В защиту детей: вся правда о возрастных рейтингах
Как это обычно бывает, интернет-ресурсы, не особенно вдаваясь в подробности, принялись обсуждать поправки. Газета.Ru, например, сообщила, что для ведущих телеканалов якобы был составлен целый список слов, которые запрещено произносить в эфире. В числе прочих почему-то оказались «Мухосранск» и «геморрой». К счастью, информация не подтвердилась. А вот это уже серьезно: по новому закону «Ну, погоди!» подпадает под категорию «18+» и показывать его теперь можно только после 23 часов. В это же время телеканал «2х2» вырезает из сериала «Симпсоны» фрагменты о Щекотке и Царапке. Грозит ли что-то подобное нашей индустрии?
В стороне остаться не получится: в тексте закона специально уточняется, какая именно информационная продукция способна напугать впечатлительных детей и да, в списке есть компьютерные и видеоигры. Вообще же в законе речь идет о:
- печатной информации, тут все вроде бы ясно;
- аудиовизуальной. Это ролики и - привет, «Адовая кухня»! - разнообразные подкасты;
- программах для электронных вычислительных машин — за такой скучной формулировкой скрываются, не поверите, игры;
- базах данных и информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет – сюда можно отнести ваши любимые необъективные рецензии и превью.
Что со всем этим делать и вообще как дальше жить — мы задали этот вопрос всем крупным издателям, нашим постоянным экспертам и даже, очень осторожно, резидентам «Адовой кухни».
Алексей Пастушенко. Руководитель PR отдела «1С-СофтКлаб».
О том, что необходим инструмент, позволяющий родителям правильно подбирать развлекательную продукцию для своих детей, и индустрия, и государство задумывались уже давно, а закон, который вступает в силу с 1 сентября, был утвержден почти полтора года назад. Однако в июле к закону было внесено большое количество исправлений и уточнений, и индустрии пришлось оперативно корректировать свои планы.
Ключевые игроки рынка совместно выработали определенную стратегию, сформулировали основные требования к рейтингам продуктов и дизайну информационного знака. Конечно, немедленно изменить упаковку всех игр было практически невозможно, поэтому было принято решение использовать наклейки, которые, как и предписывает закон, будут занимать не меньше 5% от общей поверхности коробки. Все новые игры для РС будут выходить уже в новом шаблоне, со специальными значками возрастных ограничений, а через некоторое время соответствующие правки будут внесены и в консольную полиграфию.
Закон не вносит значительных изменений в систему распространения игр. Механизмов полного запрета каких-либо игр в новом законе не предусмотрено; самое страшное, что может случиться с проектом, это маркировка «18+». Возрастное ограничение назначает издатель или дистрибьютор, а не какая-то сторонняя комиссия, а значит, рейтингование не приведет к переносу выхода игры. Таким образом, у нас появилась нормальная система возрастных рекомендаций, которая поможет принимать решение при покупке игры, но не станет ограничивающим фактором развития нашего рынка.
Сергей Климов. Директор по развитию бизнеса Larian Studios.
Современные игры не замечены в чрезмерной эксплуатации тем наркотиков или секса - по сравнению с книгами или фильмами, где герой легко может выпить, закурить и, не отходя от пепельницы, предаться любовным утехам длиною в несколько страниц. Это связано прежде всего с тем, что игра - это функциональный продукт, созданный для и вокруг игрового процесса; а игровому процессу ни горячо, ни холодно от того, курит ли герой или употребляет крепкий алкоголь. Что касается насилия, то опять-таки, в отличие от книг и кино, насилие в играх весьма условно: пиф-паф, и персонаж на экране улетает за кадр. Большинство игр в этом плане гротескны, и похожи скорее ужастики категории В, чем на что-то, что может подвинуть психику нормального человека. Поэтому говорить о том, что современным детям нужна какая-либо законодательная защита от «неправильных» игр, оснований нет.
Ради примера: я сейчас зашёл на новостной сайт gazeta.ru, и даже сами заголовки меня вводят в большую депрессию, чем содержимое какой-либо игры: «расстрелявшего сослуживцев трижды уличали в ваххабизме», «осуждённому дезертиру ужесточили условия содержания», «в Омской области убили двух девочек». Если кто-то нибудь из российских депутатов скажет мне, что после таких новостных лент, которые дети видят каждый день, их психику надо защищать от новой части Call of Duty, то это будет лицемерием.
Самым разумным представляется введение возрастного рейтинга самой российской игровой индустрией, потому что она сама заинтересована в том, чтобы та самая «одна игра в год», которая может не понравиться родителям несовершеннолетних детей, не попала к ним в руки случайно. Хорошо бы на коробке с Grand Theft Auto 5 прочитать предупреждение о том, что проект содержит «взрослые темы», точно так же эта надпись уместно смотрелась бы на коробке Postal 3. Увы, с учётом вымирающей розницы и растущей цифровой дистрибуции, сама идея коробок, на которые надо ставить рейтинги, в перспективе 2-3 лет вообще перестанет иметь значение. Когда 70% контента потребляется в онлайне, никакую наклейку с возрастом никуда уже и не наклеишь. По хорошему, родители сами должны курировать игры, которые они дают своим детям. Если родитель идиот, то никакая цифра в красном круге его не вылечит; а если не идиот, то, полагаю, и сам вполне способен распорядиться свободой в выборе и методах воспитания собственного ребёнка. Онлайн, слава богу, пока даже в Китае прикрыть полностью не сумели; и на месте российских депутатов я бы даже и не пытался.
Что касается практического значения введения обязательных рейтингов в России, то повлиять это может, пожалуй, только на объём взяток, которыми и так облагают розницу со всех сторон. Я не знаю, многие ли помнят историю с «акцизными марками», которые то в России появлялись для игр, то в Украине, и служили исключительно коррупционным механизмом, без вариантов. Но когда мне говорят «обязательный рейтинг для игр в России» мне опять представляется какой-нибудь ОМОН, входящий в «Медамаркт» со словами «а ну-ка живо показали нам все ваши грёбаные наклеечки!». С этой точки зрения я бы считал введение рейтингов для игр, продающихся в России в коробках, неплохим стратегическим ходом со стороны «Стима»: давайте уж наконец окончательно добьём розницу и перейдём все на более прогрессивную модель цифровой дистрибуции. Без возвратов, усушки и утряски, неплатежей со стороны магазинов, рисков содержания складов, стоимости пластика и картона, а также теперь и рисков наличия каких-то правильных цифр на коробке.
Тони Уоткинс. Генеральный директор Electronic Arts Russia.
Как издатель мы прекрасно понимаем нашу ответственность в вопросе защиты детей от неподходящего им контента. Понятная и легкая для понимания информация о возрастном ограничении позволит и пользователям и родителям принять взвешенное обдуманное решение о покупке. Одной из ключевых задач эффективной и узнаваемой рейтинговой системы должно стать просвещение потребителей и родителей.
Поскольку все больше игр перебирается с прилавков магазинов в Интернет, издатели обязаны приложить еще больше усилий, чтобы должным образом проинформировать потребителей и защитить детей. Мы готовы к введению в действие нового российского закона и стремимся разработать систему, которая эффективна, рентабельна, соответствует мировым стандартам, позволяет совершеннолетним потребителям выбирать развлечения по своему вкусу, а также закрывает детям доступ к материалам для взрослых.
Мы не ожидаем, что рейтинговая система повлияет на продажи игр.
Настя Серебренник. Руководитель направления маркетинга Отдела по продвижению розничных продуктов корпорации Microsoft в России.
Microsoft осуществляет деятельность на территории России, соблюдая все положения российского законодательства. Поэтому мы будем соблюдать все требования, предъявляемые законом. Мы полагаем, что принятие в рамках закона новой системы возрастной маркировки игр поможет в решении вопрос о грамотном выборе игр, соответствующих возрасту ребенка.
Однако важно понимать, что одно только внедрение системы маркировки игр не может полностью защитить детей от нежелательной информации. Для решения этой задачи очень важно, чтобы сами родители учитывали возрастные ограничения при покупке развлекательной продукции. Необходимо помнить, что видеоигры являются такой же формой развлечения, как, например, кино или книги, к выбору которых взрослые традиционно подходят очень внимательно, нужно столь же продуманно подходить и к отбору игр, соответствующих возрасту ребенка.
Сергей Клишо. Генеральный менеджер Sony Computer Entertainment Россия и СНГ.
Введение возрастных рейтингов можно оценить как вполне объяснимую инициативу. Sony по многим играм ориентирована на детскую и семейную аудиторию, и это в наших интересах донести всю ограничительную информацию до потребителя. Подобная практика введения отдельных локальных правил существует во многих странах (общепринятый на многих территориях PEGI, как правило, есть на консольных играх). Проблема существует только в срочном переходе на новую систему и в разночтениях по еще достаточно сырому закону. К счастью, у всех основных компаний в игровой индустрии оказалось одинаковое мнение, как решить проблему рейтингования игр и информирования потребителей на обложках и видео материалах в России. Много технической работы, но она будет сделана. Сказать, что-то принципиально изменилось после принятия закона, я не могу.
Сергей Орловский. CEO компании Nival.
Я не думаю, что закон о защите детей от вредной информации может серьезно повлиять на собственно игры. Он скорее направлен на информирование родителей о том, во что играют (а так же что смотрят и что читают) их дети и это сложно не приветствовать.
Текущая версия закона получилось достаточно прогрессивной и, учитывая, что рейтинги играм компании присваивают самостоятельно, его нельзя назвать цензурой. Мне неизвестны случаи, когда компании намеренно ограничивают содержание своих игр ради того, чтобы получить более мягкий возрастной рейтинг в России.
Есть некоторые недоработки, например в описании того, что именно подходит детям 12, 16 лет, а что нет – и из-за этого возникает много неразберихи как в играх, так и на ТВ. Я думаю, что после некоторого периода внедрения закона либо компании разберутся, либо закон будет дополнен.
Дмитрий Бурковский, VP New Platforms, Alawar Entertainment.
Пока кто-то не додумался показывать игры по телевизору, возрастные рейтинги в РФ это маааааленькое такое усложнение жизни для дистрибьюторов и издателей. Ну в самом деле, самому придумать рейтинг, нанести его на упаковку (и не сильно загоняться, 12+ на Postal 2 не лепить) – это разве сложно? Вот когда кто-нибудь захочет показать рекламу такой игры по Первому каналу, он столкнется с неожиданными (для незнакомых с внутренней кухней) вопросами – а где разрешение от владельца прав на товарный знак Call of Duty на использование его в этой рекламе? А переводы ВСЕХ надписей из ролика с английского на русский внизу бегущей строкой? А правила проведения акции «в каждой упаковке коллекционного издания вас ждет подарок»? Ну и т.п. – и вот к этим вопросам (на которые так и хочется ответить «а вам зачем?») и добавится пункт про возрастной рейтинг. Потому что ТВ у нас – сложнорегулируемый механизм влияния на сознание. И все эти стоны про запреты «Ну погоди!» и вырезание «Щекотки и Царапки» из Симпсонов – это из-за невозможности телевидения самоорганизоваться и сделать что-то без участия государства (да как это вообще осуществимо, если ТВ на 70% это государство и есть).
А игры там или этот ваш интернет государство еще не сильно заботят. Ну и хвала небесам, может меньше будут в новостях про очередное убийство «из-за Call of Duty» рассказывать под аккомпанемент кадров из Counter-Strike 1.6.
Понимаю, что многих заботит, вырежут ли слово * из официальной локализации игры GTA V и какие тонкости присвоения рейтинга для такого сложного кроссмедийного и многовозрастного продукта как Lego Star Wars: The Complete Saga. Отвечаю – слова * и так не было в официальных локализациях (а что до GTA, так не было и самих локализаций). А самое страшное, что может случится с игрой по новому закону – ей присвоят рейтинг 18+. Если продавец откажется вам ее продавать, вы все равно скачаете ее в сети (в смысле, купите на Steam, конечно же!). Боже, храни цифровой век.
Петр Сальников. Ведущий самого скандального подкаста о компьютерных играх «Адовая кухня».
Понятно, что Адовая кухня – продукт двусмысленный, и изначально он создавался именно как провокационный подкаст. Экспертный, интересный, но эпатажный и скандальный: нас часто корят за обилие скользких шуток, неоднозначных высказываний на щекотливые темы и вообще – за танцы на тонком льду, под которым сами знаете что. Тут есть два момента: во-первых, мат мы все время закрываем, да и материмся не специально, а просто потому что полностью расслабляемся и работаем не на публику - общаемся за стаканом между собой, забывая о наличии микрофона в студии. Ясно, что кому надо – тот и так поймет, что там, за пикалкой скрыто – но это уже проблема не наша, а родителей, которые не оградили своих детей от мата в школе, на улице и так далее. Иными словами, даже ребенок с самой богатой фантазией не может догадаться о том, что именно было закрыто при монтаже – если, конечно, он этих слов не заранее не знает. Я помню, в детстве у меня была книжка с анекдотами, и в некоторых из них были зацензуренные моменты: «б…дь». Я вот никак не мог понять, что это за бдь такая.
Второй момент: в РФ и так хватает законов, пользуясь которыми соответствующие структуры уже давно могли бы нас закрыть. От этих деятелей, опять же, нас спасает монтаж. Пользователи регулярно слезно просят выложить куда-нибудь хоть пару выпусков, что называется, uncut – но мы ни при каких обстоятельствах не будем этого делать. Потому что в этих uncut’ах столько вещей, о которых публично говорить не принято, что у самих уши вянут, бдь.
Александр Каныгин. Главный редактор Kanobu.ru.
Во всей этой истории непонятно одно: как именно в стране, где так любят скачивать игры, мы сможем защитить детей от не предназначенных для них материалов. Наклейки на коробках, предупредительные знаки в видео – на них кто-то правда обращает внимание? И даже в случае присутствия знака, кто будет ловить за руку несознательных детей, покупающих игру с рейтингом 18+? Кажется, нам нужны новые поправки.
Текст: Александр Каныгин