04 апреля 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

There's More Than One of Everything – об играх Левина и сериалах Абрамса

There's More Than One of Everything – об играх Левина и сериалах Абрамса - изображение обложка

Это было лучшее изо всех времен, это было худшее изо всех времен; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы Света, это были годы Мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния; у нас было все впереди, у нас не было ничего впереди…
— Чарльз Диккенс, «Повесть о двух городах»

Практически во всех рецензиях на BioShock Infinite есть одна примечательная деталь: авторы жалуются на слабую шутерную составляющую, хотя и отмечают, что геймплей на уровне или даже лучше, чем в первой Bioshock. Той самой Bioshock, которую называли «Shooter 2.0», и которая, наряду с обоими Half-Life, является самым высоко оцененным шутером на Metacritic: средний балл равен 96 из 100. Итак, не уставая называть Bioshock Infinite средним шутером, рецензенты возводят игру на пьедестал почета.

__

Дальнейший текст содержит сюжетные спойлеры Bioshock Infinite и сериалов Lost, Fringe – вы предупреждены!

__

В каждом художественном произведении должны быть понятные зрителю-читателю-слушателю-игроку вещи, на фундаменте которых строится история. Одной из таких вещей часто бывает религия.

В каждом художественном произведении должны быть понятные зрителю-читателю-слушателю-игроку вещи, на фундаменте которых строится история. Одной из таких вещей часто бывает религия.

Из оценок следует и так очевидная вещь: Infinite берет не столько геймплеем (хотя я с удовольствием играл в бомжа в режиме 1999 и сделал ачивку Scavenger Hunt), сколько проработкой мира, персонажами и историей. В зависимости от настроения рецензента и его отношения к шутерам вообще, Infinite можно дать любую оценку от 7 до 10, поставив на одну чашу весов Элизабет, а на другую – повторенную трижды битву с единственным боссом и затянутое сражение на дирижабле Комстока. Но кому нужны эти цифры? Bioshock Infinite не только, наконец, превратила Кена Левина в знаменитость и научила общественность правильно писать его фамилию, но и сделала то, что не удавалось художественным произведениям со времен финала Lost – заставила весь интернет обсуждать концовку, выдвигая теории и сопоставляя мельчайшие детали. Пусть Левин оставил меньше простора для фантазии, чем Абрамс сотоварищи, ему удалось достичь главного – заставить людей задуматься.

Bioshock Infinite сделала то, что не удавалось художественным произведениям со времен финала Lost – заставила весь интернет обсуждать концовку.

Сцены, обеспечившие игре рейтинг 18+, позволяют полнее передать атмосферу. Именно поэтому Bioshock - шутер от первого лица, а не адвенчура, RPG или интерактивный фильм в духе Fahrenheit и Heavy Rain. Игрок должен ощущать себя в шкуре Букера.

Сцены, обеспечившие игре рейтинг 18+, позволяют полнее передать атмосферу. Именно поэтому Bioshock - шутер от первого лица, а не адвенчура, RPG или интерактивный фильм в духе Fahrenheit и Heavy Rain. Игрок должен ощущать себя в шкуре Букера.

Впрочем, любители искать дыры в мифологии тут же начали жаловаться, что нам толком не рассказали про птицу (ясно же, что это здешний вариант Большого папочки, которого подсмотрели через разрыв, ведущий в Rapture), не осветили судьбу Лютес (логично предположить, что после устранения временной петли с местной мадам Кюри все будет хорошо) и забыли растолковать еще четыреста пятьдесят одну нестыковку. И, главное, не показали, пропадает ли последняя Элизабет – ну а эпилог после титров на что? Но главный вопрос остается без ответа – было ли все это на самом деле? Или и крушение Oceanic 815, и история Колумбии – всего лишь сон лабрадора Винсента или предсмертные галлюцинации Букера, утонувшего во время крещения еще в первый раз?

Шутка для тех, кто в теме: J.J. Abrams' Bioshock.

Шутка для тех, кто в теме: J.J. Abrams’ Bioshock.

На самом деле, совершенно неважно. Возьмите роман любого уважаемого фантаста и копните чуть глубже инопланетных жуков, тральфамадорцев и путешествий к звездам – Каттнер, Хайнлайн, Азимов, Воннегут, Брэдбери и десятки других писателей отличаются от философов только тем, что не столь занудно и заумно рассуждают о серьезных вещах.

И Абрамс, и Левин делают то же самое: создают интригующую вселенную (пусть и в пределах отдельного острова или города) чуть ли не с единственной целью – показать социум, продемонстрировать отношения героев и заставить им сопереживать.

Естественно, не обошлось без обязательного для антиутопии упоминания романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Естественно, не обошлось без обязательного для антиутопии упоминания романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Даже источники вдохновения одни и те же: пятидесятая серия Lost под названием «A Tale of Two Cities» знакомит нас с реальным бытом жителей, ранее известными как «другие», и, по сути, показывает выживших рейса 815 с точки зрения «местных». Название же эпизода совпадает с заглавием к «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса, в которой французские революционеры показаны такими же жестокими деспотами как и те, против кого они сражаются. Vox Populi – практически полная их копия вплоть до красных цветов, разграбленных домов и убитых гражданских. «Как от этого оправится Колумбия?», – вопрошает Элизабет. Скорее всего, никак, ведь в попытках нести добро ты сам становишься всесокрушающим злом.

Viva la Revolucion! Но никто не задумывается, что же будет дальше...

Viva la Revolucion! Но никто не задумывается, что же будет дальше…

В этом плане Bioshock почти дословно пересказывает другой сериал Абрамса – Fringe, по удивительному (или нет?) совпадению выходивший с сентября 2008 по январь 2013 – то есть ровно во время разработки Infinite. О схожести свидетельствуют не только разрывы в реальности, параллельные вселенные, гениальные ученые, решающие поиграть в творца, и знаменитые «The boy must live» и «Bring us the girl»,  но и вполне объяснимые желания Уолтера Бишопа и Захарии Комстока иметь наследника. Увы, ничего хорошего из этого не выходит: и Fringe, и Bioshock Infinite в ярких красках демонстрируют, как необдуманные действия одного человека могут повлечь за собой уничтожение целого мира (альтернативной вселенной и Колумбии соответственно).

Один из первых в игре намеков на то, что Элизабет открывает окна в параллельные измерения: в кинотеатре показывают фильм «Месть джедая».

Один из первых в игре намеков на то, что Элизабет открывает окна в параллельные измерения: в кинотеатре показывают фильм «Месть джедая».

При этом и Левин, и Абрамс вполне убедительно показывают, что даже смерть вселенной – ничто по сравнению с горем родителя, который потерял ребенка. Питер и Уолтер, Майкл и Сентябрь, Генриетта и Оливия, Анна и Букер – переменные меняются, константы остаются. Можно сбежать, можно забыть, можно объявить войну всему миру, но в конечном итоге приходится разорвать петлю, принеся себя в жертву. И уж совсем невероятным совпадением кажется то, что в Lost тоже рассуждают о константах, переменных, путешествиях во времени и кровоточащих носах. Жил, живет, будет жить – разница только в восприятии. Спросите “близнецов” Лютесов. Или тральфамадорцев!

«No! Mr. Bubbles, please!» - помните, как маленькие сестрички оплакивали гибель Большого папочки? Не это ли одна из констант, о которых говорит Левин?

«No! Mr. Bubbles, please!» - помните, как маленькие сестрички оплакивали гибель Большого папочки? Не это ли одна из констант, о которых говорит Левин?

«Всегда есть маяк. Всегда есть мужчина. Всегда есть город».

И если Кен Левин практически открытым текстом говорит, что не прочь сделать новый Bioshock, то мы уже знаем, кто должен снять фильм. И тогда скептики, возможно, поймут, за что игры Левина получают десятки.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. На то оно и мнение.

Об авторе: Десять лет в гейм-индустрии. Успел поработать переводчиком, редактором, пиарщиком, маркетологом и, как ни странно, журналистом.

__

Комментарии 82
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
KOCMEC
KOCMEC
У Абрамса хватает не удачных проектов, но все помнят лост, в котором так и не объяснили что это за остров то был, одно дело оставить простор для фантазии, другое самому не придумать нормального объяснения :) Биошок отличная игра, Левин молодец, но прям сходить с ума от восторга как то слишком
Just Michael
Just Michael
Комментарий был удален
Just Michael
Just Michael
Шикарный анализ, спасибо. Как раз сегодня задумался о том, насколько жуткие чудовища скрываются за интеллигентными лицами Лютесов. По сути, перед нами колумбийский вариант доктора Сушонга. В обоих случаях это учёные, не стеснённые "ханжеской моралью". Элизабет стала подопытным кроликом с их подачи. Происхождение Певчей Птицы тоже связано с ними. Букер так же становиться подопытным кроликом. И средства контроля над разумом они используют примерно те же. Что вы на этот счёт думаете?