«Царство небесное» — легендарный комикс DC о конфликте поколений супергероев
Начать стоит с того, что комиксов, подобных уровню Kingdom Come не так уж и много. И без преувеличения можно признать, что именно такие работы стали теми самыми столпами, на которых зиждется репутация всей индустрии.
«Царство небесное» входит в бесчисленное количество топов, чартов и списков к обязательному прочтению. Этот комикс стоит анализировать и изучать. Его можно и нужно ставить в пример. С ним попросту необходимо сравнивать другие работы.
И хоть для понимания этой истории нужно иметь уже некоторый фундамент знаний, он все равно отлично подойдет для раннего ознакомления с комиксами DC. Это штучная авторская работа, которая уже не один десяток лет защищает свой статус культового произведения, идеи которого будут жить и эксплуатироваться вечно. Но, как всегда, нужно начать с сюжета.
Комикс рассказывает о мире недалекого будущего, где Лига справедливости сложила с себя полномочия по защите планеты и уступила место более молодому и рьяному поколению героев. Рассудив, что дать дорогу молодым — мудрое решение, герои разбрелись кто куда, остепенились и повесили свои костюмы на гвоздь. Но пришедшие на смену мета-люди восприняли свою роль в новом мире слишком легкомысленно — стали происходить масштабные катастрофы, в битвах между героями и злодеями начали массово гибнуть люди. Да и привычное разделение на добро и зло более неуместно, поскольку простому человеку уже трудно понять, кто за кого бьется. Население оказалось в еще большей опасности, чем до прихода новой когорты костюмированных героев. Именно в этот момент старая гвардия во главе с Суперменом решает восстановить порядок и вразумить разбушевавшуюся молодежь.
Именно возвращение старых героев отсылает нас ко второму варианту перевода названия Kingdom Come — «Второе пришествие».
Конфликт поколений — это довольно старый сюжетный прием, но весьма действенный. Эта концепция позволяет завлечь читателя, чтобы тот пытался выбрать себе сторону в конфликте. И, как следствие, сильнее погружался в повествование. Для этих целей в сюжет был введен рассказчик — Норман Маккей. Он простой пастырь, которого начинают терзать видения грядущего Армагеддона. Однажды к нему является Спектр — герой-призрак и олицетворение вселенского правосудия. Он объясняет Маккею, что Землю вот-вот накроет волна разрушительного опустошения и лишь ему под силу остановить гибель всего живого. Вместе они станут свидетелями всех судьбоносных событий этой истории и повлияют на их исход.
Довольно увесистое вступление для истории, которая выходила всего в четырех выпусках, не так ли? Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что каждый из этих выпусков вмещает более ста страниц, что очень сильно выбивается из стандарта классического одиночного выпуска комиксов. Но «Царство небесное» им выглядит только внешне. Сохранив классические атрибуты этой формы искусства, сценарист Марк Уэйд создал смесь героического эпоса и настоящей притчи. И как настоящее предание, этот комикс назидает и поучает.
Тема персональной ответственности нередко прослеживается в комиксах. Взять хотя бы знаменитую линию «С великой силой приходит великая ответственность» из «Человека-паука». Но в отличии от комиксов Marvel, в DC герои часто позиционируются, как боги. Так и в этом комиксе речь идет об ответственности божественной. Если ты всесилен, то силы свои нужно направлять во благо слабых. Если ты злоупотребляешь своей силой, то должен искупить свою вину и вести к благу тех, кто слабее. А если же ты упиваешься своей божественностью, то тебя следует уничтожить. В таком ключе и идут рассуждения в комиксе. Но Уэйд не делает из богов панацеи. Вместо этого он начинает рассуждать о важности божественного присутствия в жизни простых людей.
Можно ли назвать божество спасением или же оно первопричина всех бед? Может ли быть Супермен моральным ориентиром для человечества или же он атомная бомба замедленного действия? Именно на такие вопросы и предстоит ответить пастырю Маккею, а вместе с ним и читателю.
Я не зря говорил, что «Царство небесное» — это культовое произведение. Оно смогло пересмотреть многие важные идеи жанра супергероики и подать их под совершенно новым соусом. При этом комикс полон насыщенными и очень масштабными экшен-сценами. Герои, словно исполины, разрывают небеса и землю. Когда читаешь, словно слышишь грохот битвы и понимаешь, что дерутся далеко не люди. Это эпическое действо будоражит воображение. И тут нужно поговорить о рисунке Алекса Росса.
Я вынужден признать, что не люблю рисунок Алекса Росса. Внесу немного ясности: я обожаю его технику рисования и преклоняюсь перед талантом художника. Мне не нравится то, что он рисует. Постараюсь объяснить максимально просто. В классической супергероике среднестатистический художник изображает супергероев нарочито нереалистичными, немного деформированными. За редким исключением, но мы редко видим четкие образы — герои, образно выражаясь, всегда немного мультяшные.
У Алекса Росса — апологета гиперреализма, герои выглядят до пугающего рельными. До пугающего по той причине, что они начинают выглядеть очень нелепо, комично и ты с ужасом представляешь, что если вдруг человек, да в таком костюме, появится в нашем, реальном мире, он ни то что не станет символом надежды, он просто будет выглядеть смешно. Алекс Росс великолепно и реалистично рисует, но он изображает так тех, кому реализм идет во вред. Теряется весь магизм образов.
При этом, у рисунка Росса есть один неоспоримый плюс — он вневременной. Достаточно краем глаза взглянуть на арт любого мейнстримного комикса и уже примерно можно назвать годы, когда тот был нарисован. Это определяется по отличительным признакам — по расположению панелей, колористике, изображению поз персонажей и многому другому.
Некоторые годы можно даже определить по форме мышц героев (привет, Роб Лайфилд!). С рисунком Росса это не работает. Подобная техника рисования уникальна и актуальна всегда. Читаешь ты этот комикс в 90-е или 20-е годы 21 века — это бессмертный арт. Я знаю еще лишь одного художника, о работе которого можно говорить также — это Габриэль ДельʼОтто. И оба крайне редко рисуют именно комиксы. Они больше художники обложек. Это связано с тем, что их техники рисования очень затратные по времени. Я просто боюсь представить, сколько времени у Росса уходит только на одну панель.
Арт комикса «Царство небесное» — это определенно одна из главных причин, по которой вы должны задуматься о его покупке.
Про издание я обычно пишу не так много. Причиной тому служит уже более-менее устаканившийся рынок переводных комиксов. Издатели привели свои форматы к общему знаменателю. И очень редко выходит что-то, чему удается меня поразить. Но «Царство небесное» — как раз тот редкий случай, когда я восхищен проделанной издательством «Азбука» работой. На моей памяти было всего три отечественных релиза, которые условно можно считать этапами формирования изданий в твердом переплете, после которых значительно повышалась их планка качества на российском рынке. Первым стало издание комикса «1602» от издательства «ИДК» в середине нулевых. Книга в твердом переплете тогда поразила всех. Вторым стало появление первого тома «Песочного человека» от издательства Comix-Art. Тогда челюсть роняли все, поскольку уровень качества для того времени был запредельным. Третьим я могу назвать как раз издание «Царства небесного». Книга вышла солидной по формату (191×290 мм). Твердый переплет сделан качественно, что гарантирует книге долгий срок хранения. Выглядит она как дорогой, коллекционный фолиант. Суперобложки уже довольно прочно укоренились в изданиях «Азбуки», но ее наличие упомянуть важно. Я давно хотел пополнить свою коллекцию именно таким изданием.
Формат «абсолютного издания» отлично подошел этой истории. Увеличенные размеры страниц позволяют более детально рассмотреть рисунок, а качественный переплет дает возможность развернуть книгу на полную — без боязни возникновения разрывов и изломов. Отельно важно упомянуть дополнительные материалы (они занимают примерно треть книги!). С ними, особенно с предисловием, стоит ознакомиться. Я искренне советую взять за правило читать редакторские комментарии и остальные записи вне комикса. Они помогут лучше проникнуться изначальной задумкой произведения. И это применимо не только к комиксам.
В итоге «Царство небесное» — это героический эпос про ответственность и важность божественного присутствия в жизни людей. История о богах и людях и о том, как вторые вполне могут судить первых за их просчеты.
О том, что сила, будь она даже безграничной, может разбиться о неумолимо идущее время. «Царство небесное» — это эпическое произведение, которое по праву считается классикой комиксов. Это то произведение, которое обязательно должно находиться в вашем персональном багаже комикс-знаний. Потому что вы всегда должны помнить, что если боги бессильны, то именно в этот момент наступает черед человека спасать мир.
Как дела с переводом обстоят? Косячный или топ?
в плане сюжета не сказать, что было какое-то вау. видимо, сказались завышенные ожидания после прочтения топов. а вот рисунок гениальный, буквально каждый второй кадр так и просится на обои