Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 6 (50-41)
О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали впервой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.
50. Gotham Central
Денис Варков
- Годы выхода: 2002-2006;
- Пишут Эд Брубейкер и Грег Ракка, рисует Майкл Ларк и приглашенные художники;
- Издательство: DC;
- На русском языке не издавался.
Этот комикс станет ответом на вопрос — чем же занята полиция Готэма, когда с преступностью борется Бэтмен и его Бэт-семья? Работы у правоохранительных органов, как ни странно, очень много. Темный рыцарь при всем желании не может быть везде и сразу, поэтому полиции приходится делать свою работу. Причем периодически они сами сталкиваются с теми суперзлодеями, которых вы видели на страницах комиксов. В Gotham Central их очень много: от Джокера до Мистера Фриза.
Особенность комикса в том, что на первом плане обычные детективы и офицеры полиции Готэма. Причем большинство этих персонажей неизвестно новым читателям, только тем, кто годами следил за Detective Comics: Рене Монтойя, Криспус Аллен, Мэгги Сойер, Джим Корриган и другие. Бэтмен тоже есть в комиксе, но в камео. Он появляется нечасто, из-за чего временами Gotham Central воспринимается так, словно его и вовсе нет в городе.
Причем в комиксе отлично прописана неприязнь полицейских к Темному рыцарю. Особенно в те моменты, когда кто-то из них погибает, а защитника Готэма рядом нет.
Комикс построен так, что Брубейкер писал о том, что происходит на ночных сменах полиции, а Ракка — о дневных. И сам Готэм по-разному выглядит в эти периоды времени, соответственно, и подход полицейских к расследованию и ведению дел меняется в зависимости от того, какое время дня. Брубейкер — признанный мастер детективных и криминальных историй, в Gotham Central выдает потрясающую драму героев, показывая, какой тяжелой может быть работа в полиции. Особенно в таком городе.
В Gotham Central отлично прописаны характеры героев. Это живые настоящие люди, которые по-своему любят и одновременно ненавидят свою работу, которые понимают, что очень часто Бэтмен не успеет спасти людей, поэтому полагаться на него можно лишь в исключительных случаях. А еще все они не без греха — эта тема тоже исследуется Брубейкером и Раккой, они показывают, что детективы борются с внутренними демонами (иногда в буквальном смысле), но снова и снова приходят на работу, даже после самых жутких происшествий.
По построению это типичный процедурал. Каждый сюжет — новое дело или происшествие, которое расследует полиция. Но лично для меня вершиной этого комикса стала третья история — Half a Life. В центре внимания Рене Монтойя и реакция ее коллег, узнавших, что Монтойя — лесбиянка. Через весь сюжет проходит линия принятия себя, конфликт с семьей и своей девушкой, а также вмешательство в ее личную драму Двуликого.
Отдельно стоит отметить рисунок. Большую часть Gotham Central нарисовал Майкл Ларк, и он показывает отличную игру теней, потрясающие цвета и выразительные эмоции всех своих персонажей. Каждый человек в комиксе — уникален, даже в толпе Ларк прорисовывает мелкие детали. При этом на общих фонах он может умышленно экономить, чтобы читатель при чтении не отвлекался ни на что, кроме сюжетно важных элементов.
Если вы устали от однообразных историй о Готэме, то дайте шанс Gotham Central — не пожалеете.
49. Beautiful Darkness
Денис Варков
- Годы выхода: 2014;
- Пишет Фабьен Вельманн, рисует дуэт Кераскот (Мари Помпюи и Себастьян Коссе);
- Издательство: Drawn & Quarterly;
- На русском языке выпущен в 2017 году издательством Jellyfish Jam.
Первое и самое важное, что стоит сказать о Beautiful Darkness, — это нетипичный хоррор-эксперимент. Ближайшая ассоциация — «Повелитель мух» Уильяма Голдинга. На примере маленьких человечков, некогда живших в голове у погибшей при неизвестных обстоятельствах в лесу девочки, читателю показывают исследование человеческого характера в чрезвычайных условиях. Как общество стремительно деградирует, будучи уверенным, что оно поступает единственно правильно, как те редкие люди, кто сохранили рассудок, оказываются изгоями нового общества. Все это подается через метафоры и яркие образы, которые откровенно шокируют.
Этот французский комикс построен таким образом, что милые маленькие человечки, еще вчера обитавшие в голове девочки, пытаются выжить в лесу, полном опасностей для существ их размера. Причем пока одни ищут провизию и строят убежища, другие не могут отделаться от прошлого образа жизни и манипулируют другими, заставляя их делать все вместо себя. При этом сама девочка лежит в лесу и медленно разлагается. Следовательно, времени проходит много, и с каждым днем человечки все меньше и меньше начинают быть похожими на себя.
Человечность сохраняют лишь единицы, остальные приходят к тому, что убийства, каннибализм и обман — новые реалии их жизни. Табу больше нет, главное — выжить. Любой ценой.
Вельманн пишет их не осознающими до конца, что они творят. При чтении благодаря рисунку Кераскот складывается впечатление, что это «антисказка», пародирующая другие произведения, в которых всегда все заканчивается хэппи-эндом. А еще Beautiful Darkness отлично иллюстрирует детскую жестокость, которая гораздо страшнее взрослой жестокости.
Ребенок не всегда до конца осознает, что делает, когда совершает нечто ужасное. То же и с человечками — выдуманными существами, раньше жившими в голове девочки, — они настолько же ужасны, насколько милы и невинны.
Beautiful Darkness, несмотря на общий сюжет, связанный с принцессой Авророй, поделен при этом на отдельные эпизоды, посвященные каким-то второстепенным персонажам и их судьбе. И пугает комикс как раз не главной историей, а побочными линиями. Увечья, издевательства, боль, смерть — все эти вещи предстают в ярком акварельном рисунке, что вызывает замешательство у читателя. Он попросту не знает, как правильно реагировать на все представленное на страницах этого комикса, из-за чего просто нет подходящих слов, чтобы описать эмоции, которые он вызывает.
48. Комиксы Брайана Майкла Бендиса о Сорвиголове
Сай Есенбаев
- Годы выхода: 2001-2006;
- Пишет Брайан Майкл Бендис, рисуют Дэвид Мэк и Алекс Малеев;
- Издательство: Marvel;
- На русском языке выпускался издательством «Комильфо» в 2017 году в сборнике «Сорвиголова. Полное издание. Том 1».
Казалось бы, что нужно сделать автору, чтобы одно только упоминание его имени мгновенно превращало секцию комментариев в поле битвы, а стороны либо называли строго гением, либо посредственным графоманом? Мистер Бендис может ответить вам — надо всего лишь разок спасти издательство от краха. Но это тема отдельного разговора, как и его общий вклад в развитие комиксов в целом (и Marvel, в частности): создание целой вселенной одной левой, написание нескольких отличных серий про Мстителей, подсаживание всего рынка на иглу глобальных событий и создание новых персонажей буквально пачками, будто с конвейера, и многое, многое другое. Брайан — противоречивая персона, создавшая слишком много за годы работы в Marvel, и его деятельность заслуживает отдельную статью, и не одну. Сейчас же речь про другого Бендиса — автора сценария комиксов про Сорвиголову. Даже больше — автора одного из лучших комиксов про Сорвиголову.
Прежде чем вы вскипите от злости за последнее предложение и отправитесь устраивать в комментариях вторую гражданскую войну, позвольте сразу оговориться — никто не забирал у вас Фрэнка Миллера, никто не вычеркивал из истории Марка Уэйда и Эда Брубейкера. Редко когда комиксы одного автора становятся хуже от работы другого.
Кстати, я всегда задавался вопросом, почему откровенно говоря персонаж второй лиги (если не третьей) привлекает к себе талантливейших людей индустрии? Что они находят в этом бюджетном (во всех смыслах) «Бэтмене», которого, как однажды очень едко и метко выразились, укусила радиоактивная бочка? Единого ответа, который бы удовлетворил всех, разумеется, нет. Однако рискну высказать свое мнение — мне кажется, все дело в той простоте и глубине символизма, которую однажды заложил в Мэтта Мердока Стэн Ли, и которая от одного хорошего автора к другому постепенно эволюционирует. Посудите сами, правосудие слепо, но не очень, наш герой — слепой (но на самом деле не очень) адвокат, который, едва выйдя из здания суда, напяливает костюм дьявола и выбивает все, что только можно, из тех, до кого не дотянулась рука правосудия. Противоречие (и капелька лицемерия) налицо, однако почему-то очень долго оставалось за кадром.
Тут-то мы и подошли к тому, с чего начали — почему Бендис-то такой молодец? А потому что он это самое противоречие заметил. И через весь его ран проходит одна очень сильная мысль: А готов ли наш любитель самосуда к последствиям своих действий? Особенно если эти последствия машут ему рукой с первых полос утренних газет. Ответ на вопрос гораздо серьезнее, чем вы можете подумать. Скажу лишь, что такой простой и банальный вопрос в отношении главного героя — вершина не только в биографии персонажа, не только в комиксах тех лет и не только в супергероике в целом. Бендис написал по-настоящему сильную работу, по моему мнению, шагнув даже дальше Миллера.
Тут почти нет банальной и стандартной супергероики, даже больше — тут даже самого Сорвиголовы почти нет. Только Мэтт Мердок, вокруг которого горит вся его жизнь. И вы удивитесь тому, что Брайан пишет в этом комиксе.
Отдельной похвалы заслуживает Алекс Малеев, выступавший основным художником серии. Это тот редкий случай, когда возникает идеальный тандем из сценариста и художника, задающий тон всему комиксу и полностью погружающий в атмосферу мира Мердока. Грубый, зернистый рисунок, приглушенные тона, рваные переходы цвета и потрясающая игра с тенью. Да что там говорить — даже любимый прием Бендиса с говорящими головами на несколько страниц читается на одном дыхании и от обилия таких сцен даже не устаешь. Разве это не чудо?
47. Appleseed
Александр Башкиров
- Годы выхода: 1985-1989;
- Пишет и рисует Масамунэ Сиро;
- Издательство: Kodansha;
- На русском языке не издавался.
Хотя любой любитель аниме без труда назовет вам 5-10 превосходных серий из жизни гигантских роботов, в манге с этим делом на удивление туго. Понятно, что комиксы про мехов чертит каждый второй японский школьник, многие из которых потом становятся талантливыми мангаками. Но комиксы про роботов в Японии — это либо спин-оффы, либо прямые адаптации популярных аниме-сериалов вроде Gundam или Gurren Lagann. Помимо Appleseed я вам могу порекомендовать всего один комикс — Knights of Sidonia гениального Цутому Нихэя (более известного как автора Blame!).
Но лучший комикс о мехах — и единственный представитель жанра, достойный включения в наш топ, — написал и нарисовал молодой Масамунэ Сиро (тоже известный по другому проекту — Ghost in the Shell). Appleseed рассказывает о мегаполисе-утопии под названием Олимп, помимо людей населенном киборгами и андроидами (в версии Сиро — «биороидами»). Главная героиня — Дюна Ньют, девушка-солдат, ветеран Третьей мировой, работающая в спецподразделении биороидной полиции. Ее напарник и возлюбленный — большей частью кибернетический ветеран Бриарей, полностью заточенный в боевой экзоскелет-гекатонхейр…
То есть да: фактически перед нами первый робкий набросок GitS, автор еще молодой и неопытный, но все «пунктики» Сиро в Appleseed мощно ощущаются.
Киберпанк и меха-экшен тесно переплетены с философскими и социологическими рассуждениями о жизни в постапокалиптическом обществе далекого будущего. С одной стороны, это явно мешает сюжету, но с другой, Сиро так подробно расписывает мельчайшие детали функционирования города-аркологии, что это выводит Appleseed из полицейского боевика в твердую научную фантастику.
И, конечно, мангу стоит прочитать из-за арта, фирменной художественной работы Сиро, которому очень плохо удается рисовать все, что связано с людьми, и очень хорошо — все, что так или иначе связано с техникой. Бои киборгов с биороидами в Appleseed происходят на очень тесных, насыщенных действием панельках, поначалу впечатление от арта довольно хаотичное. Но уже к концу первой «боевки» становится ясно, что Сиро точно знает, что делает: картинка никогда не перегружена и за всей меха-броней, взрывами и задымленно-замусоренным воздухом всегда передает дико динамичную, четкую картину действия.
И, если в случае с популярными меха-аниме нужно игнорировать манга-адаптации, то в случае с Appleseed можно с чистой совестью пропустить все многочисленные экранизации — лучше прочитайте хотя бы один выпуск комикса.
46. Sin City
Михаил Фролов
- Годы выхода: 1991-2000;
- Пишет и рисует Фрэнк Миллер;
- Издательство: Dark Horse;
- На русском языке выпускался издательством «Амфора» с 2005 по 2014 год. Издана вся серия, но с тех пор допечаток не было.
«…And Sin City, sheʼs a big bad broad flat on her back begging for it and I take her for all sheʼs worth and than I take her again and still sheʼs begging. Damn, its good to be alive.»
До 1991 года Френк Миллер успел спасти Сорвиголову от закрытия его сольной серии, а Бэтмена — от окончательного превращения в скомороха из сериала 60-х. В 1990 году, на почве конфликта с DC по поводу создания новой возрастной рейтинговой системы комиксов, он уходит в работу над независимыми комиксами. И, как оказалось, не зря.
Каждая женщина в «Городе грехов» — роковая красотка, с коварством лисы и сердцем из стали. Каждый мужчина — толстокожий и уродливый бандит с крестом у сердца, пушкой в кармане и дурными намерениями. Вся полиция в кармане у мафии. И каждая ночь наполнена предательством, бандитскими разборками, зверской жестокостью, драмой и страстью.
Это Город Грехов (Basin City). В основу образа города легли воспоминания Миллера о мрачном Лос-Анджелесе, в котором он жил в юности.
Почерпнув вдохновение из фильмов жанра нуар, бульварного чтива начала 20 века и детективных романов, Миллер представил читателю уникальную и неповторимую смесь. Город в комиксе Фрэнка живой. Это отдельный персонаж, который участвует в каждой новелле — днем он спит, а по ночам оживает, преображаясь и выпуская на свои улицы тех людей, кто, подобно Городу Грехов, бодрствует только по ночам.
Цикл графических романов написан в формате отдельных историй, иногда пересекающихся между собой с помощью некоторых персонажей. Грубый, суровый и одновременно романтично высокий язык повествования дополняет фирменный рисунок, сконцентрированный на истории и обходящийся лишних деталей. Отказавшись от традиционной покраски комикса, Миллер играет со светом и тенью так, будто страницы залило светом от молнии, а у дождя и сигаретного дыма есть свой характер.
Мастерство языка автора заставляет сопереживать каждому бандиту и жалеть каждую проститутку, встреченных на страницах графического романа.
«The Valkyrie at my side is shouting and laughing with the pure hateful bloodthirsty joy of the slaughter and so am I.»
45. Scalped
Александр Башкиров
- Годы выхода: 2007-2012;
- Пишет Джейсон Аарон, рисует Райко Милошевич Гера;
- Издательство: Vertigo;
- На русском языке не выпускался.
Первые шесть выпусков Scalped — лучший комикс одного из самых талантливых современных американских авторов, Джейсона Аарона. В мэйнстриме Аарон известен как топовый сценарист комиксов по Star Wars и супергеройских флагманов Marvel («Мстители», «Тор», «Каратель»), но его куда более удачные авторские работы написаны в криминальном жанре — Scalped и Southern Bastards. Художник у Scalped загадочный — сербский автор Райко Милошевич Гера, помимо этого комикса ничего толком и не нарисовавший. Но чисто по арту Scalped — наверное, мой самый любимый комикс всех времен.
Дело происходит на территории вымышленной индейской резервации в современной Южной Дакоте, главный герой — Дэшил Бэд Хорс, татуированный, пирсингованный, бритоголовый отморозок, после 15 лет возвращающийся жить на родную землю.
Местный криминальный авторитет, Линкольн Ред Кроу, которого многое связывает с матерью Дэшила, берет парня под крыло и устраивает на работу в туземную полицию, занимающуюся рейдами на лаборатории по производству амфетаминов и защитой казино от активистов. Это сама по себе была бы превосходная криминальная история, но к концу первого выпуска выясняется, что Дэшил — федеральный агент (резервации в США находятся в юрисдикции ФБР), задание которого — внедриться в организацию Линкольна и накопать достаточно грязи, чтобы Ред Кроу упекли за решетку.
Потрясающий арт Геры очень сильно стилизован — странные углы, ломаные линии, необычные ракурсы и сверхкрупные планы в экшен-сценах, сильный контраст темных и светлых участков, создающий представление о безжалостном солнце пустыни. Но при этом бэкграунды (пейзажи Дакоты, оставшиеся со времен Дикого Запада рушащиеся домики резервации) и детали вырисованы с фотографической точностью — все эти специфические татуировки, прическа и одежда на местной молодежи, полицейских и преступниках… Меня по истории Scalped двигал в первую очередь арт, картинка, создающая полнейшее ощущение присутствия, чувство скрипящего на зубах песка. Но история у Аарона тоже довольно долго остается качественной — внезапные повороты сюжета, сыновье-отеческий конфликт между криминальным боссом и внедренным агентом в духе «Отступников» Скорсезе, помноженные на локальный колорит в духе Breaking Bad. Комикс наверняка заинтересует вас, даже если вы в целом не увлекаетесь индейской темой и осовремененными вестернами.
Увы, последние выпуски (после шикарной филлер-арки про попытку ограбления казино) превращаются в скверную мелодраму, там портится даже арт, становящийся куда более карикатурным и менее детальным, и дочитать этот комикс до финала практически невозможно.
Но первые шесть историй тут настолько близки к идеалу, что мы не могли не включить Scalped в топ на как можно более высокой позиции.
44. Bleach
Никита Казимиров
- Годы выхода: 2001-2016;
- Пишет и рисует Тайто Кубо;
- Издательство: Shonen Jump;
- На русском языке выпускалась издательством «Эксмо» с 2008 по 2012 год. Выпуск серии приостановлен после двенадцати томов.
Манга за авторством Тайто Кубо (настоящее имя которого — Нориаки Кубо) — последний сенэн «большой тройки». И если с One Piece и Naruto мы разобрались в предыдущей части топа, то наличие Bleach тут может вызвать сильное удивление. Ведь понять, почему очередная «история о битвах» на голову выше других подобных произведений не так-то просто.
Так как Bleach во многом играет на контрастах, то и начать описывать его стоит, как ни странно, с его слабейшей стороны, которая, впрочем, минимально убавляет достоинства манги. Речь идет о финальной арке, перечеркивающей многие авторские достижения. В ней Кубо ввел множество вторичных и скучных персонажей, плюнул на основные концепции своего сеттинга и просто заметно исписался. Скомканный и поспешный финал и вовсе вызывает лишь разочарование вкупе с недоумением. Но давайте лучше вспомним золотые времена, когда Bleach был на пике своих сил и без особых затруднений обгонял по продажам и популярности своих конкурентов.
Главный героем выступает пятнадцатилетний школьник Итиго Куросаки, холодный и циничный, но добрый внутри. Он обладает способностью видеть призраков людей. Однажды он сталкивается с ужасным монстром Пустым и девушкой по имени Рукия Кутики, которая оказывается так называемым «проводником душ» (синигами). Итиго случайно забирает у нее силы и сам становится синигами.
Так начинается приключение, которое вобрало в себя элементы Naruto, YuYu Hakusho и Saint Seiya, культуру Японии, Испании и Германии, отсылки к шедеврам мировой архитектуры и кинематографа. Bleach сочетает столько всего и перемешивает в удивительных комбинациях, что первоисточники узнать почти невозможно. Впрочем, и оригинального у Кубо хватает.
Восхвалять Bleach стоит уже за то, что он попытался разрушить привычные рамки сенэнов, стать умнее, глубже, разнообразие, угодить так подросткам, так и взрослым, состоявшимся людям.
Вот только насколько это удалось? На каждую смелую и интересную мысль приходится несколько глав без какого-либо действия и развития в принципе. На любопытную предысторию персонажа и его моральные терзания — бессмысленные сцены со статистами и проходными, раздражающими героями. На потрясающе прорисованный эпизод — страница с одним-единственным иероглифом. Противоречия накладываются на противоречия, и однозначно сформулировать свое отношение к сюжету становится тяжелее с каждой главой.
Что это, постмодернизм и авторский умысел или обычная халтура? Тут уже все зависит от восприятия читателя, потому что никаких комментариев Кубо по этому поводу не дал. С другой стороны, никто не мешает наслаждаться историей. Даже можно сказать «историями».
Каждая отдельная арка вполне могла бы стать отдельной серией. Из первых глав получился бы отличный триллер или даже хоррор, во «Вторжении в Общество Душ» замешаны интриги «властей» и социальное расслоение, а «Сага об арранкарах» — высококонцентрированный экшен с главной мыслью «сражайся за то, что тебе дорого, чего бы это ни стоило».
Такой вот получился Bleach. Далеко не идеальный и не стопроцентно лучший, но очевидно другой, стоящий в стороне и моментами даже на высоте от обычных сенэнов. Манга настолько максимально стильная и запоминающаяся, что ее ни с чем не спутать. Если вы любите японские комиксы, то обязательно попробуйте Bleach, даже если вас воротит от постоянных сражений. Это уникальная вещь и наглядная демонстрация взлета до небес и последующего глубокого падения.
43. Adventures of Tintin
Александр Башкиров
- Годы выхода: 1929-1986;
- Пишет и рисует Эрже;
- Издательство: Casterman;
- На русском языке выпускается издательством «Махаон». Вышла уже 31 книга.
Канонические комиксы о Тинтине бельгийского автора Жоржа Проспера Реми, известного под псевдонимом Эрже, стартовали в 30-х годах прошлого века и продолжались до конца 80-х, пройдя через несколько очень мрачных периодов человеческой истории. В этом, наверное, главный секрет популярности и уникальности «Тинтина»: детский, чистый, наивный рисунок, мультяшный главный герой — юный бельгийский репортер, крепкий, плечистый супермен с фирменным чубом и верным фокстерьером… и — реальные события большого, страшного мира, в той или иной степени находящие отражение в его детективно-фантастических приключениях.
Например, начинал Тинтин как политический репортер в Советской России (первый «альбом» «Тинтин в стране Советов» — это типичная французская сатира про ГПУ и продразверстку), но в 40-х годах ударился в чистые приключения. Самая знаменитая арка, «Секрет «Единорога» (по которой Спилберг и Джексон сняли свой мультфильм), вообще не касается политики и полностью посвящена поиску пиратских сокровищ.
Причина у Эрже была весьма уважительная: комикс публиковался в оккупированной нацистами Франции! Но само красноречивое отсутствие упоминаний реальной политики превращают «Секрет «Единорога» в жутковатый, незабываемый памятник эпохи. Не забудем и про сами приключения: они тут очень качественные.
Эрже — крайне изобретательный сценарист, ловко громоздящий друг на друга самые безумные сюжетные ходы, каждая история о Тинтине — это череда безвыходных для персонажа ситуаций, из которых он каким-то образом выворачивается. Главного героя детского с виду комикса расстреливают, хоронят заживо, сбрасывают в океан в саркофаге… уже к «Секрету «Единорога» становится ясно, что Тинтин — не менее крутой персонаж, чем Бэтмен или Индиана Джонс (который вообще — кинокомикс о Тинтине, с той лишь разницей, что там открыто упоминаются нацисты). А впереди еще более масштабные и лихие приключения. Если без спойлеров: Землей и контактами с человеческой цивилизацией в «Тинтине» дело не ограничивается, фантастика тут в лучшем духе Жюля Верна.
42. The Ultimates
Денис Варков
- Годы выхода: 2002-2007;
- Пишет Марк Миллар, рисует Брайан Хитч;
- Издательство: Marvel;
- На русском языке выпускался несколько раз. В последний — в рамках Официальной коллекции Marvel, тома 16 и 44.
После успешного старта Ultimate-вселенной в 2000 году издательство решило перенести в осовремененный мир и самую известную свою команду супергероев — Мстителей. Мы поговорим только о первых двух томах Ultimates. По сюжету, глава ЩИТ Ник Фьюри (кстати, именно здесь Сэмюэл Л. Джексон впервые подарил внешность персонажу) собирает спонсируемую правительством команду героев, в первый состав которой попадают Стив Роджерс (Капитан Америка), Брюс Баннер (Халк), Тони Старк (Железный человек), Хэнк Пим (Великан), Джанет ван Дайн, его жена (Оса). Кроме них, Фьюри вербует Тора, но в этой версии он своенравен и не хочет быть частью корпоративной системы. Тем не менее, бог грома несколько раз все же помогает Ultimates (так зовутся Мстители в этой вселенной).
Именно этот комикс лег в основу фильма «Мстители», снятого Джоссом Уидоном. Вы сможете ощутить это с первых страниц истории. Истории героев изменены и получают развитие как на страницах Ultimates, так и в других сериях. Но главное здесь не уникальность сюжета — он тут максимально прост, — а взаимодействие героев, их новое прочтение, перенесение образов на современные читателю реалии. Стив Роджерс становится стариком, который не понимает ни Интернета, ни шопинга, ни мобильных телефонов. Тор — современный хиппи и самый настоящий оппозиционер, выступающий на стороне общественных масс против корпораций и правительств. Хэнк Пим — ревнивый муж, не боящийся распускать руки в адрес своей жены. И так далее. Каждый герой становится ближе к читателю и понятнее.
Глобальный сюжет тоже есть, причем в каждом томе их несколько. Борьба с вторжением пришельцев, общественный резонанс, вызванный разрушениями, причиненными Халком, ложное безумие Тора — в Ultimates Миллар поднимает темы, которые уже исследовались ранее, но он придает им свежий взгляд.
Его задача — продать эту команду не только читателю, но и всему миру, ведь Фьюри хочет убедить всех, что Ultimates стоят вложенных в них денег.
В комиксе отличная динамика, диалоги, сражения, сам рисунок Брайана Хитча, так нелюбимый многими, здесь был действительно уместен и хорош. Но главное достижение Ultimates в том, что комикс получился кинематографичным и зрелищным. Это причина, по которой его можно читать несколько раз, и из раза в раз он не надоест.
Отличный супергеройский аттракцион и редкий случай, когда комикс про Мстителей не оказался перегружен лишними элементами. В Ultimates нет ни одного ненужного кадра или сюжетной линии. Все гармонично и четко выверено.
Что интересно, Миллар построил историю так, что в ней нужными оказываются вообще все герои. Обычно при чтении «Мстителей» всегда возникает ощущение «лишнего» героя в команде. Обычно это кто-то без способностей, кто-то, кому нужны дополнительные средства, чтобы по силам сравняться с остальными. В Ultimates Марк так строит сюжет, что этого ощущения попросту не возникает.
Рисунок тоже впечатляет — сражения с катастрофическими разрушениями, чудесные виды Нью-Йорка, отлично стилизованные флешбеки, камерные посиделки за ужином между Тони Старком, Тором и Стивом Роджерсом. Брайан Хитч здесь проявился себя как никогда отлично. Возможно, это лучший нарисованный им комикс. Но один из лучших написанных Марком Милларом — точно.
41. Fables
Денис Варков
- Годы выхода: 2002-2015;
- Пишет Билл Уиллингем, рисует Марк Бакингем и другие приглашенные художники;
- Издательство: Vertigo;
- На русском языке выпускается издательством «Азбука». С 2015 по 2018 вышло пять книг. Серия продолжается.
Fables — это эпохальный комикс и одна из главных серий, выпущенных издательством Vertigo, импринтом DC Comics. Он издавался 13 лет (без учета многочисленных спин-оффов) и собрал вокруг себя огромную армию фанатов.
Это история о вымышленном районе в Нью-Йорке под названием Сказкитаун (Fabletown). В нем проживают персонажи различных сказок, народных легенд и фольклора, сбежавшие из своего родного мира, спасаясь от таинственного Врага (The Adversary), захватившего большую часть родных земель. Так Сказки поселились в Нью-Йорке, притворившись людьми. Вместе с ними в мир людей, которых Сказки называют «Простаками» (Mundies), пришла и магия.
Сказки сформировали свое общество в мире людей, приспособившись к условиям человеческой жизни. Те из них, кто выглядят как люди или кто способен купить чары под названием «Glamour», превращающие в человека, живут в Сказкитауне. А те, кто не выглядит как человек (говорящие животные, различные монстры и люди нетипичного размера — лилипуты и великаны), живут на Ферме за городом.
Мир Fables знаком многим благодаря игре The Wolf Among Us от Telltale Games. Но игра создает несколько ложное представление о комиксе. Fables — это не детектив.
Это мультижанровое произведение, в котором каждый сможет найти что-то для себя По ходу основной серии предстает то детективом, то любовной драмой, то шпионским боевиком, то военной хроникой, то эпосом, то семейной комедией. И это далеко не все жанры, которые здесь есть.
В мире Fables сбежавшие из своих родных земель Сказки теперь живут по другим правилам. Мир людей сильно изменил их. Многие добряки теперь злодеи, а многие злодеи стали добрыми. Впрочем, большинство Сказок старается жить коллективно, заботясь друг о друге. Еще одна особенность Fables — на смену одним героям приходят другие. Если поначалу история будет сконцентрирована на Волке и Белоснежке, то впоследствии главными героями станут Красавца и Чудовище, и они останутся на первом плане до самого конца истории.
Несмотря на то, что все герои комикса живут столетиями, не все они знакомы друг с другом. В комиксе множество неожиданных встреч и появлений тех персонажей, которых вы совершенно не предполагали тут увидеть. Например, в определенный момент в сюжете появляется делегация восточных Сказок, у которых другие порядки, не сочетающиеся с правилами Сказкитауна, и этот сюжет хорошо показывает контраст между европейским устройством жизни и арабским.
Fables получил четырнадцать премий Айснера — за лучшую новую серию, за лучшую продолжающуюся серию, за лучшую антологию, за лучшую короткую историю, за лучшего художника, колориста, лучшие обложки и т. д. И все они заслуженны!