11 июня 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Три E3

Для видеоигр идет самая важная неделя в году — неделя E3. Выставка 2014 года особенная хотя бы потому, что Sony и Microsoft относительно недавно запустили новые консоли и представили на конференциях вторую волну игр для них. Как следует из истории, часто эти игры определяют то, каким становится новое поколение. «Канобу» решил взглянуть на то, какими были E3 предыдущих поколений: что за игры показывали и как их принимали.
Для видеоигр идет самая важная неделя в году — неделя E3. Выставка 2014 года особенная хотя бы потому, что Sony и Microsoft относительно недавно запустили новые консоли и представили на конференциях вторую волну игр для них. Как следует из истории, часто эти игры определяют то, каким становится новое поколение. «Канобу» решил взглянуть на то, какими были E3 предыдущих поколений: что за игры показывали и как их принимали.
Три E3 - фото 1

Е3 1997

Выставку посетили:40 тыс. человек

Площадь экспозиции: 49,6 тыс. кв. м

Мировой оборот игровой индустрии: $4 млрд

В 1997 году выставка на время переехала из Лос-Анджелеса в Атланту, где незадолго до этого прошла летняя Олимпиада. Тогда консольные игры не доминировали в повестке E3: PC уделялось не меньше внимания. На E3 1997 года представили шутеры от первого лица (тогда их называли «клоны Doom»), определившие развитие жанра: Half-Life, Unreal и Quake 2. На выставку попали и запоминающиеся, но менее влиятельные представители жанра: Sin, Prey, а также печально известная Daikatana. На PC выходили не только шутеры от первого лица: после E3 1997 журнал Computer Gaming World жаловался на засилье стратегий в реальном времени — и это незадолго до выхода Starcraft (подробнее здесь) — а осенью 1997 года поступила в продажу первая Fallout.

В Quake были семь видов оружия, а в Daikatana обещают 35, вместо 10 видов монстров — 64. Кармака эти цифры смешат (Time)

К E3 1997 образ Sony как компании, продвигающей кинематографичные видеоигры, еще не сложился. СМИ писали, что на спортивные игры приходились 35% библиотеки PlayStation, на гоночные — 25%, на файтинги — 19%. Тем не менее чуть ли не самыми обсуждаемыми играми выставки стали Final Fantasy 7, только вышедшая в Японии, и Metal Gear Solid, возродившая подзабытую серию. В остальном главенствовали сиквелы: как перебежчики от Nintendo вроде Castlevania: Symphony of the Night, так и Crash Bandicoot 2, Tomb Raider 2 и Resident Evil 2 — вторые части серий, зародившихся на PlayStation. Кроме них Sony безуспешно пыталась придумать что-то новое: об играх вроде Blasto и Spawn: The Eternal сейчас вряд ли кто-то помнит.

Программисты Sony Computer Entertainment всю последнюю неделю провели в офисе, доводя до ума космическую приключенческую игру Blasto (San Francisco Gate)

Если бы не три игры от Rare, Nintendo было бы почти нечего показывать на E3 1997. Star Fox 64 выходила через несколько недель после выставки, The Legend of Zelda: Ocarina of Time была еще далека от завершения и ограничилась видео (сайт IGN писал, что в Zelda 64 много «кинематографического реализма, характерного для хороших фильмов»), Robotech: Crystal Dreams позднее отменили, а Superman 64, одна из худших игр в истории, уже тогда вызывала вопросы: IGN не мог понять, зачем компания Titus показала чересчур раннюю версию игры. Спасала положение Rare: GoldenEye 007 близилась к выходу и заметно выделяла Nintendo 64 среди других консолей, Conker’s Bad Fur Day, тогда еще совершенно не похабная, походила на более симпатичную Super Mario 64, а Banjo-Kazooie оставалась единственной надеждой Nintendo на праздничный сезон.

Даже если у Nintendo наладятся дела, картриджи все равно будут ограничивать их. Мир перешел на CD, но Nintendo об этом забыли сказать (Виктор Айрленд, президент Working Designs)

В 1997 году Sega была безнадежным аутсайдером: толковые игры для Mega Drive уже перестали выходить, а Saturn почти никто за пределами Японии не покупал. Не помогло даже снижение цен на консоли и игры, случившееся незадолго до E3. Это не мешало прессе умеренно восторгаться линейкой игр, количественно превосходившей Nintendo 64. Сюда входили спортивные симуляторы, гонки (включая Sonic R), порты шутеров от первого лица с PC вроде Duke Nukem 3D и Quake, а также версии Sonic 3D Blast и Virtua Fighter 2 для PC. Самое же запоминающееся из показанного — ранняя версия рельсовой Panzer Dragoon Saga.

Несмотря на сильную линейку игр, Saturn по-прежнему не может отхватить существенную долю консольного рынка (Sentinel & Enterprise)

Три E3 - фото 2

Е3 2002

Выставку посетили: 60 тыс. человек

Площадь экспозиции: 46,9 тыс. кв. м

Мировой оборот игровой индустрии: $20,7 млрд

В 2001 году Sega похоронила Dreamcast и тем самым официально покинула консольный бизнес, а Microsoft в этом же году в этот бизнес вошла. Консольные войны посвежели с новым участником, от которого можно было ждать чего угодно, поэтому все внимание на E3 2002 было приковано именно к приставкам. PC-игры еще не ушли с AAA-сектора, но уже готовились это сделать: игр для компьютеров было много, но главные из них (Doom 3, Warсraft 3, Age of Mythology, SimCity 4) станут в итоге одними из последних традиционных блокбастеров на платформе. Параллельно World of Warcraft, которую впервые показали более-менее подробно, указывала путь, по которому PC-игры двинутся во второй половине нулевых.

Консоли, впрочем, тоже пытались подступиться к онлайну, но СМИ еще не до конца разобрались, как к этому нужно относиться.

Возможность подключить консоль к интернету интригует, весь вопрос в том, захочется ли это сделать хотя бы раз (GameSpot)

Пресса восхищается тем, как Sony наладила партнерство со сторонними издателями и разработчиками: эксклюзивные консольные права на Grand Theft Auto кажутся абсолютной победой на фоне недавнего успеха GTA 3, а продолжения Zone of the Enders, Contra, Devil May Cry и Onimusha, вопреки слухам, так и остались преданными PlayStation. PS2, пережившая некоторые проблемы на старте, к 2002 году окончательно стала платформой номер один: пока Microsoft хвасталась несколькими играми, продажи которых перевалили за 500 тыс., Sony приводила солидный список, где минимальной планкой был миллион.

С собственной разработкой все было, впрочем, несколько хуже. SOCOM, призванный рекламировать сетевые функции консоли (о которых Sony много говорила до выхода PS2, но на деле вспомнила только сейчас), показался журналистам дешевым и невнятным шутером, о The Getaway говорила как о странной попытке догнать GTA, а Ratchet & Clank и Sly Cooper еще не принимали всерьез.

Хотя Sony заявляет, что все игры, которые они разрабатывают сами – чистые AAA, у нас есть подозрения, что часть из них – класса B (GameSpy)

Хотя Nintendo пыталась сделать вид, что с GameCube все прекрасно, первые цифры были не особенно впечатляющие, а Реджи Филс-Эмей, умеющий подать какую угодно информацию под каким угодно углом, в компании еще не работал. Сатору Ивата стал президентом Nintendo буквально за несколько недель до выставки и на сцене смотрелся не очень убедительно, хотя хвастать было чем: Game Boy Advance, запущенная за год до этого, чувствовала себя прекрасно.

Про Game Boy, тем не менее, говорили мало (зато подключили ее к GameCube), все ключевые игры были домашними – и с ними было много проблем. Super Mario Sunshine ругали за странный мир, новую The Legend of Zelda (тогда еще без подзаголовка Wind Waker) – за слишком мультяшную графику, Star Fox Adventures – за то, что это «Зельда», а никакой не Star Fox. Вопросов не вызвала только мрачная Metroid Prime.

А еще на пресс-конференции анонсировали Triforce – так Ивата назвал тесное партнерство Nintendo, Sega и Namco, а также совместно разрабатываемую технологию, которая упростит разработку игр для GameCube. Партнерство, кстати, сохраняется и сегодня.

Я ожидал от Nintendo больше взрослых игр, но они меня разочаровали. Nintendo, ты ничему не учишься! (xboxaddict.com)

Несмотря на то, что у конкурентов было много хороших игр, триумфатором выставки по мнению прессы стала Microsoft. К онлайну на консолях относились настороженно, но Xbox Live обещал сделать сетевой мультиплеер на консолях такой же простой и привычной вещью, как и на PC, и забавно, что одной из игр, призванных это доказать, стала Counter-Strike.

Xbox Live может стать стандартом онлайна для консолей (IGN)

Halo 2, Star Wars: Knights of the Old Republic, Crimson Skies, Panzer Dragoon, Ninja Gaiden, неожиданно приглянувшаяся прессе Extreme Volleyball: это был момент, когда многие поверили, что к концу поколения Sony и Microsoft будут сражаться на равных.

Extreme Beach Volleyball сделает со спортивными играми то же, что Dead or Alive 3 сделала для файтингов (GameSpy)

Три E3 - фото 3

Е3 2007

Выставку посетили 10 тыс. человек

Площадь экспозиции: 3,4 тыс. кв. м

Мировой оборот игровой индустрии: $44,9 млрд

Еще до выхода на рынок PlayStation 3 и Wii организаторы объявили о сокращении масштабной выставки до скромного бизнес-саммита по приглашениям. Так, E3 на два года превратилась в междусобойчик для представителей крупных компаний, закрыв двери для зарождавшейся инди-сцены и прочих блоггеров. Из привычного выставочного центра Лос-Анжелеса E3 рассыпалась по отелям в Санта-Монике, а центральную сцену для конференций развернули в ангаре Баркер на территории аэропорта. PC к этому времени окончательно ушел на второй план: внимание платформе уделяла лишь Microsoft в попытках продвинуть свою неудачную ОС Windows Vista, а также раздражающий всех сервис Games for Windows Live. Бравируя графикой Crysis и масштабностью Age of Empires 3 во время демонстраций, Microsoft сама себе противоречила, тут же заявляя, что настоящие игровые впечатления – только на Xbox 360.

E3 теперь похожа на зомби, а ведь еще недавно здесь разворачивалась настоящая гонка вооружений. У нас тут выставка или что? (Уилл Райт, автор SimCity и The Sims)

Президент американского подразделения Nintendo Реджи Филс-Эмей вышел на сцену и без лишних слов заявил, что он «счастлив». Компания уже стала безусловным лидером среди устоявшейся троицы конкурентов, ведь всего за 33 недели она продала более 40 млн Wii по всему миру. Nintendo прекрасно осознавал свалившуюся на нее ответственность: она открыла мир видеоигр для десятков миллионов людей, которые раньше даже и не думали взяться за геймпад. Демонстрируя на бесконечных графиках достижения DS, Реджи предвещал главное: еще чуть-чуть, и игроками станут все. Именно поэтому японская компания выпустила Nintendogs, Brain Age и Wii Sports — они были спутниками, вещавшими на неизведанные раннее территории.

Следующими такими спутниками стали три периферийных устройства для Wii: оказавшийся неудобным и мало кому нужным Wii Zapper, дежурный Wii Wheel и абсолютный хит Balance Board. Последнюю вкупе с Wii Fit презентовал сам Сигэру Миямото, использовав Реджи в качестве подопытного.

Могли бы и обойтись без бесконечных клипов о своем сумасшедшем успехе. В нашей индустрии опасно так дерзить (IGN)

Еще не отошедшие от успеха PlayStation 2, главы Sony Computer Entertainment были уверены в скором переходе своей аудитории на новое поколение. Они даже сделали скидку до $499 на модель PS3 с 60 гигабайтами. Всю свою конференцию компания посвятила играм и цифровым сервисам: PSN расцветал, для него готовились эксклюзивные WipeOut HD и Warhawk. Sony была уверена, что за цифрой будущее, и оттого часть презентации провела из PlayStation Home. Виртуальный подтянутый Джек Треттон разгуливал по своему поместью, запускал игры прямиком из приложения и рассказывал про прочие прелести Home, предвкушая небывалый успех. С такой же искоркой в глазах он вещал и о PSP, радуясь продажам фильмов на UMD и качеству игр от сторонних разработчиков. К нему присоединился Каз Хирай и объявил о выпуске Slim-модели «портативки»: легче, меньше и с выводом изображения на экран телевизора.

Но все же обещаний было больше, чем последовавших действий. Uncharted: Drake’s Fortune показали как нечто проходное, уделив все внимание inFamous. LittleBigPlanet радовала своей задумкой, но не демонстрацией игрового процесса. Утешили зрителей лишь Хидэо Кодзима, заглянувший в гости и с роликом Metal Gear Solid 4, а также видео Killzone 2, на этот раз уже правдивое.

У Sony есть возможность подарить нам отличную консоль и влюбить нас в нее, как это было с PS2. Похоже, именно это и случится в ближайшее время (Destructoid)

В отличие от преисполненных обещаниями, а также прыгающих от расширяющейся аудитории конкурентов, Microsoft сделала ставку на игры, что выйдут в ближайшие полгода. Несокрушимый Питер Мур вышел на сцену и тут же всем разъяснил, что Xbox 360 любят за доступность и отличный онлайн. Нет никакого смысла играть с кем-либо в догонялки, ведь Microsoft и так предлагает миру то, чего нет ни у кого. Показав еще десяток графиков, Питер отправился петь с людьми из Harmonix в Rock Band.

7 млн подписчиков Xbox Live смогут скачивать фильмы в Full HD прямо из Xbox Marketplace. Для консоли разрабатывают игры Valve, Epic Games и Хиронобу Сакагути – Microsoft жонглирует именами и радуется отклику аудитории в зале. Клифф Блежински признается, что ни с какой консолью ему не работалось так легко, как с Xbox 360, хотя все свое выступление он потратил на показ Gears of War для PC.

Все понимали, что пока Nintendo расширяет рынок, а Sony экспериментирует с высокими технологиями, Microsoft должна поставлять игры, здесь и сейчас. Поэтому в 2007 началось самое важное сотрудничество компании, сделавшее Xbox 360 «консолью для Call of Duty». Отныне геймплей всех частей сериала впервые показывали именно на конференциях Microsoft, и началось это с первой Modern Warfare. Тогда, правда, еще не было моды на DLC, поэтому Infinity Ward обошлась эксклюзивной онлайн-бетой для Xbox 360.

Вполне естественно, что Microsoft в этом году устроила конференцию в актовом зале школы (CNN)

Материал подготовили: Антон Мухатаев, Илья Янович, Виталий Гуз

Комментарии 30
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Цопе в Лс
Цопе в Лс
За императора!
Oleg  Kubaneishvili
Oleg Kubaneishvili
Эх, игрострой был так молод и красив.
doktorpull
doktorpull
хорошее было время=))