07 августа 2013Игры
Обновлено 06.03.2016

Три причины покупать или не покупать GOTY-издания

Сегодня стало известно, что stealth-action Dishonored от Arkane Studios получит титул Game of the Year Edition, и выйдет сборником вместе со всеми ранее вышедшими дополнениями.
Сегодня стало известно, что stealth-action Dishonored от Arkane Studios получит титул Game of the Year Edition, и выйдет сборником вместе со всеми ранее вышедшими дополнениями.

Разработчики вольны раздавать направо и налево звание «Игра года» любому своему продукту, обращая, таким образом, внимание на значимость проекта для игровой индустрии. Пускай игровые издания и выбирают раз в год один тайтл, число Game of the Year edition растет не по дням, а по часам. Подобные вещи можно смело сравнивать с церемонией вручения премии «Оскар». За исключением того, что режиссер, сценарист или продюсер фильма не вправе наградить того или иного актера статуэткой. Но, как и в случае с актерами, у которых еще нет «Оскара», игры подобная панацея не обошла стороной.

Потребители очень часто сталкиваются с выбором «Что купить: Season Pass или дождаться Game of the Year издания?». Ответ на него порой выдается очень неоднозначный, ведь далеко не каждый разработчик или издатель готов предоставить для своей игры гарантируемый набор дополнений или издание «Игра года». Над этим вопросом задумались не только мы, но и эксперты из игровой индустрии.

О том, как рынок и потребители относятся к Game of the Year изданиями рассказали известные игровые эксперты Сергей Галенкин и Сергей Климов

Выпускают как правило сначала обычную версию и Season Pass, а через год уже GOTY. Кто хотел играть сразу - купил сразу, кто готов подождать - купит GOTY дешевле. Переиздание игр - обычная практика, которую игры взяли из кино и музыкальной индустрии, где регулярно выходят специальные и режиссерские издания. Это способ заработать денег на игре и заодно поднять к ней интерес. Ведь Season Pass– это логическое решение для Game of the Year Edition: выдать весь дополнительный контент. Во времена моей работы в 1С-Украина, мы регулярно выпускали переиздания хороших игр. Розничный рынок вместе с игроками всегда воспринимали эту новость позитивно. Если не каждый готов скупить вместе с игрой и дополнения для нее, до проще купить все сразу чуть позже.
— Сергей Галенкин, директор по маркетингу компании Nival

Позиция Сергея вполне ясна, издатели дают игрокам возможность выбирать: платить сейчас или подождать выхода GOTY-издания. Но в обоих случаях пользователи теряют либо лишние деньги, либо возможностью насладиться игрой сразу после релиза.

Переиздание игр – это нормальная практика издательской работы с контентом. Давайте представим, что мы с вами продюсируем какую-нибудь хорошую игру, например – «Космических рейнджеров 3», причём как для консолей, так и для планшетов с компьютерами. Первое, что я скажу студии: ребята, где-то через месяц после выхода проекта нам будет хорошо вернуться в топ на Steam’e, и проще всего это сделать через выпуск дополнения, чтобы игра снова засветилась в разделе NEW RELEASES. Под это многие новостные сайты также дадут материал, и мы напомним рынку о проекте + осчастливим тех игроков, которые купили в первых рядах, игру уже прошли и хотели бы добавки. Далее, хорошо бы то же самое ещё через месяц, а потом через два. Или сразу пожирнее апдейт, тогда можно и через квартал. Обычно планируют релизы дополнений как 30 – 90 – 180, это время в днях с момента выхода проекта. То есть мы с вами будем в новостях при релизе, потом – через месяц, потом – черед три, и потом – уже через полгода. Как только у нас накопятся 3 дополнения, возникнет возможность сделать Gold Edition. Например, обычные «Рейнджеры» будут по $19.99, каждое из дополнений по $4.99, а Gold Edition мы предложим по $29.99, что сэкономит покупающим $5 по сравнению с покупкой по отдельности. Особенно «Золотые издания» хороши для проектов вроде второго «Ведьмака», который вышел немного хромоватый, и многие не стали покупать в ожидании, когда пациент станет нормально ходить и запоёт: выпуская на рынок такое “ultimate” издание, мы посылаем сигнал: хватит сидеть на заборе, спускайтесь и покупайте, это уже можно смело брать. Релиз «золота» таким образом для нас становится уже пятым новостным поводом. И здесь мы сразу из всех пушек стреляем: во-первых, к этому моменту уже опубликованы все обзоры, и мы можем взять самый впечатляющий для обложки. Ведь бывают люди, и их много, которые говорят: «Ну-ну! Посмотрим», после чего об игре забывают (я сам такой). Во-вторых, мы дожимаем тех, кто считал, что одно дополнение не стоит покупки, и если брать – то что-то посерьёзней. А мы-то сразу три прибавили. После этого мы можем пройти через серию распродаж, когда GE будет отдаваться со скидкой в 20%, потом в 50%, и может даже и в 75% (на пару часов), и вот мы оказались в ситуации, где и новостей особо нет, и основную аудиторию мы покрыли, включая сомневающихся, и с момента релиза, скажем, год прошёл – что же делать? Плохое решение – продолжать наживать на скидки, потому что после пары основных распродаж проблема уже не в цене, а в том, что какая-то часть игроков проект пропустила и надо до них достучаться. И здесь мы делаем финт ушами: добиваем в игру какие-то мелочи, которые команда собиралась сделать – да руки не доходили, вроде дополнительных аватаров или альтернативного озвучения. Туда же можно включить саундтрек и разное всякое вроде цифрового арт-бука, просто чтобы была возможность дать самую полную версию для аудитории. И одновременно с этим мы опускаем цену до $19.99, то есть до цены базовой игры на запуске, и называем всё это GOTY. Игра снова в новостях, теперь это и снижение цены, и новый контент, и самая-самая полная версия по всем параметрам вообще. И все довольны. Ну а что касается консолей, то там два варианта: сделать GOTY в рознице на замену оригинальному изданию – чтобы обновить обложку, вернуть игру на полки с новинками, добавив контента и сохранив при этом цену; и потом сбросить проект в серию переизданий, когда спрос по полной цене себя исчерпает. Проще всего это сравнить с музыкальными альбомами: вот есть саундтрек к фильму «Бегущий по лезвию бритвы», есть его «расширенная» версия с дополнительным диском, и есть юбилейное переиздание. Кто-то купит все три версии, кто-то заметит только вторую, а кто-то будет покупать в пятницу вечером спустя много месяцев после всех новостей, откроет страницу магазина и возьмёт версию, которая ему покажется «самой полной», чтобы потом не гадать, надо или не надо было такое брать. Если разработчик адекватно воспринимает рынок и понимает потребности игроков, то через дополнительный контент и переиздания он может и порадовать аудиторию, и заработать серьёзных денег (например, по пятой «Цивилизации» доход от DLC и переизданий перекрывает доход от продаж базовой версии игры). Но такое, увы, не очень часто бывает. Обычные проблемы – недостаточно контента при высокой цене, или выход нового контента не через 30 дней, а тогда, когда все про игру уже и забыть успели, или выход только одного дополнения, из которого супа особо и не сваришь. Тогда да, тогда попытки наклеить на старую модель автомобиля наклейку «теперь с ковриками нового цвета!!» вызывает не улыбку, а ухмылку.
— Сергей Климов, директор компании Charlie Oscar

Не остался в стороне и автор скандально-известной компьютерной игры «Сталин против Марсиан», Александр Щербаков.

Хочу отметить, что игровая индустрия – это бизнес. Почти все в ней является попыткой заработать. Просто это можно делать по-разному. Почти любые GOTY или Platinumиздания в конечном итоге всегда выгодны и потребителю. Потому что он получит или бонусный контент, или, в случае с приставочной “платиной”, игру за половину цены. И все довольны. Думаю, что разработчики поступают правильно, когда для игр с уже существующим Season Pass’ом выпускают GOTY-переиздание. Не могу быть уверен на 100%, ведь я не знаю, как это конвертируется в цифры. Если для одного и того же тайтла делают и набор дополнений, и издание «Игра Года», то почему нет? Если это приносит деньги и не вредит репутации, то надо делать все, что можно. Ну или почти все. В свое время я преимущественно выпускал трэш-игры. Сейчас уже перестал, но подумываю возобновить практику. Так что был только один случай, когда «Сталина против марсиан» мы с самого начала выпустили как GOTY. Прямо в главном меню так и было написано. У нас было только GOTY-издание, других не было.
— Александр Щербаков, директор компании Holy Warp, создатель «Сталина против марсиан», журналист

Четко, ясно и без купюр. Стоит отметить, что Александр сделал ударение на словах о “прибыли” издателей и возможности не потерять лица перед потребителями.

Но как быть с играми, выход которых распланирован вплоть до дней релиза? Такие знаменитые серии как Call of Duty, Assassin’s Creed или FIFA стали флагманами ежегодной подачи свежих продуктов от разработчиков. По такому случаю мы не могли не обратиться к одному из самых узнаваемых сотрудников Ubisoft в России, и по совместительству участнику подкаста «Адовая Кухня», Георгию Добродееву.

В силу того, что игры это очень скоропортящийся продукт, издатели пытаются максимально разнообразить предложение для покупателей, отсюда и возникают GOTY издания.
— Георгий Добродеев, представитель Ubisoft в России

Некоторые игры живут годами, некоторые - десятилетиями, но есть и те проекты, которые доживают до анонса следующей части. И зачастую это бывает не только потому, что за какой то промежуток времени игра уже надоела, а потому, что с приходом нововведений в игровом процессе, графике и геймдизайне смотреть на предыдущие части становится все тяжелее.

Также мы не упустили взять комментарий у представителя одной из крупнейших компаний-издателей видеоигр на территории России и стран СНГ 1С-СофтКлаб, Максима Самойленко.

Издатель и разработчик зарабатывает дополнительные деньги на контенте, который уже был создан, это очень удобный формат, ведь затраты на производство таких изданий - минимальные. Для покупателя это тоже удобно - если вы заинтересовались игрой, коллекционер и хотите собрать все DLC в одной коробке, вы с радостью купите себе такое издание на полку. Если вы слышали про игру, но ее пропустили во время релиза, то покупка переиздания - отличная возможность приобщиться к продукту, да еще и со всеми дополнениями. Ну а если у вас весь этот контент уже есть, то никто не заставляет вас покупать переиздание. Иногда в GOTY попадает контент, который не предоставляется владельцам Season Pass. И тогда, получается, если вы хотите собрать себе 100% контента, то придется покупать и то, и другое. Практика переизданий с бонусным контентом - нормальная практика во всей развлекательной индустрии (кино, музыка и т.д.). Форматы Season Pass и GOTY немного разные: Season Pass гарантирует вам, что вы, однажды заплатив, гарантированно полчите весь контент по мере его поступления. Таким образом, вы инвестируете в продукт еще до стадии появления контента. А преиздание постфактум - это вариант купить себе полный набор контента уже после релиза игры. Если у вас есть Season Pass, никто не заставляет вас потом покупать переиздание, и наоборот. Эти форматы предназначены для разных категорий покупателей. Вот в нашей компании GOTY-издания появляются регулряно, особенно их любит Bethesda. Достаточно вспомнить Fallout 3 и New Vegas.
— Максим Самойленко, “1С-СофтКлаб”

Комментарии 68
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
darklifeness
darklifeness
Хороших длс не существует, а значит готи издания бессмысленны