй сюрреализмом с ломанием четвёртой стены. Таким образом у Rockstar получилась скорее своя Tropa de Elite, чем Max Payne 3, ведь если заменить Макса на другого персонажа то игра ни как не изменится. Видать надо было куда пристроить «завалявшуюся» с 2013 года франшизу, вот и выпустили третью часть.
whereismysheep
whereismysheep
Комментарий был удален
Лев Макридичев
Лев Макридичев
Главный косяк 3ей части - это её движок. Все люди в игре "широкие". Практически жирные.
laren
laren
Я вообще продолжаю считать, что сюжетно, 1 пейн- законченное произведение и сиквелы(хоть они и по своему хороши) были не очень то и нужны xD
mel1190
mel1190
Меня больше интересует что случилось с Remedy, которые умели рассказывать не прямо-таки внятные, но вполне уж точно захватывающие истории. Alan Wake вряд ли такой назвать можно, как и Quantum Break
Gabe_Newell
Gabe_Newell
Согласен с автором статьи во всём, но добавил бы, что в третьей части для меня (и не только, думаю) несомненным плюсом является разнообразие локаций. В середине игры есть часть в фавелах, три уровня сюжетно подряд, которые разбавляются флешбеками, и это идёт сильно на пользу. Плюс, имеется развитие героя, которое отображается и на внешнем виде. Макс ведь не сразу лысый и бородатый! В тех же флешбеках он предстаёт ещё почти таким же, каким был в двух предыдущих частях. А уж про внутренние изменения и говорить нечего: из вечно ноющего циника-алкаша Макс проходит трудный путь до завязавшего циника с новой целью в жизни. Такое развитие персонажа дорогого стоит! И в этом смысле третья часть заметно выигрвает у первой, в которой главный герой, как в настоящих комиксах, психологически всегда сохраняет статус-кво.
MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28
Лучший шутер от третьего лица (после первой Max Payne) это второй Max Payne. И то, я бы поставил вторую часть выше.
aka_poroh
aka_poroh
Хорошая тема для статей: Мафия, Масс Эффект... Разрабы в погоне за прибылью начинают выпускать непроработанный шлак, и это очень-очень грустно.
EvilPartisan
EvilPartisan
Хоть кто-то считает как и я, что первый Макс - лучший.
Дмитрий Соколов.u.wf7
Дмитрий Соколов.u.wf7
Комментарий был удален
Дмитрий Соколов.u.wf7
Дмитрий Соколов.u.wf7
Комментарий был удален
Дмитрий Соколов.u.wf7
Дмитрий Соколов.u.wf7
Комментарий был удален
Dimas Cascader
Dimas Cascader
ну вы серьезно: " та самая обычная, поверхностная история про копа, какой могла бы выйти и первая часть, если бы не удачная работа Remedy с миром. " ??? В первой части во главе угла банальная месть, в третьей примерно в середине игры макс проиграл и работодател мертв, можно идти домой, но он не ушел. в третьей части макс впервые выступает как герой, а не банальный мститетль или как во второй части, где вообще не очень понятно нафига он все это делает. Наоборот впервые мотивация Макса лежит не на поверхности, а сокрыта в поколеченной душе где-то глубже чем "ЖЕНУ УБИЛИ". Ну что за однобокий взгляд, причем так категорично высказан) по моему мнению, третий Макс как персонаж и как история интереснее чем предыдущии максы. Про атмосферу - это все такое фанбойство. А про перестрелки ну совсем уже. если играть выше второй сложности в первого макса - это будет булет тайм и прыжки туда сюда. Надо признать что играется приятнее третий макс, и история подается в третьем максе куда лучше чем в первых двух. Одно верно, старого макса больше нет) Надо смириться