Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Он успел поработать журналистом, организатором турниров и комментатором. В сообществе StarCraft его знают даже за пределами СНГ. Речь идет об  Алексее «Alex007» Трушлякове. Нам удалось пообщаться с Алексеем после того, как набор с его репликами был добавлен в StarCraft II.
Он успел поработать журналистом, организатором турниров и комментатором. В сообществе StarCraft его знают даже за пределами СНГ. Речь идет об Алексее «Alex007» Трушлякове. Нам удалось пообщаться с Алексеем после того, как набор с его репликами был добавлен в StarCraft II.

— Раньше ты писал статьи для Virtus.pro, организовывал турниры, комментировал матчи по StarCraft. Видно, как ты любишь StarCraft, как ты живешь этой игрой. Для тебя эта игра больше, чем просто хобби?

— Действительно, с моей стороны было бы странно назвать StarCraft просто своим хобби. Это моя работа и моя страсть, это более восьми лет, проведенных в прекрасном сообществе любителей игры, мое медийное развитие и карьера в киберспорте.

Наверное, как один из самых преданных фанатов этой игры, я могу сказать, что StarCraft II — это дело всей моей жизни.

— Как ты попал в киберспорт, как «заразился» этой игрой?

— В StarCraft: Brood War я играл еще в детстве, года с 2000-го, когда мне привезли в подарок из Америки коробку с игрой. Парадокс, но очень важным фактором, который повлиял на мое «заражение» игрой, стала англоязычная озвучка игры вместо интуитивно понятной, но менее качественной озвучки на родном языке. Эпичные фразы протоссовских героев Алдариса и Артаниса не только пробудили во мне большой интерес к английскому языку, но и запомнились сами по себе слишком сильно, чтобы бросить достаточно сложную для маленького ребенка игру!

Киберспорт появился в моей жизни одновременно со студенчеством в 2009-м году. Я с удивлением узнал, что в StarCraft играют на профессиональном уровне, в Южной Корее главные звезды игры популярнее футболистов, а в наших странах есть многочисленное сообщество поклонников этой игры. Кроме того, интерес был очень сильно подогрет грядущим выходом StarCraft II — благодаря этому интересу я и попал на сайт sc2tv.ru, где уже в 2010-м году попробовал себя в роли журналиста (писал превью к матчам и лонгриды об игровой механике StarCraft II), организатора (проводил крупнейшую командную лигу нашего региона — RPL), продюсера (писал сценарий и озвучивал вместе с другими ведущими программу StarCraft II Highlights) и, конечно, комментатора.

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 1

Alex007 (слева) с RoX.KIS.Titan

— А почему именно StarCraft, а не WarCraft, Dota или, допустим, Counter-Strike?

— Конечно, сложно сказать, как сложилась бы моя судьба, если бы моей первой серьезной игрой стал именно WarCraft или Counter-Strike, а не StarCraft, но я считаю, что увлечение игрой, особенно на большой дистанции, в чем-то похоже на предпочтения в спорте или даже искусстве.

Фактор случайности здесь определенно замешан, особенно в детском возрасте, но все равно, полагаю, есть и какая-то психологическая предрасположенность, и нюансы мышления, которые позволяют лучше воспринимать конкретную игру, вид спорта и, например, жанр музыки.

В CS я немало наиграл с друзьями в компьютерных клубах (привет всем фанатам fy_pool_day), но это было не более чем хорошее развлечение в компании. В остальном на моем компьютере были отнюдь не те же игры, что у большинства сверстников. Никаких MOBA или MMO — сплошные стратегии, да спортивные симуляторы, большинство из которых, в отличие от StarCraft, надоедали быстро.

— Следишь за какой-либо другой дисциплиной? The International будешь смотреть?

— Разумеется, StarCraft II — это не изолированная единица на рынке киберспорта, и я с удовольствием наблюдаю за развитием нашей сферы в целом. Тем не менее, было бы серьезным преувеличением сказать, что я слежу конкретно за какими-то командами или дисциплинами — я могу посмотреть какую-то киберспортивную трансляцию топового турнира в течение часа-полутора, если я свободен, но по большей части меня будет интересовать продакшен и работа комментаторов, а не сама игра.

Из наиболее популярных киберспортивных дисциплин ближе всего ко мне, как комментатору и зрителю, вероятно, CS:GO. МОВА — это совершенно не мое. The International толком никогда не смотрел и смотреть не планирую — разве что там будет что-то революционное с точки зрения продакшена, на что стоит обратить внимание.

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 2

C зергом из Польши — Elazer

— Где тебя можно увидеть и услышать? Ты также комментируешь матчи?

— Помимо того, что я провожу большую закулисную работу в мире StarCraft, в основном, в рамках активностей нашей компании StarLadder, я веду достаточно активную «медийную жизнь». Мой YouTube-канал собирает около полутора миллиона просмотров ежемесячно и, надеюсь, уже осенью перешагнет через рубеж в 100 тысяч подписчиков, а все крупные турниры профессионалов в мире StarCraft II сопровождаются моими комментариями в рамках трансляций на TwitchTV.

Не могу сказать, чтобы в наших странах проходило большое количество мероприятий по StarCraft, на которых меня можно увидеть, но я стараюсь посещать и различные мероприятия смежных индустрий (например, конференции Videopeople, организуемые командой YouTube в Киеве), и любые LAN-турниры по StarCraft II — так, недавний проходил как раз в эти выходные (22 июля) в Одессе.

— Blizzard добавила пак с твоими репликами в StarCraft II. Твой голос можно услышать не только в сетевой игре, но и в сюжетной кампании?

— К сожалению, использование комментаторов в одиночной игре невозможно. Нестандартная озвучка может быть использована исключительно в сетевых режимах — как в мультиплеере, так и в совместном режиме или картах Игротеки.

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 3

В офисе Blizzard

— Пристальное внимание к твоей персоне со стороны Blizzard тебя не смущает?

— Я бы не сказал, что я чувствую какое-то слишком пристальное внимание к своей персоне, которое могло бы ограничивать или стеснять меня. Скажем так, моей личной цензуры хватает для того, чтобы не попадать в неприятные истории.

Полагаю, что наши отношения с Blizzard можно назвать партнерскими — и это, на мой взгляд, очень удачный формат сотрудничества в киберспорте.

У меня нет прямой материальной зависимости от издателя игры, как, например, у практически всех комментаторов в League of Legends или Overwatch, но я и не являюсь какой-то совсем удаленной от разработчика единицей, как в играх Valve или в PUBG.

Формат партнерских отношений приводит к тому, что я никоим образом не скован жесткими корпоративными оковами крупной компании (и, например, при случае могу и покритиковать самих разработчиков, и открыто говорить о какой-то проблеме, которую не стали бы озвучивать внутри Blizzard), но при этом получаю необходимую поддержку для многих проектов, полезных для развития игры. В общем, могу искренне пожелать столь пристального внимания многим активным деятелям игровых сообществ.

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 4

— Какими качествами должен обладать киберспортивный комментатор? Как увлечь зрителей, чтобы они не писали в чате, кто его поставил комментировать матч?

— Смотрите, если вы комментатор и менеджер в одном лице, и ставите комментировать сами себя, как происходит в моем случае, то один из вопросов отпадет сам по себе! А если серьезно, то комментатор — профессия творческая, и здесь не может быть очевидных приемов, которые сработают для любого человека в сфере.

Вот что нужно художнику, чтобы написать хорошую картину? Принято считать, что вдохновение: думаю, что подходить к своей работе с вдохновением — это самый универсальный совет, который можно дать любому комментатору.

Также, как и в случае с картинами, даже очень хороший комментатор не понравится каждому первому зрителю, поэтому увлечь любого человека одними только комментариями невозможно. Однако, лишними точно не будут навыки балансирования между экспрессивностью подачи и связностью мыслей, игровым сленгом и литературной речью, сопереживанием одной из противоборствующих сторон и нейтральностью, тонкостью аллегорий и их доступностью для слушателя. Правильный баланс — это отличный ключик к среднестатистическому зрителю киберспортивных трансляций, учитывая неоднородность нашей аудитории.

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 5

— Чем тебя привлекает работа комментатора? И чем все-таки интереснее заниматься — комментировать и анализировать матчи, писать статьи или организовывать турниры?

— Работа комментатора в киберспорте привлекает меня тем, что я могу передать зрителю и слушателю свое видение игры. Компьютерные игры это не условный большой теннис, где и ежу понятно, что удар был хорош, если мячик быстро перелетел на чужую половину корта и приземлился ровно на линию, не оставив сопернику шансов дотянуться.

Если неопытный зритель посмотрит киберспортивный матч без хорошего комментатора, он вряд ли получит положительные эмоции — даже если будет понимать, что делает каждая боевая единица и какова общая ситуация на карте.

В StarCraft нет постоянного объекта, на котором сфокусировано внимание, как все тот же мячик в теннисе. Внимание игроков постоянно рассредоточено — или, точнее, сосредоточено на нескольких разных объектах — и в течение нескольких секунд профессиональные игроки могут принимать десятки важнейших решений, определяющих судьбу матча. Вся красота и вся прелесть игры становятся ясны только тогда, когда вы начинаете видеть игру не только со стороны зрителя, но и со стороны обоих игроков — и работа хорошего комментатора заключается в том, чтобы показать зрителю общую картину, а не озвучить то, что можно и без того найти на мониторе. Я сам играю в StarCraft на достаточно высоком уровне, регулярно спаррингуясь с сильными европейскими профессионалами, и моя эфирная работа — это попытка объединить личный игровой опыт, видение профессиональных игроков, участвующих в матче, а также картину, которую видит сторонний наблюдатель. Поверьте, это достаточно увлекательный процесс!

По поводу того, что интереснее или что лучше — все хорошо в меру, везде есть свои плюсы и минусы. Комментировать по 10 часов в день (как мне иногда приходится) так же утомительно и муторно, как писать правила какого-нибудь турнира, решать вопросы с выплатой призовых игрокам или вычитывать текстовый материал. С другой стороны, одно только комментирование матчей никогда не даст тебе столь хорошие и близкие отношения с профессиональными игроками, как удачно проведенные соревнования.

— Считаешь ли ты StarCraft слишком хардкорной игрой, игрой не для всех?

— Мне кажется, у представителей условного культурного андерграунда — неважно, говорим мы о музыке, литературе, спорте или компьютерных играх — всегда есть соблазн объяснить свою относительную малочисленность эдакой элитарностью, недоступностью своего увлечения «простым смертным». Это вполне понятное желание, и в данном случае мы попробуем обойти его стороной.

Однако, как ни крути, есть несколько факторов, которые действительно делают StarCraft достаточно «хардкорной» игрой:

Относительно высокий порог вхождения и несколько туговатая на старте «кривая обучения», которая долгое время может пребывать в состоянии «прямой ни черта не обучения». Зайти в игру в первый раз и сразу «нагибать» в ней у вас точно не получится;

Высокая психологическая устойчивость, необходимая игроку для успешной игры на дистанции. Здесь нет команды идиотов-тиммейтов, на которых можно списать поражение, на несуществующие проблемы с балансом нельзя ссылаться в каждой первой игре (например, если ваш соперник играет за ту же расу), а любые полосы невезений рано или поздно заканчиваются — соответственно, на каком-то этапе игроку придется научиться признавать свои и только свои ошибки, работать над собой и своими слабыми местами.

Необходимость постоянной концентрации и поддержки высокой скорости работы как рук, так и мозга. Принято считать, что сильные игроки в StarCraft — это те, кто быстро жмут кнопки на клавиатуре, но, на самом деле, это игроки, которые умеют мгновенно обдумывать ситуацию и принимать решения — а пальцы перемещаются по клавиатуре и мыши, лишь перенося эти решения в игру.

При этом каких-то спокойных периодов, когда в игре ничего не происходит и можно просто расслабиться, в StarCraft не бывает.

Все это приводит к тому, что в соревновательный StarCraft тяжело просто поиграть вечерком, расслабляясь после работы за чашкой чая или бутылкой чего-то покрепче.

Вы либо играете с полной физической и психологической самоотдачей, либо получаете поражение за поражением, раздражаясь от того, что играете хуже, чем можете.

Конечно, есть возможность пройти кампанию, поиграть в совместном режиме или придумать еще какое-то развлечение, но все эти форматы игры имеют крайне ограниченную реиграбельность, так что StarCraft II — это, прежде всего, соревновательный 1х1. И я считаю, что он действительно хардкорен: трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft!

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 6

— Почему StarCraft остается популярной в Корее, а в СНГ и Европе переживает, скажем так, не лучшие времена?

— Я считаю, это не совсем корректный тезис. В Корее был и остается более популярным StarCraft: Brood War, недавно переизданный как StarCraft: Remastered, и я бы не назвал фанбазу StarCraft II в Южной Корее сколько-нибудь близкой к европейской и американской. Популярность первого StarCraft у корейцев — это отголоски величия 2000-х, ведь Brood War в Южной Корее — это то, с чего начался большой киберспорт, это первые кейсы стадионов, доверху забитых любителями компьютерной игры.

Ситуация вне Кореи следующая: сухие цифры говорят о том, что количество игр в день в клиенте StarCraft находится на уровне 2014 года, а размер онлайн-аудитории недавнего этапа ЧМ в Валенсии почти в 2 раза превысил аналогичные показатели прошлого года и вполне сопоставим с «золотыми», как принято считать, временами 2012-2013 годов— некоторые медиа, к слову, в честь этого запестрели заголовками в стиле «StarCraft снова набирает популярность!!111один».

Что же касается непосредственно СНГ, то в недавно проведенной нами Amateur Series зарегистрировалось почти 1 400 человек, что лишь в 2-3 раза меньше количества участников недавних СНГ-квалификаций The International.

А ведь это просто аматорка в сравнении с главным турниром года

Не подумайте, я не собираюсь в духе персонажей из большой политики объяснять вам, что черное это белое. У StarCraft нет никакого стремительного роста, но и спада тоже нет — просто на фоне активного развития сферы киберспорта в целом наша игра, по большей части, удерживает свою аудиторию, поэтому в широких кругах принято считать, что у StarCraft есть какие-то проблемы.

Не верьте злым слухам, заходите и играйте — по некоторым добрым слухам, которым вполне можно доверять, общая база активных игроков в StarCraft II во всем мире достигает двух миллионов человек.

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 7

— В феврале Scarlett выиграла турнир в Пхенчхане на глазах олимпийцев и Международного Олимпийского Комитета. Как ты думаешь, киберспорт все-таки появится на Олимпийских играх?

— Несмотря на то, что внутри StarCraft-сцены турнир в Пхенчхане не стал одним из главных событий года в силу не самого представительного состава участников и скомканного формата, его влияние на развитие киберспорта может быть действительно серьезным. С одной стороны, нужно понимать, что турнир стал возможным во многом за счет того, что Intel — титульный спонсор МОК — имеет свой бренд в киберспорте, который уже много лет ассоциируется в Корее с турнирами по StarCraft, но, с другой стороны, знакомство МОК и большого киберспорта можно определенно считать успешным, а продолжение может последовать и без новых инициатив спонсора.

Киберспорт идет на Олимпиаду по разным направлениям благодаря работе нескольких гигантских корпораций (Alibaba, Tencent, Intel) и рано или поздно должен будет туда прийти. МОК не может не понимать, что тесная работа с такими компаниями — это деньги и привлечение новой аудитории к большому спорту, так что вопрос только в том, когда это произойдет, а не в самом факте попадания компьютерных игр в основную или эдакую «специальную киберспортивную» программу.

— Если киберспорт будет добавлен в программу Олимпийских игр, то можно ли рассчитывать на то, что StarCraft будет представлен на Олимпиаде? Или президент МОК этого не допустит, ведь он уже не раз заявлял о том, что жестокие игры никогда не появятся на Олимпиаде? Они что, серьезно рассчитывают лишь на спортивные симуляторы?

— Я читал подобные заявления и готов комментировать их исключительно с долей сарказма, потому что в любой компьютерной игре намного меньше жестокости, чем во вполне олимпийском боксе и какой-нибудь вольной борьбе. Специально для неженок в StarCraft есть режим без крови, в котором красные пиксели заменяются на зеленые — надеюсь, это поможет.

Что касается спортивных симуляторов, то это, на мой взгляд, самый спорный из всех потенциальных жанров компьютерных игр на Олимпиаде. Точно ли в МОК хотят, чтобы люди играли в виртуальный футбол или хоккей вместо реального?

RTS — совсем другой разговор, а титульная дисциплина жанра StarCraft — это все богатство истории и наследия киберспорта. Это самая долгоиграющая дисциплина с двадцатилетней историей, это игра, открывшая миру дорогу в современный киберспорт как бизнес, как индустрию с многомиллионными аудиториями и миллиардными объемами рынка. Это бессменная часть сначала WCG, а затем и его последователей вроде World Electronic Sports Games. В общем, с моей ни разу не субъективной колокольни StarCraft II должен быть первой дисциплиной в олимпийской очереди!

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 8

Президент МОК Томас Бах

— Могут ли стратегии обрести новую жизнь, в том числе и в киберспорте, к примеру, после выхода StarCraft III или WarCraft IV?

— Я не люблю категорические «нет», связанные с чем-либо в будущем, потому что это отличная возможность оказаться посмешищем через несколько лет. Могут! Но это маловероятно — либо эти игры перестанут быть полноценными RTS со всеми присущими им недостатками, которые делают их при этом столь интересными для целевой аудитории, либо они останутся играми «не для всех».

— Тебя устраивает то, как развивается киберспорт в последнее время?

— Развитие киберспорта — это очень комплексный вопрос, и ради корректного ответа его пришлось бы разбить на массу составляющих. Например, сотрудничество с большим ТВ мне нравится, а активное появление проектов, базирующихся на криптоинвестициях — нет, такой же разной может быть реакция на еще несколько десятков процессов, происходящих в сфере. А может быть и двоякое отношение: например, раздутость зарплатных фондов и гонораров в киберспорте мне не нравится как менеджеру, но нравится как комментатору.

Тем не менее, хотелось бы отметить, что главные негативные явления, связанные с киберспортом, в том числе в нашем регионе, — чрезмерная насыщенность информационного пространства разного рода скандалами и местами крайне нереалистичные показатели охватов аудитории, создающие ложные ожидания у спонсоров.

— И все же, чего не хватает нашей индустрии, чтобы затмить традиционные виды спорта?

— Откровенно говоря, я сильно сомневаюсь, что в России или Украине осталось много видов спорта, обгоняющих киберспорт по охвату аудитории. По данным PwC (2017), только футбол из всех видов спорта является более «узнаваемым брендом» у современной молодежи, чем киберспорт. Наверное, баскетбол в Украине или хоккей в России еще могут сопротивляться, но продолжить этот список будет сложно.

Если отвечать на вопрос прямо, то не хватает массовости, которую создает доступность. Сыграть в футбол и посмотреть какой-то матч с точки зрения интуитивности процесса все еще легче, чем разобраться в компьютерной игре и посмотреть киберспортивное соревнование.

Такая ситуация не меняется в масштабах поколения, но, если честно, мне бы и не особо хотелось, чтобы киберспорт рано или поздно вытеснил спорт в нашем привычном понимании. Профессиональный спорт, помимо создания шоу для зрителя, преследует важную социальную функцию — пропагандирует физкультуру и физическое развитие.

Киберспорт с этой точки зрения, увы, самая обыденная составляющая сферы развлечений — эдакий заменитель сериалов, телешоу и прочих способов времяпрепровождения.

Так что затмевать спорт ни в коем случае не нужно —надеюсь, спорт и киберспорт будут не конкурировать, а идти рука об руку, как это происходит сейчас благодаря активности многих футбольных клубов в Европе.

«Трус не играет в хоккей, а слабый духом — в StarCraft» - фото 9

— Не кажется ли тебе, что киберспортивные дисциплины со временем стали более оказуаленными?

— Чтобы становиться более массовым, киберспорту нужны более массовые продукты. Этот процесс в сфере киберспорта ничем не отличается от появления более простых в потреблении продуктов в любой другой сфере развлечений — будь то, например, киноиндустрия или музыка. Я бы сказал, что отношусь к этому процессу стоически: конечно, не очень приятно, когда фокус киберспортивного внимания находится на подобных продуктах, но меня же никто не заставляет во все это играть или даже смотреть, верно?

— Когда Quake, StarCraft и WarCraft были популярны в киберспорте, то и киберспорт был другим. Игроки были ближе к фанатам, а с атмосферой того же WCG не сравнится ни один современный турнир. Раньше было лучше, или ты не согласен?

— Нет-нет, я не поддамся легкому соблазну рассказать новому поколению фанатов киберспорта о том, насколько зеленее была трава в наши годы!

Игроки, конечно, были ближе к своим двадцати фанатам, чем к нынешним двадцати тысячам, но это вполне объяснимо. За последние десять лет наша сфера прошла огромный путь от местечковых событий, интересных только узкому кругу лиц, и мировых чемпионатов, пафосно освещаемых максимум парой десятков изданий, до позиции нового сенсационного лидера в сфере развлечений, находящегося в фазе бурного роста.

Я безумно рад, что стал не просто свидетелем, а непосредственным участником процесса превращения киберспортивного гадкого утенка в прекрасного лебедя, поскольку появился в индустрии как раз в тот момент, когда ее чудесные преображения только начинались, и остаюсь в ней до сих пор. Уважаемые скептики, смело отбрасывайте свои стереотипы и окунайтесь в мир компьютерных игр по-новому — здесь вы можете открыть для себя совершенно новый и по-настоящему захватывающий источник положительных эмоций!

И главное: как бы ни менялся киберспорт за последние пять, десять, двадцать лет, неизменной в нем оставалось наличие только одной составляющей.

StarCraft — это настоящая киберспортивная классика, с которой начинался современный киберспорт и на которой киберспорт в нашем привычном понимании когда-нибудь закончится, уступив место, например, виртуальной реальности. Так и знайте — StarCraft будет стоять до конца.

Читай нас