От вечной классики Миядзаки до нового Хосоды: список лучших полнометражных аниме-фильмов
Аниме — один из самых спорных медиумов, на который одни смотрят свысока, а другие предпочитают его всему на свете. А выбрать лучших из множества представителей жанра может быть непосильной задачей. «Канобу» собрал список полнометражных аниме, оставивших след в истории — от легендарных Миядзаки и Синкая до новых фильмов, которые совсем недавно появились в кинотеатрах и на стримингах.
«Люпен III: Замок Калиостро»
Lupin III: Cagliostro no Shiro, 1979 год
История о похождениях Арсена Люпена-третьего, благородного вора международного масштаба. Первоначально Люпен появился в книгах французского писателя Мориса Леблана. По сюжету аниме Люпен и его друг Дзигэн приезжают в маленькое (вымышленное) европейское государство Калиостро. Они становятся свидетелями похищения сбежавшей невесты. Вместе с инспектором Дзэнигатой, который должен был поймать авантюриста, Люпен решает спасти девушку из замка графа Калиостро — а заодно прикарманить потерянные сокровища графского рода.
«Люпен III: Замок Калиостро» (Lupin III: Cagliostro no Shiro) был первой работой одного из самых известных японских мультипликаторов — Хаяо Миядзаки. Фильм был сделан ещё до создания студии «Гибли» и стал эталонным примером так называемой «тотальной мультипликации». Будущий великий мастер-сказочник привнёс немыслимое качество в каждый кадр и сюжетную деталь. Получился красивый мультфильм-ограбление, по уровню экшена не уступающий криминальному триллеру «Одиннадцать друзей Оушена».
Мультфильм сочетает в себе много западного и японского: например, основными противниками главного героя выступают странные гибриды ниндзя с бронированными рыцарями. В «Люпене» легко заметить отсылки к фильмам Альфреда Хичкока и отголоски самого Леблана, но при этом с дизайном и стимпанковскими замка можно увидеть исключительно в аниме. А ещё в «Люпена» вошел самый удивительный и незабываемый кадр во всем творчестве Миядзаки — героиня в развевающемся белом платье, стоящая на самом конце гигантской стрелки часов.
На сайте IMDb рейтинг аниме составляет 7.6 из 10 на основе 29 тысяч оценок.
«Ветер амнезии»
Kaze no Na wa Amnesia, 1990 год
Завязка аниме «Ветер амнезии» (Kaze no Na wa Amnesia) достаточно проста. Однажды по миру пронесся ветер, который стёр у человечества все воспоминания. Это привело к краху цивилизации, ведь люди разучились управлять техникой, адекватно мыслить и даже говорить. Через два года после катастрофы юноша Ватару спасает инвалида Джонни, которого амнезия не затронула. Джонни делится с Ватару знаниями — заново учит парня говорить и культурно вести себя в обществе. После гибели наставника Ватару отправляется исследовать опасный постапокалиптический мир, полный безумцев и реликтов прошлого.
Фантастический ветер, стирающий память — идеальная демонстрация грехопадения человека. Люди в этом аниме-фильме — загнанные звери, не способные защититься от простейших угроз. Зато «скормить» девушку строительной машине, чей процессор вышел из строя, они всегда рады.
Но лучшее, что получилось у студии Madhouse образца начала 90-х, — это ощущение почти потустороннего путешествия по миру, сумевшего избавиться от гнета людей. Пасторальные пейзажи постапокалиптической Америки полны легкой и светлой грусти, почти неуловимой, но все равно существенной тоски по чему-то навеки утерянному. За потрясающий визуал отвечал легендарный художник Ёситака Амано, который позже разрабатывал концепты персонажей для серии Final Fantasy. К аниме приложил руку сам гений анимационного экшена, мультипликатор Есиаки Кавадзири — так что с боевыми сценами тут тоже полный порядок.
Зрительский рейтинг на киносайте IMDb составляет 6.5 из 10 на основе 1,2 тысяч голосов пользователей.
«Навсикая из Долины ветров»
Kaze no Tani no Nausicaa, 1984 год
«Семь дней огня» — разрушительная война, которая практически уничтожила цивилизацию. Землю покрыл ядовитый Лес, в котором практически невозможно существовать. Остатки человечества живут в нескольких крупных королевствах и даже после конца света не прекращают вступать в конфликты. Помочь заблудшим людям может только Навсикая — принцесса Долины ветров, имеющая удивительную связь с Лесом и его обитателями.
Выпуск «Навсикаи из Долины ветров» стал поворотным моментом в карьере Миядзаки. В этот раз он выступил не только режиссером и сценаристом, но и автором первоисточника — аниме основано на его манге, выходившей с 1982 по 1994 год. Фильм из 80-х может показаться старомодным, но даже на фоне современного аниме «Навсикая» нарисована и поставлена прекрасно. Возраст мультфильма можно почувствовать только в забавном японском звуковом дизайне. В 2011 году вышел ремастер мультфильма в Blu-ray, позволяющий оценить весь красочный экшен.
Но важнее всего темы, которыми Миядзаки наполнил вроде бы детское аниме. По серьёзности фильм может сравниться разве что с «Принцессой Мононоке»: в нём охвачен и «цветущий постапокалипсис» без людей, и маленький человек в центре политических конфликтов, и опасность экологической катастрофы. Это первое фундаментальное высказывание Миядзаки о климате и сосуществовании человека и природы — гений мультипликации вернётся к нему ещё не раз. И сложные моральные дилеммы, как всегда, подана им в удачной форме сказки, необычного фэнтези-мира с принцессой-спасительницей.
Аниме «Навсикая из Долины ветров» (Kaze no Tani no Nausicaa) посмотрели и оценили свыше 166 тысячи пользователей на сайте IMDb, рейтинг аниме составляет 8 из 10.
«Могила светлячков»
Hotaru no Haka, 1988 год
Экранизация полубиографического рассказа японского писателя Акиюки Носаки. Действие фильма происходит в конце Второй Мировой войны; во время очередной бомбёжки погибает мать подростка Сэйты и его маленькой сестры Сэцуко. Первоначальный план остаться у родной тёти не срабатывает. Сэйта решает, что они с сестрой смогут выжить сами — и у них нет другого выхода посреди войны, разрухи и постоянного голода, где ни один взрослый не берётся им помочь.
«Могила светлячков» (Hotaru no Haka) не ограничивается ужасами Второй мировой войны. Скорее, это аниме об общем отчаянии человеческого существования и кошмаре любых военных конфликтов. Знакомые с этой историей зрители в полной мере прочувствовали, что такое грустные аниме фильмы. В картине нет ни тени отпимизма: она начинается со сцены смерти Сэйты. Авторы сразу дают понять, что война свалилась на юных Сэйту и Сэцуко слишком рано, и счастливый финал для них невозможен.
Наивность маленькой Сэцуко и попытки детей поддерживать нормальную жизнь делают это антивоенное аниме ещё более тяжёлым. Центральный образ и вся суть мультфильма — в образах светлячков, которые точно так же обречены на смерть. Но несмотря на сложные темы и грустный сюжет, «Могила светлячков» также очень красива: чтобы сделать картинку более нежной и мягкой, художники делали все контуры коричневыми вместо традиционных чёрных.
«Могила светлячков» стоит просмотра из-за высокого рейтинг на сайте IMDb — 8.5 из 10 на основе 254 тысяч просмотров.
«Небесный замок Лапута»
Tenkuu no Shiro Laputa, 1986 год
По местной легенде, до воздушного замка с сокровищами можно добраться только с помощью Летающего камня. На мальчика из шахтёрского посёлка, Пазу, буквально сваливается с неба незнакомка Сита. На её дирижабль напали воздушные пираты, и спас девочку тот же талисман, за которым они охотились. Отдавать этот ценный артефакт нельзя: лишь с его помощью Сита и Пазу смогут отправиться в удивительное путешествие в поисках небесной Атлантиды.
«Небесный замок Лапута» (Tenkuu no Shiro Laputa) — первая картина студии Ghibli, основанной Миядзаки в 1985 году. В этом мультфильме Миядзаки пробовал себя в жанре стимпанка: от диковинного оружия бандитов до летающих конструкций с бесконечными трубами, котлами и пропеллерами. Сам же концепт летающего острова — прямая отсылка к «Путешествиям Гулливера» Джонатана Свифта, где фигурирует название Лапута.
Герои не просто ищут легенду, но и оказываются в центре конфликта двух враждующих фракций. Благодаря этому «Небесный замок Лапута» полон экшена с драками, погонями и перестрелками, заставляющими искренне переживать за всех появляющихся на экране персонажей. Как и многие другие персонажи мультфильмов Ghibli, Сита и Пазу смертны и крайне уязвимы. По сути, это наивные, добрые и смелые дети с очень трогательными отношениями, которые попали в очередную фэнтези-мясорубку. Спустя годы и ещё десяток работ такие истории уже стали визитной карточкой Миядзаки.
«Небесный замок Лапута» имеет рейтинг 8.0 из 10 на основе 158 тысяч голосов пользователей.
Akira, 1988 год
Действие фильма происходит в 2019 году, который на момент выхода казался далёким будущим. После Третьей мировой войны на месте уничтоженной столицы Японии отстроили Нью-Токио. Правительство погрязло в коррупции, а в городе процветает криминал и беспорядки.
Во время очередного протеста участник одной из уличных банд Тэцуо Сима врезается в эспера — человека с экстрасенсорными способностями. Во время разбирательств с полицией неожиданно выясняется, что сверхспособности есть и у Тэцуо. Причём его сила невероятно велика и сравнима с мощью Акиры — эспера, ответственного за уничтожение Токио в 1988 году.
Важность «Акиры» сложно переоценить: с этим фильмом аниме буквально ворвалось в западную культуру. Подробно о манге-первоистичнике и исторической важности фильма «Канобу» уже писал в отдельном материале. Более того, портал VICE утверждает, что влияние «Акиры» чувствуется вообще во всем великом современном кино, сериалах и даже играх. Даже если считать это преувеличением, с годами аниме остаётся культовым на уровне «Призрака в доспехах».
Эмоциональный конфликт — дружба Тэцуо и главаря его банды, Канэды — разворачивается на фоне политических дрязг, страха перед людьми с суперспособностями и невероятно развитых технологий, о которых остаётся только мечтать в 2019 году. «Акиру» считают одним из основоположников принципов «визуального киберпанка»: этот жанр скорее не о противостоянии социума и прогресса, а о неуютных, тесных улицах, высоких небоскребах и вычурной технике.
Достоинства полнометражки можно описывать бесконечно, а другие авторы массовой культуры «разобрали» её на отсылки почти поминутно. Чего стоит одна только сцена торможения мотоцикла, к которой отсылаются даже 30 лет спустя.
На сайте IMDb рейтинг аниме «Акира» (Akira) составляет 8.0 из 10, а посмотрело его свыше 175 тысяч пользователей.
«Манускрипт ниндзя»
Ninja Scroll, 1993 год
Япония, XVII век. Девушку-ниндзя Кагэро вместе с остатками её клана посылают исследовать провинцию Ямасиро, где всех жителей выкосила эпидемия чумы. Но во время миссии на ниндзя нападают неизвестные существа со сверхъестественными способностями. Кагэро спасает странствующий самурай Дзюбэй, который случайно оказался неподалёку. Всхватке он убивает одного из воинов группировки «Восемь демонов Киона». Так оба героя становятся мишенью для могущественных демонов, а также оказываются в центре политического заговора, цель которого — развязать братоубийственную войну в Японии.
Практически все аниме режиссёра и сценариста Есиаки Кавадзири — цепочка поединков героя с разнокалиберными противниками. Сюжет в них чаще всего выступает формальностью, условным поводом для очередной экшен-сцены с выпуском мозгов и рассечением глазных яблок. Боевые сцены Кавадзири по-совему уникальны: он использует рваный монтаж, отводит на каждое движение сражающихся всего несколько кадров и постоянно сменяет ракурс. Стиль режиссёра легко прочувствовать в первой же боевой сцене — поединке на мосту.
Боевые сцены сделали «Манускрипт ниндзя» (Ninja Scroll) бессмертной классикой экшен-аниме. Но в фильме интересен и сюжет: среди дворцовых интриг, шпионских гамбитов и охоты за золотом в чумной деревне Кавадзири спрятал достойную любовную историю и пару действительно сильных драматических моментов. Их достаточно, чтобы картина запомнилась не только дуэлями ниндзя и самураев.
Рейтинг фильма на сайте IMDb составляет 7.9 из 10 на основе 36 тысяч голосов пользователей.
«Призрак в доспехах»
Ghost in the Shell, 1995 год
Сюжет классической киберпанковой истории, кажется, известен каждому. В далёком будущем люди крепко связаны с машинами и механизмами, а продвинутые технологии позволяют заменить любую часть организма. Основное действие разворачивается вокруг спецотряда японской полиции — «Девятый отдел» защищает общество от новых опасностей. Его основной козырь в борьбе с преступностью — майор Мoтоко Кусанаги, которая с детства находится в кибернетическом теле. Под идеальной механической оболочкой она сохранила только свой разум.
Над «Призраком в доспехах» работала по-настоящему звездная команда. Имена Мамору Осии, Кадзунори Ито, Хироюки Оикуры и Кэндзи Каваи сейчас связывают исключительно с успешными и выдающимися работами. Студия Production I.G. именно после выхода аниме-фильма стала известна в народе как самая продвинутая в техническом плане. Все условия сложились так, что из полнометражки мог получиться только шедевр на года. Но даже так она превзошла все ожидания.
Технический прорыв «Призрака в доспехах» очевиден даже зрителям, которые ничего не понимает в анимации, раскадровках и прочих нюансах. Кропотливая работа заметна во всём: в заставке с внутренностями киборга, в медленных пролетах камеры мимо абстрактных вывесок, даже в сценах с разлетающимися в щебень колоннами. Фильм оставляет ощущение, что каждым кадром работали, как над целым сериалом. Потому он даже сегодня превосходит иные аниме полнометражки 2019-го года.
Но все написанное выше — лишь «оболочка», а пленяет «Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell) как раз «духом». Ведь в центре ее истории искрятся почти кантовские размышления о сущности бытия и человеческой природе. Аниме поднимает невероятно сложные вопросы, и полных ответов на них человечество не узнает, возможно, никогда.
На сайте IMDb у аниме рейтинг 8.0 из 10 на основе 136 тысяч голосов пользователей.
«Евангелион нового поколения: Конец Евангелиона»
Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion, 1997 год
Просмотр полнометражного фильма «Евангелион нового поколения: Конец Евангелиона» (Neon Genesis Evangelion: The End of Evangelion) почти бесполезен для зрителей, которые не знакомы с оригинальным сериалом. На волне популярности меха-аниме 1995-1996 года студия Gainax решила выпустить альтернативную концовку, которая полностью заменяет два последних эпизода «Евангелиона».
Почему стоит посмотреть ещё один финал культового сериала? Во-первых, зрелищность фильма в разы выше, и «Конец Евангелиона» неоднократно разделяли на отдельные кадры, ролики и мемы. Если сериал заканчивался рефлексией и очень абстрактным, метафоричным разрешением истории, то полнометражка полна боёв и экшена.
Ещё «Конец Евангелиона» вышел более мрачным и серьёзным в сравнении с сериалом, где проскальзывали короткие юмористические элементы. Весь фильм — это слитная история о человечестве, которое встречает свой конец. На фоне проблем пубертатных школьников и пятидесятиметровых роботов разворачивается почти голливудская драма, которая точно запомнится.
Рейтинг «Евангелиона нового поколения» на сайте IMDb составляет 8.1 из 10, а посмотрело и оценило аниме больше 47 тысяч пользователей.
«Идеальная грусть»
Perfect Blue, 1998 год
Мимарин Киригоэ выступает с гёрлз-бэндом «CHAM!», но устаёт от карьеры в музыке и хочет попробовать себя в актёрстве. Уход из группы вызывает бурную реакцию как у фанатов, так и у её товарок. Но Мимарин твёрдо намерена стать актрисой и вскоре получает второстепенную роль в сериале «Двойная связь». Тяжёлая роль давит на психику Мимарин, но это не единственная её проблема. В сети она натыкается на дневник, где кто-то описывает её повседневную жизнь в мельчайших подробностях.
Японский режиссёр Сакоси Кон («Паприка» (Papurika)) известен своими психоделическими сюжетами. «Идеальная грусть» / «Истинная грусть» (Perfect Blue) — история, которая меняется прямо в процессе просмотра. С одной стороны, это первоклассный триллер, современная городская версия страшной сказки братьев Гримм, в которой все не так, как нам кажется. С другой — философское размышление о том, как развиваются отношения исполнителей (или любых других творцов) с их аудиторией. Но все подтексты «Идеальной грусти» перечислить невозможно — Кон создал очень сложную структуру из сюжета, видеоряда и потока сознания героини.
Отдельные моменты из фильма позже копировали многие режиссёры — достаточно вспомнить знаменитую сцену из «Реквиеме по мечте» с девушкой, кричащей под водой. А ещё аниме отличается реалистичной картинкой Токио конца 90-х годов — с маленькими квартирками и тесными улочками, контрастирующими с огромными билбордами, яркими сценами для выступлений гёрлз-бэнда и съёмочной площадкой «Двойной связи».
У «Идеальной грусти» рейтинг на IMDb составляет 8.0 из 10 на основе 66 тысяч просмотров пользователей.
«Ди — охотник на вампиров: Жажда крови»
Vampire Hunter D: Bloodlust, 2000 год
Действие происходит в далёком будущем. Человеческую цивилизацию сменило общество бессмертных властелинов-вурдалаков. Но и их постепенно уничтожают специально обученные убийцы — охотники на вампиров. Одна из таких специалистов, Дорис Ланг, подвергается нападению могущественного лорда Магнуса. Из-за укуса Магнуса она рискует превратиться в вампира. Чтобы этого не случилось, Дорис нанимает охотника-полукровку по прозвищу Ди — чтобы тот убил лорда и остановил процесс трансформации.
Один из знаковых образов полнометражного аниме — чёрная карета-катафалк, держащая путь через бесплодные земли. Благодаря этому «Ди — охотник на вампиров: Жажда крови» (Vampire Hunter D: Bloodlust) полон погонь, перестрелок, засад и всяческих трюков в духе «Безумного Макса» на дороге и бездорожье. Как и в «Манускрипте ниндзя», в фильме есть целая цепочка дуэлей. Только теперь в боевых сценах участвует бригада разношерстных (в буквальном смысле слова) охотников на вампиров, а катаны и мечи сменились на оружие в духе игр Fallout.
Студия Madhouse выпустила «Ди — охотника на вампиров» на пике творчества. Феноменальной получился не только экшен, которым славится компания, но и фоны и построение локаций в фильме. То, что окружает персонажей — не просто декорации; изображённый мир тесно связан с сюжетом, от его особенностей зависит жизнь или смерть героев. Отдельно стоит отметить один из лучших саундтреков в полнометражных аниме — узнаваемые готические инструментальные гимны от Марко ДʼАмброзио.
На сайте IMDb аниме посмотрели и оценили 31 тысяча пользователей, а его рейтинг составляет 7.7 из 10.
«Унесенные призраками»
Sen to Chihiro no Kamikakushi, 2001 года
«Унесённые призраками» (Sen to Chihiro no Kamikakushi) — ещё одна известная сказка Миядзаки. Во время поездки с семьёй девочка Тихиро попадает в таинственный городок без людей. Проклятье превращает её родителей в свиней. Чтобы спасти их, Тихиро вынуждена устроиться на работу к местной злой колдунье. Отрабатывая долг родителей, она встречает самых разных фантастических персонажей — в том числе мрачного, но доброго к ней ученика колдуньи по имени Хаку.
В отличие от «Навсикаи» и «Небесного замка Лапута», эта работа Миядзаки имеет одну чёткую тему — взросление юной героини. В начале фильма Тихиро показана плаксивой, тревожной девочкой; пройдя через все испытания, она не только обрела храбрость и уверенность — Тихиро не потеряла себя. А испытания ей выпадают недетские.
Несмотря на сдержанность и общую доброту мультфильма, особенно в сравнении с предыдущими фильмами Ghibli, назвать его простым нельзя. Миядзаки в очередной раз создал богатый лор с отсылками к японской мифологии, запоминающимися героями и призраками, а заодно одним из самых печальных и одновременно страшных демонов кинематографа. Превращение родителей в свиней и долгое искупление Тихиро — метафора сложных экономических процессов в Японии 80-х годов.
Наивность главной героини и её трогательная история любви умиляют даже на десятый просмотр фильма. Но главное достоинство «Унесённых призраками», по словам самого автора — чувство ностальгии, доступное не только взрослым, но и детям. Как считает Миядзаки, это то, что делает нас людьми.
На IMDb фильм получил рейтинг 8.6 из 10 на основе 698 тысяч голосов пользователей, а также статус одного из лучших аниме фильмов в мире.
«Актриса тысячелетия»
Millennium Actress, 2001 год
Актрисе Тиеко Фудзисаве уже за восемьдесят. В середине двадцатого века она была одной из крупнейших звёзд Японии, но в последние годыстала сторониться публики. Давний поклонник Фудзисаве, режиссёр Ген Татибана, мечтает снять о ней документальный фильм — гениальный байопик, который расскажет миру о жизни актрисы. Дело даже доходит до сбора материала и разговоров с самой Фудзисаве.
Но в рассказах актрисы реальность начинает смешиваться с кино. История Тиеко переплетается с ее киноролями и с документалкой. Сцены перетекают одна в другую так, будто нет никакой разницы, говорит ли Фудзисава правду.
Выход «Актрисы тысячелетия» — ещё одна важная веха в творчестве уже упомянутого Сатоси Кона. Все его произведения связаны мотивом ирреальности: в «Идеальной грусти» жизнь актрисы переплелась с ее ролями и превратилась в кошмар, в «Агенте паранойи» (2004) размывалась грань между истиной и вымыслом, а в «Паприке» (2006) — между сном и явью. «Актриса тысячелетия» ближе к мелодраме, но с очередным твистом от режиссёра.
Вместо обычной драмы у Кона вышел фантасмагорический калейдоскоп из образов, эпох и жанров. Это одновременно и яркий экскурс в историю японского кинематографа, и просто невероятно хорошо написанная и поставленная история. Как и в «Идеальной грусти», режиссёр мастерски смешал печальную реальность с различными фантазиями — романтичными, страшными, забавными. Вместе они сложились в сложный и нестабильный внутренний мир героини, которая всегда предпочитала гнаться за недостижимым. И даже если не пытаться вникнуть в хитросплетения двух планов (мирского и метафорического), «Актриса тысячелетия» (Millennium Actress) трогает своей красотой и необычным повествованием.
Зрительский рейтинг аниме на сайте IMDb составляет 7.9 из 10 на основе 26 тысячи голосов пользователей.
«Игра разума»
Mind Game, 2004 год
Карьера Масааки Юасы, создателя безумных сериалов вроде «Человек-дьявол: Плакса», получила толчок именно благодаря «Игре разума». Главный герой, 20-летний неудачник Ниси мечтает стать мангакой. На улице он случайно встречает свою первую любовь, Мион. Несмотря на желание завоевать сердце девушки, Ниси не может выдавить из себя ни слова. К тому же, Мион рассказывает ему, что совсем скоро выйдет замуж.
«Игра разума» (Mind Game) начинается как знакомая история о любовном треугольнике. Но с первых же минут заметна неординарность аниме-фильма: визуальные стили сменяются один другим, камера берет безумные ракурсы, и всё это во время банального диалога двух людей. А дальше Юаса совершает резкий поворот сюжета, который сложно объяснить без спойлеров.
Аниме намеренно переполнено разными визуальными изысками и неожиданными сюжетными линиями. В одном интервью Юаса объяснял это тем, что фанатам аниме «необязательно нужно что-то отшлифованное, в них можно “запустить” разными стилями, и им это действительно понравится». Но основная сила «Игры разума» в том, что при всём безумии оно остается последовательным. Что бы ни творилось на экране, зритель всегда может найти причины и следствие происходящего. Это невероятно интересное наблюдение за полётом фантазии автора — полётом, который не лишен логики и смысла.
«Игра разума» имеет рейтинг 7.8 из 10 на сайте IMDb.
«Девочка, покорившая время»
Toki wo Kakeru Shoujo, 2006 год
День у семнадцатилетней Макото Конно не задался: одна за другой с ней происходят неприятности, а в школе она случайно падает в некий странный объект. По дороге домой Макото сбивает поезд. Однако девушка не умирает, а перемещается назад во времени. Обнаружив эту удивительную способность, она использует её для всего, чего хочется типичному подростку — хорошей учёбы, отношений с друзьями и даже любви. Например, «прыжок» спасает её от неловкого признания лучшему другу Тиаки.
Но путешествия во времени оказываются исчерпаемым ресурсом. Вскоре Макото ждёт горький урок о том, почему им стоило распоряжаться мудро.
Картина на основе фантастического романа получила премию Японской киноакадемии как самый лучший полнометражный фильм. Именно эта работа принесла славу Мамору Хосоде, японскому режиссёру и сценаристу, ныне известному на западе на уровне Миядзаки. На первый взгляд «Девочка, покорившая время» (Toki wo Kakeru Shoujo) напоминает типичное кино про путешествия во времени, фильм с одной ведущей концепцией вроде «Дня сурка». Но на деле все махинации со временем — лишь умелый инструмент в руках Хосоды.
Способности Макото помогли автору создать трогательную и по-своему уникальную историю любви. Важнее всего в этом аниме концовка: отношения между молодыми людьми полноценно раскрываются лишь в последние минуты картины. А дальше Хосода оставляет зрителей с массой вопросов, на которые намеренно не даёт ответа. Всего одна реплика в корне меняет впечатление от фильма: в нём нет традиционного хэппи-энда, но и трагическим финал не назовешь.
На сайте IMDb рейтинг «Девочки, покорившей время» составляет 7.7 из 10 на основе 63 тысяч просмотров аниме.
«Девочка-волшебница Мадока: История восстания»
Mahou Shoujo Madoka Magica: Hangyaku no Monogatari, 2013 год
Изначально «Девочка-волшебница Мадока. Волшебный фильм 3: История восстания» (Mahou Shoujo Madoka Magica Movie 3: Hangyaku no Monogatari) — аниме-сериал 2011 года по оригинальному сценарию автора «Психопаспорта» Гэна Уробути. Позже, в 2012 году, вышли фильмы Beginnings и Eternal — пересказ событий сериала. «История восстания» — не просто продолжение аниме, но полноценный и самостоятельный фильм, который Япония даже выдвинула на премию «Оскар» в 2013 году.
В оригинальном сериале авторы объединили идеи «Фауста» Гете и деконструкцию жанра махо-сёдзё — аниме о молодых девушках со сверхъестественными способностями. Согласно лору «Девочки-волшебницы Мадоки», загадочные существа Кюбэи, заключают контракт с юными жительницами Земли. Любое желание девушки будет исполнено, но взамен она должна убивать злых ведьм и дарить человечеству счастье. Рано или поздно в ходе службы волшебниц переполняет отчаяние, и тогда они сами превращаются в ведьм. Мадока — 14-летняя школьница, которая как раз соглашается на такую сделку. Но ей уготована гораздо более уникальная и трагическая судьба, чем остальным волшебным девочкам.
«История восстания» поражает, прежде всего, своим масштабом. То, что в иных аниме было бы последней битвой, в фильме происходит почти в самом начале. События, которые в других циклах стали бы кульминацией, для этого аниме — лишь затравка сюжета. Тем поразительнее, что фильм не теряет структуры, не разваливается из-за обилия сюжетных линий и тем. Наоборот, авторы делают историю всё более глубокой.
А ещё студия Shaft придала аниме уникальный стиль. Дизайн персонажей и локаций будто намеренно сталкивает информационную эпоху с эпохой Возрождения; инновации — с традициями; манящее будущее — с романтичным, недостижимо идеализи
Рейтинг аниме на сайте IMDb составляет 8.3 из 10 на основе 8.5 тысяч просмотров пользователей.
«Твое имя»
Kimi no Na wa, 2016 год
Старшеклассница Мицуха Миямидзу просыпается со странными, инородными ощущениями. В школе друзья припоминают её необычное поведение накануне. Однако сама девушка не знает, что произошло. Во время выполнения религиозного обряда Мицуха вдруг срывается и признается, что ненавидит родной город и всю свою семью.
Происходит чудо — на следующее утро Мицуха просыпается в теле Таки Татибаны, красивого парня из Токио. И это не единичный случай: каждую ночь души Мицухи и Таки меняются местами… Пока непредвиденные события не заставляют молодых людей понять истинную суть их связи.
Синкай — ещё один режиссёр (помимо Хосоды), которого ставят в один ряд с Миядзаки. Параллелей между двумя творцами действительно много. Но если Миядзаки — сказочник, то очевидной любимой темой для Синкая стала любовь. В аниме «Твоё имя» (Kimi no Na wa) две одинокие души не только пытаются спасти японский городок от катастрофы. Благодаря задумке автора их трогательные отношения развиваются очень необычным путём; это фантастическая, но очень человечная история, не уступающая лучшим западным драмам.
Подобные атмосферные аниме часто стоит посмотреть хотя бы из-за отличных оценок зрителей. У «Твоего имени» один из самых высоких рейтингов на сайте IMDb среди аниме — 8.4 из 10 на основе 228 тысячи просмотров пользователей.
«Дитя погоды»
Tenki no ko, 2019
параллельно с релизом фильма. Старшеклассник Ходака Морисима сбегает от неблагополучной семьи в Токио. У Морисимы почти нет денег, но мир не без добрых людей: по дороге в Токио он знакомится с владельцем маленькой издательской компании, и тот нанимает парня ассистентом. А когда голодный Морисима забредает в «Макдональдс», его подкармливает сотрудница — девушка по имени Хина Амано.
Доброта и сострадания — не единственные сильные стороны Хины. Девушка обладает необычной способностью: она одна может разогнать тучи над Токио, где уже долгое время непрерывно идёт дождь.
После прорыва с аниме «Твоё имя» Синкай снова обратился к подростковой романтике. Но через сближение Хины и Морисимы автор показал не просто историю любви. Критики наперебой хвалили невероятно живую, «осязаемую» картинку Токио; занимательный сюжет о выживании двух молодых людей в «жестоком мире взрослых»; попытку охватить более жёсткие и зрелые темы, чем в предыдущих работах Синкая.
Стоит признать, что аниме всё равно похоже на «Твоё имя» — в «Дитя погоды» даже мельком появляется Мицуха Миямидзу, его главная героиня. Но ещё одним техническим прорывом Синкая и студии CoMix Wave Films было то, как они изобразили дар Химы. Каждая капля дождя, каждое облако, каждый пробивающийся солнечный луч должны подчиняться сверхспособностям, поэтому вода, ветер и облака в фильме — почти отдельные персонажи.
Рейтинг аниме на IMDb — 7,5 баллов на основе 37 тысяч отзывов.
«Истребитель демонов: Поезд Бесконечный»
Kimetsu no Yaiba Movie: Mugen Ressha-hen, 2020
Франшиза «Истребитель демонов» (также переводят как«Клинок, рассекающий демонов») основана на манге, которая выходила в 2016-2020 годы. В центре сюжета всегда остаётся Тандзиро Камадо — охотник на демонов, когда-то потерявший из-за них почти всю семью. Вместе с сестрой Нэдзуко, заражённой кровью демонов, он уничтожает различную нечисть в сеттинге Японии XX века.
Одноимённый сериал по манге начал выходить в 2016 году; второй сезон аниме транслировался в октябре 2021 года. Полнометражный фильм — прямое продолжение той же истории, экранизация арки «Поезд бесконечный». Тандзиро, Нэдзуко и ещё один охотник Хасибира сражаются с демоном Энму, который получает удовольствие от превращения чужих снов в ужасные кошмары.
Крупнейший стриминг аниме Crunchyroll отметил «Истребитель демонов: Поезд «Бесконечный»» (Kimetsu no Yaiba Movie: Mugen Ressha-hen) наравне с «Атакой титанов» и назвал его лучшим фильмом 2021 года. Критики сошлись на том, что картина вобрала в себя всё лучшее из оригинала. Издание Collider отметило, что авторы «Поезда бесконечный» продолжили развивать сильных персонажей и показывать их искреннюю реакцию на происходящие события. И подкрепили всё это потрясающим экшеном, из-за которого сериал и стал известным.
«Поезд “Бесконечный”» получил международный релиз в кинотеатрах и в итоге стал самым кассовым аниме-фильмом в истории, собрав больше 500 миллионов долларов. На IMDB фильм оценили в 8,2 баллов из 10 на основе 53 тысяч отзывов — поэтому он по праву возглавляет список лучшего аниме 2020 года.
«Красавица и дракон»
Ryu to Sobakasu no Hime, 2021 год
Действие фильма наполовину происходит в виртуальной реальности, так называемой мета-вселенной U. Белль (от франц. «красавица» — прим. ред.) — певица, набирающая популярность в U благодаря своему голосу и необычной внешности. За аватаром Белль скрывается одинокая школьница Судзу, которая очень любила музыку, но не смогла заниматься ею после гибели матери. Аккаунт в U стал её единственной возможностью петь снова.
Хосода вдохновился французской сказкой «Красавица и чудовище» и экранизацией Disney. Поэтому в фильме есть и условное «чудовище» — непобедимый аватар Дракон, который вносит в U беспорядок и хаос. И только Белль понимает, что Дракона мучают боль и тоска, как и многих других фанатов виртуальной реальности.
«Красавицу и дракона» отлично приняли на Каннском кинофестивале 2021 года: после показа зрители аплодировали стоя. Для разработки персонажей и дизайна виртуальной реальности Хосоду работал с художниками Disney и ирландской студией Cartoon Saloon, создавшей мультфильм «Легенда о волках» (2020). В результате вышел один из самых красивых и детализированных аниме-фильмов последних лет.
Размах и визуальное превосходство картины отметили даже в нейтральной рецензии от Guardian, который присвоил фильму 3 звёзды из 5. Автор описал его как «странную постмодернистскую эмо-драму», и в каком-то смысле это справедливый вердикт. Но не воспринимать «Красавицу и дракона» исключительно как аниме про любовь не стоит. Это прежде всего сложная история о том, как Судзу учится превозмогать детские травмы и ищет прекрасное в реальном мире.
Рейтинг аниме «Красавица и дракон» (Ryu to Sobakasu no Hime) на IMDb — 7,2 балла из 10 на основе 7,7 тысяч рецензий.
Бонус: «Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз»
Evangelion: 3.0+1.01 Thrice Upon a Time, 2021 год
Второе упоминание фильма по «Евангелиону», без которого, тем не менее, не обойтись в подборке лучших полнометражных аниме. В 2021 году наконец вышла четвертая и последняя часть тетралогии Rebuild of Evangelion — переосмысления оригинального сериала. Серия аниме выходила на протяжении пятнадцати лет, поэтому каждую часть фанаты ждали подолгу и с нетерпением. Сценарием по-прежнему занимался создатель шоу Хидэаки Анно, переживший за это время несколько депрессивных эпизодов.
«Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз» (Evangelion: 3.0+1.01 Thrice Upon a Time) завершает историю организации NERV, задумавшей полную трансформацию жизни на планете (проект комплементации человечества). Четвёртого удара по Земле не случилось —в конце третьего фильма ангел Каору ценой своей жизни помог главному герою, Синдзи Икари, остановить его. Другие пилоты Ев — Аска и Мари — работают вместе с организацией WILLE, которая хочет остановить NERV и уничтожить всех роботов.
Вытащив едва живого Синдзи, они увозят его и Рэй Аянами в Париж. Там располагается база WILLE и одно из последних человеческих поселений — «Третья деревня», где герои пытаются отдохнуть и набраться сил для финальной схватки.
Фильм предоставляет (очередную) альтернативную концовку «Евангелиона» и даже больше: это чистая постапокалиптика о мире, который практически уничтожили действия NERV и Синдзи. Анно удалось найти идеальный баланс между жизнью разбитых, травмированных подростков, на плечи которых возложили слишком много, и огромным количеством впечатляющего экшена. Подробнее о том, чем хорош «Евангелион 3.0+1.01» и новый финал истории, можно прочитать в рецензии «Канобу».
Рейтинг аниме-фильма на IMDb — 8 из 10 на основе 8,7 тысяч рецензий.
Твоё имя оверрейтед. Ветер крепчает много сильнее будет.