Утомившие киноштампы: «Разоблачение Лжеца»
Некоторые сюжетные элементы используются для создания напряжения или комического эффекта в отдельной сцене, например, злодей похитил девушку героя или угрожает взорвать дом/город/планету. Другие приемы куда масштабнее, и на них может строиться весь сюжет. Несколько смежных штампов, о которых мы поговорим сегодня, как раз из этой категории.
Сколько вам вспомнится фильмов, где героя приняли за кого-то другого, а тот либо притворился специально, либо решил подыграть, либо честно пытался решить недоразумение, но его никто не послушал?
Это «Mistaken Identity», штамп, который используется для создания драматического или, чаще, комического эффекта с незапамятных времен. Обычно, в третьем акте ситуация проясняется, выводя лжеца или жертву недоразумения на чистую воду. «Лжец» пытается оправдаться, но его друзья теряют к нему доверие и оставляют его, только чтобы затем простить и принять обратно под конец. Это «Liar revealed».
Помимо добропорядочных героев, которые не имели злого умысла, притворялись вынужденно или ради благой цели, притворяться могут и злодеи – из вполне корыстных побуждений. Чаще всего это «крот», предатель, который внедрился в группу героев. Например, Доктор Эльза Шнайдер из «Индианы Джонса» или напарник героя в каждой втором старом боевике. У предателей тоже, чаще всего, случатся моменты «разоблачения лжеца», но они редко заканчиваются для них хорошо.
Я тётушка Чарли из Бразилии
Гораздо интереснее антигерои, которые затеяли обман с корыстными целями, но затем совесть и возникшие чувства к тем людям, которые принимают их обман за чистую монету, берут верх, и злодей перевоспитывается. Это один из вариантов «Becoming the mask», «приросшей маски», когда персонаж начинает перенимать черты личности, которой притворялся. Особенно часто становятся мягче и «познают чудеса любви» персонажи мультфильмов: Диего из «Ледникового периода», капитан Сильвер из «Планеты сокровищ», главный герои «Ранго» и «Побега из курятника».
Но это может происходить не только с антигероями, которые становятся добрее, герои могут заступать все дальше на «темную сторону», например, работая под прикрытием. Либо просто становиться теми, кем притворялись, как Джейк в «Аватаре» буквально становится своим аватаром, или же герой Форсажа – членом банды стритрейсеров, членом семьи. Герой «Жестоких игр» действительно влюбляется в девушку, которую решил очаровать на спор, и становится благороднее, но когда она узнает о пари, мы видим типичную линию «Liar Revealed» в третьем акте.
За примерами всех этих штампов не придется далеко ходить. Иллюстрации статьи, очевидно, напоминают про «Флика», «Дорогу на Эльдорадо», «Побег из курятника» и «Ранго» – их сюжет полностью строится на **«Mistaken Identity»**и «Liar Revealed», а у последних двух – и на «Becoming the Mask».
«Оз: Великий и ужасный» тоже использует все три штампа. Разоблаченному Оскару приходится стать тем спасителем, которым его считали. То же самое можно сказать и про Эммета из «Лего. Фильм».
Диснеевский «Аладдин» интересен тем, что когда Жасмин выясняет, что герой лишь притворялся принцем, она не разочаровывается в нем, что типично для моментов разоблачения. В обратной ситуации в «Римских каникулах» простая девушка оказывается принцессой, из-за чего тоже сложно устраивать скандал.
Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете?
«Liar Revealed» чаще используется в мелодрамах и мультфильмах, там, где эффективность приема важнее оригинальности, так как аудитория не столь требовательна, как в серьезной драме.
«Разоблачение лжеца», естественно, может быть и не связано с «Mistaken Identity», вскрывшая ложь или момент недоговоренности может касаться чего угодно, что важно для героев. Во «Всегда говори “Да”» с Джимом Керри отношения героев испортились после того, как Элисон узнает о клятве Карла.
«Mistaken Identity» используется главным образом в комедиях, так как дает благодатную почву для гэгов. Ну, и потому, что воспринимать всерьез такую маловероятную ситуацию довольно сложно.
В первую очередь, конечно, вспоминается «Ревизор» Гоголя, герой которого, что интересно, смог избежать прилюдного и позорного разоблачения. «В джазе только девушки» — классический пример построенной на этом комедии. Если вернуться еще чуть в прошлое, то можно вспомнить «Великого диктатора» Чаплина. Если же взглянуть на советские комедии, то каждая вторая строится на этом приеме – кого-то с кем-то путают, кто-то выдает себя за другого и так далее.
«Джентльмены удачи», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и так до бесконечности. В «Гусарской балладе» и вовсе история, старая как мир: женщина притворяется мужчиной, чтобы идти на войну. «Мулан» и даже Лила из «Футурамы» делали то же самое. Хотя, это не единственная причина, Франсин из «Американского папы» переодевалась мужчиной, чтобы проводить больше времени с собственным мужем.
Более частный случай этого штампа – «героя принимают за шпиона» – тоже использовался куда чаще, чем можно представить. «На север через северо-запад» Хичкока, «Тачки 2», «Москва на Гудзоне». Джеки Чана за шпиона принимали дважды: в «Кто я?» и «Смокинге», причем в первый раз он и впрямь оказался шпионом, а во второй – стал им, создав еще один случай «приросшей маски». Пьера Ришара принимали за шпиона в «Высоком блондине в черном ботинке», за наемного убийцу – в «Уколе зонтиком» и за игрушку в… м-м-м «Игрушке».
И все же, героя могут принимать за другого и в серьезных драмах, чему может послужить примером хотя бы недавний «Враг».
А вы думаете, нам, царям легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики.
Ясно, что основной недостаток этих штампов, помимо очевидной избитости, это неправдоподобие. Да, Траволту путают с Кейджем, а Лукьяненко принимают за Акунина, но по большей части путаница такого масштаба непредставима.
Да, тайное всегда становится явным, и последствия прошлых ошибок часто портят нам жизнь, но фильмы раздувают значимость этих ошибок, делая из мухи слона. И когда девушка героя в который раз бросает его из-за какой-то ерунды, только потому что сценарист не может придумать ничего получше, это меняет образ персонажей в сознании зрителя. Обидевшаяся девушка выглядит стервознее и глупее, а парень, неспособный уладить недоразумение – безвольнее и беспомощнее.
Но самое главное – стоит фильму ступить на территорию штампа, интерес зрителя сразу падает, так как последующие события становятся более предсказуемыми. За разоблачением последует грустная сцена, где героя прогоняют, и он страдает под трогательную балладу, затем мы увидим, как он набирается решимости доказать всем, что достоин их любви и доверия, потом идет сцена переубеждающая обиженных, воссоединение, прощение и… занавес.
Корнет, вы женщина?
Что до «Becoming the Mask», то прием может быть интересен сам по себе, но его узнаваемость вредит погружению зрителя в происходящее. Увидев знакомый прием, мы автоматически вспоминаем, что это фильм, и происходящее на экране собрано из функциональных элементов, что мешает по-настоящему сочувствовать персонажам, переживать за их судьбу и так далее.
Смотреть на одну и ту же чехарду с новыми лицами становится попросту неинтересно, поэтому фильм теряет очки с каждым клише, которое решает использовать вместо того, чтобы придумать свежий сюжетный ход.
**Вопрос:**Какие еще примеры использования этих штампов вам вспомнились? Можно называть не только кино, сериалы, комиксы и игры тоже подойдут. Посмотрим, сможете ли вы вспомнить то, что не называлось в статье и комментариях до вас.