Впечатления от моего первого пресс-тура: студия GOG и CD Projekt RED
Никто из журналистов в пресс-туре не опоздал на самолет, не потерялся в городе, не просидел сутки на таможне в комнате для допросов, не напился и не полез в драку. В общем, если честно, рассказывать абсолютно не о чем. Фотографии вышли средними, ярких моментов было немного, поэтому от безысходности я буду рассказывать о еде.
CD Projekt пригласили «Канобу» наряду с другими изданиями к себе в головной офис, чтобы рассказать про локализацию сервиса и дать возможность пообщаться с RED-командой по поводу «Ведьмака».
Из редакции лететь выпало именно мне, так как я семь лет проработал игровым сценаристом и хотел пообщаться конкретно с Марчином Блахой на тему особенностей работы с таким огромным нарративным полотном. Ну и еще потому, что ни у кого из желающих в редакции больше не оказалось Шенгена.
Встречаемся и долетаем без приключений, а вот на паспорт контроле встаем намертво. Нас угораздило выбрать очередь к самой дотошной полячке, которая трясет всех с тщанием, заслуживающим лучшего применения. Я маюсь от недосыпа, коллеги живо обсуждают Bloodborne.
Региональные версии GOG уже были запущены во Франции и Германии, и поляки признались, что с Россией и ее бизнесом, бессмысленным и беспощадным, приходится тяжелее всего.
Бросив вещи в отеле, мы бредем в старый город, пытаясь выжать максимум духовной пищи из короткого визита.
Варшава производит смешанное впечатление, вызывая в памяти куски абсолютно разных городов. Налево посмотришь – Антверпен, направо – Дубровник, споткнешься – как дома.
Есть мы в результате садимся прямо на центральной площади. В меню все разыскивают местные блюда, только один заказывает себе к пиву еще пива.
Я заказываю кабанину и ожидаю сочащееся кровью мохнатое вепрево колено, огромное, как у духа леса из «Принцессы Мононоке», жесткое и жилистое, как икра прапорщика.
Какая хорошая погода, отмечает кто-то.
Наслаждаясь умеренно теплым солнцем, коллеги живо обсуждают Bloodborne. Как тому студенту-биологу, что из всего экзамена знал только билет про блоху, мне остается лишь ждать пока разговор перейдет на кино. Разговор переходит на мобильные телефоны. Вспоминая свою недавнюю заметку о перепрошивке андроид-фонов под Windows 10, готовлюсь бросить в беседу свой единственный мелкий козырь.
Прибывает мой кабанчик в виде мелконарезанных кубиков с подливой – мягкий и нежный, как объятья раздобревшей бабушки. С сожалением вспоминаю мясо страуса – то, по крайней мере, обладало экзотическим вкусом и жесткостью протоптанной подошвы.
С неизбежностью, с которой любой линк-серф Википедии приводит на страницу «Философия», беседа возвращается к погоде. Старательно наслаждаемся перерывом на настоящую весну, сильно контрастирующую с пиратской заснеженной версией, в которую нам вскоре предстоит вернуться, и направляемся обратно в отель.
Перед сном звоню жене, проговариваю кучу денег, запоздало осознаю, что дешевле было позвонить в местный секс по телефону.
Утром мы отправляемся в офис CD Projekt, где под одной крышей трудятся компании GOG и CD Projekt RED, входящие в одну группу - CD Projekt S.A… Прямо на пороге нас встречает статуя Геральта в полный рост, стена с наградами, а также обложками Playboy с Трисс.
Сотрудники компании улыбаются – милые девочки, довольные мальчики – но чем дальше уходишь от столовой, тем суровее и сосредоточеннее становятся лица.
Любой фотограф скажет вам, что акцентирование цветом – это безвкусица. Костыль для тех, кто не смог сконцентрировать внимание зрителя на нужном объекте с помощью постановки или композиционного решения. И уж тем более незрело обыгрывать с помощью этого дешевого приема название студии. Скажет и будет абсолютно прав.
Нас ведут по офису GOG (помещения RED команды находились на втором этаже, их мы, к сожалению, посмотреть не успели, поэтому из создателей “Ведьмака” на фото один Марчин, которого я снимал для интервью). Сотрудники улыбаются – милые девочки, довольные мальчики – но чем дальше уходишь от столовой, тем суровее и сосредоточеннее становятся лица.
После тура спрашиваю у сотрудников про Cyberpunk, подмигивая, мол, off the record, шепотом, как будто пытаюсь затариться кислотой.
Общительный биздев сменяется мрачными кодерами и тестерами, не отрывающимися от экранов, даже когда я слеплю их вспышкой – гранит, а не люди.
Несмотря на то, что помещение завешано веселенькими постерами и плюшевыми крабами, а на столах стоят куб из Portal и Дарт Вейдер с кактусом в руках, обстановка все равно давящая. Очень хочется работать. Желательно – руками.
В самом последней комнате, в углу, с терпеливостью пит-босса нас поджидает человек по имени Джудас, Иуда. В царстве сосредоточенности и молчания он смотрится безумным джокером. Перехватив инициативу у нашего гида, он начинает травить байки на отличном английском, шутить и всячески разряжать обстановку.
Иуду взяли в GOG прямо из комьюнити, когда-то он разводил активность на форуме, потом попал внутрь. Он рассказывает, что для некоторых старых игр, которые они решают взять в каталог, не осталось исходников даже у самих разработчиков и поэтому зачастую им приходиться скупать диски с играми на eBay и работать с этими версиями.
GOG тестируют игры, устраняют несовместимости с современными системами и железом. С эмуляторами приходится работать так часто, что с Dosbox поляки уже успели наладить тесное сотрудничество.
Часто используются патчи и моды, созданные фанатами. Те чаще всего оказываются рады поделиться своими наработками. Тот же System Shock 2 фанатам пришлось переносить на новый движок. Были и случаи, когда они помогали разыскать правообладателя, пропавшего с радаров.
Несмотря на то, что в GOG добавились современные релизы и название Good Old Games потеряло свою актуальность, поляки по-прежнему стараются донести самые ценные классические экспонаты как до ностальгирующих олдфагов, так и до молодой поросли, не нюхавшей запаха энергетических ячеек BFG по утрам.
Лично мне бродить по каталогу страшно, так и тянутся руки к похитившим юность NWN, «Корсарам», Dangerous Dave. Уходить в ностальгический запой опасно, возвращаться к работе потом будет непросто, поэтому я стараюсь поскорее закрыть сайт, пока чего-нибудь не нахватал.
Только на днях видел в магазине диск «S.T.A.L.K.E.R. Крым наш!» с Няш-мяш на обложке.
Поляки понравились мне прежде всего своим человеческим отношением к пользователям. И дело не только в отсутствии DRM-защиты, возможности откатывать версии патчей до любой стадии, отсутствии регионального лока и прочих гадостей. Оно проявляется во всех аспектах работы с комьюнити.
На форуме есть вишлист, где можно голосовать за игры, которые фанаты хотят увидеть в каталоге. Существует подстраховка от импульсивных покупок – купил игру, но так и не запустил ни разу за 30 дней – можешь вернуть обратно.
Случился глюк, позволивший людям набрать себе игр бесплатно – отбирать не стали. Мол, наш косяк, хотите – можете вернуть, не хотите – можете оставить. Из-за этого непривычно человечного подхода многие реально вернули набранные под шумок игры.
Вообще их политика «короткого хвоста», то есть качества, а не количества, не может не радовать. Беды «длинного хвоста» хорошо видны на примере AppStore – захламленный каталог, огромное количество клонов, фейков и просто халтурно сделанных игр. Несмотря на то, что каталог GOG содержит куда меньше игр, чем Steam, работают над ним вдвое больше людей – 70 против 35, каждой игре достается куда больше внимания.
Помимо совместной работы над ошибками, GOG иногда консультирует разработчиков, дает советы по тому, как можно улучшить или развить игру, что тоже редко встречается в индустрии.
Мне было интересно, станет ли GOG предлагать некие топы рекомендаций, учитывая, что они играли во все игры, которые выпускают и могут судить о том, что заслуживает внимания игрока в первую очередь в том или ином жанре. Выяснилось, что на самом сайте будут доступны рекомендации от сторонних критиков – к примеру, миксы от моего любимого Тотал Бискита. Рекомендации же сотрудников GOG отчасти проявятся уже в аннотации к игре в каталоге, выступающей в качестве своеобразной мини-рецензии, а также в связанных социальных медиа, например, на канале Twitch.
Наиболее интересная идея из всяческих распродаж – марафон «Insomnia», в ходе которого покупателям предлагается одна игра в ограниченном количестве по низкой цене. Как только она будет разобрана, ее сменяет следующая. «Бессонницей» акцию прозвали за то, что зачастую игрокам приходится подолгу не спать, чтобы не пропустить появление в очереди интересной им игры. Иногда сообществу приходится раскупать что-то, что им не очень то и нужно, только чтобы продвинуть очередь вперед. Вокруг этого азартного мероприятия уже образовались собственные мемы.
Региональные версии GOG уже были запущены во Франции и Германии, и поляки признались, что с Россией и ее бизнесом, бессмысленным и беспощадным, приходится тяжелее всего. Где права, кто ими владеет, как его найти – поди пойми, сплошной хаос.
На локализации права приходится вообще доставать отдельно от прав на игру, а с этим зачастую столько сложностей, что казалось бы, уже быстрее самим заново все перевести, вот только для старых игр уже нет китов, которыми можно было бы это сделать.
Многих стариков, которым до сих пор коробки с желтыми маркерами снятся в кошмарах, порадовала новость о том, что GOG загорелись идеей достать культовые пиратские переводы «Фаргуса», «7Волк» и прочих. Ностальгировать, так по полной.
Пиратские диски, кстати, до сих пор никуда не делись как класс. Только на днях увидел в магазине диск «S.T.A.L.K.E.R. Крым наш!» с Няш-мяш на обложке. Мод это такой, патриотичный. На игру, сделанную в Украине. Как у них от когнитивного диссонанса болванки не потрескались?
После тура спрашиваю у сотрудников про Cyberpunk, подмигивая, мол, off the record, шепотом, как будто пытаюсь затариться кислотой. Все повторяют стандартное: «Первое правило Cyberpunk – не говорить о…».
Даже космические мартышки Тайлера куда чаще распускали язык. По слухам, три секретных сотрудника заперты в секретной комнате, где годами кодят игру, пока остальная компания разбирается с Геральтом. В лобби офиса насмешливо крутится CGI-ролик двухлетней давности.
Над столом проносится: «Steam с человеческим лицом».
Нам вручают талоны на бесплатный ланч, и мы отправляемся в столовую, которая сама по себе выглядит как достаточная причина здесь работать. Один нюанс – она вегетарианская. Почему? Просто главному в какой-то момент пришла в голову мысль, что это клеевая идея.
Несмотря на веганское меню, кормят очень вкусно. Мы набирали блюда на поднос, доходили до кассы и натыкались грустными глазами на суши-наборы. По очереди вздыхали, понимая, что сгружать набранное обратно как-то бредово, а сожрать все вместе мы не осилим.
В туалете три двери. Мальчики, девочки и… Логика шепчет «общий», маленький Картман в глубине сознания подсказывает «транссексуалы». Либо это туалет для сотрудников, что уработались настолько, что простой выбор из двух дверей и необходимость вспомнить собственный пол слишком сложны для них.
Коллеги живо обсуждают Bloodborne
Чтобы скоротать время до интервью с Марчином и настроиться на разговор о Геральте, ищу на youtube видео по сабжу, включаю обзор Логвинова на «Ведьмака 2».
Реальный Логвинов в пяти метрах от меня играет в бильярд, снимая партию на телефон. Позже я осознаю, что угрюмое зеленое пятно на заднем плане этого видео станет единственным физическим доказательством того, что я вообще был в Варшаве. Ни на одной из моих фотографий меня, как обычно, нет.
А ведь мог бы попросить кого-нибудь снять меня со статуей Ведьмака, как делали все остальные. У французов подобные озарения называются «дурак на лестнице» – ты уже покинул комнату, шанс безнадежно упущен, а ты все фантазируешь на тему того, что надо было ответить, выдумываешь задним умом остроумное замечание, находишь выход из неловкой ситуации.
Тур по студии заканчивается, нас везут в отель, а оттуда – на прощальный ужин. Я все жалею, что Джудас не поехал с нами. Длинный стол, Иуда, вечеря… могло выйти красиво. Доковыряв вареник с грибами, залезаю на «Канобу» с телефона, ухмыляюсь и показываю первую же заметку коллеге.
— Угадай автора по заголовку.
— «Что делать, если твой муж-хакер умер?»… Вадим?
Смеемся. Вздохнув, протягивает мне планшет.
— Перед отъездом сказал повесить статью по хардлайну.
Заголовок гласит «Хоп, мусорок, не шей мне срок». Вспоминаю наше «Шутерок на вечерок». Есть в этом унисоне что-то таинственное, словно игра сама внедряет в голову определенный образ восприятия себя.
Приносят чизкейк, чая не приносят, ем чизкейк с пивом.
Читаю заметку Вадима, думаю о своем цифровом наследстве. Кто получит ключи от всех интернет-чуланов с огрызками меня? Фолловеров своих из твитера завещаю детям своим…
Подбираюсь к пивному столбику с пустой кружкой, спрашиваю представителей GOG: «Как мне одной фразой объяснить читателям плюсы вашего магазина? Их много, но все обо всех приходится долго рассказывать, нужно что-то емкое, яркое». Над столом проносится «Steam с человеческим лицом».
Приносят чай. Твою-то мать.
Ресторан начинает закрываться, наш журналистский кластер, сидевший до последнего, потихоньку выползает на воздух. Прощаемся на случай, если не встретимся с утра – мы вылетаем несколькими группами.
Подвыпившие поляки у входа что-то живо обсуждают. Наверное, Bloodborne.
Погода, по-прежнему, хороша.
До свидания, Варшава.