22 марта 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

[SlowReview] Tomb Raider (2013). Гробница здравого смысла

Перезапуски серии в последнее время – явление<br />вовсе нередкое. Из самого свежего можно вспомнить SimCity (2013) и DmC: Devil<br />May Cry.  И это только если рассматривать игровую<br />индустрию – киношники тоже этим сильно страдают. Сегодняшний наш пациент – @[Tomb Raider (2013)](game:8161), представитель «третьей эры» серии и одновременно – римейк и приквел<br />всего сериала. Весьма, надо сказать, неоднозначный римейк, в котором удачные<br />идеи сосуществуют с кривой их реализацией и постностью. Впрочем, давайте-ка по<br />порядку.
Перезапуски серии в последнее время – явление
вовсе нередкое. Из самого свежего можно вспомнить SimCity (2013) и DmC: Devil
May Cry.  И это только если рассматривать игровую
индустрию – киношники тоже этим сильно страдают. Сегодняшний наш пациент – @[Tomb Raider (2013)](game:8161), представитель «третьей эры» серии и одновременно – римейк и приквел
всего сериала. Весьма, надо сказать, неоднозначный римейк, в котором удачные
идеи сосуществуют с кривой их реализацией и постностью. Впрочем, давайте-ка по
порядку.

Компании Crystal Dynamics не впервой работать над серией Tomb Raider – начиная с Legends, серией занимаются именно они, так что надежды на хорошую (и даже отличную) игру – были. Впрочем, не без примеси некой толики подозрений. Как назло почти на всех выставках публичная версия была слишком короткой (первый уровень плюс охота на несчастного оленя), и посему толком понять было ничего нельзя. Журналисты игру после релиза превозносили (на **Metacritic**у новой Лары фактически нет отрицательных оценок), да и игроки от них не отстают – мол, неплохое, атмосферное приключение про девушку, которая пытается выжить в тяжелой ситуации и спасти своих друзей. В итоге же получилось все как обычно – в теории одно, а вот на практике – совершенно другое.

Как уже говорилось выше, новый Tomb Raider – по сути своей приквел, то есть перед нами самое начало истории про всемирно известную расхитительницу гробниц Лару Крофт. Выпускница археологического университета вместе с небольшой командой отправляются в так называемый Треугольник Дракона, дабы найти доказательства существования государства Яматай. Разумеется, корабль, на котором плывут герои, терпит крушение, и конечно же, на острове находится злая банда аборигенов, с которыми молодой Ларе придется сталкиваться всю игру. Откровенно говоря, сюжет в новом Tomb Raider – не самая лучшая вещь, несмотря на все попытки опираться на реальные факты и мифы (Яматай упоминается в некоторых исторических хрониках), и несмотря на все попытки Райанны Пратчетт сделать сценарий толковым.  Весь сценарий можно описать кратко – «Лара пытается остановить культистов, попадается, выбирается из ловушки и заводит свою шарманку снова». После того, как ее трижды поймали, и трижды она сбегает, ей наконец-то удается остановить своих противников, после чего игра заканчивается. На этом, пожалуй, про сюжет закончим, дабы спойлеры не заполонили весь пост.

Основная цель Лары – спастись с ужасного острова и забрать с собой своих друзей – но для этого надо разгадать загадку острова и не допустить гибели товарищей. И если с первой задачей Лара худо-бедно справляется, то вот со второй все куда хуже. Вообще, если говорить о второстепенных персонажах, то обойтись можно вообще одним словом – «никакие». Большинство персонажей откровенно «ватные» и безынтересные, и им крайне сложно сопереживать. Маслица в огонь подливает и тот факт, что локализация в очередной раз выполнена профессиональными надмозгами – картонные и заезженные голоса (исключений мало, и, что хорошо – Лара озвучена более-менее сносно), традиционные ляпы и прочая мишура. Ну и разработчики тоже не отстают –  самый «шикарный» момент всей игры в этом плане – на разбитом «Эндьюрансе», когда Лара отправляется за инструментами. Эта ситуация начисто уничтожает все остатки логики в игре, а заодно показывает, что конкретно употребляли сценаристы.

Про логику в новом Tomb Raider вообще лучше не заикаться – рискуете остаться с нервным тиком. Ларе обязательно надо убить одного оленя в начале игры – а затем она может всю игру гордо шагать на одной целеустремленности и оптимизме, ничуть не страдая от голода (того оленя, кстати, она тоже вовсе не на мясо разделывает). Лара не умеет плавать – если вы упали в воду, и там глубже, чем по пояс – девушка умирает, наткнувшись на невесть откуда взявшиеся скалы. Лара не догадывается, что ледорубом можно пользоваться как оружием, пока не возьмет ранг «специалиста» (то есть не получит почти десяток уровней), зато потом размахивает ею как заправский молотобоец. Лара очень медленно соображает, но уж тут винить я ее не буду – экстремальная ситуация, как-никак. А, и да – у нее ОДИН факел на всю игру. Нет, серьзно. И вот такие вот мелочи негативно влияют на игру, портя геймплей и впечатления от него.

Раз уж мы заговорили про негатив – то давайте сразу с ним и покончим.  Второй, и, как мне кажется, главной проблемой нового Tomb Raider являются перестрелки. У Лары в арсенале есть пять видов оружия – лук, пистолет, автомат, дробовик и ледоруб. Все они понемногу открываются по мере прохождения игры, и их можно модифицировать как душе угодно, находя запчасти и детали для улучшения уровня оружия (это вообще отдельная песня). Так вот, сами по себе перестрелки – ужасно шаблонные и скучные. Враги в большинстве своем используют оружие ближнего боя или луки, так что Лара может встать во весь рост и палить во все что движется – обычно этого хватает для того, чтобы врагов в округе не оказалось. Ежели супостаты умирать не желают, можно взять лук – это вообще самое полезное и универсальное оружие в игре, которое с пары выстрелов убивает всех, кроме особо защищенных ребят.

Непонятно вот что – зачем было вводить столько оружия, если лук с успехом заменяет  все остальные виды? На пистолет можно прикрепить глушитель, чтобы снимать врагов тихо? Окей, а лук изначально бесшумен и не выдаст вашей позиции, если вас не заметили. Винтовка предлагает хорошую скорость стрельбы и с помощью нее можно бороться с толпами пушечного мяса? Помилуйте, один выстрел из лука убивает большинство мелких врагов – зачем я буду тратить время? Дробовик помогает бороться с тяжелобронироанными соперниками и останавливает врагов? Да, но «толстых» врагов в игре немного, а все прочие прекрасно останавливаются луком навечно. А еще у него дальнобойность больше, вот. Особняком от всего остального стоит ледоруб, но он годен только против самых слабых супостатов да для добивания оных – в иных же ситуациях он бесполезен.

Из-за этого большинство перестрелок – скучны до посинения, разве что некоторые явно цитирующие «Крутого Сэма» моменты (с огромным количеством выбегающего на вас пушечного мяса) заставляют слегка оживиться. Враги, кстати, не то что бы самые глупые в истории видеоигр – кидаются коктейлями Молотова, прикрывают товарищей (ну, делают вид), да и вообще пекутся о собственной шкуре… обычно. Товарищи, которые сражаются в ближнем бою, совершенно лишены инстинкта самосохранения. Господа с луками слишком долго сидят за укрытиям, надеясь, что их лохматые головы будут не видны одуревшей девице с луком – ошибочка, будут! Немного преображают битвы разве что умения, связанные с добиваниями определенными видами оружия – например, можно проткнуть врагу стрелой колено (привет, Skyrim!), а можно угостить порцией свинца в челюсть. Проблема лишь в том, что эти умения открываются уже при прохождении второй половины игры, где сражения уже наскучивают окончательно. Даже сражения со штормовыми стражами Пимико – самураями не пойми какой эпохи – не блещут оригинальностью и оригинальным подходом. Отстрели броню и маску – и противник умер.

А вот что в игре реализовано хорошо – так это головоломки, мир и его исследование. Да, головоломки не сильно сложные (и их очень мало) – зато они возвращают игрока к предыдущим частям серии, предлагая немного поскрипеть мозгами. Увы, в основном головоломки встречаются в гробницах, а самих по себе гробниц в игре немного, и они очень маленькие. Одна-две головоломки – и вы уже у сундука с ценным барахлом и некоторым количеством опыта. Зато остров, на котором разворачивается действие игры – хорош. Разнообразный, красивый и интересный, с кучей мест, куда можно зайти и поглазеть на пейзажи (мир игры постепенно открывается, но никто не мешает вам гулять по нему просто так), но довольно пустой – если забыть про животных и врагов в строго отведенных для них местах, на острове больше ничего и нет. Кроме, пожалуй, паркура и скалолазания. Лара, кажется, переиграла в Mirror’s Edge и Assassin’s Creed, так что большая часть игры представляет из себя эдакий платформер – юная расхитительница гробниц носится по уровням, лихо перескакивая через пропасти и стены, попутно сканируя местность своим «инстинктом», который почти один в один напоминает «орлиное зрение» понятно откуда.

Для любителей завершать игры на 100% исследование мира в Tomb Raider покажется слишком уж скучным – стоит только получить перк, отображающий все артефакты на карте Лары, и исследование мира покажется нереально пресным. Да, расположение некоторых мелких тайников на карте не показывается (извольте искать самостоятельно), однако ничем иным, кроме как искусственным растягиванием игрового времени это назвать нельзя. Пару строчек стоит написать и про мультиплеер, над которым отдельно работали ребята из Eidos Montreal. На выходе мы получили классическую уже добавку для самой игры, призванную заставить пользователя просидеть за ней еще немного (благо, немалое количество ачивментов в игре – мультиплеерные). Впрочем, кроме антуража зловещего острова и режима с защитой радиовышек ничего интересного мультиплеер предложить не может.

Графика в новом Tomb Raider – не лучшая, но и не худшая на свете (скажем спасибо хорошему освещению и приятным моделькам персонажей), так что про нее можно с чистой совестью забыть. Саундтрек совершенно внезапно пролетел у меня мимо ушей почти целиком, но те редкие композиции, которые запомнились, были неплохими. Так что, в общем и целом, о новом Tomb Raider сложно что-либо сказать конкретное. Плохой игрой ее назвать не поворачивается язык – видно, что разработчики старались сделать хороший перезапуск, старались нагнать атмосферы и вообще…. Но что-то все-таки у них пошло наперекосяк, и потому игра получилась с кучей раздражающих вещей, которых можно было бы избежать. Да, игра неплоха, и вполне возможно что сиквел «выстрелит», однако сейчас новая Лара Крофт выглядит не самым лучшим образом – вся измазалась в грязи, поранилась, и говорит совсем не своим голосом. Остается надеяться, что она опомнится, возьмет себя в руки и вновь станет той самой Ларой Крофт, которую все мы знали. А иначе… а иначе как-то некрасиво получится.

Даже сама Лара плачет кровавыми слезами

Даже сама Лара плачет кровавыми слезами

P.S. Заметки на полях:

Что такое Tomb Raider 2013? Игра позиционировалась как Survival-Action, где мы должны смотреть, как, гм, фапабельную девушку грызут волки, проделывают в ней новые отверстия пули и капканы, а так же популярная сцена “якобы изнасилования” главной героини. Что мы имеем на деле? Если это и Игра на Выживание, то, скорее всего, для наших врагов.

Комментарии 168
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Castigat
Castigat
Друг мой, отличная работа;)
Lord13
Lord13
Так вот чем ты был занят...)