14 января 2014Игры
Обновлено 04.06.2016

Трико жмет: история отношений Activision и Marvel

1 января довольно скверный, но смешной экшен @[Deadpool](game:12241) исчез из цифровых магазинов Steam, PSN и Xbox Live. Вместе с ней пропали @[Spider-Man: Web of Shadows](game:1370), @[X-Men Origins: Wolverine](game:648) и другие игры, которые Activision выпускала по лицензии Marvel. И хотя новая игра про Человека-паука выйдет в срок (отменять ее разработку сейчас было бы попросту глупо), игровое издательство и комиксный гигант фактически прекратили отношения, длившиеся долгие годы. «Канобу» вспоминает, что дало индустрии это сотрудничество, и пытается разобраться, что ждет супергеройские игры дальше.
1 января довольно скверный, но смешной экшен @[Deadpool](game:12241) исчез из цифровых магазинов Steam, PSN и Xbox Live. Вместе с ней пропали @[Spider-Man: Web of Shadows](game:1370), @[X-Men Origins: Wolverine](game:648) и другие игры, которые Activision выпускала по лицензии Marvel. И хотя новая игра про Человека-паука выйдет в срок (отменять ее разработку сейчас было бы попросту глупо), игровое издательство и комиксный гигант фактически прекратили отношения, длившиеся долгие годы. «Канобу» вспоминает, что дало индустрии это сотрудничество, и пытается разобраться, что ждет супергеройские игры дальше.

Сделать игру по комиксу в 80-х было довольно легко. Индустрия только зарождалась, бюджеты были маленькие, да и сами издательства охотнее делились правами на цветные лосины. Первая игра по лицензии Marvel появилась в 1982. Spider-Man для Atari 2600 сделала фирма с символичным названием Parker Brothers, и откровений в ней, конечно же, не было. Группа красно-синих прямоугольников (Питер Паркер) карабкалась вверх по условному небоскребу, в окнах торчали люди (их нужно было спасать), на крыше стояли бомбы и летал Зеленый Гоблин (их трогать было нельзя). Как только герой касался цветного квадрата на самом верху уровня, загружался следующий. В нем дом мог стать выше или поменять цвет, а Гоблин – появиться в нескольких местах вместо одного.

С Activision Marvel связались четыре года спустя. На экраны выходил Howard the Duck – отвратительный, как потом окажется, фильм про говорящую утку из
другого мира (в создании которого почему-то участвовал Джордж Лукас), и его продвижению не помешала бы сопутствующая игра. Howard the Duck: Adventure on Volcano Island вышла в ноябре, и с сюжетом ленты ее объединял разве что титульный персонаж. Говард бродил по острову, бил каких-то обезьян и спасал друзей, но с интересом следить за этим могли разве что самые неискушенные владельцы Commodore 64. Игра была медлительна, некрасива, местами чертовски сложна. Равно как и фильм, ее старались быстрее забыть. Завязать дружбу у Activision и Marvel тогда не вышло, и следующие четырнадцать лет играми про супергероев в основном занимались другие люди.

В Lego Marvel Super Heroes Говард атакует офис издательства в надежде получить еще один фильм

В Lego Marvel Super Heroes Говард атакует офис издательства в надежде получить еще один фильм

До конца 90-х с лицензиями Marvel успели поработать многие, но хорошо получилось только у японцев. В 1992 Konami выпустили X-Men – успешный beat’em up для игровых автоматов, который недавно перенесли на Xbox 360, PS3 и мобильные платформы. Через год Capcom сделали Punisher – там были ножи, сюрикены и возможность драться в шкуре тогда еще белого Ника Фьюри.

Clone Wars при запуске без предупреждения кидала игрока на уровень-пролог, а название игры и экран выбора персонажей показывала только после его прохождения

Права на одних и тех же героев циркулировали между компаниями, и когда лицензия на X-Men досталась Sega, те поддержали тренд, выдав крепкую дилогию для Mega Drive. Вторая часть, Clone Wars, запомнилась тем, что при запуске без предупреждения кидала игрока на уровень-пролог, а название игры и экран выбора персонажей показывала только после его прохождения. То, что сейчас называется cold open, но тогда вызывало в основном недоумение. Стартовые персонажи, казалось, выбирались совершенно случайно (мало кто догадывался, все зависело от направления, в котором была нажата крестовина геймпада во время загрузки), легко было зазеваться и погибнуть под снарядами танка, который стоял тут же, но игра с резким началом дальше оказывалась необычайно хорошей. Тут был кооператив на двоих, персонажи с разными способностями, после прохождения одного из уровней открывался Магнето.

В 1994 на игровых автоматах выходит X-Men: Children of the Atom – первый тематический файтинг. Его успех вдохновляет Capcom на продолжение – Marvel Super Heroes, где появляются герои из других комиксов. Оно, в свою очередь, становится предтечей для X-Men vs. Street Fighter, предка всех кроссоверных файтингов Capcom. Появлению @Street Fighter Street Fighter x Tekken и Tatsunoko vs. Capcom мы во многом обязаны Человеку-пауку с Росомахой.

Трико жмет: история отношений Activision и Marvel - фото 2

В конце девяностых Activision и Marvel сталкиваются во второй раз. В производство запущен фильм «Люди Икс», и по уже сложившейся традиции ему нужна игра. Activision не только берется за разработку X-Men: Mutant Academy, но и покупает у издательства исключительные права на X-Men и Spider-Man. Из игры в итоге получился Street Fighter с костюмами из фильма, а набор лицензий положил начало гегемонии Activision в нише супергеройских игр.

Финальный бой между Пауком и Электро должен был развернуться на крышах башен-близнецов

Относительный успех Mutant Academy компания закрепила игрой про Человека-паука. Над версиями для разных платформ работали Neversoft, Gray Matter и Treyarch (не последние команды в мире), в роли рассказчика выступил сам Стэн Ли. Сама игра получилась выдержанной в стиле мультсериала из девяностых. Тут было много встреч с неожиданными героями, все главные противники Человека-паука, и в озвучке участвовали некоторые актеры из шоу. Год спустя, осенью 2001, у Spider-Man случился сиквел, но западных игроков тогда больше волновали теракты в Нью-Йорке. Из-за них также пришлось менять концовку – по задумке разработчиков финальный бой между Пауком и Электро должен был развернуться как раз на крышах башен-близнецов. В итоге повторить успех первой части Enter Electro не смогла. Отчасти из-за стечения обстоятельств, но больше из-за того, что разработкой занимались Vicarious Visions, отметившиеся разве что играми про Спанч Боба и Барби, а также версией Tony Hawk’s Pro Skater 2 для GBA.

Трико жмет: история отношений Activision и Marvel - фото 3

Про Паука и Людей Икс снимали фильмы, их имена были на слуху, в отличие от, например, команды Мстителей, про которых тогда знали разве что поклонники историй с картинками. Если игры по комиксам Marvel хотели делать другие компании, они чаще всего перебивались остатками, из которых, впрочем, временами получались достойные вещи. У Hulk, который сделали Radical Entertainment, были отвратительные уровни за Брюса Баннера, но в остальное время там можно было рвать, крушить и кидаться солдатами. Через четыре года, один сиквел и игру про Симпсонов Radical вернулись к супергеройской теме, но играть в Prototype было скорее мучительно, чем интересно.

Можно было собрать команду из Халка, Электры, Человека-Факела и Спайдермена, прилететь на планету скруллов и вместе с Серебряным Серфером выступить против Галактуса

В середине нулевых Activision выпустила две части Diablo в лосинах – X-Men Legends и X-Men Legends 2: Rise of Apocalypse. Обе игры сделали Raven Software (на тот момент авторы Heretic, Jedi Knight и Soldier of Fortune), и, по их словам, в начале разработки все было похоже на Final Fantasy с Циклопом и Росомахой. Но очень скоро в игру добавили бутылки со здоровьем и маной, лут, редкие точки, на которых этот лут можно было сдать, и получилась Diablo с лазерами из глаз, которая не только развлекала, но и раскрывала вселенную Людей Икс почти так же, как знаковый мультсериал X-Men: The Animated Series. Сценарий писали люди из Marvel, многие персонажи второго плана прежде появлялись только в комиксах, Профессора Икс озвучивал Патрик Стюарт.

Трико жмет: история отношений Activision и Marvel - фото 4

Успех X-Men Legends навел Activision на мысли о том, что кооперативная RPG станет еще лучше, если привести в нее героев из других комиксов. Всего через год после Ryse of Apocalypse выходит Marvel Ultimate Alliance, в которой засветились, кажется, все хоть сколько-то значимые герои и места. Можно было собрать команду из Халка, Электры, Человека-Факела и Спайдермена, прилететь на планету скруллов и вместе с Серебряным Серфером выступить против Галактуса. У разных платформ были разные наборы доступных для игры героев, причем версии для Xbox 360 тогда досталось все лучшее – ее владельцы могли освобождать Асгард с помощью Магнето, Венома и Доктора Дума. В 2009 вышла Marvel Ultimate Alliance 2 с нелинейным сюжетом про Гражданскую войну, за пределы консолей она так и не выбралась.

Сюжет X-Men Origins: Wolverine порой слишком отходил от событий ленты – временами там приходилось бегать по джунглям, бить каких-то дикарей и лавовых големов, но это как раз было весело

В 2005 году Marvel решила, что может снимать фильмы сама и распространять их через Paramount Pictures. Год спустя они наняли Джона Фавро для режиссуры фильма про Железного Человека и начали подготовку к новому фильму про Халка. Примерно в это же время соответствующие лицензии приобретает Sega, но игры по мотивам, которые получились у компании в результате, едва ли шли в сравнение с тем, что сделала Activision по мотивам далеко не лучшего фильма о Росомахе. Сюжет X-Men Origins: Wolverine порой слишком отходил от событий ленты – временами там приходилось бегать по джунглям, бить каких-то дикарей и лавовых големов, но это как раз было весело.

Трико жмет: история отношений Activision и Marvel - фото 5

В конце нулевых Activision то и дело приходилось делить лицензии с другими издателями. Zen Studios выпустили неожиданно популярный Marvel Pinball, Capcom вспомнили о кроссоверных файтингах и сделали Marvel vs. Capcom 3, а эксклюзивные прежде права на Человека-паука перестали быть эксклюзивными, когда Gameloft поместили Питера Паркера в мобильные телефоны.

Супергерои становились все более востребованными, только в 2010 вышло шесть игр от шести разных издателей, но разработчики откровенно не успевали за спросом. Из игр по Marvel, которые вышли в период с конца нулевых по наши дни, вопросов не вызывали разве что файтинги Capcom, некоторые игры про Человека-паука и LEGO: Marvel Super Heroes, которую не торопясь сделали TT Games.

Fate of the Two Worlds разошлась тиражом в более чем в 2 млн копий – это почти столько же, сколько у Tekken 6

Но причины, по которым Marvel вдруг расторгла долгосрочный контракт с Activision (девять лет назад сделку продлили до 2017 года), не обязательно связаны с качеством игр или плохими продажами. За подготовкой к зимним праздникам мало кто заметил, что в конце декабря из PSN с XBLA пропали две части Marvel vs. Capcom. Fate of the Two Worlds разошлась тиражом в более чем в 2 млн копий (это почти столько же, сколько у Tekken 6), но соглашение с Capcom тоже разорвано, и очевидно, что о причинах таких решений пока знают разве что верхушки компаний. Дэн Амрич, комьюнити-менеджер Activision, вслух предполагает, что Marvel просто решила консолидироваться, а Capcom жалуется на жесткие рамки для разработчиков, которые имеют дело с Marvel. «Это большая компания, для лицензий там целое расписание с окнами», – говорит Сет Киллиан, работавший в Capcom менеджером по связям с общественностью, – «У нас были права на одну конкретную игру, но они затрагивали права других разработчиков, так что приходилось искать определенную дату, в которую мы могли выпустить продукцию». Во многом поэтому Ultimate Marvel vs. Capcom 3 вышла всего через девять месяцев после оригинальной игры.

Главный вопрос сейчас, конечно, не в том, кто будет издавать новые игры про супергероев, а в том, кто будет их делать. Популярный вариант «давайте отдадим это Rocksteady» (в свое время ходили слухи, что им поручат сразу несколько лиценций, вплоть до Черепашек-ниндзя – хотя с ними как раз-таки все может получиться) не подходит по очевидной причине: неизвестно, могут ли британцы делать что-то за пределами драк одного ряженого мужчины с толпой других ряженых мужчин. Кулачные бои и расследования – это, конечно, здорово, но с таким подходом нельзя сделать правильную игру про, например, Железного Человека. Там все же должно быть про масштаб, самолеты и ракеты из рук.

Игры про супергероев, какими мы их знаем, – в действительности не игры про супергероев

Перепутье, на котором сейчас стоят игры по лицензии Marvel, может стать точкой, после которой супергеройские развлечения наконец вылезут из гетто, в котором пребывали с начала времен. За последние 10-15 лет мы видели достаточно хороших игр про героев в трико, но практически каждая из них держала себя в строгих жанровых рамках. Если убрать Росомаху из игры про, собственно, Росомаху, и заменить кем угодно –хоть Кратосом – едва ли что-то изменится. Игры про супергероев, какими мы их знаем, – в действительности не игры про супергероев. Типовые развлечения с известными персонами в главной роли. В них нельзя ощутить себя обладателем сверхсил, который летает среди небоскребов и спасает мир по собственной воле.

Супергеройским играм пора становиться отдельным жанром – точно так же, как GTA однажды перестала быть экшеном про раздавленных проституток. Новое поколение консолей еще не раскрыло все свои мегагерцы, а красиво ломать дома и дамбы можно даже с нынешними ресурсами. Осталось понять, что на этот счет думает Disney, владеющий Marvel. Для шага вперед все готово, но что скажет Микки-Маус?

Текст: Сергей Колокольников

Комментарии 38
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Reno_w
Reno_w
Да, жаль, а Дедпул ахфигенная игра ;D