«Вечная жизнь смерти» — научная фантастика нового поколения, которая точно запомнится
Первый роман Цысиня вышел еще в 1999 году, но долгое время фантаста знали лишь у себя на родине в КНР. Темы он поднимал соответствующие: Лю давал Китаю ведущее место в развитии технологий и общественного строя человечества. Новый виток популярности писателя случился в 2006 году, когда в журнальной серии «Мир фантастики» начали выпускать его «Задачу трех тел». В 2008 году ее издали в виде полноценной книги. Но лишь в 2014-м роман издали на английском языке, открыв всему миру безграничные просторы фантазии Лю Цысиня.
«Задача» удостоилась нескольких наград, включая престижную премию «Хьюго» за лучший роман в 2015 году. Ее лично хвалил и бывший президент США Барак Обама:
Ее было очень весело читать, отчасти из-за того, что мои ежедневные проблемы с Конгрессом казались достаточно мелочными — не тем, о чем стоит беспокоиться. Приближается вторжение инопланетян!
Более подробно я рассказывал о первой части трилогии в подборке достойных представителей современной литературы.
_Приведенный ниже отрывок взят из списка _шедевров современной литературы
Сюжет стартует в эпоху культурной революции КНР. Правительство запускает секретный проект «Красный берег», цель которого заключается в поиске внеземных цивилизаций. К нему привлекают ученую Е Вэньцзе, но в ее памяти еще свежи воспоминания о преследованиях и гибели отца, так что у нее есть свои планы. Потому, когда приходит ответный сигнал из глубин космоса с предупреждением об опасности, она приглашает инопланетян на Землю. А расхлебывать все предстоит нанотехнологу из XXI века — Вану Мяо, который сталкивается со странным, почти необъяснимым саботажем научной деятельности Земли.
Чего у Цысиня никак не отнять, так это невероятных идей, которые даже после прочтения книги можно обдумывать еще очень и очень долго. Пресловутая задача трех тел, заключающаяся в невозможности общего определения относительного движения трех небесных тел, влияющих друг на друга по закону тяготения, становится отправной точкой к невероятной истории на несколько веков. В дело пойдут и видеоигры, промывающие мозг, и радикальные общества, и личные мотивы мести, и космические угрозы — все смешалось в этом удивительном романе.
«Я всегда думал, что самые красивые сказки в истории человечества рассказаны не странствующими бардами и не романистами или драматургами, а наукой. То, о чем повествует наука, гораздо величественней, грандиозней, интересней, глубже, страннее, страшнее, таинственней и даже эмоциональней, чем вся литература; только эти захватывающие истории заключены в строках холодных уравнений, которые большинство людей не умеет читать».
В «Задаче трех тел» нет привычного для научной фантастики страха перед технологиями и неизведанным. Наоборот, герои тут стремятся преодолеть законы физики и самого естества, продвигая человечество на новый уровень. Без лишней скромности можно сказать, что роман Цысиня — гимн и ода человечеству, несгибаемой воле и величию мысли.
Автору удалось добиться превосходного сочетания культурных особенностей КНР и любопытных трактовок законов физики, теорий заговора и научных проблем. Из минусов можно отметить разве что не самый выдающийся стиль письма Цысиня, который часто опускается до банальностей, лишних описаний и ненужных диалогов.
Сюжет из-за этого получился слишком ветвящимся и не самым целостным, так что порой до самых интересных событий нужно еще перетерпеть несколько страниц объяснения всевозможных концепций, теорий и аксиом.
Во втором романе трилогии, «Темный лес», стало окончательно понятно, что Цысиню интереснее шокировать и испытывать разум читателей своими идеями, чем строить сильную сюжетную линию. Структура повествования, несмотря на еще большее количество ответвлений, упростилась и заключается в попытках землян придумать метод противостояния инопланетянам-трисолярианам. Как только одна из задумок проваливается, герои переходят к следующей, и так до самого конца. Подобная концепция больше подошла бы какой-нибудь видеоигре, а в качестве костяка истории выглядит блекло.
Благо, писатель пошел еще дальше в своих научно-фантастических допущениях, виртуозно совместив их с отсылками на историю человечества, философию, психологию и социологию.
Цысинь даже вывел свое учение «космической социологии», которое основано на парадоксе Ферми, то есть отсутствия следов существования внеземных цивилизаций. Потому интерес при чтении не пропадает ни на секунду, ведь ты знаешь, что очередной сюжетный поворот поразит тебя сильнее всех предыдущих.
Waterdrop — фанатский фильм по вселенной трилогии, одобренный лично Цысинем
«Вечная жизнь смерти» (на английском — Deathʼs End, но это все-таки немного некорректное название) возводит подобный подход, в котором наука главенствует над беллетристикой, в абсолют. В финале трилогии Цысинь окончательно перестал сдерживать себя и вышел на уровень фантазии, превосходящий саму Вселенную (буквально и фигурально). Увы, эта же масштабность и стала одним из главных недостатков книги.
История охватывает сразу несколько временных эпох, начиная падением Константинополя и смещаясь в конце на миллионы лет в будущее. Но даже в таком романе есть центральный персонаж — космический инженер Чэн Синь, которая находилась в анабиозе с 21-го века. После Битвы Судного Дня и окончания Эры Устрашения она приходит в себя в мире, в котором между землянами и трисолярианами установилось шаткое перемирие. Однако последние не оставляют своих планов по захвату Земли. И знания Чэн из прошлого могут помешать им. Тем временем, в темных глубина космоса скрываются другие инопланетяне, готовые нанести удар в подходящий момент.
Как и в предыдущих романах, огромное внимание уделяется попыткам объяснить фундаментальные законы Вселенной и взглянуть на них под новым углом. Ключом к каждой проблемной ситуации становится эрудиция персонажей и их неординарное мышление, помноженные на технологическое развитие человечества. Решения с каждым разом становятся все сложнее и все более впечатляющими.
Загвоздка в том, что их слишком много. Многомерность пространства, «карманные» вселенные, зарождение и возможный конец всех возможных цивилизаций, изменение законов физики и еще множество других вещей, над которыми ученые корпят уже далеко не один десяток лет, Цысинь постарался уместить в один художественный роман на 700 страниц. У него это даже получилось, только времени раскрыть все катастрофически не хватает. Доходит до того, что некоторые потенциально интересные эпизоды сжимаются буквально до двух фраз из уст героев и сразу же забываются.
С образами действующих лиц тоже не все так гладко. Если в предыдущих романах цикла именно личные мотивы и обиды людей становились причиной самых значимых событий, то в «Вечной жизни смерти» у них даже внятно характеры не прописаны. Их призвание — в долгих диалогах разъяснять читателю факты из астрономии, квантовой и ядерной физики и прочих сложных отраслей науки. Иногда они также совершают какой-нибудь критически важный для сценария поступок, чтобы повествование продвинулось вперед. Но в целом местные персонажи — не более чем статисты, инструменты в руках автора для построения истории.
А она без лишней скромности удалась, даже несмотря на невзрачных героев и перегруженность терминологией. История эпохальна и величественна, охватывает сразу все возможные с научной точки зрения ткани реальности. Только от одного факта чтения романа ты ощущаешь, что прикоснулся к чему-то невообразимо большему, чем человечество и жизнь в целом. И от этого факта перехватывает дыхание.
Конечно, со временем sci-fi элементы становятся все надуманнее и невероятнее, а во время таких эпизодов граница между научной фантастикой и фэнтези размывается. Да и логика поступков некоторых персонажей хромает. Например, в одной из глав важная информация была зашифрована при помощи сказок и рассказывается при врагах, которые так и не сумели ее распознать. Посетовать можно и на окончательно исчезнувшее из романа описание жизни и культуры простых китайцев, за которое многие отдельно отмечали «Задачу трех тел». Но то, что книга предлагает взамен, вы не найдете больше нигде. Цысинь сумел вплотную приблизится к гигантам жанра вроде Айзека Азимова и внести в жанр научной-фантастики новые идеи, которых в нем давно не наблюдалось.
Опровергая недовольства некоторых читателей излишней надуманностью описываемых событий, можно вспомнить слова еще одного выдающегося фантаста — Артура Кларка: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».
Да, в некоторых главах писателя заносит слишком сильно, а впоследствии он никак не объясняет написанное, но и это становится огромным плюсом для ощущения столкновения с чем-то неизведанным и неопознанным.
Кто-то жаловался еще и на принцип написания текстов Цысиня. Иногда он прибегает к слишком банальным описаниям и шаблонным речевым оборотам, а порой наоборот — пускает в долгие и занудные объяснения. Из-за этого книга и впрямь получается не самой легкой для чтения, но давайте честно: неужели кто-то надеялся, что четвертое и последующие за ним измерения можно объяснить в двух словах, снабдив все шутками и остроумными диалогами? Это уж вряд ли. Потому сам факт, что автор донес столь монументальные и комплексные идеи в формате художественной литературы заслуживает восхищения.
Тут также хотелось бы отметить работу переводчиков Ольги Глушковой и Дмитрия Накамуры, которые первоклассно справились с невероятно сложной книгой. У них получилось даже лучше, чем у Кена Лю с его английской локализацией. В предисловии команда рассказала, что не раз обращалась за помощью к экспертам в области науки и культуры Китая. Потому русская версия вышла максимально достоверной.
Мне не удалось заметить в тексте ни единой опечатки или ошибки. Конечно, некоторые стилистические и лексические решения вызывают вопросы. К примеру, корабли-«светолеты», но тут переводчики сами признались, что пожертвовали терминологией в угоду плавности речи. В некоторых моментах имена собственные не переводили, а транслитерировали. Так корпорация Halo («нимб, ореол» на английском) стала «Гало». Но в целом лучшего перевода для шедевра Цысиня и пожелать нельзя.
И если вы любите хорошую, серьезную литературу, то не имеете права пропустить трилогию «Воспоминания о прошлом Земли». Сквозь призму невозможных технологических устройств и далеко будущего она рассматривает основные законы, по которым протекает наша жизнь. Даже в бесконечных просторах Вселенной с ее непрекращающимися войнами между цивилизациями, которые на миллиарды лет опередили человеческую, можно увидеть отсылки к людям с их вечными конфликтами и столкновениями.
Цысинь даже с описываемыми в трилогии катастрофами умудряется выдерживать оптимистический тон, наполненный верой в лучшее завтра. Ведь человеческому гению можно не бояться изменений реальности, неработающих законов физики и коварных инопланетян, только и жаждущих, что уничтожить все вокруг, — он сможет преодолеть все преграды и выпутаться из любой ситуации. Отсюда и впечатления после прочтения остаются двоякие. С одной стороны, внутри зарождается почти животный страх перед мрачным космическим пространством, и даже на звездное небо начинаешь смотреть с некой опаской. С другой, трилогия Цысиня — это гимн человеческому жизнелюбию, преодолевающем любые проявления эскапизма и гедонизма. Знакомство с ней внушает желание жить и творить так, чтобы войти в историю и оставить свой памятный след на долгой тропе человечества.
Произведение однозначно понравится далеко не всем. Кого-то могут отпугнуть многочисленные научные ремарки, будто взятые из учебников в технических вузах, другие не выдержат витиеватый и сумбурный текст автора, третьим же покажется, что сюжет слишком быстро перестает быть «серьезной» научной фантастикой и ударяет в совсем уж невозможные концепции. Но мне кажется, что если что-то вызывает настолько бурные споры и противоположные мнения, то оно обязательно заслуживает ознакомления. Да и не так часто современная литература радует хорошей фантастикой, чтобы игнорировать трилогию Цысиня.
Возвращаясь к «Вечной жизни смерти», книга стала достойный завершением цикла, подводящим окончательный итог всем конфликтам. По настроениям и поднимаемым темам она ощутимо отличается от «Задачи трех тел», но ее суть и посыл остаются прежними. Потому даже если финал вам не особо понравится, то менее прекрасной трилогия от этого не становится. Ведь именно такие книги и доказывают, что величие человека ничто не сможет сломить.
«Сейчас мы знаем, что такова дорога любой цивилизации: проснуться в тесной колыбели, сделать первые шаги, совершить первый полет, летать быстрее и дальше и, наконец, объединить свою судьбу с судьбой Вселенной.
Всем разумным существам предначертано стать настолько же великими, насколько велики их устремления».