«Трансформеры 4» не знают пощады
Трейлеры обещали нам немного другое кино, поэтому сразу уточним пару моментов.
Диноботы. Они появляются за 15 минут до конца ленты. Их дизайн и анимация достойны похвалы, но к тому моменту кино не спасло бы даже появление Кхалиси верхом на Беззубике.
Название. В трейлере говорится, что настала эпоха истребления для человечества, но на деле ни одна сила в фильме не пытается нас уничтожить. Максимум – не считается с человеческими потерями и разрушает город. Стереть с лица земли все пытались автоботов и десептиконов, скопом.
Юникрон. Некоторые фанаты надеялись, что вслед за диноботами и Гальватроном «Эпоха» возьмет из мультфильма 1986-го года еще и Юникрона – огромную планету-трансформера, пожирающую целые миры. Увидев в трейлерах огромный корабль Локдауна, засасывающий в себя машины и корабли, публика подумала, что это и есть киноверсия Юникрона. Но нет, это просто корабль. Не думает, не разговаривает и, что самое печальное, не трансформируется. Странно, что Бэй упустил такую возможность.
Новые трансформеры. Помните, какие в первых фильмах были необычные роботы вроде спутника, бумбокса, телефона, одноколесного крана, огромного девастатора? Так вот, в новой части нет ничего подобного. Есть диноботы и роботы, превращающиеся в облако недорендеренных частиц. Все.
Анимации трансформаций. Их показали штук 5, и все были в трейлере. Сам я вышел из зала так и не разобравшись, какой из новых автоботов во что превращался. Трансформацию Дрифта в Бугатти, как и Хаунда в его военный грузовик, не показали ни разу. Да, все так: в фильме про роботов, превращающихся в машины, больше не показывают, как роботы превращаются в машины. Большую часть своего времени на экране они бегают в робоформе. Они вообще довольно редко вспоминают о том, что можно превращаться в машины, но даже когда трансформируются, делают это за кадром.
Старые персонажи. Остались лишь Оптимус и Бамблби, да ненадолго появляются еще пара знакомых автоботов. Людские персонажи заменены полностью, никаких камео, никаких упоминаний – Бамблби даже не вспоминает, что некогда у него был друг и хозяин. Как и Оптимус, который без Сэма когда-то шагу не мог ступить.
Если вы надеялись, что полная смена актерского состава что-то изменит – окститесь. Новые персонажи заботливо упрощены до одной ноты, подобно героям первой трилогии. Некоторые из них приобретают объем благодаря паре удачных сцен и актерской игре, но фильм вовремя замечает это недоразумение и низводит их обратно до бездарных карикатур.
Слоу-мо. Кто-то уже пробовал вычислить, насколько сократится хронометраж «300 спартанцев», если воспроизвести все сцены в слоу-мо на нормальной скорости. Здесь тот же случай. Такое ощущение, что фильм изначально был полуторачасовым, но после того, как Бэй замедлил все кажущиеся ему крутыми кадры, лента превратилась в трехчасовую пытку. И если с экшен-сценами еще можно понять (иначе будет совсем неясно, кто там кого бьет), то когда люди кричат или смотрят вдаль в слоу-мо, это превращается в фарс.
Предупреждаю, в статье встречаются небольшие спойлеры. Впрочем, не переживайте, этот фильм чрезвычайно сложно испортить еще больше.
Франчайз «Трансформеров» является одной из самых больших загадок современного кино. Сортирный юмор, расистские персонажи, раздражающие главные герои, месиво из пикселей вместо экшена. Тупой, но при этом переусложненный сюжет, содержащий больше дыр, чем терка. При этом каждая часть успешнее предыдущей.
Как я уже сказал, первая половина «Эпохи» действительно внушает надежду. Фильм традиционно открывается с нескольких экспозиционных сцен из далекого прошлого. Первых людей нам уже показывали, на этот раз отмотали еще дальше – до динозавров – и показали, как их заваливают бомбами с техновирусом некие инопланетяне. Можно лишь предположить, что это те самые квинтессоны (пятиликие), которые в мультсериале создали всех трансформеров. В четвертой части, к слову, произошла приятная перемена – больше нет закадрового голоса Прайма, дотошно объясняющего все происходящее.
Бэй выбрал крайне удачный тон для фильма. В самом начале нам показывают огромный рекламный щит «Мы помним Чикаго», и поясняют, что люди устали от войны роботов. Теперь спецотряд ЦРУ отстреливает автоботов и десептиконов как диких собак. Оптимус пропадает, успев лишь известить товарищей об угрозе со стороны людей.
Такой ход определенно располагает к сопереживанию героям. Вспомните травлю мутантов в последних «Людях Икс», или то, как стреляли в спину джедаям в приквелах «Звездных Войн», как хватался за сердце Йода – тут могло получиться не хуже. Сцена поимки Рэтчета откровенно берет за душу, несчастный автобот, хромая, пытается убежать от людей, крича: «Мы же союзники! Я – автобот!» Но его продолжают поливать огнем, пока он не падает на землю.
Отлично сделана и сцена пробуждения Оптимуса в сарае после ремонта. Он дезориентирован и напуган, люди пытаются успокоить его, но он больше не верит им и чуть не убивает своих спасителей.
Первая же сцена погони – лучшая в фильме, потому что нам еще есть дело до этих героев. Персонажи все еще вполне симпатичные и достойные сочувствия, а противостоящие им силы – коварные и безжалостные. Последующие сцены на фабрике и первое столкновение с Локдауном тоже выдерживают уровень, но как только действие переходит на его корабль, вся адекватность, связность и чувство меры вытекают из фильма окончательно. Когда в финальном акте герои попадают в Китай, даже самые преданные поклонники теряют нить повествования от бессмысленной оргии спецэффектов.
Масштаб бездарности достигает таких размеров, что некоторые критики заподозрили Бэя в самом дорогом троллинге в истории. Возможно, он и впрямь – артхаусный гений, задумавший создать огромное зеркало человеческой глупости и безвкусия. Смотрите, мол, что за шлак вы готовы глотать и просить добавки.
Герои и злодеи
«Папа» Уолберг – изобретатель, живущий на ранчо со своей семнадцатилетней дочерью. В начале фильма мы видим его смешных, но трогательных недороботов, видим, что он предлагает соседям класть ему в ящик все, что нужно починить, с оплатой «сколько не жалко». Он явно не обычная деревенщина, а наивный инженер, который старается прокормить семью изобретательством, хотя у него не слишком хорошо это получается. На их ранчо как коршуны слетаются риелторы с потенциальными покупателями, так как дом могут скоро забрать за долги, и папе приходится отгонять их битой. Обнаружив трансформера, он рассчитывает чему-то научиться, изучив его, и создать, наконец, собственного удачного робота.
Папа явно перебарщивает с опекой дочери, запрещает ей встречаться с парнями и носить шорты. Бэй не упускает возможности немедленно показать нам крупным планом зад дочери в этих непозволительно коротких шортах – и зависает на нем на пару минут. Вот только если Бэй хотел слепить из девочки секс-символ, зачем он сделал ее семнадцатилетней? Ведь добропорядочному американскому налогоплательщику незаконно ее хотеть. И зачем он снабдил ее отца антикоитальной паранойей, из-за которой он в каждой сцене – я не преувеличиваю – орет, что ей нельзя заниматься сексом?
Готов заподозрить в этом умышленное циничное издевательство над зрителем. В конце концов, Бэй уже показал в «Кровью и потом: Анаболики» то, насколько далеко он способен зайти в сатире. Никто не станет вставлять в порно-фильм социальную рекламу на тему «Позвоните родителям». Это настолько же удачное сочетание посылов, как молоко и огурцы.
Теперь о самой дочери. Вы будете смеяться, но Меган Фокс и даже фотомодель из третьей части смотрятся как живые и продуманные персонажи по сравнению с чадом Уолберга.
Представление Бэя о женщинах таково: они должны носить джинсовые шорты, стоять прогнувшись, и время от времени что-нибудь кричать. Они, естественно, эгоистичны и пассивно-агрессивны, поэтому дочь постоянно попрекает папу тем, что он не может заработать денег.
Также благодаря дочери мы узнаем, что в техасском захолустье все школьницы обладают модельной внешностью. Что в мире, где ежесекундно взрываются машины и рушатся небоскребы, лишь макияж остается неуязвимым. Если бы герои знали об этом, они могли бы просто прятаться за ней от выстрелов весь фильм.
Никола Пельтц не делает персонажа сильнее, скорее наоборот. Ее актерской карьере не позавидуешь – она снялась у М. Найта Шьямалана в его проклятом американцами «Повелителе стихий», а теперь вот переметнулась к Бэю. Впрочем, жалеть ее не выходит – она умудрилась понизить планку актерской игры главного женского персонажа самих «Трансформеров». Если она не смогла справиться хотя бы с этой ролью, ей уже ничем не поможешь.
С парнем дочери все совсем просто, его описание потребует всего три емких слова: бойфренд, гонщик, трус.
Многие говорили, что в «Трансформерах» вообще не нужны герои-люди. Но это довольно опрометчивое решение. Вы же не предлагаете убрать из «Чужого» Рипли или из «Терминатора» Сару Коннор. Почему бы и там не оставить только пришельцев и роботов, так?
Ведь люди не лишние в этой истории, они просто скудно прописаны. Никому не нравятся плоские персонажи, зацикленные на одной ноте. Если бы персонаж Шайи был лучше продуман и подан, никто бы не жаловался на потраченный на людей хронометраж. Может, детишки бы наряжались Сэмом Уитвики на Хэллоуин так же часто, как Гарри Поттером.
Что же касается героев-роботов, то можно похвалить дизайнеров. Оптимус и Бамблби выглядят по-новому, но остаются собой, а три новых автобота легко отличаются как друг от друга, так и от вражеских роботов. В предыдущих фильмах попытки описать какого-то конкретного трансформера закончились бы ничем, а теперь все просто: зеленый позер в плаще, самурай с двумя мечами и бородатый толстяк. Это не может не радовать.
А вот внутри этих умело нарисованных железных тел пусто. В какой-то момент их поведение становятся откровенно шизофренным: начинают бросаться друг на друга с кулаками на пустом месте, капризничать и обижаться. Оптимус выглядит мудрецом и лидером от бога просто на контрасте с ними.
В фильме 5 злодеев, и это, конечно, не идет ему на пользу. У нас есть злой директор ЦРУ (Грэммер), его главный агент (Уэлливер) и подельник-бизнесмен, срисованный с Джобса (Туччи). Со стороны роботов ружеликий Локдаун и, традиционно, очередная реинкарнация Мегатрона, переименованная в Гальватрона. Изначально у каждого из них есть свое место и роль в сюжете, но к концу сценаристы окончательно забывают, зачем им столько черных фигур и что с ними делать.
Локдаун – главный злодей фильма. Космический охотник за головами, посланный самими создателями трансформеров. Бэю удается показать его по-настоящему грозным: Локдауну плевать на десептиконов и автоботов, а также на их глупую войну. Он смотрит на них как на бузящих детей и убивает каждого без всякой жалости. Правда, не очень ясно, как робот размером с Оптимуса умещается в маленькую Ламборджини, да и Авентадор, на мой вкус, слишком изящная машина, чтобы казаться грозной, но это мелочи.
Начальник ЦРУ также получился удачно – холодный, волевой, безжалостный. Он выглядит убедительнее военных начальников из предыдущих фильмов, но, к сожалению, разлад во второй половине фильма касается и его. Шеф путается, ради чего он все же пошел на такие грехи – не то ради денег, обещанных ему бизнесменом, не то ради безопасности родины.
Бизнесмен (Туччи) сменяет героя Джона Туртурро из первой трилогии на посту сценарного шута. Он – пародия на Стива Джобса, но быстро перерастает шаблон. Определяющей для него становится сцена, где он говорит Бамблби: «Вы еще не поняли? Вы больше не нужны нам. Теперь мы можем создавать вас сами». Речь шла о Гальватроне, которого сотворили человеческими руками. Это момент триумфа человечества: люди превзошли и подчинили себе технологии пришельцев. Бизнесмен явно затеял все не ради денег – скорее ради того, чтобы перестать ощущать себя беспомощным насекомым под ногами стальных гигантов.
Но «Эпоха истребления» вышла точно не за тем, чтобы задавать сложные моральные вопросы и давать пищу для размышлений. Сценаристы вмиг низводят бизнесмена до истеричного сайдкика, и его же устами самокритично отмечают, какой бред творится вокруг.
Несмотря на то, что у всех злодеев есть своя задача и позиция, пихать их всех в один фильм было необязательно. Получился какой-то абсурдный порочный круг: Локдаун работает на Создателей, те работают с правительством, правительство работает с крупной корпорацией, корпорация работает с Гальватроном. И с Китаем. До кучи.
Спойлеры!
Изначально я выписал несколько листов разнообразных ляпов и несуразностей, пока не понял, что это неинтересно даже мне. Их столько, что можно посвятить этому целый цикл статей, был бы толк. Я упомяну лишь парочку.
Больше всего меня поразил Гальватрон своей легендарной фразой, обращенной к парку построенных людьми роботов: «Вы свободны. Теперь вы подчиняетесь мне». Оптимус решил не отставать и заявил диноботам: «Обретите свободу! Под моим началом». Затем он кричит: «Честь превыше всего» и втыкает меч в спину Локдауну, которого держат автоботы.
Гальватрон, к слову, в очередной раз присутствует в фильме исключительно для того, чтобы уползти в следующую часть, поэтому в конце он потихоньку сливается и про него, как ни странно, забывают.
В итоге мы получили удивительный фильм, который демонстрирует самые удачные ходы киношных «Трансформеров» вперемешку с самыми провальными. Отважитесь ли на такой трехчасовой эксперимент над психикой – решать вам.
В качестве послесловия не могу не привести самые сочные цитаты из обзоров коллег:
«Многочисленные противники и защитники франшизы давно сошлись во мнениях насчет ее порнографической сущности — корневого принципа серии по синтезированию незамутненного удовольствия. Тем временем понятие удовольствия, очевидного в случае порнографии, здесь уже не то чтобы применимо. «Трансформеры» больше походят на сильный удар тупым предметом по голове: подробностей инцидента не помнишь, в накопленный опыт можно записать лишь сотрясение».
Василий Миловидов, Афиша
«Пока коварное американское правительство в законодательном порядке отлавливает и уничтожает автоботов, тупоголовый изобретатель средних лет (Уолберг), проживающий где-то на задворках Техаса с порнографического вида дочерью (Пельтц), безуспешно пытается соорудить хоть что-нибудь технически осмысленное, чтобы расплатиться за дом, не прибегнув к крайнему варианту — отправить родное чадо на панель».
Тимофей Становой, GQ
«Люди почти всегда сняты с низкой точки — так все кажутся выше ростом, а самое простое действие вроде открытия автомобильной двери превращается в античный эпос. Некоторые роботы трансформируются в рой разноцветных кубиков. Стэнли Туччи зашел в кадр из «Дьявол носит Prada». Школьница, которой запрещено встречаться с парнями, намеренно и упорно одевается как проститутка […]; лучший ракурс фильма — долгий средний план через ее широко расставленные ноги. Последний час невозможно пересказать, после него хочется выйти на свежий воздух, закурить сигарету и долго смотреть в одну точку перед собой».
Андрей Подшибякин, Афиша.Воздух
«Cоздание Гальватрона нам объясняют так: «Мы пытались сделать Оптимуса Прайма, но у нас всё время получается Мегатрон».
Андрей Незванный, leprosorium.ru