Цифровые комиксы — что это такое и какие они бывают?
Появление
Несмотря на то, что первые веб-комиксы появились аж в середине 80-х годов, издательства не спешили осваивать этот новый формат. Первопроходцем стало издательство Marvel, которое в 1996 году запустило подразделение Marvel CyberComics.
Изначально комиксы, которые там выходили, были эксклюзивом для пользователей американского интернет-провайдера AOL — сервис был создан в рамках промо-сделки с провайдером.
AOL изначально был крупнейшим в США интернет-провайдером, и во время своего расцвета в начале 2000-х годов его приобрел медиаконгломерат Time Warner. В середине 90-х годов провайдер дал своим пользователям доступ к компьютерной сети USENET (отец всех будущих имиджбордов) и стал мега-популярным, когда было заключено пятилетнее соглашение с компанией Microsoft и услуги провайдера стали входить в комплект с Windows.
В 1997 году издательство уже имело собственный сайт — MarvelOnline.com, куда комиксы и переехали, став доступными для всех зарегистрированных пользователей. В 1999-м был заключен договор о взаимном сотрудничестве между Marvel и только-только открывшимся онлайн-магазином комиксов _NextPlanetOver _(NPO) — на сайте Marvel висела реклама магазина, а те взамен оплачивали создание эксклюзивных комиксов.
В 1999 году открылось два онлайн-магазина комиксов — упомянутый выше NPO и Comicstore.com. На тот момент на рынке уже присутствовали и другие онлайн-магазины — например, старейший Mile High Comics.
Спустя год NPO обанкротился и закрылся, а CyberComics были переименованы в Webisodes, и комиксы стали доступны без регистрации и СМС на сайте Marvel.com.
В интервью один из основателей NPO заявлял, что магазин не собирается тратиться на рекламу. «Мы знаем, как находить наших клиентов онлайн. Мы можем положиться на сарафанное радио и выходить на клиентов, которые не ходят в комикс-шопы».
В качестве первых героев для своих первых цифровых комиксов Marvel выбрало тяжеловесов — Человека-паука и Росомаху. В дальнейшем появились истории про Сорвиголову, Блэйда, Дэдпула, Гамбита и Людей Икс в целом. Выпуски разбивались на четыре части по восемь страниц, каждая часть выходила ежемесячно.
Рисовались они на бумаге, затем оцифровывались, раскрашивались при помощи Adobe Illustrator, затем в Macromedia Shockwave прикручивалась простенькая анимация и музыкальные эффекты — процесс был адски трудоемким.
В итоге получались такие анимированные комиксы — по щелчку мышки появлялись новые пузыри диалогов и панельки, со звуковым сопровождением.
В итоге подразделение Marvel CyberComics было упразднено и вместо него появилось DotComics.
Само собой, все эти комиксы с сайта были убраны, но я смог найти канал на YouTube, на котором сохранены аж 22 выпуска. Вот так это примерно выглядело:
Про этот самый DotComics преступно мало информации в Сети — все, что я смог нарыть, это рецензия/мнение/описание с архивной страницы сайта The Official Time-Wasterʼs Guide, сборника рецензий на игры, книги, комиксы и прочее. Название как бы намекает, что основная цель — помочь вам тратить свое время с пользой.
В общем, по состоянию на 2002 год DotComics представлял из себя архив, состоящий из нескольких дюжин выпусков. Еженедельно происходило обновление, но, судя по всему, рандомное. Денег за комиксы никто не просил, однако главным препятствием было то, что они были во Flash-формате, что требовало быстрого интернета в то время. То есть позволить такую роскошь себе могли только состоятельные парни. Комиксы там были актуальные — даже были выпуски из едва стартовавшей _Ultimate-_вселенной.
Затем, в 2004 году, судя по всему, на сайте хранилось не больше дюжины выпусков одновременно, которые постоянно обновлялись — опять же, дремучая древность, информации кот наплакал.
На тот момент это был единственный издатель, который совершал шаги на этом поле. Подытоживая, можно сказать, что за восемь лет он толком ничего не добился.
Развитие и первые успехи
В 2005 году произошла еще одна реорганизация — DotComics превратился в Marvel Digital Comics. Количество комиксов еще больше сократилось — до четырех. Спустя год, правда, эта цифра резко подскочила до 24. Но это все равно было стоянием на месте.
В ноябре 2007 года Marvel наконец представило то, что сегодня можно назвать адекватным сборником цифровых комиксов, — Marvel Digital Comics добавил в свое название Unlimited и предложил читателям базу в две с половиной тысячи комиксов с еженедельным обновлением. За платную подписку, разумеется, которая на момент запуска равнялась 4,99 долларов США. В качестве привлечения читателей в бесплатной версии было доступно 250 комиксов.
Среди них были сто первых выпусков серий Spider-Man и Fantastic Four, шестьдесят шесть выпусков Uncanny X-Men, пятьдесят первых номеров The Avengers и россыпь первых появлений кучи героев.
Тогда предполагалось, что в цифре комиксы будут выходить на полгода позже, чем в бумаге, однако уже в 2008 году Marvel вновь оказалось впереди планеты всей, выпустив семистраничный цифровой комикс Secret Invasion: Prologue, который стал предысторией к событию Secret Invasion.
В том же году было заявлено пять цифровых эксклюзивов, так называемых digital-only комиксов. На сегодняшний день их насчитывается уже несколько десятков. С тех пор платформа пережила два крупных обновления и сменила название на Marvel Unlimited.
В 2010 году Марвел могло войти в историю как первое издательство, выпустившее одновременно и бумажную, и цифровую версию комикса, — им должен был стал I_nvincible Iron Man Annual #1_ Мэтта Фрэкшена. Однако их на повороте обошло DC со своей серией Justice League: Generation Lost (о ней чуть позже).
Разумеется, остальные издатели не сидели сложа руки и внимательно следили за успехами Marvel, и когда стало понятно, что цифровые комиксы это не очередная забава, а вполне серьезный формат, зашевелились сами.
Новые игроки, развитие успехов и стабилизация рынка
Пока цифровая история представляла из себя флэш-версии, которые рандомно вываливались в Сеть, никому особо не было до этого дела, но успешный старт Marvel Digital Comics Unlimited резко уменьшил градус скептицизма у конкурентов.
Начнем, разумеется, с DC. Летом 2010 года было объявлено, что DC запускает сотрудничество одновременно с ComiXology (о нем отдельно чуть позже) и PlayStation Network.
Это стало весомым козырем в руках ComiXology, который в итоге смог забороть своих тогдашних конкурентов в лице Graphic.ly и Longbox Digital. Более того, DC первым начало выпускать комиксы и в цифре, и на бумаге день в день на постоянной основе – с четвертого впуска Justice League: Generation Lost, который вышел на неделю раньше вышеупомянутого Invincible Iron Man Annual #1.
Платной подписки, как у Marvel, не было — пользователи просто покупали каждый комикс по отдельности. Спустя еще два года комиксы издательства стали доступны на трех крупнейших площадках цифровых книг: Kindle Store, iBookstore and NOOK Store. Также DC запустило собственную платформу — readdc.com.
Dark Horse начало выпускать свои комиксы в цифре в 2011 году на Windows, Mac, iOS и Android.
Image одним из последних заскочило на этот поезд, однако тоже смогло выделиться на общем фоне — оно стало первым издательством, которое продавало цифровые версии своих комиксов без DRM — читай, без защиты. После покупки пользователь мог скачать комикс в любом формате: PDF, EPUB, CBR или CBZ. Также Image снабжало цифровые версии пятистраничным превью.
На посыпавшиеся вопросы о том, не боятся ли они пиратства из-за отсутствия защиты, в издательстве ответили, что в первую очередь это делается для того, чтобы у пользователей сохранилась их цифровая библиотека в случае технических проблем или ухода Image с рынка. И вообще, если ты выпускаешь хорошие комиксы, их будут покупать, и издательство не видит никаких разрушительных последствий в этом решении.
На сайте Image написано, что читатели могут спокойно печатать купленные ими копии для «оффлайнового наслаждения».
В 2012 году в Marvel был открыт импринт Infinite Comics, в рамках которого выходят оригинальные, специально созданные под цифровой формат комиксы — c анимацией, финтифлюшками и прочим. Первым стал Avengers vs. X-Men #1: Infinite — собственно, пролог к событию Avengers vs. X-Men.
Эти цифровые комиксы стали наследниками CyberComics — здесь тоже используются анимированные панели, всплывающие пузырьки с текстом и так далее. Последним комиксом в рамках данного импринта стал Doctor Strange/Punisher: Magic Bullets, восьмой выпуск которого вышел в феврале 2017 года.
Но это издатели. Я несколько раз упоминал сервис ComiXology — пора уже и о нем поговорить отдельно.
ComiXology как синоним цифровых комиксов
Компания была основана в 2007 году Дэвидом Штайнбергером, Джоном Робертсом и Питером Джеффом. Сначала был создан портал ComiXology.com — сервис для фанатов комиксов, которые могли отслеживать выход комиксов и делать предзаказы в местных комиксшопах; также там была краткая информация о каждом выпуске (дата выхода, художник, сценарист и т. д.), и, разумеется, новости, блоги, интервью и тому подобное.
В декабре 2008 года появилось мобильное приложение Pull List — оно также позволяло делать предзаказы в физических магазинах, а также отображало их местоположение на карте.
А теперь следите за цепочкой событий:
- В июле 2009 года выходит приложение Comics by ComiXology для устройств Apple, которое одно из первых стало поддерживать новую систему внутренних покупок Apple. На момент запуска в библиотеке сервиса уже было 20 издателей;
- Это дает существенное конкурентное преимущество и новый сервис быстро набирает популярность;
- ComiXology партнерится с Marvel;
- В апреле 2010 года выходит первый iPad, на котором, внезапно, исключительно удобно читать комиксы;
- Летом 2010 года библиотека пополняется комиксами от DC.
Комментарии, как водится, излишни. Крыть оказалось нечем, и ComiXology утвердился как безоговорочный лидер. Спустя недолгое время приложение стало доступно для Android и Windows.
Дальше успех, успех, рост, рост, успех. В 2012 году газета New York Times назвала сервис ни много ни мало «iTunes для комиксов». В том же году ComiXology стал третьим по счету набирающим популярность приложением для iPad.
В 2014 году компания была куплена Amazon. И вроде бы все было хорошо — поддержка медиа-магната, пламенные речи о том, что и Amazon, и ComiXology нацелены на одно и то же — но были и достаточно неприятные моменты. Чтобы не исказить события, приведу цитату из новости о покупке от коллег со «Спайдермедии»:
В новом приложении для Android теперь отсутствует возможность оплачивать комиксы карточкой, привязанной к аккаунту Play Store, а ведь именно благодаря ей Google получал процент с каждого проданного комикса, but not anymore. В остальном все радужно — теперь оплата производится напрямую без посредников либо через PayPal — таким образом вся выручка идет прямиком в Amazon — также появилась удобная «корзина». C версией для iOS все гораздо хуже. Там не только исчезла возможность покупать комиксы внутри приложения, но и полностью испарился раздел Магазин (Store). Теперь, чтобы увидеть новинки или купить комикс, пользователи устройств Apple вынуждены идти на сайт comixology.com. Напомним, что ранее процент отчислений Apple за каждый комикс, проданный внутри приложения, равнялся 30%. До вчерашнего дня ComiXology являлось самым прибыльным приложением в AppStore.
В 2016 году компания запустила comiXology Unlimited — сервис ежемесячной подписки с доступом к огромной библиотеке комиксов (за исключением Marvel и DC). Подписка на тот момент стоила $5,99. Фанатам Marvel предлагалось пройти в приложение Marvel Unlimited за сервисом подписки, а фанатам DC предлагалось пройти… в общем, не было на тот момент у DC ежемесячной подписки (про DC Universe чуть позже).
Это про историю становления платформ. Скажем пару слов о различных форматах цифровых комиксов. Раньше комиксы выходили в печатном виде раньше, чем в цифре — а что если попробовать наоборот?
Digital-first
Так появился формат digital-first — название уже говорит само за себя.
В 2010 году вышел десятый, последний сезон сериала «Тайны Смоллвиля», в самом-самом конце которого Кларк взлетает с крыши Daily Planet и рвет на себе рубашку, показывая спрятанный под ней костюм. Но что же дальше? Шоу успело собрать армию преданных поклонников, которые наконец дождались этого эпохального момента — и хотели еще. Но ведь шоу закончилось, верно?
Верно, но кто сказал, что нельзя продолжить его уже в формате комикса? Назовем его Smallville: Season 11 и запустим в дело!
Нет, это не мой косяк и не косяк издателей — здесь использовалась довольно интересная модель дистрибуции. В течение трех недель каждую пятницу выходили «части» одного «эпизода», а в четвертую они собирались вместе и печатались в одном сборнике, который выходил традиционно в среду. Впоследствии в эту четвертую неделю выходила отдельная история, параллельная текущему «эпизоду» — но только в цифровом формате. Серия продержалась 69 выпусков, что весьма прилично.
Примерно по такой же схеме DC выпустило еще несколько тайтлов, таких как Batman: Arkham Unhinged и Batman: Arkham City: End Game, которые стали ответвлениями к нашумевшей в те годы Arkham City (к последней части игры тоже выходил свой комикс).
Не забудем и серию Legends of the Dark Knight, которая явно была нацелена на фанатов трилогии Нолана, предлагая им нечто похожее — не так гениально, конечно, но тоже сойдет.
Что забавно — в конце 80-х годов начала выходить серия с таким же названием, но приуроченная к фильмам Бертона, которая разрослась аж до 214 выпусков. Наследие.
Из совсем недавнего — серия The Death of Superman, которая стала ответвлением одноименного полнометражного мультфильма.
Стоит он, кстати, всего 99 центов за выпуск в 20 страниц — но о цене чуть позже.
А что же Marvel?
В июле этого года была анонсирована Marvel Digital Originals — линейка digital-first комиксов, среди которых уже вышли первые выпуски _Jessica Jones и Luke Cage._Ожидаются еще две серии — Daughters of the Dragon и Iron Fist.
Каждый выпуск состоит из 40 страниц и включает в себя два номера ценой в $4,99; в следующем году первые 6 номеров должны быть опубликованы в сборниках.
И если вам кажется, что Marvel ломит конский ценник за свои комиксы (одна страница «Джессики Джонс» стоит в два с половиной раза дороже страницы «Смерти Супермена»), то я предлагаю вам сравнить эти самые страницы:
К тому же Марвел пытается усидеть на двух стульях сразу — эти серии явно ориентированы на телевизионную аудиторию сериалов Netflix, но при этом заявлено, что они находятся в общей вселенной, тогда как Death of Superman строго направлен на зрителей анимационного фильма. Предыдущие digital-first от DC также не выходили за рамки «фандома» того или иного продукта. Изменится ли это в будущем? Время покажет.
Ладно, а если совсем без бумаги?
Digital-only
Совсем недавно, в июне этого года, была анонсирована инициатива ComiXology Originals.
Она будет включать в себя как авторские цифровые серии комиксов, выходящие под логотипом ComiXology, так и серии других издательств, например Deadpool: Secret Agent Deadpool, и комиксы этой линейки будут выходить только в цифровом формате.
По цене — $2,99 за выпуск.
И мы таким образом плавно переходим к следующему пункту нашего исследования.
Текущее состояние цифрового рынка
На сегодняшний день есть три крупных сервиса цифровых комиксов — это все тот же ComiXology, Marvel Unlimited и совсем недавно появившийся DC Universe.
В ComiXology можно оформить подписку на сервис ComiXology Unlimited и получить доступ к 15 тысячам комиксов. Подписка обойдется в $5,99 в месяц. Также читатель получит скидку на покупку новых комиксов — библиотека включает в себя в основном старые комиксы или первые номера существующих серий. Они еще помечены плашкой Unlimited. То есть можно запрыгнуть на новую серию, в рамках подписки прочесть несколько номеров и потом уже решить, покупать ли следующие выпуски.
То есть ты не получишь все за шесть баксов — ты получишь много, но не все. Остальное надо будет докупать в частном порядке. В программе Unlimited в основном представлены серии не «большой двойки» — за редкими исключениями.
Marvel Unlimited предлагает ежемесячную подписку за $9,99 и доступ к 20 тысячам комиксов — при этом не нужно покупать комиксы отдельно. Все будет доступно сразу. С одним ограничением — в цифровую библиотеку попадают комиксы, которые вышли в бумаге не раньше, чем полгода назад. То есть ты получишь все, но с лагом в полгода. Хотите сейчас и сразу — можете купить свежий выпуск отдельно.
Что там с DC Universe — сервис недоступен за пределами США и приходится пользоваться VPN даже чтобы просто прорваться дальше титульной страницы. Подписка будет стоить $7,99 в месяц. По ней доступны фильмы, новые сериалы и библиотека из 3-4 тысяч комиксов — отдельная покупка не предусмотрена (или я просто проглядел этот момент).
Это о сервисах и их моделях услуг. А если взглянуть на объемы рынка?
Информация взята с сайта comichron.com. Как видно из таблицы, объем продаж цифровых комиксов уже три года остается неизменным и составляет около 10% от продаж печатных комиксов. И каких-то серьезных подвижек для роста не предвидится.
Более того — никто не спешит делиться цифрами по продажам тех или иных выпусков или серий в цифровом и печатных форматах, да и вообще какой-бы то ни было конкретной информацией.
Цена
Если посмотреть на цены цифровых комиксов, то некоторые люди могут удивиться, обнаружив, что цифровой и бумажный комикс будут стоить одинаковое количество вечнозеленых бумажек. Почему так?
Вопрос, на самом деле, интересный.
Чисто логически можно рассудить, что цифра должна стоить дешевле бумаги — потому что бумажный комикс нужно напечатать и доставить в магазин, что стоит денег. А цифровой не нужно печатать и отвозить — всего лишь залить на сервер. Однако цифра упорно стоит тех же самых денег, что и бумага. Правда, при гигантских тиражах печать отдельно взятого выпуска или сборника стоит копейки, но дистрибуцию никто не отменял.
Одним из наиболее правдоподобных объяснений может стать то, что бумажные издания до сих пор остаются основой финансовой модели как для комиксных, так и для книжных издательств. Если уронить цену на цифру, это ударит по продажам бумаги, следовательно ударит по сложному и отлаженному механизму печати-распространения.
Еще можно предположить, что таким образом издательства поддерживают на плаву и комиксшопы, которые в случае снижения бумажных продаж почувствуют себя хуже (у них и без этого все не так радужно). А комиксшопы у нас это так называемый direct market, и с ним нужно обращаться бережно.
В пользу последнего можно привести пример с недавней нашумевшей апрельской распродажей на ComiXology, в ходе которой новехонькие и не очень сборники Marvel продавались по цене всего лишь в 99 центов, тогда как их физические версии стоили по 11-13 долларов.
Разумеется, так не могло продолжаться долго, и со стороны комиксшопов послышалось открытое недовольство. 5 апреля на Diamond Retailer Event главный редактор Marvel Си Би Себульски держал ответ и заявил, что ценовую политику ComiXology регулирует не Marvel, а либо сам сервис, либо Amazon. «Мы продаем свои комиксы ComiXology по той же цене, по которой продаем их вам» – говорил главред, при этом признавая, что подобная ценовая политика губительна для магазинов.
7 апреля, спустя два дня после этого выступления, основатель магазина Comix Experience Брайан Хиббс опубликовал открытое письмо к руководству Marvel. Оригинал можете прочесть здесь, вкратце: «Вы там что, совсем охренели демпинговать? Мне пришлось временно перестать заказывать сборники Marvel, потому что вы отдаете их даром». Короче, Брайан весьма недоволен подобной ценовой политикой.
Однако, не все его поддержали. Спустя еще два дня Майкл Сэвидж, основатель магазина Uncanny Heroes во Флориде, опубликовал свое открытое письмо к Брайану. В нем он сдержанно заявил: «Брайан, ты предлагаешь, чтобы издатель вышел на рынок и начал давить наших конкурентов в лице цифрового рынка? Точно так же, как у издателя нет контроля за ComiXology, так у него нет и контроля за комиксшопами и их скидками. И вообще, надо договариваться».
Вопрос, кто здесь прав, а кто виноват, находится за пределами этой статьи. Однозначно можно сказать, что когда цена на цифру начинает драматически снижаться, что «логично», возникают драмы уже реальные. А ведь это сборники, которые ты покупаешь, ставишь на полку, они такие красивые и так здорово смотрятся рядом (если, конечно, с версткой корешка не намудрили). Казалось бы, зачем беспокоиться, ведь сборники покупают для коллекции? Но нет, аж главному редактору пришлось объясняться и всех успокаивать. Так может, не в коллекционировании и ощущения «держания в руках» дело?
Может, магазины просто зря подняли панику?
А что насчет digital-first комиксов, например? Выше я озвучивал ценники — и если у Death of Superman цена в 99 центов не вызывает вопросов (это психологический барьер, дешевле уже просто бесплатно), то, пусть и сдвоенный, выпуск из серии_ Marvel Digital Original_ стоит пять баксов — на доллар дешевле печатного сингла в 20 страниц. Выгоднее? Безусловно. «А не слишком ли дорого» скажут некоторые, учитывая отсутствие необходимости его печатать, развозить и т. д. — вопрос исключительно интересный, вот только ответа на него нет, на «кухню» за детальными цифрами нас никто не пустит.
Действительно ли 40-страничный выпуск цифрового комикса, полноценно нарисованный и написанный, на выходе стоит пять долларов? Может ли он стоить дешевле? Не стало ли это следствием продолжения той самой консервативной политики? Если да, то с кем конкурировать выпуску digital-first — с печатным сборником из самого себя, который выйдет через полгода?
А digital-only? Чьи продажи могут убить они? Снова консерватизм, боязнь того, что вслед за ними вниз потянутся и ценники на все остальные цифровые комиксы, неважно онли они или не онли?
Я не знаю ответов на эти вопросы. Но очень хочу их узнать.
А еще не забывайте, что в цифровых комиксах рекламы меньше, чем в печатных. Издатели уж точно об этом не забывают.
Убивает ли цифра печатный рынок?
Учитывая то, что нет подробной статистики по продажам цифровых и физических копий комиксов, дать ответ на этот вопрос трудно. В теории, в перспективе, чисто логически да, цифра убьет печать, как письмо на бумаге убило берестяные грамоты, например. Спросите десять человек — и услышите десять вариантов того, как это будет происходить.
Есть миллион мнений, поэтому я кратко озвучу свое собственное — нет, полностью никогда. В документообороте или в технической сфере, скорее всего, полностью цифра сможет вытеснить бумагу, но в книгах/комиксах нет, лишь потеснить. Коллекционный момент убить не получится, пожалуй, никогда, учитывая еще и доступность книгопечатания и его дешевизну — вряд ли печатные книги и комиксы в будущем станут уделом только лишь элиты и эстетов. Если вы считаете по-другому — прошу в комментарии.
Однозначно можно сказать, что объем продаж цифры не растет. Как упоминалось выше, он составляет около 10% от объема продаж печатных комиксов. Каких-то серьезных перспектив к росту, опять же, нет — выходя в Интернет, издательства почему-то бросают свои усилия в первую очередь на стриминговые сервисы (привет, DC Universe), а комиксам достается пусть и почетное, но место в стороне.
На мой взгляд, цифровые комиксы сейчас представляют собой просто разумную альтернативу печатным комиксам, а никак не серьезного конкурента, который гробит печатный рынок и растет не по дням, а по часам. Да, возникают локальные драмы, как в случае с распродажами, но я рискну предположить, что это самое «убийство» — это такой зверь, о котором все слышали, все его до жути боятся, но внятно охарактеризовать его никто не может. У страха глаза велики?
Перспективы и прогнозы
Прогнозы туманные, перспективы неясные. Все-таки это еще неизвестный зверь, и любые эксперименты с ним приведут к прибытку в одном месте и убыли в другом — все по законам капитализма. Серьезных исследований или какой-то статистики на эту тему нет, и все прогнозы чисто умозрительные. Неизвестных факторов — прорва, и неясно, как их укладывать в уравнение.
Например, есть сентенция «если цифра подешевеет — все побегут покупать цифру — печатный рынок сдохнет». С объективной точки зрения, чисто экономической, это верно — потребитель покупает товар по более выгодной для себя цене. С субъективной же точки зрения при учете всяких веселых факторов типа «запаха типографской краски» или «смотрите, как у блогера красиво омнибусы стоят, хочу так же», «в чтении с бумаги есть своя атмосфера» и тому подобных вышеупомянутая сентенция уже не выглядит столь однозначной — кто-то переплатит десять баксов и купит помимо истории и рисунка эстетическое наслаждение от вращения книги в руках или лицезрения ее на полке. И это лишь самый простой пример.
При общении с товарищами на эту тему услышал достаточно любопытную точку зрения — мол, цифра сможет забороть синглы, а всякие делюксы и прочие омнибусы будут спокойно себе жить. Прикупил пару сюжетных арок по 99 центов за выпуск, если понравилось — заимел омнибус или делюкс или что-то там еще. С печатными синглами же работает так — да я сам так делаю время от времени. Некоторое время мне казалось, что теория в целом правдоподобная, однако затем вспомнил об одном из главных бустов продаж современных комиксов — о вариантках. Которые покупают, подписывают, перепродают, хранят, дарят и тому подобное. Вариантки в перспективе не умрут еще очень долго, так что синглы чувствуют себя сейчас вполне прилично. Так стоит ли синглам с вариантками бояться цифры?
Я рискну сделать предположение, что в настоящее время безопасный и эффективный путь роста для цифровых комиксов лежит в digital-first сегменте. С самого начала они были ориентированы на тех, кто не читает комиксы или знаком с ними очень поверхностно — и как раз для них то цифровой формат представляет собой сплошные плюсы. Не надо никуда идти, что-то выбирать, мучаться с посылками — зайди и купи в пару кликов. Этот новый потребитель еще не успел «подсесть» на вариантки, поглаживание своего харда Бэтмена поздней ночью или споры о том, грешно ли ставить омнибусы Marvel и DC на одну полку, поэтому его мозг чист, а душа невинна. Учитывая, какой мощной поступью комиксы идут по другим медиа, этот путь может быть сверх-эффективным. Опять же, это мое мнение, подкрепленное несколькими неделями чтения десятков статей и мнений на эту тему — не берусь утверждать, что это истина в последней инстанции.
Когда я садился писать эту статью, я хотел прояснить для себя несколько моментов, но вместо этого обнаружил ворох вопросов, на которые у меня пока нет ответов. Нам остается только ждать и смотреть, что будет дальше.
И последнее. На этапе финальной редактуры я наткнулся на эту замечательную книжку от 2014 года:
Возможно, ответы на все вопросы выше есть в этой книжке. Поэтому если вы проявите интерес к этой теме, я обязательно ее проштудирую на предмет теоретической и практической ценности, и поделюсь тем, что я там найду.
Спасибо Денису Варкову, Даниилу Попову, Илье Бройдо, Никите Карпову и Давиду Соколову за дельные советы и замечания.
отличная статья. больше бы таких