Топ 100 комиксов и манги «Канобу». Часть 2 (90-81)
О том, почему, как и кем отбирались кандидаты в список, мы рассказывали в первой части нашего топа 100 комиксов и манги. Там же мы рассказывали о том, почему не стоит критично относиться к позициям комиксов в списке, гораздо важнее, что они в принципе попали в него. Места в списке будут иметь значение в самых последних (с конца) десятках.
90. Sex Criminals
- Годы выхода: 2013 — наши дни;
- Пишет Мэтт Фрэкшн, рисует Чип Здарски;
- Издательство: Image;
- На русском языке выпускается издательством «Комильфо». За 2015–2017 года вышло три тома. Серия продолжается.
Важнее всего в разговоре про комиксы в России (но, слава богу, такое время уже подходит к концу) постоянно повторять, что это «не только про супергероев», а вообще-то про все. Одним из самых действенных аргументов за последние четыре года стала серия «Секс-преступники» Мэтта Фрэкшена и Чипа Здарски.
Это история про… то, как два человека встречаются, занимаются любовью (останавливают время) и грабят банки. Ну, по крайней мере, в лучших первых двух томах серии. Но на деле, магия этого комикса в интонации, с которой он говорит с читателем.
Тема секса была и остается довольно закрытой для серьезного и спокойного разговора, но Sex Criminals с, казалось бы, абсолютно исключающей любую «серьезность» завязкой находит способ рассказать об отношениях и обо всем, что с ними связано.
Это теплый, искренний и уморительный комикс, а также одна из лучших работ Мэтта Фрэкшена и уж точно лучшая у Чипа Здарски.
Серия продолжается и по сей день, но при этом не издыхается и не скатывается в самопародию: она все глубже и глубже раскрывает тему отношений между взрослыми людьми, постепенно отходя от изначального концепта про «грабежи + секс». Кроме того, на фоне приземленной линии об отношениях Фракшен и Здарски раскрывают и мифологию комикса, внедряя абсурдные явления и персонажей, которые при этом имеют смысл.
Хотя в комиксе идет разделение между сценаристом (Фракшен) и художником (Здарски), они работают в тандеме над всеми элементами серии, и «Преступники» — продукт их магической синергии, так как авторы прекрасно дополняют друг друга.
Со Здарски я общался дважды: в 2014и в 2015, а вот с Фракшеном не вышло — затянул с вопросами для интервью и получил цифровой подзатыльник.
89. Gotham City Sirens
- Годы выхода: 2009-2011;
- Пишут Пол Дини, Тони Бедард и Питер Каллоуэй, рисуют Пите Нгуен, Гиллем Марч, Дэвид Лопез и другие;
- Издательство: DC Comics;
- Не издавался на русском.
Один из самых ярких, глубоких и цельных комиксов о Бэтмене, в котором самого Бэтмена практически нет.
Это мини-серия из 26 выпусков, имеющая четкую и мощную концовку. История вплетена в старое «континьюити» Бэтмена, но и без знания более широкого контекста, изолировано, серия читается без каких-либо проблем, она самодостаточна и не сбивает с толку упоминаниями внешних событий.
Посвящен комикс трио злодеек: Женщине-кошке, Харли Квинн и Ядовитому Плющу. Динамика, если предельно все упростить, такова: Харли любит Джокера, тот раз за разом издевается над ней, предает и использует ее. Айви любит Харли (и не просто как подругу), поэтому пытается вытащить ее из этих отношений, пока Джокер окончательно не погубил ее.
Харли вроде прислушивается к голосу разума, понимая, насколько нездоровые чувства управляют ей, но временами она все еще срывается то в одну, то в другую сторону. Кошка же вплетается в этот треугольник как рефери, пытаясь понять, есть ей дело до кого-то еще, способна ли она заботиться о подругах и доверять им или же ей лучше будет гулять самой по себе.
Нежная забота Айви о Харли — то, что запоминается сильнее всего. Это потрясающе прописанная линия, которая дает непривычную для комиксов глубину и искренность. На фоне, естественно, происходят сражения суперзлодеев и очередные побеги из Аркхэма, но это все проваливается со временем в трещины памяти, а эта трепетная забота, попытка спасти безумную девчонку от самой себя — остается.
Написана серия тремя авторами, но основным является Пол Дини, человек, придумавший Харли Квинн. Неудивительно, что именно он и создает историю, в которой эта героиня раскрывается наиболее ярко.
У многих комиксов Бэтмена абсолютно потрясающий арт. Вспомнить хотя бы гениального Тима Сейла, нарисовавшего «Долгий Хэллоуин» и «Темную победу», написанные Джеффом Лоэбом (который сейчас ведет телеподразделение Marvel). Над «Сиренами» работал целый ряд художников, но им удалось сохранить единый стиль и потрясающее качество рисунка. Обложки именно этого комикса — одни из немногих обложек комиксов, что запомнились мне навсегда. Особенно последняя, на которой героини стояли с оружием друг друга — кадр настолько мощный по идее и постановке, что настраивает на нужный лад еще до того, как вы откроете первую страницу.
Если вам хочется сесть и прочитать что-то человечное и оригинальное в мире Бэтмена — это отличная короткая серия, не отнимающая много времени, но дающая куда больше, чем можно представить.
88. X-Factor Vol.3
-
Годы выхода: 2006-2009;
-
Пишет Питер Дэвид, рисуют Райан Сук, Дэннис Калеро, Пабло Раймонди, Скотт Итон и другие;
-
Издательство: Marvel;
-
Не издавался на русском.
X-factor — спин-офф линейка комиксов о Людях Икс, которая переизобреталась в каждом томе, меняя авторов, состав команды и жанр. Я советую конкретно третий том, потому что остальные сильно отличаются как по сути (сюжету, героям, атмосфере), так и по качеству.
Том 3 рассказывает про детективное агентство, возглавляемое Множителем Мэдроксом, способным создавать копии самого себя. Его коллегами становятся Силач Гвидо, оборотень Рене, Моне, избалованная стерва со способностями Супермена, Сирена, дочь Банши с такими же способностями к суперкрику, и Лайла Миллер — девочка, которая знает всякое. Ах да, еще есть Риктор, мутант, который был способен вызывать землетрясения, но лишился способностей в День М. Теперь он помогает команде по большей части в качестве хакера. Динамика между этими персонажами и есть самое любопытное. Дела, которые они расследуют, всегда присутствуют лишь фоном, но это не значит, что в них нет ничего интересного.
Я уже упоминал, что именно эта серия комиксов запомнилась мне больше всего не только из мутантских тайтлов, но из комиксов вообще (пока я не прочитал «Люцифера», занявшего первое место в моем личном списке).
Талант писателя Питера Дэвида был заметен с первых же страниц: атмосфера нуарного детектива и внутренние монологи героя в духе Макса Пейна, живые и объемные персонажи, захватывающие оригинальные сюжеты — все было необычно и неожиданно великолепно выполнено. Серия хороша настолько, что я осмелюсь советовать ее даже тем, кто не собирается читать остальные комиксы о Людях Икс или супергероику вообще.
Ее можно читать в отрыве от остальной вселенной Марвел, даже тем, что никогда не читал комиксы. Я не стал бы советовать ее столь уверенно, если бы не проверил на своих знакомых. Она и впрямь способна увлечь даже тех, кто с трудом воспринимает комиксы как жанр. Прежде всего просто потому, что она талантливо и серьезно написана, и потому, что вместо сказочных драк в космосе ее герои решают куда более приземленные проблемы, в том числе и возникающие и внутри их детективного бюро. И конечно, свою роль играет прекрасный тонкий юмор, ощущение тайны и дополнительных слоев смысла. И еще это единственный комикс, все же сумевший выдавить из меня слезу. Фильму не так сложно растрогать, а вот так надавить на эмоции исключительно текстом и статичной картинкой — это дорогого стоит. Достаточно прочитать первый же выпуск, вы втянетесь моментально.
87. Batman: The Killing Joke
- Год выхода: 1988;
- Пишет Алан Мур, рисует Брайан Болланд;
- Издательство: DC Comics;
- На русском языке комикс выпущен издательством «Азбука» в 2016 году.
Когда речь заходит о Бэтмене, то в голове сам собой возникает образ Джокера. Преступный принц Готэма получился более привлекательным как персонаж, чем вечно угрюмый и готовый ко всему Темный Рыцарь. И можно подумать, что они противоположны во всем. Но «Убийственная шутка» доказывает, что в них больше общего, чем кажется, и в целом оказывает большое влияние на парочку персонажей DC.
Джокер снова проявляет свой преступный гений. На этот раз его целью стали комиссар Гордон и его дочь Барбара. Он хочет доказать, что даже самый честный человек способен впасть в безумие после одного неудачного дня (как он сам когда-то). А параллельно клоун-принц вспоминает свою «главную неудачу в жизни».
У самого известного клоуна вселенной DC сейчас есть множество ипостасей, но раньше его прошлое было покрыто ореолом тайны. Именно Мур в своей «Шутке» показал историю становления суперзлодея, в которой не было ни маниакальной одержимости Бэтменом, ни стремления к странным и жутким забавам. Только один человек, жизнь которого в один момент стала разваливаться на куски.
Впрочем, Джокер и сам признается, что не стоит слишком сильно верить его словам, ведь он хочет иметь простор в выборе своего прошлого. А вот на Барбару Гордон сюжет повлиял сильнее, приведя к появлению в комиксах Оракула.
Но, пожалуй, самая главная идея комикса заключается в том, что каждый по-разному борется с безумием внутри себя. Пока у одних опускаются руки и они впадают в отчаяние, сводящее с ума, другие даже в самых безнадежных ситуациях не теряют веры в свои идеалы. А третьи же надевают костюм летучей мыши и идут сражаться с преступностью.
«Убийственная шутка» оказала большое влияние на дальнейшие сюжеты о Бэтмене. Каноническое происхождение Джокера долгое время бралось именно отсюда, Оракул не покидала комиксов DC несколько лет, а одержимость Темного Рыцаря своим главным врагом вышла на новый уровень. К творению Мура и Болланда не раз отсылались и другие комиксы, Кристофер Нолан и Тим Бертон признавались, что вдохновлялись им при съемках своих фильмов, и даже в серии игр Batman Arkham оно упоминается.
Если визуальная часть «Убийственной шутки» покажется вам архаичной, то стоит обратить внимание на издание 2008 года, которое получило более мрачные цвета, соответствующие настроениям сюжета, и небольшое послесловие. А вот с анимационным фильмом по мотивам лучше ознакомиться позже, ведь история в нем претерпела значительные изменения.
Максим Чумин
86. Building Stories
- Год выхода: 2012;
- Пишет и рисует Крис Уэйр;
- Издательство: Pantheon Books;
- Не издавался на русском.
Одна из главных причин, по которой я люблю комиксы, — их «артефактность». Что каждая книга комиксов — это уникальный объект со своими особенностями и подвидами: синглы, ТПБ, хардкаверы. Особенно важно и приятно, когда формат учитывают и авторы серий или отдельных произведений и делают что-то, что в любом другом виде было бы невозможно, — и, на мой взгляд, успешное произведение должно быть сделано в идеальном соответствии с выбранной формой. Ну и, конечно, форма = содержание, но не уверен, что смогу ходить в безопасности по улицам после таких заявлений.
Один из главных формалистов мира комиксов — Крис Уэйр, чья каждая книга становится отдельным произведением издательского искусства. Главным шедевром Уэйра является Building Stories: по сути, история в жанре slice of life о жизни маленького человека в большом мире.
По факту, сборник совершенно различных форматов, в которых когда-либо выходили комиксы (газеты, хардкаверы, брошюры, листовки, плакаты, карты, поля для настольных игр…), без абсолютно верного порядка прочтения.
Прочтение комикса становится похожим на настольную игру, а намеренно приземленная история приобретает эпические очертания.
И что важно, при всем многообразии форм Уэйру удается рассказать и трогательную историю безо всяких претензий и замахов на что-то великое. Вкупе со всеми своими деталями Building Stories дарит абсолютно уникальный опыт и, не сочту за моветон, показывает на деле, какими могут и должны быть разными комиксы — и что они могут дать читателю.
Рекомендую хотя бы взглянуть на процесс распаковки этого чудесного издания, чтобы понять, чем оно так выделяется на фоне прочих.
Никита Казимиров
85. Akira
- Годы выхода: 1982-1990;
- Пишет и рисует Кацухиро Отомо;
- Издательство: Kodansha;
- Не издавался на русском.
В наше время с популярностью манги и аниме на Западе все прекрасно. Нам остается только с завистью смотреть, как за рубежом лицензируют все новые и новые серии, не забывая выпускать различные фигурки, артбуки и прочие сопутствующие товары. Конечно же, так было не всегда. В 80-х «странные комиксы и мультики из Японии» были уделом ценителей. Но все изменил выпуск манги «Акира», который произвел настоящий фурор и был сродни культурной бомбе.
Сюжет рисует нам безрадостные картины альтернативного будущего 2019 года. В 1988 году в Токио произошел взрыв ядерной бомбы, из-за чего началась Третья мировая война. Со временем она утихла, а на месте руин был построен Нео-Токио, который, впрочем, тоже сотрясается от протестов и разгула преступности.
Главные герои — парни Тэцуо и Канэда, члены байкерской группировки. Они не обременяют себя заботами, дерутся с другими бандами и живут на полную катушку. Пока однажды Тэцуо случайно не сталкивается со странным мальчиком и оказывается втянут в события, которые смогут изменить весь мир.
После короткого вступления начинается волна непрекращающегося, нарастающего в масштабах экшена, потрясающего воображение. Оторваться практически невозможно, настолько автор погружает нас в безумный водоворот истории. На руку играет еще и прекрасный рисунок, который в мельчайших подробностях изображает грязные трущобы и секретные лаборатории Нео-Токио.
За 6 томов Кацухиро смог смешать множество жанров в удивительную комбинацию. Тут вам и киберпанк, который сменяется постапокалиптикой, и политический триллер, и немного романтики, и жуткий бодихоррор, и даже рассуждения о сущности мироздания. А все многочисленные сюжетные линии и небольшие ответвления истории смотрятся уместно, прекрасно вписываясь в контекст происходящего.
Но как это часто бывает в японских произведениях, лейтмотив повествования должен быть прост и ясен для всех. Отомо выбрал тему дружбы. Но вовсе не той, из-за которой персонажи шаблонных сенэнов находят в себе силы двигаться дальше. Нет, дружба в «Акире» полна соперничества, скрытых обид, жажды превосходства и мести.
И потому она гораздо ближе читателю, чем идеализированные людские отношения в большинстве манг.
При выходе в США «Акира» произвел настоящий фурор и стал даже популярнее, чем у себя на родине. Порой бывает, что такие случаи представляют лишь исторический интерес, но в творение Кацухиро Отомо хочется окунуться с головой. Ведь, помимо других достоинств, с каждой страницы буквально рвется наружу дух молодости и бунтарства, который так часто нынче угасает в людях.
84. The Night Gwen Stacy Died
- Год выхода: 1973;
- Пишет Джерри Конвей, рисует Джон Ромита-старший;
- Издательство: Marvel;
- На русском языке выпускался в 2018 году в рамках «Официальной коллекции Marvel», том 111.
Питер Паркер стал одним из самых популярных героев комиксов благодаря близости к читательским проблемам: неудачи в работе, сложные истории любви, отсутствие денег.
Аудитория видела в Питере не безгрешного полубога, а своего парня, который стремится сделать мир вокруг лучше и справедливее. Паркер всегда был приземленнее Капитана Америка или Супермена и даже под маской Паука он оставался Питером Паркером.
Его альтер-эго создается не укусом радиоактивного паука, а смертью дяди Бена и ощущением ответственности за нее и другие преступления, которые Паркер в силах предотвратить. Вот почему главные события в комиксах про Человека-Паука, включая смерть Гвен Стейси, носят личностный, почти всегда трагичный характер.
В 1973-м сценарист Джерри Конвей и его коллеги редактор Рой Томас и контуровщик Джон Ромита-старший вывели миф Питера Паркера в Бронзовый век комиксов. Тогда никто и подумать не мог об убийстве настолько важного и популярного персонажа, как Гвен Стейси. Сам формат предполагал застывший статус-кво, в котором авторы меняют только второстепенные детали. Но с точки зрения драматургии Гвен нужно было убить. Она идеально подходила Питеру, но конфликтовала с центральной идеей Человека-Паука. Чтобы быть интересным, он должен страдать.
Смерть Гвен лишала Паркера ауры неуязвимости, делала его неидеальным. Его причастность к этой смерти (Питер случайно ломает девушке шею) добавляла вины — чувства, толкнувшего его на путь супергероя. Эта трагедия глубже раскрывала человечность Паркера.
На одной из панелей он горюет, баюкает мертвую Гвен и обещает ей, что все будет хорошо. Это сильный, полный эмоций момент, дающий прочувствовать его травму: «I saved you, honey… Donʼt you see?»
Именно The Night Gwen Stacy Died научила бояться за героев комиксов. Если может умереть Гвен, значит, может умереть и тетушка Мэй. Или сам Паркер — неидеальный, фактурный, а потому такой правдоподобный. В 2018-м персонажей постоянно убивают и по необходимости вытаскивают из пыльного чулана. Но эту конкретную смерть до сих пор не решились перечеркнуть — оригинальную Гвен не вернули в основную вселенную Marvel, хотя Питер за последние пятьдесят лет встречал десятки ее клонов и версий из параллельных вселенных.
Это событие выковало миф о Человеке-Пауке и получило значимость уровня смерти дяди Бена.
83. Lady Snowblood
- Годы выхода: 1972-1973;
- Пишет Кадзуо Коикэ, рисует Кадзуо Камимура;
- Издательство: Shueisha;
- Не издавался на русском.
Вторая лучшая манга гениального Кадзуо Коикэ, создателя легендарной серии японских комиксов Lone Wolf and Cub. Как и все самые удачные работы Коикэ, Lady Snowblood рассказывает про наемного убийцу. На сей раз это Юки, женщина в белоснежном кимоно, прячущая меч в ручке зонтика.
Она выполняет ряд очень сложных заказов, по ходу дела «разматывая» основной квест — мать Юки угодила в тюрьму после группового изнасилования, и теперь ее родившаяся в заточении дочь одного за другим выискивает обидчиков.
От Lone Wolf and Cub — еще одной истории о путешествующем наемном убийце, — Lady Snowblood отличает не только пол героя, но и сеттинг. Дело происходит не в средневековье, а во второй половине 19 века, в разгар Реставрации Мэйдзи, на фоне превращения Японии в индустриальную капиталистическую державу. Западная мода и всевозможные достижения прогресса, фигурирующие в сюжетах про убийства, дополняются очень прогрессивной для манги из ранних 70-х картинкой — там меньше стилистики гравюр Хокусая и больше американского модернизма (и даже психоделики).
Даже если вы никогда не слышали об этой манге, вы наверняка знакомы с парой фильмов студии Toho, Lady Snowblood и Love Song of Vengeance, снятых по ее мотивам.
Юки там сыграла несравненная Мэико Кадзи — и ее образ из этих экранизаций был целиком скопирован Квентином Тарантино в первой части фильма Kill Bill. Тарантино впрочем и не скрывал источников вдохновения, позаимствовав из фильма еще и исполненный Кадзи жестокий романс The Flower of Carnage.
Я вам рекомендую всю фильмографию этой потрясающей актрисы, особенно трилогию Female Prisoner Scorpion — еще одну безупречную экранизацию манги. Но к манге про Юки фильмы с Кадзи имеют весьма отдаленное отношение. Во втором фильме вообще полностью оригинальный сюжет, в первом используется лишь основная сюжетная канва манги и игнорируются самые интересные ее линии — в частности, постмодернистский сюжет о японском авторе, описывающем похождения Юки в газетном сериале.
Максим Чумин
82. Le Garage Hermetique (Герметический Гараж)
- Годы выхода: 1976-1979;
- Пишет и рисует Жан Жиро (Мебиус_); _
- Издательство: Metal Hurlant;
- На русском языке комикс выпущен издательством Zangavar в 2016 году.
Мебиус — по-мирски Жан Жиро — один из самых прославленных авторов комиксов, которые вообще когда-либо прикладывали руку к девятому искусству. Это легендарный художник и великий сочинитель, у которого на счету десятки собственных работ, длительная коллаборация с Алехандро Ходоровски (в том числе и над невышедшей «Дюной»), работа в Marvel и участие в создании множества фантастических картин и мультфильма.
Его стиль — филигранный и по-хорошему (по-прекрасному, даже), прошу прощения, «задротский», но при этом имеющий меру и рамки.
Главной и важнейшей его работой является серия «Герметический Гараж», выходившая в культовом журнале Metal Hurlant в 70-е. О чем эта история? Сложно сказать — да и бессмысленно. Для Мебиуса эти стрипы были упражнениями в мастерстве, зарисовками, за которым спешила история.
«Гараж» настолько всеобъемлющ, что для каждого он будет о чем-то своем. Для многих, конечно, он будет «ни о чем», но на то он и герметический, чтобы быть недоступным.
Александр Башкиров
81. Multiple Personality Detective Psycho (MPD Psycho)
- Годы выхода: 1997-2016;
- Пишет Эйдзи Оцука, рисует Се Тадзима;
- Издательство: Kadokawa Shoten;
- Не издавался на русском.
MPD Psycho — лучший представитель довольно часто встречающегося в хоррор-манге направления «триллер о серийных убийцах». На мой взгляд, за счет оригинальности сюжета, ярких образов и серьезного подхода к материалу со стороны сценариста и художника она значительно превосходит мангу Monster, которая считается классикой, хотя там с первой до последней страницы не встречается ни одного оригинального хода.
В MPD Psycho есть что почитать даже человеку, серьезно увлекающемуся западными книгами, фильмами и сериалами про маньяков. О сюжете этой манги мы с Денисом Варковым немного рассказывали в материале о самых странных копах: главный герой там страдает расщеплением личности, в нем уживаются хладнокровный детектив и отмороженный психопат, которым часто приходится объединять усилия (примерно как в сериале «Мистер Робот»), чтобы вывести на чистую воду очередного жуткого преступника.
По стилю это немного гуро — манга без секса, но со сценами откровенного кровавого садизма и всевозможной расчлененкой.
В частности, расщепление личности детектива происходит в момент, когда преступник присылает ему на работу холодильник, внутри которого — подруга героя с отрезанными руками и ногами (но еще живая). И это еще не самая чудовищная сцена в комиксе — один из маньяков получает сексуальное удовлетворение от того, что выращивает цветы в черепных коробках голых похищенных девушек.
Публикация такого материала в журнале Shonen Ace, рассчитанного на мальчиков и подростков в возрасте 12-18 лет, вызвало массу вопросов у издателя (а потом и у издателя манги отдельными томиками). В послесловии первого тома Оцука трезво и спокойно объясняет, почему выбрал именно такой подход к материалу:
Вопрос о том, как изобразить труп, не превращая его в символ, всегда волновал меня как художника и главного критика собственных работ. Каждый раз, когда в реальном мире происходит что-то ужасное, мангу, аниме, сериалы и игры упрекают за реалистичное изображение смерти. Но если, к примеру, в научной фантастике вымирает большая часть человечества, а тел нам не показывают, тогда смерть можно рассматривать только как символ. Я не ставлю себе целью изобразить как можно более реалистичный труп, но если в моем вымышленном мире смерть не производит впечатления, я не могу добиться своей цели как художник.
Как это обычно бывает в манге, к выпуску десятому MPD Psycho превращается в мусор, невероятное мыло с запутанными семейными отношениями, происками зловещей корпорации и нелепой предысторией, которая только портит сцену расщепления личности героя. Но этот первый десяток выпусков, первые 2-3 маньяка, — это ближайший японский аналог топовых американских триллеров вроде романов Томаса Харриса и сериала «Ганнибал» по их мотивам. Та же клиническая отстраненность в изображении дикого насилия, то же авторское бесстрашие про проникновении в глубины больного сознания.
Сюжет не умеет нормально строить вообще ни один автор японской хоррор-манги, так что даже десяток хороших выпусков оставляют MPD Psycho вне конкуренции.