«Властелин колец»: 32 года в игровой индустрии
1980-е
Первая игра по книгам Джона Р. Р. Толкина появилась задолго до того, как Питер Джексон приступил к работе над кинотрилогией «Властелин колец». The Hobbit вышла в 1982 году на 8-битных компьютерах. Эту текстовую адвенчуру с угловатыми иллюстрациями разработала студия Beam Software. За основу, как несложно догадаться, она взяла повесть «Хоббит, или Туда и обратно», напечатанную в 1937 году.
После Beam Software выпустила еще три игры: The Lord of the Rings: Game One (1985, в Северной Америке известна как The Fellowship of the Ring: A Software Adventure), The Shadows of Mordor: Game Two of Lord of the Rings (1987) и The Crack of Doom (1989). Но повторить успех оригинала им так и не удалось. Игроки жаловались на разного рода упрощения и дурацкие головоломки.
В 1988 году, в перерыве между адвенчурами, Beam Software выпустила стратегию в реальном времени под названием War in Middle-earth. Критики назвали ее средней. И это, судя по всему, сказалось на дальнейшей деятельности студии. Ни одной игры по «Властелину колец» она больше не произвела.
1990-е
С 1990 года игры по «Властелину колец» начали производить другие компании. В их числе – гиганты Interplay и Electronic Arts.
В 1990 на DOS и других платформах выходит адаптация «Братства кольца» в виде ролевой игры под названием J.R.R. Tolkien’s The Lord of the Rings, Vol. I (на SNES в 1994). Через два года Interplay выпускает продолжение – J.R.R. Tolkien’s The Lord of the Rings, Vol. II: The Two Towers. В целом, игры получились удачными. Единственное, что не понравилось критикам, так это беспрекословное следование за первоисточником. Ни первая, ни вторая часть не покидали границ, установленных книгами.
В 1991 Konami в сотрудничестве с Mirrorsoft выпускает на персональных компьютерах Riders of Rohan. Новая стратегия во многом повторяет War in Middle-earth. Но местом действия, как видно из названия, разработчики выбрали не все Средиземье, а только Рохан, которому угрожает войско Сарумана.
XXI век
В 2002 году серию The Lord of the Rings перезапустили. Vivendi Universal Games презентовала приключенческий экшен @Lord of the rings: the The Fellowship of the Ring для MS Windows, PlayStation 2, Xbox и Game Boy Advance. Несмотря на то, что игра вышла в период бума «Властелина колец» Питера Джексона, она была основана на книге, а не на фильме.
Вторую часть Vivendi так и не выпустила. Сделала это Electronic Arts, причем сразу же после выхода The Fellowship of the Ring. The Two Towers, использовавшая в качестве фундамента киноверсию «Двух Башен», вышла только на консолях. Невероятно популярная, в 2002-2003 годах она стала одной из самых продаваемых игр. Критикам нравилось в этой игре почти все: от боевой системы до кинематографических вставок, плавно перетекающих в игровой процесс.
The Lord of the Rings: The Return of the King, также основанная на фильме и вышедшая в октябре 2003, смогла не только повторить успех своей предшественницы, но и превзойти ее. Многие аспекты игры значительно улучшились, появились новые герои и мультиплеер. Нарекания к себе вызвала лишь камера. Но и с этим многие справились, окрестив The Return of the King современной версией Gauntlet.
Одновременно с игрой по третьему фильму Питера Джексона в продажу поступила The Lord of the Rings: War of the Ring, стратегия в реальном времени, разработанная студией Liquid Entertainment и изданная компанией Sierra Entertainment. Игра получилась средней и на сайтах-агрегаторах типа Metacritic больше 70 баллов так и не набрала. Критики, в большинстве своем, считали War of the Ring слишком простой и не советовали опытным стратегам браться за нее.
Но в запасе у Sierra была еще одна игра – The Hobbit. Вышла она в ноябре все того же 2003 года. На персональных компьютерах и домашних консолях The Hobbit больше походила на ролевой экшен. А на портативной Game Boy Advance выглядела как типичный платформер. Поклонникам творчества Толкина игра пришлась по душе. А вот критики снова были недовольны. Пожалуй, единственное, что им понравилось, так это музыкальное сопровождение, написанное Родом Абернети и Дэйвом Адамсом и исполненное симфоническим оркестром Northwest Sinfonia.
В 2004 Electronic Arts порадовала нас сразу двумя играми. В ролевой The Lord of the Rings: The Third Age игрок знакомится с Беретором, капитаном Стражей Цитадели, отправившимся на поиски Боромира. Мнения относительно этой игры разделились: одни хвалили ее за боевую систему а-ля Final Fantasy, другие, наоборот, ругали. Но The Third Age все же добилась успеха. В период праздников она расходилась как горячие пирожки.
Но вот за что фанаты «Властелина колец» действительно благодарны EA, так это за стратегию Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth. Игра получила несколько престижных наград и сформировала вокруг себя целое сообщество.
Electronic Arts решила закрепить успех и отправилась к Tolkien Enterprises (теперь Middle-earth Enterprises) за правами на использование в своих играх не только фильмов, но и книг. Саул Заенц, в то время фактически владевший «Властелином Колец» и «Хоббитом», согласился. И Electronic Arts тут же анонсировала две игры: The Lord of the Rings: Tactics для PlayStation Portable и Lord of the Rings: The Battle for Middle-Earth II.
Вторая часть популярной стратегии вышла через два года после первой и была гораздо ближе к первоисточнику. Это сказалось как на оценках критиков, так и на продажах. Чуть позже EA выпустила дополнение: The Rise of the Witch-king добавила в игру новую сюжетную кампанию.
В 2007 году Turbine, Inc. запустила The Lord Of The Rings Online: Shadow of Angmar. Новая MMORPG быстро обзавелась армией поклонников, которые хранят ей верность по сей день. За семь с половиной лет разработчик выпустил пять масштабных дополнений: Mines of Moria (2008), Siege of Mirkwood (2009), Rise of Isengard (2011), Riders of Rohan (2012) и Helm’s Deep (2013). В 2010 NPD Group поставила LOTRO на третью строчку в списке самых популярных MMORPG. В этом же году Turbine, Inc. объявила о переводе игры на условно-бесплатную модель распространения.
Современная история «Властелина колец» в играх начинается с весьма посредственной The Lord of the Rings: Conquest, вышедшей на PC, PS3, Xbox 360 и DS в 2009 году. Несмотря на громкие заявления издателя, игра получилась скучной. Pandemic Studios разработала экшен, в котором не было ни грамма эпичности, присущей фильмам и книгам. За что и поплатилась. Conquest стала последней игрой по «Властелину колец» от Electronic Arts.
В 2009 году игровой «Властелин колец» перешел в руки Warner Bros. Interactive Entertainment. Новый правообладатель не стал терять время и в 2010 выпустил Lord of the Rings: Aragorn’s Quest, кооперативный приключенческий экшен для домашних и портативных консолей. Критики оценили его как «чуть выше среднего». И именно это, судя по всему, стало причиной, по которой WBIE решила продолжить свои эксперименты над вселенной LOTR.
Первый эксперимент предстал перед владельцами PlayStation 3 и Xbox 360 в декабре 2012 года. По сути, Guardians of Middle-earth ничем не отличается от других MOBA-игр. Те же две команды – по пять игроков в каждой, те же цели – уничтожить базу противника. Но ввиду отсутствия конкурентов Guardians of Middle-earth до сих пор пользуется спросом среди владельцев домашних консолей. На PC ей повезло гораздо меньше. Разработчики долго не могли стабилизировать соединение, и игроки быстро вернулись в свои любимые «лолы» и «доты».
А вот второй эксперимент 2012 года под названием Lego The Lord of the Rings можно считать удачным. Опыт Traveller’s Tales в «окубивании» популярных брендов дал о себе знать. Об игре положительно отзывались не только игроки, но и критики. И выход продолжения был лишь вопросом времени.
LEGO The Hobbit вышла через пять месяцев. И этого для создания по-настоящему качественной игры явно было недостаточно. Критики похвалили «Хоббита» за внешний вид и юмор. Но отругали за сюжет.
Под третий фильм – «Хоббит: Битва пяти воинств» –Traveller’s Tales отдельную игру делать не будет. Его события воплотятся в DLC. Но это еще не значит, что студия больше не притронется к «Властелину колец».
Анонсированная в ноябре прошлого года, Middle-earth: Shadow of Mordor тоже стала своего рода экспериментом. Потому что события книг или фильмов она не пересказывает. Но именно этого, как мне кажется, мы все так долго ждали: совершенно новой истории, совершенно нового героя и по-настоящему захватывающих сражений.
Middle-earth: Shadow of Mordor вышла в Steam только вчера и уже стала лидером продаж. Западные сайты, получившие ранний доступ к игре, пестрят хвалебными рецензиями. Думается, результатом Warner Bros. осталась довольна. Но сможет ли издатель превратить Monolith Productions в еще одну Rocksteady, а Middle-earth – в оригинальную серию, покажет лишь время.