The Swapper: Рецензия
С обложки, из пустой и холодной темноты на меня смотрел человек в скафандре, а фонарь на его шлеме, казалось, был не просто яркой звездой, но и спасительным лучом света, который несет с собой последнее спасение от всепоглащающе бездушного космоса. И только после того, как я прошел игру и более внимательно рассмотрел это изображение, я заметил в руках этого человека еще один скафандр. Пустой скафандр.
Не так часто игра может буквально вызывать мурашки. Та любовь, с которой создатели вручную, из пластилина (!) и других подручных материалов смастерили всю игру, сочетается здесь с непередаваемой атмосферой страха, саспенса, холода и одиночества. Сюжет и атмосфера отсылают нас к самым прославленным произведениям жанра научной фантастики, как из мира кинематографа ("Космическая Одиссея" Кубрика или Луна 2112, снятая сыном Дэвида Боуи Данканом Джонсом) так и из мира литературы (наиболее заметны отсылки к Великому, не побоюсь этого слова, “Солярису” Лема).
В первую очередь эти отсылки заметны на фоне сюжета игры и ее основной механики. Специальный прибор – swapper– позволяет вам создавать своих клонов, которые в точности повторяют все ваши движения, а так же вселяться в них, попеременно управляя любой из доступных пяти копий вашего персонажа. Вы прибываете на пустынную космическую исследовательскую станцию, и постепенно раскрываете все ее страшные секреты. Нет, здесь не будет никаких скримеров или пугающих изображений – с созданием атмосферы безысходности и одиночества космоса отлично справляется прекрасная музыка, а так же замкнутые и причудливые интерьеры станции.
Для открытия новых отсеков вам предстоит решать загадки, основанные на использовании **swapper’**а, а так же гравитации и особых световых ламп (свет определенного цвета блокирует некоторые функции устройства). Загадки в игре практически идеального уровня сложности – они не заставляют вас рвать на себе волосы и постоянно заглядывать в интернет в поисках прохождений, но и доставляют удовольствие любителям подумать. После решения пазла вы получите так называемые «сферы», которыми и «оплатите» свой пропуск далее по сюжету. Сначала вам не возбраняется пропускать некоторые комнаты, но будьте уверены, что перед финалом игры вам еще предстоит вернуться к этим загадкам.
К слову о финале – по последней моде в игре есть две концовки. Конечно, ваше прохождение никак не влияет на них, но назвать сюжетную вилку перед концовкой «моральным выбором» будет огромным упрощением. Каким бы ни было ваше решение – уверяю вас, вы будете поражены и ошарашены.
Прохождение игры заняло у меня 8 часов, с учетом того, что я не читал гайды (не считая выбивания ачивок, которое просто невозможно, мне кажется, сделать самостоятельно) и честно использовал все ограниченные возможности собственного интеллекта.
Я очень люблю жаловаться на то, что игры глупеют, а сюжеты в них можно пересказать парой предложений. Довольно часто крайне популярная игра не оставляет после себя никаких эмоций – да, поиграл, получил удовольствие, потратил время, развлекся… Но такие небольшие и при этом замечательные игры как The Swapper каждый элемент которых можно заслуженно приводить в пример многим создателям проектов ААА класса, вселяют в меня надежду на то, что со временем, мы, без капли стеснения и преувеличения, будем ставить в один ряд Лема, Кубрика и создателей видеоигр.