«Власть» — плутовской фильм о Дике Чейни, в котором Кристиан Бэйл набрал вес и нацелился на «Оскар»
Общая картина в Vice строится при помощи приемов в духе документального фильма, но в целом это именно приключенческое кино — захватывающая история восхождения к власти тихого человека, воплощающего в жизнь далеко идущие планы, пока все остальные говорят.
Собственно, план Чейни строился на теории унитарного правления, то есть абсолютной власти — той самой, о которой говорил канцлер Палпатин в «Звездных войнах». Кстати, в фильме Чейни сравнили с другим спорным государственным деятелем, Галактусом — Пожирателем миров из комиксов Marvel. В руках вице-президента оказались и экономика, и армия, и внешняя политика. Как же так вышло?
Если и дальше проводить параллели между Диком Чейни и вымышленными героями, то окажется, что он схож еще и с Остапом Бендером: такой же комбинатор, планировщик и аферист.
Наиболее ярко это раскрывается в фирменных маккеевских монтажах-объяснялках в стиле «Игры на понижение». Например, в Vice показана метафора о политике и рыбалке: всегда есть удильщик, приманка и рыба. Во времена Чейни у власти рыбой был Джордж Буш-младший. Во время их диалога используется параллельный монтаж и мы буквально видим, как президент глотает наживку, а Чейни умело подсекает рыбу.
Сам Чейни показан как умелый аферист, а фильм исполнен в стилистике классических картин-ограблений и картин-афер в духе «11 друзей Оушена» или The Sting. Здесь вам и динамичный клиповый монтаж, и сбор команды, и разработка плана на большой карте, и достижение цели всеми «сравнительно честными» способами. Те сцены, где Дик Чейни и его приближенные проникают во все сферы управления Соединенными Штатами, больше всего напоминает ограбление ювелирной лавки из «Большого куша».
А когда происходят события 11 сентября 2001 года, то лента начинает выглядеть так, будто Квентин Тарантино написал и снял «Омерзительную G8», донося через диалоги политическую сатиру.
Запрещены пытки? Да нет, «Женевскую конвенцию» можно интерпретировать. Так, сотрудник Министерства юстиции США Джон Ю написал «Меморандум о пытках», который менял понятие слова «пытка», развязывая руки ЦРУ (пытки водой, замкнутым пространством, собаками и многим другим). Интерпретировать также удалось и международное, и конституционное право. При использовании термина «вражеский боец» солдаты противника не считаются военнопленными или преступниками, а это значит, что они не защищены законом, и делать с ними можно, что угодно.
Авторы подали зрителю все эти сухие факты, как полагается, за ужином. Все интерпретации герои читали из ресторанного меню, сидя за столом и улыбаясь от собственной гениальности, благодаря чему темп повествования не проседает, а лента становится еще более стильной.
Если вас не интересуют махинации с законами, то «Власть» показывает классический путь героя. Сначала Чейни — неудачник, отчисленный из университета за пьянство, потом он берет себя в руки ради семьи и попадает в администрацию Президента, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, где на каждой ступеньке он убивает все новых и новых минотавров, пока не достигает конечной цели.
К собственной цели режиссер подошел совсем близко — картину номинировали на «Оскар», что, как по мне, абсолютно заслуженно. Я давно не встречал фильмов, рассказывающих о подобных проблемах так, чтобы это было интересно. Не показывая политические дебаты напрямую и не злоупотребляя черным юмором, а создавая цепляющую историю с неоднозначными персонажами. Как, например, в «Уолл-стрит» Оливера Стоуна и «РобоКопе» Пола Верховена. В этих фильмах тоже раскрывалась политика США о частных компаниях, дающая им огромную власть, позволяющую не считаться с законами, где каждый член корпорации циничен и хладнокровен.
Вы наверняка слышали о том, как для роли Дика Чейни изменился Кристиан Бэйл. Король метаморфоз набрал двадцать килограмм, а к церемонии вручения «Золотого глобуса» уже успел похудеть обратно. И он действительно хорош в этой роли: ему удалось совместить образ молчаливого и амбициозного человека с комедией, не выставляя своего персонажа идиотом.
Напротив — он смог показать холодного стратега, у которого, несмотря на всю грязь (перехват бумаг, подтасовку фактов, выставление желаемого за действительное), есть семья и то, ради чего жить и что терять. Но не только Бэйл здесь звезда. Стив Карелл, сыгравший Дональда Рамсфелда — главу министерства обороны и наставника Чейни, всегда для меня был больше комедийным актером. Но во «Власти» он отыграл образ едкого, наглого и самоуверенного человека, с годами теряющего хватку.
Зритель наглядно видит, как ученик превосходит учителя.
Главный урок картины: за власть всегда сражаются, ее всегда хотят отнять, и за нее всегда нужно расплачиваться. Войной в Ираке, сложными решениями, последствия которых создают еще большее зло, и, конечно, любимыми людьми. Создатели фильма наглядно показали, как этой власти добиваются и к чему она приводит. Возможно, что через историю о «самом загадочном человеке в правительстве США» авторы хотели намекнуть, что демократия — это тот же тоталитаризм в более яркой обертке.
Бэйл, конечно, безумец. Уже который фильм вытворяет ад со своим телом.