12 апреля 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Упадок и обнищание: рецензия на Ninja Gaiden 3

Одна из неразрешимых проблем японской игровой индустрии озвучивалась неоднократно, но так и не смогла привлечь всеобщее внимание. Ее суть легко объяснить на примере того же Ninja Gaiden. Когда студией Team Ninja руководил Томонобу Итагаки (балагур, сексист, алкоголик и фанат Aerosmith), достаточно было одного названия, чтобы продать два миллиона копий.
Одна из неразрешимых проблем японской игровой индустрии озвучивалась неоднократно, но так и не смогла привлечь всеобщее внимание. Ее суть легко объяснить на примере того же Ninja Gaiden. Когда студией Team Ninja руководил Томонобу Итагаки (балагур, сексист, алкоголик и фанат Aerosmith), достаточно было одного названия, чтобы продать два миллиона копий.

При этом пройти Ninja Gaiden до конца и получить от этого удовольствие могли, может быть, десять человек из тысячи. Поэтому каждый новый выпуск был дерзким выпадом, издевкой; Итагаки «брал на понт» - предлагал невероятно сложную, но продуманную до последнего кадра игру и спрашивал: «Слабо?» Как было не ответить? После ухода Итагаки и всех ключевых разработчиков руководить Team Ninja взялся Ёске Хаяси. Именно его решения и олицетворяют тупиковую ситуацию, в которой сейчас находятся все японские издатели видеоигр. Одно только имя больше ничего не продаст. Разработка стоит слишком дорого – права на ошибку нет. Система ценностей потенциальных покупателей (т.е. западного рынка) следующая: мультиплатформа, зрелищность, мультиплеер, простота, press X to win. То есть, перед Хаяси поставили ультиматум: либо так, либо никак. Он пошел на компромисс и прогадал.

Упадок и обнищание: рецензия на Ninja Gaiden 3 - фото 1

Даже если отбросить в сторону все, что связано с предыдущими выпусками сериала, Ninja Gaiden 3: Razor’s Edge покажется очень странной игрой. В первую очередь, в сюжетном плане. Так, например, сразу после анонса заявили: бессменный главный герой наконец-то снимет маску. В финальной версии это обыгрывается неоднократно: Рю показывает лицо, чтобы поговорить с маленькой девочкой, показать, как сильно он переживает или просто чтобы обмолвиться парой слов с другими героями. Вопрос только один: зачем? И так ведь понятно, что ниндзя – это Рю Хаябуса, и что под маской там какой-то азиат. Плевать ведь, как он выглядит: если наемный убийца показывает свое лицо, значит, он плохо справился со своей работой и уже давно труп. Второй забавный момент связан с попыткой показать переживания Рю. Сможет ли он убить маленькую девочку в огромном теле древней богини, подобно Годзилле разрушающей современный Токио? Игроку сразу все понятно: сможет и врага победить, и ребенка не обидеть. Что действительно хочется узнать, так это зачем нужно «самокопание», фальшивая драма и прочая слезливая фигня в экшне про ниндзя, которому, по идее, на все наплевать. Он убивает. Мстит. Уничтожает демонов. Спасает красивых женщин. Мечом разрубает вертолеты. Он как Чак Норрис из бородатых анекдотов, если бы тот родился в феодальной Японии. В этом свете любые попытки выдавить из зрителя слезу выглядят жалко.

Упадок и обнищание: рецензия на Ninja Gaiden 3 - фото 2

С боевой системой тоже не все хорошо. Она прошла своего рода упрощение – но само по себе это необязательно плохо. Да, в игре есть уровень сложности “Hero”, благодаря которому Рю становится неуязвимым (единственный способ убить себя – свалиться в пропасть). Само по себе наличие такой поблажки погоду не делает, напротив, дарит возможность любому пройти игру до конца. Проблема в том, что выбрав Normal или Hard все равно не получаешь хорошего, качественного экшена. А уже это обижает и злит.

Упадок и обнищание: рецензия на Ninja Gaiden 3 - фото 3

Так, изначально в Ninja Gaiden 3: Razor’s Edge только два типа оружия: меч и комбинированный лук (еще одно можно скачать как DLC). Ни то, ни другое прокачивать нельзя. Нинпо – особое умение ниндзя, которое больше похоже на простую магию – тоже только одно: огромный огненный дракон пожирает противников, некрасиво и незрелищно. Предметы покупать нельзя. Прокачки самого героя нет. Никакие collectibles не предусмотрены. Другими словами, это обнищание, а не перемены к лучшему. Ближе к финалу Рю придется столкнуться со своим двойником, причем тот будет использовать в бою весь арсенал из предыдущих частей: когти, кусаригамы, тонфы, косы. Правда в том, что при таком раскладе копией (подделкой, чего уж там) является скорее сам главный герой, а не окутанный тьмой доппельгангер. С ним-то все понятно, а что это за Рю Хаябуса с одним мечом в руках – объяснить сложно.

Упадок и обнищание: рецензия на Ninja Gaiden 3 - фото 4

Отсутствие многообразия боевой системы, когда Рю нарезал на кровавые роллы своих противников, новый состав Team Ninja попытался компенсировать просто зрелищными сценами убийств. Комнатная структура локаций, когда герой вынужден отбиваться от десятков врагов каждые два пройденных метра, делает эту «зрелищность» самым тошнотворным нововведением третьей части. Она просто безвкусная и… тщетная. Первые полчаса дивишься происходящему: достаточно ведь нажать одну кнопку, чтобы Рю вспорол кому-нибудь живот, резко отскочил к другому противнику, всадил в него меч и продолжил исполнять танец китайских акробатов. Игра кровавая, но конечности больше не разлетаются в стороны. Убийства жестокие, но всегда однообразные. Рано или поздно все это утомит настолько, что продолжать насиловать кнопку Х дальше просто не захочется. И ведь речь идет о Ninja Gaiden 3: Razor’s Edge – игре, где смерть обыгрывалась едва ли не искуснее, чем у Мисимы!

Упадок и обнищание: рецензия на Ninja Gaiden 3 - фото 5

Про кривые повторяющиеся QTE не хочется много говорить. Рю уничтожает вертолеты, корабли, боевых роботов, монстров и так далее. Сигает с огромной высоты в никуда, уклоняется от десятка самонаводящихся ракет. Примерно то же самое мы видели в другом ниндзя-экшне – Ninja Blade. Проблема в том, что для него ориентиром был как раз Ninja Gaiden. Сейчас все будто поменялось местами, и от этого несоответствия голова идет кругом. Непонятно, какую цель преследовали авторы этой идеи. Сделать Black Ops про убийцу в маске? Как выяснилось, для этого нужен, как минимум, талант. Настораживает еще и то, что Team Ninja примерно в том же ключе, кажется, собираются переделывать Dead or Alive. Мы долго ждали продолжения и так далее, но все же – спасибо, лучше не надо.

5.0 (система оценок)
Текст: Евгений Закиров
Рецензируемая версия: Xbox 360

Комментарии 36
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Юный Максималист
Юный Максималист
Что полный разгром уже закончился, теперь ведется поправка на любителей серии?
StriPMan
StriPMan
Я не знаком с серией, так что все же поиграю, Бейсовский сказал что игра не плохая.
darklifeness
darklifeness
зря вы так, хорошая же игра((