Тима Белорусских и его нелепый альбом «Твой диск — моя кассета». Внезапно, с комментарием Супер Суса

Самим Сарвари
В своей постоянной рубрике «По горячим следам», я написал рецензию на дебютный альбом Тимы Белорусских — одного из самых популярных русскоязычных рэперов/певцов прямо сейчас. «Твой диск — моя кассета» получился блеклым и неинтересным, что, конечно, не помешало ему стать самым прослушиваемым альбомом на русском языке начала 2019 года. Вы можете не любить Тиму, но вы его все равно услышите, так что лучше подготовиться. А для оценки и фактчекинга песни «Руферы» мы позвали главного руфера и диггера русскоязычного сегмента ютуба — Супер Суса!

Белорус Тимофей Морозов 30 января выпустил (к моему сожалению, но об этом позже) дебютный альбом «Твой диск — моя кассета» и на несколько дней заполнил своим псевдонимом — Тима Белорусских — первую десятку российских трендов сервисов Boom, Apple Music и Яндекс.Музыка. Счетчик на основном плейлисте альбома в ВК уже перевалил за 17 миллионов прослушиваний. На такое способны редкие артисты-явления.

Во-первых, хиты «Мокрые кроссы» и «Незабудка» доносились из каждого такси где-то с прошлого августа и до конца 2018 года. Эти guilty pleasure-песни, записанные на инструменталы Яна Супоненко, так прилипчивы и настолько хорошо себя чувствуют на вершине чартов, что их статистика росла естественно и почти не нуждалась в маркетинговой поддержке. Они же привели двадцатилетнего Тиму на сцену «Вечернего Урганта» и определили его авторский почерк: любовные подростковые стенания под долбящую хаус-бочку и атмосферу эстрадной попсы конца девяностых — начала нулевых.

Во-вторых, контекст музыке задает киношная история успеха. В первых редких интервью Тима рассказывал, как в 15 лет играл на виолончели в подземных переходах, пока прохожие задевали ногами подгрифник. Окончил 9 классов, бросил колледж, работал грузчиком, мороженщиком, официантом. Увидел объявление о кастинге в новый белорусский лейбл — Kaufman. Его не взяли в первом прослушивании, не взяли и во втором, но администратор вдруг уговорила продюсеров сделать исключение и вернуть Тиму. Фильм о новом народном артисте можно закончить записью «Мокрых кросс».

В-третьих, у него классная подача. Голос Тимофея хрипловато-низкий, ритмичный, самодостаточный, а баланс рэпа и пения откалиброван так, что не надоедает ни одно, ни другое. Хоть в интересных коллаборациях Тима еще не замечен, но нет сомнений — его гостевой припев украсит любую урбан-композицию.

Впервые о Тиме Белорусских я узнал прошлой осенью. Тогда же я дал волю воображению и представил, как его карьера может стать одним из первых громких кейсов русскоязычной музыки, в котором артист выпускает хиты и при этом не распыляется на полноформатные альбомы. Представьте, из ниоткуда появляется парень, записывает два стартовых хита (вы находитесь здесь) и продолжает выпускать по песне раз в месяц. Он едет гастролировать, выпустив шесть-семь композиций, и заманивает на концерты неопубликованным материалом. Будущие синглы его команда отбирает не только по комментариям в Instagram, но и в зависимости от реакции живой публики. В итоге мы получаем молодую поп-звезду с ностальгической музыкой, но разбивающего форматные шаблоны, тянущиеся с 50-х годов прошлого века. Весь 2018-й год предсказывали скорую гибель альбомов, но мало кто рискнул осознанно этим воспользоваться.

Как вы уже поняли, Тима все-таки выпустил свой альбом и разочаровал не столько самим фактом его наличия (не впервые рушатся мои фантазии), сколько содержимым и даже стратегией выхода на рынок. Важно заранее отметить, что последующая критика относится только к релизу и никак не к самому артисту. А теперь начнем по порядку.

Основной тезис моей рецензии: «Твой первый диск — моя кассета» как минимум не предлагает слушателю ничего нового, как максимум — его невозможно слушать.

Мне бы хотелось сказать, что эти семь песен — все та же танцевальная музыка с атмосферой «Голубого огонька», но на деле все хуже. Слушатель не проникается милой эстетикой поп-музыки своего детства или юности, он ощущает неприятный осадок от головокружительной однобокости того продукта, которым нас кормила эстрада на протяжении многих лет. На дебютном альбоме Тима свернул в сторону пассивности и предложил своей аудитории копию копии копии <…> копии той музыки, которую слушатели ожидали. В восторге, уверен, остались лишь фанаты — самые необъективные представители музыкального рынка, целевая аудитория таких постов и таких заметок.

Понимаю, мое описание дебютника Белорусских не привлекает, но ни в коем случае не проходите мимо этого альбома. «Твой первый диск — моя кассета» — удивительная работа, полная чудес!

Обзор альбома Тимы Белорусских - «Твой диск — моя кассета» | Канобу - Изображение 6640

Прочувствовать это вы сможете уже в первой и самой прослушиваемой песне альбома. «Я больше не напишу» — это пение навзрыд на фоне клавишных аккордов и перкуссии будто из каталога встроенных битов детского синтезатора. Но главная особенность этой композиции — в тексте. «Я больше не напишу» держится на зацикленном припеве, именно из-за таких припевов популярную музыку презренно кличут «попсой»:

Ты не простила меня, я больше не напишу. Я заблокирован, я только пью и пью. Больше нет смысла, мам, места не нахожу. Нужно искать ее, ведь мне сложно быть одному.

В припеве, вроде, много слов (ровно 30), но на приевшийся школьный вопрос: «Что этим хотел сказать автор?» тяжело ответить больше, чем: «Что-то о любви». Тимофея будто попросили спеть про сердечное томление, но настолько пространно, насколько позволят законы вселенной — и он все равно умудрился некоторые из них нарушить. Я прекрасно понимаю, неопределенные тексты в таких песнях сочиняют, чтобы слушатели неосознанно разглядывали в них отражение своего жизненного опыта, но этот припев сведет с ума любого, кто попытается его понять.

В таком же стиле «что-то о любви» записан весь альбом «Твой первый диск — моя кассета» — это единственное, что вы вспомните после его прослушивания. Взгляните, например, на бридж композиции «Возвращаться уже поздно», в котором Тима будто издевается надо мной:

Запутались сами в себе, Запутали память о всех. Распутались — никого нет, И вот мы падаем вверх.

А далее — припев:

Назад возвращаться уже поздно, Назад возвращаться несносно, Но получается, что возвращаться можно, Так что увидимся точно.

Какой ты сегодня слушатель Тимы Белорусских: который возвращается поздно или несносно? Главное, знай — возвращаться можно. Кстати, забавный факт: если зациклить слово «точно» из этого припева (таймкод — 1:06) и на фон прикрепить эту фотографию Тимофея, то такой контент вполне может попасть еще и в тренды PornHub.

Песня «Цветочный сад» — алый цветочек всей пластинки. В какой-то момент ее прослушивания перед глазами образуется картинка: Витас в самом расцвете своих рыбьих сил вдруг оказывается во вселенной кинокартин «Горько!» и танцует вместе с бабушками, дедушками, тетями, дядями. И в теории тебе тоже должно быть весело, но ты ребенок и тебе не позволяют напиться до такого состояния, чтобы мозг мог справиться с этим окружением. Описать точнее «Цветочный сад» я не могу.

Если уж и выделять что-то неплохое на альбоме «Твой первый диск — моя кассета», то это два последних трека — «Мальчик бабл-гам» и «Песня-SOS». У первого — приятный мотив и динамика, candy-crash-лексикон, а вторая слегка экспериментирует со звуком — можно услышать даже электрогитару. Но эти эксперименты все равно остаются с привкусом чего-то до боли знакомого. Например, «Песня-SOS» крайне похожа на ту композицию, которую обычно в самом конце исполняют участники «Фабрики звезд» (если помните, что это такое):

Еще увидимся, ты не грусти. Мы еще встретимся, верь мне и жди. Если станет сложно и очень sad, Нажми на песню S-O-S.

Обзор альбома Тимы Белорусских - «Твой диск — моя кассета» | Канобу - Изображение 6641

Ладно, шутки в сторону. Стратегия Тимы и лейбла Kaufman предельно ясна. В командных видах спорта бывают ситуации, когда одна из команд садится в глубокую оборону, если счет его устраивает. В футболе обычно говорят: «Команда играет на удержание счета», но по иронии, такая тактика часто разваливается под конец матча. «Твой первый диск — моя кассета» — это 23 минуты игры на удержание. Счет, который хотел удержать Тима, — это отличная реакция на предыдущие хиты «Мокрые кроссы» и «Незабудка». Если целью Тимы и лейбла Kaufman было желание заработать на уже выстроенной популярности — то исход удачный, Если создать интересный альбом — нет.

«Я послушал „Кроссы“ — и тут же понял, что это не просто хит. Что это АРТИСТ», — восклицает успешный певец и музыкальный менеджер Bahh Tee в интервью The Flow. Несмотря на слабый дебютный альбом, Тима остается все тем же классным молодым АРТИСТОМ с узнаваемым голосом и стилем.

Основная проблема фрешменов, которые неожиданно выстреливают хитами, — они чувствуют себя всемогущими. Они пробились, во всем сами разобрались и теперь другие должны подстраиваться под них, но реальность сурова — в последние годы молодые звезды быстро заявляют о себе и, к сожалению, так же быстро исчезают. Одно из средств профилактики этой «фобии Локимина» — выстраивание сильной команды вокруг артиста или «контракт на 360», когда командой становится лейбл, желательно крупный.

Сейчас у Тимы Белорусских слабая support-команда, чтобы доказать это, достаточно задать один вопрос: почему популярный альбом под названием «Твой первый диск — моя кассета» не продается ни в виде кассет, ни даже в виде CD-дисков хотя бы крайне ограниченным тиражом в качестве мерча?

Обзор альбома Тимы Белорусских - «Твой диск — моя кассета» | Канобу - Изображение 6642

А теперь передаю слово гостю моей рецензии — Супер Сусу. Приметив в треклисте альбома песню под названием «Руферы», я не мог не вспомнить о популярном киевском руфере, диггере и видеоблогере, который скрывается от правосудия то в тоннелях метро, то на башенных кранах. Я попросил Виталия оценить композицию и ответить на ряд моих вопросов. Вот, что из этого получилось.

Обзор альбома Тимы Белорусских - «Твой диск — моя кассета» | Канобу - Изображение 6643

Последние статьи