Утомившие киноштампы: цветовой код

Александр Трофимов
Мы получаем 80% информации из внешнего мира посредством зрения. Цвет находится на верхней ступеньке приоритетов нашего визуального восприятия, именно яркие цветные пятна мы считываем в первую очередь, во вторую – простые геометрические формы. Поэтому, если вы вдруг решили включить в композицию своего фото яркий красный зонт, знайте, что именно его зритель заметит первым, даже если рядом с ним на фото будет обнаженная девушка, засовывающая бобра в блендер.
Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 1

Некогда, в бытность нашу обезьянами, мы должны были различать на глаз степень зрелости фруктов и замечать в листве хищников. Учитывая, что в джунглях больше всего зеленого, наш глаз в результате эволюции стал различать больше всего оттенков именно этого цвета. Как раз поэтому приборы ночного видения показывают не черно-белую картинку, а окрашенную в зеленые тона – так наши глаза могут различить в ней больше деталей.

Цвет имеет огромное значение в любом визуальном виде искусства. Он может расставить акценты, привлечь внимание к объекту или персонажу, или же отвлечь внимание от него. Он помогает зрителю отличить один объект от другого, и даже создает у него четкое ощущение персонажа или объекта еще до того, как о нем что-нибудь скажут. Зеленый – иди, красный – стой. Зеленый и фиолетовый – яд, синее – лекарство. Черный властелин, белый конь.

Из всей палитры самыми мощными и заметными являются чистые, первичные цвета – красный, зеленый, синий. Герои в комиксах носят синие и красные цвета, желтые и золотые, злодеи – снова зеленый и фиолетовый. Достаточно вспомнить Джокера (зеленые волосы, фиолетовый костюм), и половину злодейской галереи Человека-паука (Зеленый Гоблин, Ящер, Октопус, Стервятник, Скорпион – словно у Дитко не было ничего кроме зеленой краски). Хотя, конечно, существует множество исключений – Зеленый Фонарь, Зеленая стрела, Марсианский охотник – герои в зеленом, а Желтый Жакет, профессор Зум и Шокер – злодеи в желтом. Но глядя на красно-синие костюмы Человека-паука, Супермена, Чудо-женщины, Тора, Железного Патриота, Капитана Америки и Супер Марио понимаешь, что закономерности определенно присутствуют. Криптонит, как мы помним, тоже зеленый.

Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 2
Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 3

Яркие, кислотные цвета в природе так же чаще всего сигнализируют о ядовитости, взглянуть хотя бы на некоторые виды амфибий. Если же яркость переходит в свечение, все становится еще интереснее.

Все крутое и сильное в кино должно светиться. Светится зеленым – радиоактивно и взрывоопасно, светится синим синим или белым– некая могущественная добрая сила, светится красным – Дарт Вейдер не даст соврать, лучше держаться от этого подальше. Ясно, что самым буквальным проявлением свечения как показателя чего-то мощного и могущественного, являются световые мечи. Репульсоры и реактор Тони Старка, тессеракт, позвонки Годзиллы, карты Гамбита и даже нечто таинственное, что таскают в кейсе герои «Криминального чтива» - светится, и это все, что мы о нем знаем. Как ни странно, этого хватает. Ну а свечения в играх и вовсе хоть пруд пруди – мечи, доспехи, эффекты от заклинаний, таинственные символы, энергетические блоки и так до бесконечности.

Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 4
Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 5

Ясно, что один и тот же цвет может нести несколько значений, которые меняются в зависимости от контекста. Оттенок цвета может играть даже более определяющую роль, чем сам цвет. Приглушенные и естественные цвета обычно достаются хорошим парням, а злодеям отходят мрачные тона и ядовитые оттенки.

Зеленый свет – это позитивный сигнал, ядовито-зеленое свечение – сигнал опасности, радиоактивного излучения (в реальном мире реактор светится синим, но это не воспринимается угрожающе).

Жидкость зеленого цвета – яд, зеленый налет – плесень, бледно-зеленый цвет – болезнь. Зеленый может так же указывать на близость персонажа к природе и стремление к равновесию, устойчивости, тогда как огненно-красный обычно намекает на взрывной характер, а синий – на просветление и божественную силу.

Зеленым отрава обычно обозначается в западной культуре, фиолетовым – в восточной. Особенно это различие заметно в видеоиграх. Любопытно, что в серии «Final Fantasy» присутствуют обе цветовые ассоциации: болота, наносящие урон, и заклинание Miasma – фиолетовые, а прочие отравляющие заклинания и эффекты от них – зеленые.

Синий – цвет неба, он редко встречается в природе, нет почти ничего съедобного синего цвета, но есть достаточно ядовитого, поэтому синий цвет способен отбивать аппетит, некоторые диетологи даже советуют есть на синих тарелках.

Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 6

Красный традиционно ассоциируется с опасностью, так как это цвет огня, крови, ранения, смерти. Но так как он – самый заметный, его может носить и главный герой. «Красный» во времена холодной войны в Америке – коммунист и враг народа, затем паника по поводу «красной угрозы» утихла и теперь «красными» без задних мыслей снова называют республиканцев (цвет демократов – синий).

Белый в западной культуре является символом чистоты и света, черный – траура и зла, в восточной культуре именно белый – цвет кости – считается траурным. В кино эти различия будут сильно зависеть от подачи и контекста. Белый может обозначать как благородного рыцаря, так и нарциссичного злодея, или религиозную фигуру, которая опять же может быть как благородной, так и тиранической.

Эти закономерности могут быть взаимосвязаны, а не противоречить друг другу. Джокер, скорее всего, выбрал фиолетовый не потому, что это – цвет злодеев, а потому, что это цвет власти, аристократии.

В древние времена краски не были широко распространены, их производство было крайне трудоемким, и некоторые цвета было получить сложнее, чем другие. Поэтому красные и пурпурные тоги были таким же признаком достатка и влияния, как золото и драгоценные камни. Это же переносилось и на визуальное искусство – живопись, фрески, витражи. Лазурно-голубая краска, к примеру, была безумно дорогой, поэтому иметь на портрете этот цвет считалось роскошью. Даже в наши дни тюбик краски одного оттенка может стоить в несколько раз дороже другого, так как его компоненты будут более редкими или сложными в производстве.

Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 7

Забавно и то, что фиолетовый находится на конце спектра и обладает наибольшей частотой, то есть является самым «мощным» из волн видимого спектра. Возможно, поэтому в играх и фильмах он указывает на самые мощные источники энергии, заклинания и самые редкие артефакты, учитывая цвет шрифта, которыми пишутся их названия.

Также фиолетовый может использоваться в видеоиграх в роли… черного. Абсолютно черные объекты выглядят плоско и некрасиво, поэтому появилась подкрашенная синим или фиолетовым тьма, так как фиолетовый красивее и проще рендерится.

Утомившие киноштампы: цветовой код | Канобу - Изображение 8

Цвет может использоваться не только для обозначения противоположностей, иногда он помогает нарисовать четкую систему равнозначных элементов, чаще всего – стихийных. Красный Огонь, зеленая или коричневая Земля, белый Воздух и синяя Вода. Одной из самых наглядных демонстраций этого является мультсериалы «Аватар: Легенда об Аанге» и его сиквел, «Легенда о Корре». Их же можно вспомнить в качестве хорошего примера для вышеупомянутого использования свечения, учитывая глаза находящегося в «состоянии Аватара» и борьбу голубого и красного свечения в последнем бое первого сериала.

В играх мы куда больше привыкли к кодированию цветом. Подсветка курсора, маркеры на карте, ники персонажей, строчки диалога и так далее. Меч с дополнительным уроном ядом будет, скорее всего, не только светиться зеленым и давать зеленые спецэффекты при ударе, но и иметь такой же цвет шрифта в названии. Как оказалось, даже в кино, где нет графического интерфейса, кодирование цветом широко распространено. Оно присутствует даже в литературе, где вообще нет визуального компонента кроме того, что рисует наше воображение.

Безусловно, цвет можно использовать как удобный инструмент для сообщения некой базовой информации зрителю или игроку или для создания четкой и понятной системы, в конце концов, общество, лишенное цветовой дифференциации штанов, обречено. Но пока индустрии кино, телевидения и видеоигр чаще всего пользуются колоркодингом на крайне примитивном уровне, зачастую создавая у зрителя ощущение, что его держат за идиота. Как и любое другое упрощение и сведение многомерной проблемы к абсолютам, кодирование может стать костылем, на которой так удобно опираться, но который может помешать рассказать по-настоящему глубокую и жизненную историю.

Комментарии (40)
Интересная статья. В играх часто используют определенное сочетание цветов, которое создает неповторимый стиль. Все HL2 вспоминаю с серо-оранжевыми красками. Довольно стильно выглядело)
Как и за первую часть - "козу" заслуженно! Думал, для подобного формата статья-дайджест это идеал, но оказалось, что статья-исследование едва ли не лучше. Редко бывает, когда во время чтения каждая следующая строчка затягивает сильнее предыдущей, спасибо!
Вот хорошую тему затронул, скорее смежную, именно про колоргрейдинг, есть определенный набор игр и фильмов, которые заслуживают внимания только из-за этого, короче весьма интересно, в кино для меня долго время оставался, а может и остается "небесный капитан и мир будущего" - шикарные цвета, т.е. конечно я могу привести еще дюжину фильмов игр, но это все-таки другая тема тут.

Последние статьи


РЕКЛАМА НА КАНОБУ
Канобу LIVE