В ожидании «Голого пистолета»: 10 удачных перезапусков, которые смогли

Слово «перезапуск» у киноманов часто вызывает скептическую ухмылку. И грядущий ребут «Голого пистолета» — не исключение. Как повторить гениальность Лесли Нильсена? Как адаптировать юмор 80-х для современной аудитории? Задача кажется невыполнимой. Но так ли безнадёжна эта затея? История кино знает примеры, когда новая команда с уважением к оригиналу и свежим видением создавала настоящий шедевр (или около того). Пока ждём премьеру, предлагаем вспомнить лучшие перезапуски фильмов. В этой статье попытаемся разгадать формулу их успеха — что именно позволило им покорить и старых фанатов, и новое поколение зрителей.
Что делает перезапуск удачным? Краткий разбор критериев
Успешный перезапуск — это не про копирование оригинала. Это тонкий баланс между уважением к наследию и смелостью привнести что-то новое. Вот ключевые критерии, которые, на наш взгляд, определяют успех:
- Уважение духа оригинала
- Важно сохранить основную идею, атмосферу и ключевые элементы, которые сделали оригинал культовым. Это значит не дословное повторение, но сохранение ДНК франшизы.
- Новое видение и актуальность
- Перезапуск должен предложить свежий взгляд на знакомую историю, адаптировать её под современные реалии и запросы аудитории. Это может быть изменение жанра, углубление персонажей или новая интерпретация событий.
- Качественная реализация
- Отличный кастинг, талантливая режиссура и проработанный сценарий — основа любого успешного фильма. Новые актёры должны не имитировать, а создавать своих персонажей, а режиссёр — управлять процессом, чтобы история заиграла новыми красками.
- Признание критиков и зрителей
- В конечном итоге, успех перезапуска определяется его принятием аудиторией. Если фильм вызывает положительные отклики как у давних фанатов, так и у новых зрителей, значит, формула успеха найдена.
Категория 1: Полное переосмысление
Когда от оригинала берут лишь концепцию и создают нечто совершенно новое.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road)

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» / Warner Bros.
Год: 2015
Страна: Австралия, США
Режиссёр: Джордж Миллер
Сценарий: Джордж Миллер, Брендан МакКарти и Ник Латурис
В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кияс-Бёрн, Джош Хелман, Нэйтан Джонс, Зои Кравиц, Роузи Хантингтон-Уайтли и другие
Жанр: боевик, фантастика, постапокалипсис
Оценка: Кинопоиск — 7.8 / IMDb — 8.1 / Letterboxd — 4.2
В чём была сложность? Перезапустить культовую трилогию спустя 30 лет с тем же режиссёром, но новым актёром в главной роли. Оригинальная трилогия с Мэлом Гибсоном стала культовой, и ожидания фанатов были невероятно высоки. К тому же, Джордж Миллер, создатель франшизы, возвращался в режиссёрское кресло после долгого перерыва, что всегда рискованно.
- Почему это сработало?
- Джордж Миллер не стал повторять себя, а вывел эстетику и экшен на невиданный уровень. Он создал фильм, который стал чистым, бескомпромиссным экшеном, практически без диалогов, где история рассказывается через визуальные образы и динамику. Фильм работает и как часть франшизы, идеально вписываясь в её постапокалиптический мир, и как удачный ремейк, получивший множество наград, включая 6 премий «Оскар». Миллер доказал, что можно превзойти оригинал, предложив нечто совершенно новое и при этом верное духу серии.
Трилогия «Планета обезьян» (Planet of the Apes)

Кадр из фильма «Планета обезьян: Революция» / 20th Century Fox
Год: 2011-2017
Страна: США
Режиссёры: Руперт Уайатт и Мэтт Ривз
Сценарий: Мэтт Ривз, Рик Джаффа, Аманда Сильвер, Пьер Буль (книга)
В ролях: Энди Серкис, Джеймс Франко, Фрида Пинто, Джон Литгоу, Брайан Кокс, Энди Серкис, Вуди Харрельсон, Стив Зан, Карин Коновал, Амайя Миллер, Терри Нотари и другие
Жанр: боевик, фантастика, драма, триллер, постапокалипсис
Оценка (1 ч.): Кинопоиск — 7.4 / IMDb — 7.6 / Letterboxd — 3.7
Оценка (2 ч.): Кинопоиск — 7.1 / IMDb — 7.6 / Letterboxd — 3.8
Оценка (3 ч.): Кинопоиск — 7.1 / IMDb — 7.4 / Letterboxd — 3.8
В чём была сложность? Перезапустить франшизу, которая уже имела несколько продолжений и неудачный ремейк Тима Бёртона. Оригинальный фильм 1968 года был революционным для своего времени, и создать что-то столь же значимое казалось невозможным. К тому же, требовалось убедительно показать эволюцию обезьян от животных до разумных существ.
- Почему это сработало?
- Новая трилогия из фильмов «Восстание планеты обезьян», «Рассвет планеты обезьян» и «Война планеты обезьян» сосредоточилась на истории Цезаря, разумной обезьяны, и его пути к лидерству. Благодаря революционным технологиям захвата движения (performance capture) и выдающейся игре Энди Серкиса, Цезарь стал одним из самых убедительных и эмоциональных персонажей в истории кино. Фильмы исследовали глубокие философские и социальные темы, такие как природа человечности, конфликт цивилизаций и моральные дилеммы, что сделало их серьезными драматическими произведениями. Это позволило франшизе обрести новую жизнь, привлечь как старых, так и новых поклонников, и стать примером того, как можно успешно переосмыслить классику, добавив ей глубины и актуальности.
Категория 2: Сиквел-наследник («мягкий» перезапуск)
Фильмы, которые продолжают историю оригинала, но со сменой поколений.
«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049)

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» / Warner Bros.
Год: 2017
Страна: США, Канада, Испания
Режиссёр: Дени Вильнёв
Сценарий: Майкл Грин, Хэмптон Фанчер и Филип К. Дик (книга)
В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Ана де Армас, Сильвия Хукс, Робин Райт, Маккензи Дэвис, Карла Юри, Ленни Джеймс, Дэйв Батиста, Джаред Лето и другие
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма
Оценка: Кинопоиск — 7.8 / IMDb — 8.0 / Letterboxd — 4.1
В чём была сложность? Снять продолжение одного из величайших научно-фантастических фильмов всех времён, не разрушив его магию. Оригинальный «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта был культурным феноменом, оказавшим огромное влияние на жанр. Его атмосфера, философские вопросы и визуальный стиль стали эталоном. Создать сиквел, который бы не только соответствовал этому уровню, но и привнёс что-то новое, казалось почти невозможным.
- Почему это сработало?
- Дени Вильнёв, режиссёр «Бегущего по лезвию 2049», идеально уловил и расширил атмосферу оригинала, рассказав при этом собственную глубокую историю и задав новые философские вопросы. Фильм сохранил меланхоличный, нуарный стиль, но при этом предложил потрясающие новые визуальные решения и углубил мифологию мира. Сценарий, написанный Хэмптоном Фанчером (соавтором оригинала) и Майклом Грином, бережно отнёсся к наследию, но не побоялся исследовать новые грани темы искусственного интеллекта и человечности. Игра Райана Гослинга и возвращение Харрисона Форда добавили фильму веса, а операторская работа Роджера Дикинса сделала его настоящим произведением искусства. «Бегущий по лезвию 2049» стал редким примером сиквела, который превзошёл ожидания, став достойным продолжением культовой классики.
«Крид: Наследие Рокки» (Creed)

Кадр из фильма «Крид: Наследие Рокки» / Warner Bros.
Год: 2015
Страна: США, Канада, Испания
Режиссёр: Райан Куглер
Сценарий: Аарон Ковингтон, Райан Куглер и Сильвестр Сталлоне
В ролях: Майкл Б. Джордан, Сильвестр Сталлоне, Тесса Томпсон, Филишия Рашад, Андре Уорд, Тони Белью, Ричи Костер и другие
Жанр: спортивная драма
Оценка: Кинопоиск — 7.1 / IMDb — 7.6 / Letterboxd — 3.8
В чём была сложность? Перезапустить франшизу «Рокки», которая, казалось бы, исчерпала себя после шести фильмов. История Рокки Бальбоа была рассказана от начала до конца, и попытки продолжить её могли выглядеть как эксплуатация бренда. К тому же, требовалось найти нового героя, который был бы интересен аудитории и не терялся бы в тени легендарного боксёра.
- Почему это сработало?
- Райан Куглер, режиссёр «Крида», подошёл к задаче с уважением к оригиналу, но сфокусировался на новой истории. Фильм рассказывает об Адонисе Криде, сыне Аполло Крида, который ищет свой путь в боксе. Рокки Бальбоа здесь выступает в роли наставника, передавая эстафету новому поколению. Это позволило сохранить связь с оригинальной франшизой, но при этом создать свежую и актуальную историю о поиске себя, наследии и преодолении трудностей. Майкл Б. Джордан в роли Адониса и Сильвестр Сталлоне, вернувшийся к роли Рокки, создали мощный дуэт, который принёс Сталлоне номинацию на «Оскар». «Крид» стал полноценным продолжением, которое вдохнуло новую жизнь в классическую историю и доказало, что даже старые франшизы могут быть актуальными и захватывающими.
Категория 3: Ремейк «слово в слово», но лучше
Когда новый фильм бережно воссоздаёт сюжет, но улучшает его технически и идейно.
«Дюна» (Dune: Part One & Two)

Кадр из фильма «Дюна: Часть вторая» / Warner Bros.
Год: 2021-2024
Страна: США, Канада, Венгрия
Режиссёр: Дени Вильнёв
Сценарий: Джон Спэйтс, Дени Вильнёв, Эрик Рот и Фрэнк Герберт (книга)
В ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Зендея, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста и другие
Жанр: фантастика, боевик, драма, приключения
Оценка (1 ч.): Кинопоиск — 7.7 / IMDb — 8.0 / Letterboxd — 3.9
Оценка (2 ч.): Кинопоиск — 8.2 / IMDb — 8.5 / Letterboxd — 4.4
В чём была сложность? Экранизировать «не экранизируемый» роман, провалившийся в руках самого Дэвида Линча. Роман Фрэнка Герберта «Дюна» — это монументальное произведение, насыщенное сложной мифологией, политическими интригами и философскими концепциями. Предыдущие попытки экранизации, включая фильм Дэвида Линча 1984 года, сталкивались с проблемой передачи всей глубины и масштаба первоисточника, часто превращаясь в нечто сумбурное и непонятное для широкой аудитории.
- Почему это сработало?
- Дени Вильнёв нашёл нужный темп, масштаб и визуальный язык, чтобы передать величие первоисточника, сделав его понятным для массового зрителя. Он разделил роман на две части, что позволило более детально раскрыть сюжет и персонажей. Вильнёв сосредоточился на создании атмосферы, используя потрясающие визуальные эффекты, звуковой дизайн и музыку Ханса Циммера. Фильм бережно отнёсся к первоисточнику и смог актуализировать его темы, такие как экология, колониализм и религия, для современного зрителя. Актёрский состав, включающий Тимоти Шаламе, Зендею, Ребекку Фергюсон и Оскара Айзека, идеально воплотил образы персонажей, а режиссёрская работа Вильнёва позволила создать эпическое и захватывающее зрелище, которое покорило как критиков, так и зрителей. Ждём продолжения!
«Казино Рояль» (Casino Royale)

Кадр из фильма «Казино Рояль» / Columbia Pictures
Год: 2006
Страна: США, Великобритания, Чехия, Германия, Багамы
Режиссёр: Мартин Кэмпбелл
Сценарий: Нил Пёрвис, Роберт Уэйд, Пол Хаггис и Ян Флеминг (книга)
В ролях: Дэниэл Крэйг, Ева Грин, Мадс Миккельсен, Джуди Денч, Джеффри Райт, Джанкарло Джаннини, Катерина Мурино, Симон Абкарян и другие
Жанр: шпионский боевик
Оценка: Кинопоиск — 7.8 / IMDb — 8.0 / Letterboxd — 4.0
В чём была сложность? Перезапустить франшизу о Джеймсе Бонде после 20 фильмов, которые сформировали определённый образ агента 007. После эры Пирса Броснана, франшиза нуждалась в свежем взгляде, чтобы оставаться актуальной. Выбор Дэниела Крейга на роль Бонда вызвал бурные споры, так как он не соответствовал привычному образу элегантного и безупречного шпиона.
- Почему это сработало?
- «Казино Рояль» вернул Бонда к его истокам, показав его более уязвимым и человечным. Фильм отказался от чрезмерных гаджетов и фантастических сюжетов, сосредоточившись на реалистичном экшене и психологической драме. Сценарий, основанный на первом романе Яна Флеминга, позволил исследовать становление Бонда как агента 007, его ошибки и личные трагедии. Дэниел Крейг привнёс в образ Бонда новую энергию, сделав его более жёстким и брутальным, но при этом сохранив его харизму. Режиссура Мартина Кэмпбелла обеспечила динамичное повествование и захватывающие экшен-сцены. «Казино Рояль» доказал, что даже устоявшиеся франшизы могут быть смелыми и инновационными.
«Судья Дредд» (Dredd)

Кадр из фильма «Судья Дредд» / DNA Films
Год: 2012
Страна: Великобритания, ЮАР, США, Индия
Режиссёр: Пит Трэвис
Сценарий: Джон Вагнер, Карлос Эскуэрра и Алекс Гарленд
В ролях: Карл Урбан, Оливия Тирлби, Лина Хиди, Вуд Харрис, Донал Глисон, Уоррик Грайр и другие
Жанр: фантастика, боевик, криминал
Оценка: Кинопоиск — 6.9 / IMDb — 7.1 / Letterboxd — 3.6
В чём была сложность? Перезапустить персонажа, который уже имел неудачную экранизацию 1995 года с Сильвестром Сталлоне. Оригинальный комикс «Судья Дредд» известен своей мрачной, брутальной атмосферой и антиутопическим миром. Фильм 1995 года отошёл от этого, превратив Дредда в типичного голливудского героя, что не понравилось фанатам и массовому зрителю.
- Почему это сработало?
- «Дредд» 2012 года, снятый Питом Трэвисом по сценарию Алекса Гарленда, вернулся к корням комикса, предложив бескомпромиссный, жестокий и стильный боевик. Фильм сосредоточился на одном дне из жизни Дредда и его напарницы Кассандры Андерсон, запертых в многоэтажном гетто, кишащем преступниками. Карл Урбан в роли Дредда не снимал шлем на протяжении всего фильма, что было важным элементом комикса, и убедительно передал суровый и бескомпромиссный характер персонажа. Фильм отличался стильной визуальной эстетикой, особенно в сценах с эффектом «слоу-мо», и жёстким, реалистичным экшеном. Несмотря на скромные кассовые сборы, «Дредд» получил культовый статус и признание критиков и фанатов за свою верность первоисточнику и бескомпромиссность. Он стал примером того, как можно успешно перезапустить франшизу, если создатели понимают и уважают суть оригинала.
FAQ: Ответы на частые вопросы о перезапусках
- В чём разница между ремейком, ребутом и сиквелом-наследником?
- Ремейк — это пересъёмка оригинального фильма, часто с сохранением основных сюжетных линий и персонажей, но с использованием современных технологий и актёрского состава. Примеры: «Король Лев», «Лило и Стич», которые вторят оригиналам, но сняты в лайв-экшене.
- Ребут — это полный перезапуск вселенной с новыми актёрами, новой историей и иногда даже изменённой мифологией. Цель ребута — вдохнуть новую жизнь во франшизу, привлечь новую аудиторию и избавиться от сюжетных ограничений предыдущих частей. Примеры ребутов фильмов: «Безумный Макс: Дорога ярости» или трилогия «Планета обезьян».
- Сиквел-наследник (или «мягкий» перезапуск) — это продолжение, где старые герои передают эстафету новым, сохраняя при этом связь с оригинальной историей и персонажами. Это позволяет франшизе развиваться, не отрываясь полностью от своих корней. Примеры: «Бегущий по лезвию 2049» или «Крид: Наследие Рокки».
-
Почему студии так часто делают перезапуски?
-
Студии часто прибегают к перезапускам по нескольким причинам:
-
— Узнаваемое название (IP — Intellectual Property) уже имеет свою фан-базу, по сути это гарантия зрительского интереса. Это снижает финансовые риски по сравнению с продвижением оригинальной идеи.
-
— Перезапуски привлекают новое поколение зрителей, которые, возможно, не знакомы с оригиналом.
-
— Перезапуски дают возможность актуализировать устаревшие сюжеты, темы или визуальные эффекты, адаптируя их под современные реалии и технологии.
-
— Иногда перезапуски расширяют существующие вселенные, добавляя новых персонажей или сюжетные линии.
- Какой перезапуск считается самым кассовым?
- По состоянию на лето 2025 года, «Король Лев» (2019) — самый кассовый ремейк всех времён, собравший в мировом прокате более 1,66 $ миллиарда. Этот фильм, созданный с использованием фотореалистичной компьютерной графики, стал ярким примером того, как классическая история может быть успешно переосмыслена для современной аудитории, сохранив при этом свою эмоциональную глубину и привлекательность.
Мы поделились лучшими перезапусками фильмов, а какой проект вы считаете самым удачным? И верите ли вы в успех нового «Голого пистолета»? Делитесь мнением в комментариях!
