02 ноября 2024Кино

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - изображение обложка

Пару недель назад случилось нечто неслыханное — топ американского проката по итогам выходных возглавил «Ужасающий 3». Малобюджетный независимый фильм, без участия известных актёров, без поддержки студии, без полноценной рекламной кампании, даже без возрастного рейтинга. В глазах индустрии это исключительно маргинальное кино, один шаг от домашнего видео. Наивная попытка пролетариев играть на одном поле с настоящими творцами и компаниями. Однако ж первое место есть первое место. Хотя бы на один уикенд «Ужасающий 3» обогнал и «Дикого робота», и второго «Джокера».

Да, отчасти это больше говорит о проблемах конкурентов, но и успех ужастика недооценивать не стоит. 18 миллионов долларов на старте — не та цифра, которой будут хвастаться стомиллионные блокбастеры. Но при бюджете в 2 миллиона и затратах на маркетинг в 500 тысяч — грандиозный триумф. И это лишь вишенка на торте.

За последние несколько лет главный злодей «Ужасающего», клоун Арт, прочно вошёл в мировую поп-культуру. Его косплеят, с ним делают татуировки, его, в конце концов, добавили в Call of Duty — это ли не признак популярности? Сегодня мы расскажем, как зловещий мим-потрошитель стал нежданным символом независимого кино. И как один увлечённый человек потом и кровью возвёл его на этот пьедестал. В основном кровью. Искусственной, зато в огромных количествах.

Кто же этот умелец Дэмиен Леоне?

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 1

Итак, знакомьтесь — Дэмиен Леоне. Режиссёр, которому буквально на роду написано снимать ужастики. Ведь мама назвала его в честь мальчика-антихриста из «Омена» и с малых лет позволяла вместе с собой смотреть «Челюсти», «Хэллоуин», «Сияние» и прочую классику хоррора. Методы воспитания, конечно, спорные, но признайтесь, кто из вас в детстве не включал что-либо неположенное? Тем более, главное, что уяснил Дэмиен Леоне — в ужасах выше, чем в любом другом жанре, ценится ручной труд. От усилий гримёров подчас напрямую зависит успех фильма, какой бы режиссёр ни стоял во главе.

Одним из главных кумиров будущего постановщика стал Том Савини — легендарный мастер кровавых спецэффектов. Многие зрители знают его по роли байкера по кличке «Секс-машина» в фильме Роберта Родригеса «От заката до рассвета». Но свою славу он заработал прежде всего за кадром таких картин как «Рассвет мертвецов», «Пятница, тринадцатое», «Калейдоскоп ужасов» и многих других. Перерезанные глотки, взрывающиеся головы, отрубленные конечности крупным планом. При этом Савини всегда подчёркивал, что экранное насилие в его исполнении гипертрофировано и имеет мало общего с настоящим. Цель не в том, чтобы правдоподобно показать смерть, а в том, чтобы пощекотать зрителю нервы. Удивить, шокировать, развеселить. Ведь это всё фокусы, шоу или, как говорят французы, гиньоль. Такой же философии придерживается Леоне.

Гиньоль — наименование пьес, спектаклей, театральных представлений, изобилующих различными преступлениями , ужасами и т.п.

Рождение Арта: лысый клоун-маньяк

В 2006 году за 3 тысячи долларов он снял свою первую короткометражку «Девятый круг». Это оммаж фильмам Дарио Ардженто и Лучио Фульчи — кровавым и сюрреалистичным ужастикам семидесятых. Здесь же впервые появляется клоун Арт, вернее, его черновая версия.

Леоне придумал персонажа ещё в юности как антитезу Пеннивайзу из «Оно». Пеннивайз носит цветастый костюм — Арт чёрно-белый, Пеннивайз шутит — Арт молчит, у Пеннивайза рыжая шевелюра — Арт лысый. Но что делать с этим концептом режиссёр не знал. Вот и в «Девятом круге» роль персонажа ограничивается тем, что он вкалывает первой попавшейся девушке снотворное и отдаёт на растерзание всяким демонам. Ставку Леоне делал именно на грим адских созданий, которым, конечно же, занимался сам. Но она не сыграла. Многие знакомые говорили ему, что самая интригующая часть «Девятого круга» — это клоун в начале, и именно он должен быть центральным злодеем.

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 2

Так что свою следующую работу, двадцатиминутную версию «Ужасающего», он посвятил уже злобному паяцу (прим.: клоун, шут). В ней Арт обрёл все свои характерные черты — крючковатый нос, извращённое чувство юмора и неимоверную жестокость. Правда, эту короткометражку постигла та же судьба, что и первую.

Прорыв случился в 2013, когда продюсер Джесси Бэгет искал какой-нибудь недорогой материал для хэллоуинской видеоантологии. Тогда-то он и наткнулся на работы Леоне и предложил включить их в сборник. Тот в свою очередь уговорил Бэгета доверить ему и оставшиеся новеллы. Так появился «Канун дня всех святых» — фильм, который познакомил с Артом как минимум всеядных фанатов ужастиков.

Хэллоуинских антологий в принципе не так уж много, а более-менее смотрибельных среди них и того меньше, так что в хоррор-комьюнити сборник заметили. Некоторые крупные тематические каналы даже выпустили на него обзоры, причём довольно доброжелательные. Да и продажи на DVD превзошли ожидания.

Тогда Леоне думал, что поймал удачу за хвост, и теперь самое время подарить зловещему клоуну собственный полнометражный фильм. С этой целью режиссёр запустил краудфандинговую кампанию, но… она с треском провалилась. Хотя массовая ностальгия по восьмидесятым была на пике, олдскульный слэшер не заинтересовал публику. Зато заинтересовал предпринимателя Фила Фальконе, всегда желавшего попытать счастья в кинобизнесе. Он предложил свои услуги в качестве инвестора, продюсера и даже ассистента на съёмочной площадке.

В короткометражках Арта изображал Майк Джаннелли, друг Леоне. Однако возвращаться к образу он отказался. Пришлось искать замену. И по счастливому стечению обстоятельств на кастинг явился театральный актёр Дэвид Говард Торнтон. Примечательно, что агент уговаривала его не участвовать в таком дешёвом проекте, чтобы не портить портфолио. Но он, будучи фантом Джокера из комиксов, увидел возможность сыграть хотя бы вариацию своего любимого персонажа, причём ещё более гротескную. В сети пишут, будто бы Торнтон работал мимом, однако это миф. Все манеризмы и ужимки Арта он придумывал на ходу, часто заставляя команду в голос хохотать за кадром. Это несколько скрасило действительно тяжёлые съёмки.

Какой была первая часть «Ужасающего»

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 3

Бюджет «Ужасающего» составил каких-то 35 тысяч долларов. Это примерно в десять раз меньше, чем было у первого «Хэллоуина», и в тридцать раз меньше бюджета «Пилы», даже без поправки на инфляцию. Разумеется, такой крошечной суммы едва хватило на оборудование и спецэффекты. Основной площадкой послужило настоящее заброшенное здание в Нью-Джерси. Команде даже не пришлось никак обустраивать декорации — всё было настолько мерзким, насколько показано в фильме. Холод, сырость, полнейшая антисанитария, груды мусора и полчища крыс. Чудо, что никто из актёров не подхватил столбняк. Зато всё это подарило картине фирменную атмосферу.

«Ужасающий» — редкий фильм, который полностью переносит на экран эстетику сплаттерпанка, самого экстремального поджанра хоррора. В его основе кровь, грязь и ржавчина. Тёмная сторона современных городов, не то чтобы скрытая от нашего взора, но намеренно игнорируемая. Никто не хочет знать, что происходит в обшарпанных подворотнях, а сплаттерпанк погружает туда с головой.

Сплаттерпанк (англ. splatterpunk) — поджанр хоррора в литературе и кино. Основные характеристики: чрезмерное графическое насилие (в том числе сексуальное), изображение телесных увечий, обилие крови и сцены сексуального характера._(источник: _«Большая российская энциклопедия»)

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 4

При этом драматургией первый «Ужасающий» точно похвастаться не может. Это не столько полноценное произведение, сколько proof of concept, то есть доказательство концепции. Прототип, нужный, чтобы продемонстрировать возможности режиссёра и потенциал Арта как персонажа. И доказательство вышло весьма убедительным.

«Ужасающего» взяли в свои фильмотеки Netflix, Amazon Prime и другие стрим-сервисы. Благодаря чему фильм получил то, что в индустрии развлечений ценится дороже денег — виральность. Картину начали горячо обсуждать в соцсетях, а особенно ту самую сцену.

При этом Арт стремительно набирал популярность даже в отрыве от фильма. Уж больно бросались в глаза дизайн Леоне и выразительная мимика Торнтона. Вроде бы всё просто и на поверхности — чёрно-белый костюм, широченная улыбка, комичная шляпка. Но именно в этой простоте секрет успеха.

«Ужасающий 2» и экзекуция в спальне

Между тем, Леоне и Фальконе вовсю работали над сиквелом. Со второй попытки режиссёр хотел сотворить нечто поистине грандиозное. Смесь хардкорного слэшера и фэнтези — как любимый им «Кошмар на улице Вязов 3: Воины сна».

Для этого он снова вышел на краудфандинг, но во второй раз результат превзошёл все ожидания. 200 тысяч долларов режиссёр собрал самостоятельно и попросил у фанатов ещё 50 на необязательную, но амбициозную сцену ночного кошмара. А вместо этого народ пожертвовал ему 250 тысяч. Всю сверхприбыль команда пустила на маркетинг. Хотя ещё в процессе съёмок «Ужасающего 2» взял под своё крыло крупнейший американский хоррор-сайт Bloody-Disgusting, так что за раскрутку можно было не переживать.

Дэмиен Леоне сдержал обещание — сиквел получился во многих отношениях эпичным. Взять хотя бы продолжительность: 2 часа 18 минут — совершенно немыслимый хронометраж для слэшера. Но режиссёр заполнил их не только резнёй, но и, ко всеобщему удивлению, сюжетом.

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 5

В «Ужасающем 2» появились настоящие персонажи и настоящая история. Причём интригующая. Арт превратился из обычного клоуна-маньяка в некое инфернальное существо неясной природы и получил колоритную спутницу — Маленькую Бледную Девочку. Не то демона, не то призрака, на происхождение которого в картине только намекают.

В ленте в принципе немало загадок и ключиков к их решению. А многие ружья намеренно развешаны для того, чтобы выстрелить в третьей части. Или даже в четвёртой, которой пока не существует даже на бумаге. При этом ясно, что сам Дэмиен Леоне продумал всё наперёд. Зрителям же полагается строить теории, собирать информацию по крупицам и делиться догадками в соцсетях. Это простой, но всегда рабочий способ вовлечения аудитории.

Ну а помимо только-только зарождающейся мифологии публика могла обсудить очередные шокирующие сцены. Если первая часть наделала шума эпизодом с ножёвкой, то вторая взорвала соцсети трёхминутной экзекуцией в спальне. Её Леоне снимал в два приёма — до карантина и после. И пауза позволила ему продумать всё до мелочей. Чудовищных, пробирающих до дрожи мелочей. Остальные убийства не менее эффектны, но это запоминается во многом благодаря драматургии.

Сам режиссёр неоднократно говорил, что зрители не должны болеть за Арта. Несмотря на его дурачества и зашкаливающую харизму, он чудовище и творит поистине страшные вещи. И чтобы это не ускользало от внимания, Леоне старается делать упор на персонажей. Показывать их не набором стереотипов, как в большинстве ужастиков, а живыми и симпатичными людьми, за судьбу которых можно искренне переживать. Так парад ультранасилия превращается в историю о неумолимости смерти и непокорности жизни, о противостоянии добра и зла.

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 6

«Ужасающий 2» превзошёл ожидания даже своих создателей. Изначально он должен был пробыть в американском прокате всего неделю, но сами владельцы кинотеатров попросили продлить срок. При бюджете в 250 тысяч долларов фильм только за первые выходные собрал 805. Всего же лента заработала 15 740 000$. При том, что она даже не получила возрастной рейтинг — Леоне просто не стал отдавать фильм на оценку.

«Ужасающего 2» похвалил Стивен Кинг, фильм увлечённо обсуждали хоррор-блогеры всех мастей, от тех, у кого пара сотен подписчиков, до звёзд-миллионников, и в конце концов его не смогла игнорировать мейнстримная пресса. Даже самые высоколобые критики не отрицали очевидного мастерства Леоне в работе со спецэффектами. Дескать, то, что он сотворил — ужасно, но с технической точки зрения безупречно.

Секрет успеха в андерграунде

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 7

Как сказал Джон Доу из фильма «Семь», сегодня, чтобы тебя заметили, уже недостаточно просто похлопать по плечу – приходится бить молотком по голове. Именно этим молотком и стал «Ужасающий».

Он делает ровно то, что обещает в названии — не пугает, а ужасает. Заставляет ахнуть и поёжиться от эпизода очередной экзекуции, которой Арт подвергает своих жертв. Многие зрители в отзывах писали, что впервые за много лет у них возникало ощущение, будто они видят что-то запретное. Даже бывалые фанаты жанра признаются, что некоторые сцены смотрят сквозь пальцы. И в этом суть. «Ужасающий» возвращает хорроры на территорию андеграунда. Заставляет обеспокоенных родителей писать возмущённые письма владельцам кинотеатров, которые берут фильмы в прокат и вывешивают постеры, где их могут увидеть дети и, не дай бог, заинтересоваться. Консервативные критики ворчат, что такое кино способствует нравственному разложению нации. А феминистки обвиняют режиссёра в открытой мизогинии.

Всё то же самое было в начале 80-х, когда слэшеры взяли поп-культуру штурмом. Именно тогда жанр получил своих главных икон — Фредди Крюгера, Майкла Майерса и Джейсона Вурхиза. До того, как выйти в тираж и окончательно опопсеть, они были символами альтернативного кино. Дешёвого, дерзкого, плюющего на общепринятые правила хорошего тона. Сегодня «Ужасающий» нащупал тот же нерв. В мире обязательной политкорректности и всеобъемлющей самоцензуры в мейнстримном кино он даёт зрителям что-то нефильтрованное и настоящее, сделанное буквально своими руками. Это кинематографический аналог панк-рока, грязного, бьющего по ушам, но живого.

«Ужасающий 3» и верность фанатам

Улыбочку пошире! Как «Ужасающий» совершил революцию, и почему вы захотите его посмотреть - фото 8

После успеха второй части к Дэмиену Леоне ожидаемо пришли представители некой студии и предложили подкинуть пару-тройку миллионов на продолжение. Но тот отказал. И аргументировал это не каким-то авторским видением, а ожиданиями фанатов. Люди любят «Ужасающего» в том числе за его происхождение. Это фильмы, сделанные энтузиастами и для энтузиастов.

Леоне и Дэвид Говард Торнтон катаются по всем конвентам Америки, заезжая даже в маленькие города, и никому не отказывают в селфи или короткой беседе. А все части, несмотря на политическую обстановку, добрались до официального проката в России. Ведь что бы ни случилось — фанаты всегда на первом месте.

В работе над «Ужасающим 3» за символический гонорар принимал участие легендарный гример Джон Кальоне-младший — тот самый, что превращал Хита Леджера в Джокера, а Роберта Дауни-младшего в Чарли Чаплина. А Том Савини, кумир детства Леоне, снялся в камео. Эти мастера видят в серии не какой-то аморальный мусор, как пишут некоторые, а признание в любви к ремеслу и к тем, кто его ценит.

Да, эти фильмы не для всех, но они доказывают, что если найти свою аудиторию и быть верным ей до конца, можно хотя бы на короткий срок обойти даже титанов индустрии. Ради такой идейности авторов точно стоит ознакомиться с картиной!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь