«Цель у Riot Games одна: League of Legends – спорт на десятилетия»
«Канобу»: Очень часто, в том числе и у нас в комментариях, можно встретить мнение в духе: «Зачем вы пишите про LoL, в России все играют в доту». Расскажите, как вообще в России обстоят дела с популярностью League of Legends?
Владимир Торцов: Отлично обстоят! Действительно, в нашем регионе очень часто можно встретить негатив от фантов одной киберспортивной игры в адрес поклонников другой. Разумеется, не скажешь, что только фанаты «Доты» негативно высказываются про «Лигу» – бывает и наоборот. Феномен достаточно интересный, кстати, потому что многие другие игры в одинаковых жанрах нормально сосуществуют.
Но жить и работать нам это не мешает. Для нас важно, чтобы у людей была правильная информация – вокруг LoL существует очень много заблуждений, повторяемых людьми, которые в игру, возможно, даже не играли.
Например, что «Лига» выкачивает из игроков деньги – о, ужас, чемпионов нужно покупать! А ведь это не совсем так, можно получать персонажей, вообще не тратя реальные деньги. Часто можно услышать и слова и о казуальности игры. Бороться со всем этим кроме как просветительскими методами бесполезно, так что мы просто делаем свою работу.
«Канобу»: Тогда сразу возникает вопрос – чем конкретно занимается российский офис Riot Games?
Владимир Торцов: Если глубоко не вдаваться в детали, мы занимаемся и продвижением игры, и поддержкой существующей базы игроков. Главная наша задача – чтобы игроки России и СНГ могли спокойно играть, не испытывая никаких проблем с технической частью, и наслаждаясь полностью локализованными материалами.
Фанаты должны видеть, что игра отвечает их интересам. Не должно возникать ощущения, что это чужеродный продукт, в котором все самое интересное происходит где-то за рубежом.
Киберспортивный отдел отвечает за то, чтобы у нас успешно проходила наша основная лига – Континентальная. Но не только она: мы поддерживает также любительские, студенческие и региональные соревнования. У нас есть своеобразная пирамида, на вершине которой располагается как раз Континентальная лига, ниже – Лига претендентов, из который команды и попадают в Континентальную. Самый нижний уровень, и самый многочисленный – это как раз любительские турниры. Это вещь и для тех, кто хочет просто получить фан от участия, и для тех, кто подумывает о карьере киберспортсмена.
«Канобу»: Раз уж мы заговорили про киберспорт, в России это явление в последние годы развивается стремительно, и, разумеется, все больше появляется нападок, что это не спорт на самом деле – даже на профильных ресурсах в комментариях этого достаточно. Что об этом думаете?
Владимир Торцов: Я думаю, что статус киберспорта как настоящего спорта сложно обосновать словами – все нужно показывать конкретными делами. Это как раз часть нашей работы – делать турниры на таком уровне, чтобы сторонний наблюдатель видел, что разница между спортивными мероприятиями и тем, что делаем мы – исключительно в деталях. Да и проводятся соревнования не в вакууме, вокруг них целая инфраструктура: это и игровые дома, где команды проживают и тренируются, и тренерские штабы, и команды менеджеров. Много факторов, указывающих на то, что это уже большая и оформленная индустрия.
У людей, которые говорят, что киберспорт это все-таки не спорт есть один важный аргумент – они приводят в пример виды спорта, которые существует десятки и сотни лет. Киберспорт как явление молод, но это ведь нам только сейчас кажется, что футбол или хоккей были всегда. Традиционные виды спорта тоже постепенно завоевывали популярность и далеко не сразу стали частью обыденной жизни. Киберспорт развивается семимильными шагами, и мы в Riot Games этому способствуем.
«Канобу»: А какая долгосрочная цель у Riot Games в России?
Владимир Торцов: Цель и в России, и в мире у Riot Games одна: League of Legends – спорт на десятилетия.
Наше цель – сделать так, чтобы LoL стала спортивной дисциплиной и вышла за рамки обычных видеоигр по длительности своего существования.
«Канобу»: Самое время перейти к главному – к вопросам о Континентальной лиге. Расскажите, как она зародилась и как будет развиваться в 2017 году?
Владимир Торцов: В прошлом году, точно так же в декабре-январе, мы готовились к запуску первого сезона Континентальной лиги, нервничали, кое-что не успевали. Был очень напряженный период – мы наконец-то решили, что наш регион достаточно вырос и нуждается в собственной лиге, которую мы бы сами полностью «вели».
Для нас это был прыжок веры. Мы не знали, чего впоследствии ждать от наших команд на международной арене. Но 2016 год в этом плане оказался феноменально успешным – выступление ANX на чемпионате мира, и Vega Squadron на Intel Extreme Masters показали нам, что мы на правильном пути.
Поэтому в этом году даже не стояло вопроса, стоит ли дальше развивать эту тему, делать следующий шаг и переводить лигу в офлайн. И у онлайн, и офлайн формата, разумеется, есть свои преимущества. Онлайн турниры элементарно дешевле для участников. Но в таком виде мы не можем обеспечить достаточно качественное судейство. Да и технические сложности могут повлиять на весь турнир. Так что переезд лиги в офлайн был вопросом времени. Мы очень рады, что уже этот сезон сможем начать в новой студии, где команды смогут присутствовать физически, будут разминаться перед игрой, играть турнир и потом уже возвращаться в свой игровой дом, где они все вместе будут жить и тренироваться. Мы, соответственно, увеличиваем поддержку команд, чтобы покрыть возросшие расходы.
«Канобу»: Какие еще изменения планируются в новом сезоне?
Владимир Торцов: Одно из самых интересных изменений – увеличенное количество банов в играх. Раньше на две команды было всего по шесть банов, а теперь до десяти чемпионов можно будет заблокировать.
Сильно увеличится разнообразие чемпионов, которых мы сможем увидеть в профессиональных играх.
«Канобу»: А что с командами и их составами, произошли какие-нибудь интересные перестановки?
Владимир Торцов: Да, сезон намечается очень интересный. В LoL вернулась старая организация Virtus.pro, что тоже указывает на возросший престиж и лиги и дисциплины. Некоторые уже известные по Континентальной лиге команды очень серьезно перетасовали свой состав. ANX теперь будут выступать под тэгом М19, но по сути это просто смена титульного спонсора, рядовое событие. В интернете на эту тему много споров из-за того, что на заре российского киберспорта существовал клуб с таким названием, добившийся немалых успехов на мировой киберспортивной арене. Но юридически тут все чисто, так что мы, как организаторы, в такие подробности не вдаемся.
Стоит отметить также, что команда Team Just Alpha, выступавшая в прошлом году под названием Team Just.MSI тоже существенно обновили состав. Они – это пример того, как работает наша лига претендентов, их новый состав как раз пришел оттуда – та самая молодая кровь.
«Канобу»: Как изменилось отношение к киберспортсменам из СНГ после проведения прошлогоднего турнира? Увеличился ли престиж региона в целом?
Владимир Торцов: Престиж определенно увеличился, а наших киберспортсменов стали воспринимать куда серьезнее. Далеко за примерами ходить не нужно – уже после чемпионата мира в Барселоне проходили «Игры звезд», фановый турнир, который больше про зрелищность и индивидуальное мастерство игроков. Россию представляла сборная из игроков ANX и Vega Squadron. Все комментаторы и аналитики ожидали от российского региона серьезного выступления. Тогда нам его показать, к сожалению, не получилось, но и турнир не столь серьезный, с массой рандомных элементов, удача там играла большую роль – ребят можно понять.
«Канобу»: С профессиональной лигой разобрались, а что готовится для любителей в этом году?
Владимир Торцов: Несмотря на то, что наши основные усилия сосредоточены на профессиональной лиге, мы не забываем и про любительские турниры. Потому что без новых лиц, которые постепенно приходят как раз из любительских соревнований, профессиональная лига будет стагнировать. Собственно, как и в спорте. Поэтому у нас запланировано множество турниров для любителей. Например, Кубок университетов – последний такой турнир проходил в ноябре, и, я думаю, мы продолжим его проводить. Есть у нас и региональные соревнования, проходящие в регионах, входящих в состав СНГ: тоже в прошлом ноябре у нас проходил кубок Беларуси, был и кубок Украины, кубок России, кубок Казахстана.
Даже если игроки любительских соревнований никогда не окажутся на профессиональной сцене, участие в турнире – это захватывающий опыт, могу по себе сказать. Это интересно игрокам.
«Канобу»: Как насчет поддержки региональных турниров именно по России? Соревнования, проходящие за пределами Москвы, становятся все более организованными, есть ли планы по их поддержке?
Владимир Торцов: Однозначно, да. У нас есть, скажем так, автоматизированная система проведения турниров – Battlegrounds. С помощью нее практически любой человек может организовать турнир имени своего компьютерного клуба, города или региона. Функция эта уже популярна. В основном она заточена под проведение турниров онлайн, но при желании и при наличии партнеров на местах, вполне можно добавить и офлайн стадию. Так что нет никаких препятствий для того, чтобы провести турнир лучших команд Красноярска, например. И хотя напрямую организацией таких соревнований мы не занимаемся, мы помогаем тем, кто тратит на это свои силы. В этом направлении мы работать точно продолжим.
«Канобу»: А что насчет прошедшего в прошлом году турнира LCL Open Cup, когда непрофессиональные игроки сражались с профессионалами, планируется ли что-то подобное в текущем сезоне?
Владимир Торцов: Нам очень понравился опыт проведения LCL Open Cup – турнир однозначно выполнил свою задачу, с помощью него мы определили две команды, которые присоединились к Лиге претендентов. К тому же это был турнир межсезонья, когда в индустрии затишье и не проходит больших соревнований. Так что здесь все возможно, хотя какие-то ранние анонсы пока делать не хочется.
«Канобу»: Какие можете дать советы людям, которые заинтересовались темой киберспорта, но не совсем понимают с чего начать?
Владимир Торцов: Зрителям я советую смотреть Континентальную лигу – мы как раз стараемся, чтобы ее комментирование, аналитика, которая обрамляет матчи, была максимально доступной. Разобраться в том, что происходит будет достаточно легко.
Естественно, лучше, если зритель сам знает азы LoL – хотя бы играл в нее, знает базовые элементы.
Благо это просто – игра быстро скачивается, быстро устанавливается, прокачка на ранних уровнях очень быстрая. Так практически все в матчах будет понятно. А уж какие-то глубинные моменты наши комментаторы разъяснят – они даже могут помочь зрителям улучшить собственную игру.
Если есть желание начать карьеру профессионального игрока – для этого, очевидно, нужно очень много играть. Нужно много побеждать в рейтинговых матчах, знать тонкости, смотреть как можно больше трансляций. Перспективного игрока обязательно заметят. Нужно только расширять свой так называемый champion pool – играть большим числом чемпионов. Замыкаться на одном, даже если вы им играете очень хорошо, идея плохая – таких игроков на профессиональной сцене не очень котируют. Ну и разумеется, нужно участвовать в любительских турнирах.
«Канобу»: Напоследок прямой вопрос – турниры по LoL привлекают все больше зрителей и игроков, а в финансовом плане они успешны?
Владимир Торцов: Вопрос очень интересный. Очень долгое время киберспорт для нас был инвестиционным проектом, который к окупаемости даже не приближался. Разумеется, мы понимали, что это вложение в будущее, помощь в продвижении League of Legends, «имиджевая» история.
Сейчас мы впервые приблизились к тому, что киберспорт начинает отбивать вложения, начинает приносить свои дивиденды.
Это связано в основном с приходом новых спонсоров. Процесс этот, разумеется, будет долгим, никто не придет и не даст нам сразу много денег за наши заслуги. Но мы никуда и не торопимся – мы строим тот самый спорт на десятилетия. Мы постоянно находимся в поисках партнеров, которым с нами будет по пути, которые также видят потенциал киберспорта в долгосрочной перспективе. Так что уже скоро киберспорт может стать прибыльным даже для Riot Games, которая очень много тратит на его развитие.