Утомившие киноштампы: zoom and enhance!
Логично будет начать серию с образцового представителя избитых клише – повышения детализации изображения. Каждый раз, когда герои пытаются получить какую-либо важную информацию, просматривая записи с камер наблюдения, повторяется одна и та же схема. Перемотай, останови, увеличь вот этот фрагмент, повысь детализацию… Эврика!
И проблема не только в том, что одна и та же сцена используется ленивыми сценаристами каждый раз, когда их героям нужно предстать проницательными детективами. Беда в том, что улучшение картинки – один из самых известных порождений bullshit movie science, то есть, бредовой кинонауки, имеющей довольно странные отношения с наукой реальной.
Не думаю, что открою для кого-то Америку, сказав, что улучшение картинки в том виде, в котором его чаще всего представляют в фильмах и сериалах, технически невозможно. Если лицо подозреваемого на фото состоит из 16-ти пикселей, можно апскейлить его сколько угодно, но никакой новой информации это не даст, это будут все те же 16 квадратов, которые стали сильно больше весить.
Некоторые сценаристы заходят еще дальше на территорию фантазий, заставляя аналитиков показать объект на фото с другого ракурса, как будто это трехмерная сцена. Забавно, что в реальности существуют камеры, позволяющие буквально заглядывать за угол, используя лазеры для эхолокации. Но к нашей проблеме это не относится, потому что в большинстве случаев применения нашего штампа, камеры используются самые обычные.
Самой большой загадкой этого тропа для меня является его живучесть. В восьмидесятых компьютеры были загадкой даже для самих сценаристов, не говоря уже о массовой аудитории, что позволяло присваивать им любые нужные по сюжету возможности и недостатки.
Мне кажется, даже сакральная особенность штампа – то, что приближать и улучшать должны ни в коем случае не сами герои, а Технический Специалист – показывает представление киноделов о том, что обычные люди ничего в этом не понимают (а следовательно, и зрители проглотят как миленькие), а настоящим героям разбираться в таких вещах стыдно – они же не какие-то нерды. Ясно, что герой жмущий пару раз на плюсик, чтобы увеличить фото, не создает напряженную сцену так же эффективно как детектив, нависший над Специалистом и напряженно шепчущий сакральное «стой, отмотай, приблизь!».
Пленка, в отличие от цифровой фотографии, куда лучше сохраняет детали при наличии качественной оптики, поэтому пленочные негативы действительно можно увеличивать до огромных форматов, к примеру – проецировать на стену – и получать детализированное изображение. Похоже, сценаристы, не разобравшись в отличиях пленки от цифровой записи с дешевой камеры, предположили, что их возможности одинаковы.
Но в любом случае, это было простительно больше 30 лет назад, но в современном мире, где у каждого есть смартфон с камерой, все прекрасно знают по собственному опыту, что смазанное фото, объект не в фокусе или недостаточное разрешение не вылечить волшебной пыльцой.
Да, есть шарпенинг, который помогает изображению восприниматься как более четкое, но он не добавляет новой информации и не поможет разглядеть то, что неразличимо на оригинальном фото. Да, интерлейсинг (создание и вставка дополнительных промежуточных кадров на основе имеющихся для искусственного повышения фреймрейта) и стабилизация видео могут дать некий вау-эффект, но опять же, они лишь подстраивают имеющееся видео для более комфортного восприятия человеком.
Нередки случаи обращения к специалистам юзеров с просьбами повернуть изображение фасада дома так, чтобы можно было видеть его с другой стороны.
Фоторедакторы позволяют вытаскивать детали из засвеченных или темных фрагментов изображения, но по-настоящему эффективно это работает только с несжатым RAW-форматом и мало чем поможет при работе с кадром из видео с камеры наблюдения. Также есть технология создания четкого изображения из последовательности кадров низкого разрешения, которая собирает в одно фото детали с разных кадров. Камера Lytro и подобные ей позволяют выбирать точку фокуса уже после того, как кадр сделан – фокусироваться на ближнем или дальнем фоне, появились скрипты, способные восстанавливать текст с высотой символа всего в три пикселя и так далее.
Иными словами, мы располагаем удивительными механизмами для работы с изображениями, но даже они неспособны оправдать ту магию, что творят на экране Технические Специалисты. Проблема штампа в том, что ему нет дела до достижений реальной науки. Сценаристы могли бы потратить пару часов на базовый ликбез в этом вопросе и написать достоверную сцену, которая была бы при этом еще и непохожей на 5 тысяч сцен работы с видеозаписями до нее, но почему-то мало кто считает, что это необходимо или, по крайней мере, интересно.
Подвижки в излечении этой заразы, как и всего остального технологического бреда, безусловно присутствуют. Пошутили про бредовость улучшения фото детективы в «Кастле», герои «Футурамы» и, конечно, ютьюберы, сделавшие множество подборок, пародий и даже песен про вездесущий zoom and enhance.
Но, похоже, он по-прежнему не собирается никуда уходить, забираясь не только в CSI, 24, Вавилон 5, Стартрек и МакГайвера, но и в сериалы, которые в остальном уважали зрителя достаточно, чтобы не кормить его подобной чушью, а потом, словно оступившись, срывались на все тот же избитый прием.
Самое смешное в том, что потребности в магической кинонауке в этих сценах нет. Можно просмотреть запись, найти нормальный крупный план подозреваемого и работать с ним, не опускаясь до волшебной пыльцы повышения детализации. Да, мы теряем напряженный момент появления искомого лица из груды пикселей, когда все задерживают дыхание, но без этого можно было бы и обойтись. Большинству киноштампов, которые мы рассмотрим в будущих статьях, не так повезло – бред вплетен в их естество, и без него прием просто не сработает.
Хотя, возможно, я слишком полагаюсь на технологическую подкованность современных зрителей. Вдруг большинство и впрямь верит в эту магию.
В конце концов, нередки случаи обращения к специалистам юзеров, насмотревшихся подобного в кино, с просьбами повернуть изображение фасада дома так, чтобы можно было видеть его с другой стороны, убрать корову с фото, чтобы увидеть стоящего за ней, повернуть человека, стоящего к камере спиной или стереть в фотошопе маски с посетителей маскарада.
Этот парад олигофрении напоминает про очаровательные посты из серии «сделайте что-нибудь с фото, с меня лаффки и симпы». Крылья, фон, блестки… Может, Голливуд прав и, несмотря на все шаги прогресса, люди по-прежнему будут проглатывать кинонауку и однообразие приемов как миленькие.
Подробнее про этот и другие штампы можно прочитать в подробнейшей энциклопедии тропов кино и телевидения.
Вопрос: Какой киноштамп достал вас сильнее всего?