Транс. По волнам моей памяти
Новый фильм Дэнни Бойла стопроцентно оправдывает свое название. С самых первых минут зритель погружается в полугипнотическое состояние, в котором и пребывает до самого финала. На это работают абсолютно все составляющие: видеоряд, саундтрек, герои, сюжет. История, начинающаяся как типичные «Друзья Оушена» (только чуть более стильные), очень быстро дает понять, что все гораздо сложнее, чем кажется, и нам предстоит разгадать неслабую головоломку. Головоломку из образов, недосказанностей, полунамеков, которые не спешат складываться в одну цельную картину даже после того, как все точки над i, казалось бы, расставлены.
Новый фильм Дэнни Бойла стопроцентно оправдывает свое название. С самых первых минут зритель погружается в полугипнотическое состояние, в котором и пребывает до самого финала.
«Транс» в первую очередь воспринимается как фильм, в котором главное «как», а не «что». А «как» - это очень стильно, напряженно и до поры совершенно непонятно. Ты просто погружаешься вслед за героем Джеймса МакЭвоя в пучину странных событий, которые проецируется напрямую в мозг кудесницей Розарио Доусон. Пухлые губы делают свое дело, и глаз от происходящего уже не оторвать. Повествование движется по стремительной синусоиде, периодически давая передышки, а затем вновь взвинчивая напряжение до критической точки, заставляя нервно теребить подбородок и ерзать в кресле, и в итоге выливаеся в финал с совершенно невероятным по мощности катарсисом.
«Транс» в первую очередь воспринимается как фильм, в котором главное «как», а не «что». А «как» - это очень стильно, напряженно и до поры совершенно непонятно.
Постепенно мозг привыкает к калейдоскопу событий и сюжет становится более осязаем. В нем нет каких-то откровений, но есть интрига и второе дно, которое вскрывается под самый занавес. История про ограбление, которое уже свершилось, но которое еще предстоит проанализировать посредством проникновения в чужую заблокированную память, в итоге сталкивается с типичным любовным треугольником, в котором все углы острые и доверять нельзя никому, даже самому себе. Все зыбко и призрачно словно сон. «Транс» так и хочется сравнить с нолановским «Началом», которое так же ловко жонглировало реальностями, но Бойл оперирует чуть более тонкими материями. Там, где «Начало» брало размахом реально-виртуальных парадоксов, «Транс» устраивает коллапс в мозгу одного единственного человека, который в итоге выливается в катастрофу для тех, кто все это время считал себя кукловодами.
Всего пара вещей удерживают от того, чтобы провозгласить «Транс» шедевром. Во-первых, это существование такого фильма как «Вечное сияние чистого разума». О том, насколько новое творение автора «Миллионера из трущоб» напоминает работу Мишеля Гондри, понимаешь не сразу, но когда это проступает более явно, становится даже обидно. Ведь «это было в “Симпсонах”». И во-вторых, последние несколько минут каким-то совершенно непостижимым образом умудряются смазать впечатление от всего, что происходило до этого. Весь фильм Бойл водит нас за нос, ничего толком не объясняя, а потом внезапно убивает на корню всю интригу. Как будто карточный фокусник, развлекающий вас весь вечер, сжалился и показал, какие карты крапленые. У режиссера была прекрасная возможность подкинуть еще парочку намеков и закончить все в наивысшей точке напряжения, оставив зрителя в полной прострации, заставив и дальше самому разбирать сюжетные дебри. Но вместо этого было решено разжевать абсолютно все, причем разгадка в итоге оказалась довольно сомнительной.
Любитель заигрывать с причудами человеческой психики (достаточно вспомнить, как сходил с ума молодой ДиКаприо на «Пляже») Дэнни Бойл предоставил нам очередной сюрреалистический трип в глубины подсознания, такой же запутанный и непонятный, как и вся эта статья. Несомненно, многие эстеты останутся недовольны «Трансом», инкриминируя ему вторичность и наличие синдрома поиска глубинных смыслов там, где их вроде бы и нет. Но в действительности это тот случай, когда любую аналитику хочется засунуть подальше, сесть, расслабиться, подумать о чем-нибудь приятном и на два часа погрузиться в совершенно завораживающую историю.