18 ноября 2014
Обновлено 23.05.2016

Утомившие киноштампы: цветовой код

Мы получаем 80% информации из внешнего мира посредством зрения. Цвет находится на верхней ступеньке приоритетов нашего визуального восприятия, именно яркие цветные пятна мы считываем в первую очередь, во вторую – простые геометрические формы. Поэтому, если вы вдруг решили включить в композицию своего фото яркий красный зонт, знайте, что именно его зритель заметит первым, даже если рядом с ним на фото будет обнаженная девушка, засовывающая бобра в блендер.
Мы получаем 80% информации из внешнего мира посредством зрения. Цвет находится на верхней ступеньке приоритетов нашего визуального восприятия, именно яркие цветные пятна мы считываем в первую очередь, во вторую – простые геометрические формы. Поэтому, если вы вдруг решили включить в композицию своего фото яркий красный зонт, знайте, что именно его зритель заметит первым, даже если рядом с ним на фото будет обнаженная девушка, засовывающая бобра в блендер.
Утомившие киноштампы: цветовой код - фото 1

Некогда, в бытность нашу обезьянами, мы должны были различать на глаз степень зрелости фруктов и замечать в листве хищников. Учитывая, что в джунглях больше всего зеленого, наш глаз в результате эволюции стал различать больше всего оттенков именно этого цвета. Как раз поэтому приборы ночного видения показывают не черно-белую картинку, а окрашенную в зеленые тона – так наши глаза могут различить в ней больше деталей.

Цвет имеет огромное значение в любом визуальном виде искусства. Он может расставить акценты, привлечь внимание к объекту или персонажу, или же отвлечь внимание от него. Он помогает зрителю отличить один объект от другого, и даже создает у него четкое ощущение персонажа или объекта еще до того, как о нем что-нибудь скажут. Зеленый – иди, красный – стой. Зеленый и фиолетовый – яд, синее – лекарство. Черный властелин, белый конь.

Из всей палитры самыми мощными и заметными являются чистые, первичные цвета – красный, зеленый, синий. Герои в комиксах носят синие и красные цвета, желтые и золотые, злодеи – снова зеленый и фиолетовый. Достаточно вспомнить Джокера (зеленые волосы, фиолетовый костюм), и половину злодейской галереи Человека-паука (Зеленый Гоблин, Ящер, Октопус, Стервятник, Скорпион – словно у Дитко не было ничего кроме зеленой краски). Хотя, конечно, существует множество исключений – Зеленый Фонарь, Зеленая стрела, Марсианский охотник – герои в зеленом, а Желтый Жакет, профессор Зум и Шокер – злодеи в желтом. Но глядя на красно-синие костюмы Человека-паука, Супермена, Чудо-женщины, Тора, Железного Патриота, Капитана Америки и Супер Марио понимаешь, что закономерности определенно присутствуют. Криптонит, как мы помним, тоже зеленый.

Утомившие киноштампы: цветовой код - фото 2
Утомившие киноштампы: цветовой код - фото 3

Яркие, кислотные цвета в природе так же чаще всего сигнализируют о ядовитости, взглянуть хотя бы на некоторые виды амфибий. Если же яркость переходит в свечение, все становится еще интереснее.

Все крутое и сильное в кино должно светиться. Светится зеленым – радиоактивно и взрывоопасно, светится синим синим или белым– некая могущественная добрая сила, светится красным – Дарт Вейдер не даст соврать, лучше держаться от этого подальше. Ясно, что самым буквальным проявлением свечения как показателя чего-то мощного и могущественного, являются световые мечи. Репульсоры и реактор Тони Старка, тессеракт, позвонки Годзиллы, карты Гамбита и даже нечто таинственное, что таскают в кейсе герои «Криминального чтива» - светится, и это все, что мы о нем знаем. Как ни странно, этого хватает. Ну а свечения в играх и вовсе хоть пруд пруди – мечи, доспехи, эффекты от заклинаний, таинственные символы, энергетические блоки и так до бесконечности.

Ясно, что один и тот же цвет может нести несколько значений, которые меняются в зависимости от контекста. Оттенок цвета может играть даже более определяющую роль, чем сам цвет. Приглушенные и естественные цвета обычно достаются хорошим парням, а злодеям отходят мрачные тона и ядовитые оттенки.

Зеленый свет – это позитивный сигнал, ядовито-зеленое свечение – сигнал опасности, радиоактивного излучения (в реальном мире реактор светится синим, но это не воспринимается угрожающе).

Жидкость зеленого цвета – яд, зеленый налет – плесень, бледно-зеленый цвет – болезнь. Зеленый может так же указывать на близость персонажа к природе и стремление к равновесию, устойчивости, тогда как огненно-красный обычно намекает на взрывной характер, а синий – на просветление и божественную силу.

Зеленым отрава обычно обозначается в западной культуре, фиолетовым – в восточной. Особенно это различие заметно в видеоиграх. Любопытно, что в серии «Final Fantasy» присутствуют обе цветовые ассоциации: болота, наносящие урон, и заклинание Miasma – фиолетовые, а прочие отравляющие заклинания и эффекты от них – зеленые.

Синий – цвет неба, он редко встречается в природе, нет почти ничего съедобного синего цвета, но есть достаточно ядовитого, поэтому синий цвет способен отбивать аппетит, некоторые диетологи даже советуют есть на синих тарелках.

Утомившие киноштампы: цветовой код - фото 4

Красный традиционно ассоциируется с опасностью, так как это цвет огня, крови, ранения, смерти. Но так как он – самый заметный, его может носить и главный герой. «Красный» во времена холодной войны в Америке – коммунист и враг народа, затем паника по поводу «красной угрозы» утихла и теперь «красными» без задних мыслей снова называют республиканцев (цвет демократов – синий).

Белый в западной культуре является символом чистоты и света, черный – траура и зла, в восточной культуре именно белый – цвет кости – считается траурным. В кино эти различия будут сильно зависеть от подачи и контекста. Белый может обозначать как благородного рыцаря, так и нарциссичного злодея, или религиозную фигуру, которая опять же может быть как благородной, так и тиранической.

Эти закономерности могут быть взаимосвязаны, а не противоречить друг другу. Джокер, скорее всего, выбрал фиолетовый не потому, что это – цвет злодеев, а потому, что это цвет власти, аристократии.

В древние времена краски не были широко распространены, их производство было крайне трудоемким, и некоторые цвета было получить сложнее, чем другие. Поэтому красные и пурпурные тоги были таким же признаком достатка и влияния, как золото и драгоценные камни. Это же переносилось и на визуальное искусство – живопись, фрески, витражи. Лазурно-голубая краска, к примеру, была безумно дорогой, поэтому иметь на портрете этот цвет считалось роскошью. Даже в наши дни тюбик краски одного оттенка может стоить в несколько раз дороже другого, так как его компоненты будут более редкими или сложными в производстве.

Утомившие киноштампы: цветовой код - фото 5

Забавно и то, что фиолетовый находится на конце спектра и обладает наибольшей частотой, то есть является самым «мощным» из волн видимого спектра. Возможно, поэтому в играх и фильмах он указывает на самые мощные источники энергии, заклинания и самые редкие артефакты, учитывая цвет шрифта, которыми пишутся их названия.

Также фиолетовый может использоваться в видеоиграх в роли… черного. Абсолютно черные объекты выглядят плоско и некрасиво, поэтому появилась подкрашенная синим или фиолетовым тьма, так как фиолетовый красивее и проще рендерится.

Цвет может использоваться не только для обозначения противоположностей, иногда он помогает нарисовать четкую систему равнозначных элементов, чаще всего – стихийных. Красный Огонь, зеленая или коричневая Земля, белый Воздух и синяя Вода. Одной из самых наглядных демонстраций этого является мультсериалы «Аватар: Легенда об Аанге» и его сиквел, «Легенда о Корре». Их же можно вспомнить в качестве хорошего примера для вышеупомянутого использования свечения, учитывая глаза находящегося в «состоянии Аватара» и борьбу голубого и красного свечения в последнем бое первого сериала.

В играх мы куда больше привыкли к кодированию цветом. Подсветка курсора, маркеры на карте, ники персонажей, строчки диалога и так далее. Меч с дополнительным уроном ядом будет, скорее всего, не только светиться зеленым и давать зеленые спецэффекты при ударе, но и иметь такой же цвет шрифта в названии. Как оказалось, даже в кино, где нет графического интерфейса, кодирование цветом широко распространено. Оно присутствует даже в литературе, где вообще нет визуального компонента кроме того, что рисует наше воображение.

Безусловно, цвет можно использовать как удобный инструмент для сообщения некой базовой информации зрителю или игроку или для создания четкой и понятной системы, в конце концов, общество, лишенное цветовой дифференциации штанов, обречено. Но пока индустрии кино, телевидения и видеоигр чаще всего пользуются колоркодингом на крайне примитивном уровне, зачастую создавая у зрителя ощущение, что его держат за идиота. Как и любое другое упрощение и сведение многомерной проблемы к абсолютам, кодирование может стать костылем, на которой так удобно опираться, но который может помешать рассказать по-настоящему глубокую и жизненную историю.

Комментарии 40
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Delaware
Delaware
Комментарий был удален
Delaware
Delaware
Интересная статья. В играх часто используют определенное сочетание цветов, которое создает неповторимый стиль. Все HL2 вспоминаю с серо-оранжевыми красками. Довольно стильно выглядело)