Поп-звезда в ловушке собственного эго: разбор провального фильма The Weeknd «Последнее завтра»

29 мая в прокат вышел психоделический триллер «Последнее завтра», посвящённый травматическому эпизоду из сценической биографии The Weeknd. Главную роль в картине о поп-артисте, переживающем кризис на фоне отмены концерта, исполнил сам Эйбел Тесфайе. Разбираемся, каким получился портрет музыканта на экране и почему «Последнее завтра» — скорее клип для фанатов, чем полноценное кино.
- Посмотрите нашу статью «Путь The Weeknd в музыке и кино: В тени неонового света»
Страна: США
Жанр: триллер
Режиссёр: Трей Эдвард Шульц
Сценаристы: Реза Фахим, Трей Эдвард Шульц, The Weeknd
В ролях: The Weeknd, Дженна Ортега, Барри Кеоган
Премьера: 29 мая 2025 года
Где смотреть: в кинотеатрах
О чём фильм?
The Weeknd тяжело переживает расставание с возлюбленной накануне выступления. Он налегает на алкоголь, подолгу смотрит на себя в зеркало и умоляет своего менеджера и друга Ли (Барри Кеоган) связаться с бывшей девушкой, потому что музыканта она игнорирует. Чтобы отвлечься от сердечных переживаний, артист отправляется жёстко тусить, что только усугубляет его проблемы с ментальным здоровьем.
Из-за сильного стресса у Эйбела начинаются проблемы с голосовыми связками, но концерт он не переносит. Во время выступления голос подводит музыканта, вынуждая его с позором покинуть сцену. В коридорах стадиона The Weeknd сталкивается с фанаткой Анимой (Дженна Ортега), которая заставляет артиста на время забыть о громком провале, а следом получает над ним контроль.
Личная травма, как источник вдохновения

Фото: «Атмосфера кино»
Отправной точкой для психоделического триллера «Последнее завтра» стал инцидент, который едва не стоил The Weeknd музыкальной карьеры: в 2022 году Эйбел Тесфайе потерял свой «ангельский» голос прямо во время концерта в Лос-Анджелесе. Он пытался петь ниже и делал вокальные упражнения, но ничего не помогало: голосовые связки не слушались, поэтому артист лишь беззвучно открывал рот.
Вынужденная отмена шоу сильно ударила по самооценке музыканта.
«Я был побежден на мировой арене, когда все [на меня] смотрели. Позже, когда я увидел видео, реакция [публики] на самом деле не казалась такой уж плохой. Но в моей голове звучали только свист, крики, ненависть и гнев», — делился The Weeknd в интервью.
В «Последнем завтра» этот «катастрофический» эпизод из профессиональной жизни музыканта передан в тревожных интонациях: за нервным выходом на сцену следует паническая атака в пульсирующем свете софитов. The Weeknd начинает исполнять трек «Wake Me Up» из своего последнего альбома Hurry Up Tomorrow и на глазах у сотен фанатов в миг лишается голоса. Полная растерянность, стыд, детская уязвимость отражаются на лице Тесфайе.
Актёрские потуги и эгоцентричный портрет звезды

Фото: «Атмосфера кино»
Когда артист не играет (ещё по роли в «Кумире» стало понятно, что актёрство — не его), а заново проживает унижение на публике, это выглядит убедительно. Но когда The Weeknd изображает истерику после расставания с девушкой и ловит панические атаки в ванной, остаётся только терпеть его жеманные выкрутасы.
Музыкант выставляет на показ собственные страдания, возводя их в абсолют: Тесфайе картинно пускает слезу в гримёрке, в порыве гнева колошматит воздух и тягает железо, терроризирует бывшую звонками и сообщениями на автоответчике («красный флаг») и, конечно, обвиняет в своём поражении кого угодно, но только не себя.
Художественный автопортрет The Weeknd выходит не столько самовлюблённым, сколько эгоцентричным. Певец культивирует свои разочарования, тревоги и обсессии, преподнося их как уникальные составляющие личностного кризиса.
Демонстрация неприглядной изнанки феноменального успеха — избитый ракурс для музыкальный байопиков. И всё же от большинства фильмов про реальных рок-звёзд и поп-идолов «Последнее завтра» отличает то, что в этой картине Эйбел Тесфайе, принимавший непосредственное участие в её создании, играет самого себя.
Психоделическая эстетика и художественный хаос
За визуальную и драматургическую составляющие фильма также отвечал американский режиссёр Трей Эдвард Шульц, прежде всего известный по постапокалиптическому хоррору «Оно приходит ночью» (2017). Если говорить об эстетике «Последнего завтра», то параноидальный триллер скорее напоминает среднестатистический клип The Weeknd, растянутый почти на два часа, нежели полноценное кино.
По стилистике фильм ближе всего оказывается к видео на хит «Blinding Lights»: огни большого города (преимущественно красные и жёлтые) вращаются в бешеном темпе во время безумного кутежа героя перед роковым концертом. Эпилептический монтаж в сочетании с отрывками композиций из альбома Hurry Up Tomorrow (слышатся параллели с музыкой Майкла Джексона) подчёркивает хаотичность сновиденческого мира, рождённого сознанием известного артиста.
В «Последнем завтра» The Weeknd лицом к лицу встречается со своими страхами, а его фанатка-психопатка сжигает прошлое дотла и устраняет все препятствия на пути к духовной близости с кумиром. Однако ни романтическое бегство от тяжёлого бремени славы, ни неожиданные вкрапления хоррора не придают фильму художественную ценность.
Быть и казаться
Эмоционального подключения к истории главного героя, по сути представляющей собой нарезку из нескольких бурных эпизодов, не случается из-за авторского высокомерия. The Weeknd выставляет себя жертвой обстоятельств, хотя он сам, несмотря на проблемы с голосом, решил не противоречить менеджеру и вышел на сцену, а девушку потерял из-за собственной жестокости. Исповедью музыканта «Последнее завтра» назвать сложно: Тесфайе признаёт свои слабости, но в то же время считает себя солнцем, вокруг которого вращается весь мир.
От противоречивого отношения к The Weeknd в публичном поле во время просмотра невозможно абстрагироваться. Известно, что во время съёмок скандального «Кумира» музыкант посчитал, что «шоу слишком сильно склоняется к женской оптике», и настоял на том, чтобы его персонаж, абьюзер и манипулятор Тедрос, получил больше внимания.
Кроме того, неуважительное отношение Тесфайе к женщинам нередко проскальзывает в его музыке. Например, в старом хите «The Hills» он поёт: «Я только что трахнул двух с_**_, прежде чем увидел тебя». Собственно, это же ругательство с приставкой «шизанутая, тупая» несколько раз звучит в фильме, как явная насмешка над претензиями к «мизогинному» содержанию песен артиста, так что ни о каком раскаянии здесь не может быть и речи.
Двухчасовой клип для фанатов

Фото: «Атмосфера кино»
Поскольку центр вселенной «Последнего завтра» — фигура «почти святого» The Weeknd, персонажи Дженны Ортеги и Барри Кеогана выгодно оттеняют хрупкий характер его героя. Страстная поклонница Анима держит Тесфайе в заложниках и пытает музыканта его песнями. Менеджер Ли эксплуатирует талант артиста, несмотря на его уязвимое психологическое состояние. Все второстепенные герои либо хотят заполучить частичку The Weeknd, либо используют творчество звезды ради личной выгоды. Никто, кроме матери, его по-настоящему не любит.
«Слишком личные» песни The Weeknd о разбитом сердце, разлуке и токсичных отношениях, где он — скрытый абьюзер (трек «Gasoline»), становятся идеальным саундтреком к терзаниям лирического героя. Фокус на визуализации его музыки ещё раз доказывает, что «Последнее завтра» смотрелось бы куда лучше в формате клипа. Или же Эйбел Тесфайе мог бы последовать примеру Бейонсе и снять документальный фильм-концерт.
Впрочем, поклонников The Weeknd сумбурность и нарциссизм фильма едва ли смутит: разбросанные по триллеру пасхалки (вроде «искажающей» лицо пластиковой маски) и точное попадание в настроение альбома Hurry Up Tomorrow наверняка найдёт у них отклик. Всех остальных камерность «Последнего завтра» скорее всего оттолкнёт: масштаб личности артиста нисколько не оправдывает небрежность его кинопортрета.
