26 октября 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

The Stanley Parable, Knock-knock и другие незаметные, но хорошие игры

На неделе малоизвестная для многих приключенческая инди-игра The Stanley Parable неожиданно заняла лидирующую позицию в чарте продаж цифрового магазина Steam. Мы разобрались, почему так случилось, и нашли еще пять хороших, но незаметных для многих игр.
На неделе малоизвестная для многих приключенческая инди-игра The Stanley Parable неожиданно заняла лидирующую позицию в чарте продаж цифрового магазина Steam. Мы разобрались, почему так случилось, и нашли еще пять хороших, но незаметных для многих игр.

The Stanley Parable

The Stanley Parable, Knock-knock и другие незаметные, но хорошие игры - фото 1

Новая, улучшенная и дополненная версия нашумевшего в свое время мода к Half-Life 2 (теперь — в формате самостоятельного проекта), который кто-то назовет шуткой, издевательством и нелепицей, а кто-то — попыткой перенести в формат видеоигры творчество Франца Кафки. На первый взгляд, нелепицы здесь как раз больше. Современный «маленький человек», офисный червь Стэнли, призванный лишь нажимать кнопки в компьютере, однажды обнаруживает, что все остальные сотрудники куда-то исчезли, а в его голове объявился голос, призывающий идти и проверить, что случилось. Если следовать его указаниям, игра закончится быстро и предсказуемо. «Маленький человек» вырвется из офисного рабства, узнает «страшный секрет» фирмы и обретет счастье, но у игрока останется чувство недоумения. Геймплея тут нет, мы лишь идем по коридорам и комнатам да иногда нажимаем на кнопки под ехидное хихиканье невидимого комментатора, которому явно не дает покоя слава ГЛэДОС: «Стэнли долго гадал, какую нажимать кнопку, ведь он совсем не знал, что код — 2854!»

Впрочем, голос можно не слушать и делать совсем не то, что он просит. И вот тогда откроется суть и основная тема этой истинно кафкианской притчи. Ведь The Stanley Parable — не про бунт офисного червя, а, наоборот, про фатализм, хождение по замкнутому кругу и бесполезность попыток вырваться из него. Следуете вы или нет указаниям рассказчика, игра все равно снова и снова начинается сначала. Забавно, что многие этого не понимают, тщетно нажимают на какие-то кнопки и лезут на форумы за подсказками, хотя надо просто смириться и ждать. Зато теперь они примерно знают, о чем был роман «Замок» Кафки — пусть и в таком кратком интерактивном изложении.

Jazz: Trump’s Journey

The Stanley Parable, Knock-knock и другие незаметные, но хорошие игры - фото 2

На PC, наконец, вышел чудесный стильный платформер про молодость Луи Армстронга. Зовут главного героя, правда, не Луи, а Трамп, но параллели очевидны: действие игры разворачивается в двадцатых годах прошлого века в Новом Орлеане, по улицам которого бегает начинающий джазмен, воспитывавшийся бабушкой. Здесь он ищет профессиональных музыкантов, чтобы поучиться у них и собрать свой бэнд, пытается покорить сердце прекрасной певицы и все время убегает от полицейских.

Впрочем, драться и стрелять из украденного у копа пистолета ему не придется. Трамп собирает музыкальные ключи, прыгает, двигает ящики, раскачивается на веревках и отскакивает от стен как мячик. Но главное — от звуков его трубы замирают не только прохожие, но и само время: именно так можно остановить какую-нибудь подвижную платформу в нужном месте и положении и миновать очередной патруль. Потом, правда, полицейские догадаются затыкать уши, но к тому времени наш герой уже научится использовать их шлемы в качестве трамплина.

Вся Jazz: Trump’s Journey просто пропитана атмосферой праздника и легкой джазовой импровизации, что с лихвой искупает, кстати, не самое удобное управление.

Legend of Fae

The Stanley Parable, Knock-knock и другие незаметные, но хорошие игры - фото 3

Смесь головоломки и RPG, где нужно избивать врагов и набирать опыт, складывая в ряд шарики одного цвета, были популярны несколько лет назад, но и сейчас еще попадаются забавные представители этого субжанра. Вот, например, в Legend of Fae мы играем за маленькую девочку с протезом вместо ноги, которая в буквальном смысле даже шагу не может сделать (чтобы, например, дойти до важного персонажа), пока мы не соберем в ряд нужное количество фиолетовых камешков.

Потом на нее начнут нападать агрессивные сказочные существа, животные и растения, но тут на помощь девочке-инвалиду придут элементы четырех стихий – огня, воды, земли и воздуха. Чтобы призвать их нужно, понятно, собирать камни определенного цвета. А чтобы не расходовать драгоценную энергию почем зря, важно помнить: каждая стихия особенно эффективна против «профильных» существ. Вода, например, буквально гасит каких-то огненных тушканчиков, а ветер сбивает на землю летающих врагов.

Пазловые упражнения не останавливаются ни на минуту, даже вне сражений: постоянно собирая энергию разных стихий, можно лучше подготовиться к новой стычке. Огонь, например, можно израсходовать на увеличение здоровья девочки, а ветер — на ее скорость. В остальном это милая и традиционная jRPG: перемещаемся по глобальной карте, в перерыве между миссиями прокачиваем силу элементалей, ведем длинные беседы и пытаемся разгадать секрет исчезновения родного дядюшки.

Tetrobot and Co

The Stanley Parable, Knock-knock и другие незаметные, но хорошие игры - фото 4

Продолжение оригинальной головоломки Blocks That Matter. Главный герой прошлой части, похожий на стиральную машину робот Тетробот, сломался, и нас в качестве маленького ремонтного Психобота запустили в его механизированные внутренности, чтобы все там починить. Механика в Tetrobot and Co претерпел определенные изменения, но суть осталась прежней: мы так или иначе взаимодействуем с разными каменными, деревянными, золотыми и прочими блоками. Психобот может втягивать их в себя даже на расстоянии (главное, чтобы на пути не было препятствий), а потом выплевывать в нужных местах, чтобы активировать кнопку и открыть проход дальше или, например, чтобы перекрыть электроимпульс, преграждающий путь.

Все это только на бумаге выглядит просто, а на самом деле Tetrobot and Co., как и ее предшественница, заставляет напряженно варить котелок даже на начальных уровнях. А потом механика еще больше усложняется, появляются порталы, лазерные лучи и даже какие-то слизни — их с помощью тех же блоков приходится направлять в нужные места. А еще нас заставляют чинить и собирать недостающие детали труб, по которым наш робот и передвигается между локациями.

К этому авторы добавили забавный сюжет и богатый бонусный контент — по мере прохождения постепенно открываются биографии персонажей, какие-то фото, мелодии и куча разнообразной информации. Выглядит игра мило и стильно, а главное, в отличие Blocks That Matter, никогда не притормаживает.

Dark Matter

The Stanley Parable, Knock-knock и другие незаметные, но хорошие игры - фото 5

Буквально недели не проходит без появления новой игры про выживание, сбор ресурсов и крафтинг. Но многим из них самим отчаянно не хватает ресурсов и таланта, чтобы надолго удержать внимание игроков. Dark Matter от InterWave — редкое исключение. За плечами у студии уже есть такой большой и примечательный проект, как Nuclear Dawn, и опыт авторов чувствуется сразу. Достаточно стандартный по своей сути сайдскроллер про выживание одинокой астронавтки в недрах космической станции, захваченной агрессивной инопланетной фауной, они превратили в очень увлекательный, непростой и небанальный экшен.

Базовая механика понятна и проста: под комментарии болтливого ИИ (куда же без него!) движемся по темным коридорам влево или вправо, светим фонариком, собираем записки и дневники, ищем ключи доступа, восстанавливаем подачу энергии, подбираем новое оружие, отстреливаем разную мерзкую живность. Ну и, конечно, собираем выпадающие из врагов (а также из разнесенных в щепки ящиков) ресурсы, чтобы на специальных станках делать новые аптечки, патроны и апгрейды для оружия.

Но есть и интересные нюансы, связанные с использованием света. Некоторые враги, выступающие в роли ловушек, его не любят и убирают щупальца, если направить на них фонарик. Другие, наоборот, в темноте сразу чахнут: нам приходится уничтожать и выключать источники освещения. Кроме того, есть монстры, особо чувствительные к огню или, например, к электричеству, поэтому нужно искать чертежи для изготовления боеприпасов с такими стихийными эффектами. Бывает, что идти по основной сюжетной линии просто бесполезно, пока вы хорошенько не перероете все остальные доступные локации и не найдете важных ресурсов — игра поощряет свободное исследование.

Knock-knock

The Stanley Parable, Knock-knock и другие незаметные, но хорошие игры - фото 6

Главный герой Жилец всегда просыпается в сумерки, одинаково встает с кровати, берет в руки свечу и одинаково не понимает что происходит. Он теряет дневник, который до него вели его отец и дед, туда он должен делать ежедневные заметки о состоянии всего вокруг. Он говорит, что это важно, называет себя мирологом и не раз высказывает пацифистские предположения о том, что война — довольно гнусно. Жилец беспокоится, что он не доживет до рассвета, что скоро умрет, не успев сделать нечто очень важное. Чем дальше вникаешь в персонажа, тем больше понимаешь, что он сильно боится, он буквально умоляет тебя о помощи. И это действительно мощно работает — ты, может, не очень понимаешь, что вообще от тебя требуют, но очень четко улавливаешь то особенное состояние контрастов, когда уютная детская постель соседствует со зловещей тьмой леса снаружи, а теплота догорающей свечи всегда идет вместе с подозрительной тенью от нее.

В Knock-knock вроде бы очень простая механика, но здесь ничего точно нельзя знать наверняка. Первое время совершенно непонятно, а правильно ли, собственно, вы движетесь, а правильно ли выключать или включать свет? А нужно ли прислушиваться к голосам, а нужно ли прятаться? В этом большая мудрость игры — натуральная прустовская история, грустная повесть о нещадной силе времени.

Студия Ice-Pick Lodge давно разработала свой безусловный нарративный язык, в котором со временем забывается практически все, но всегда живы образы. Их игра — большой пример взаимного влияния индустрии видеоигр и современного искусства.

Тексты: Кирилл Волошин, Роман Неловкин

Комментарии 12
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
the_hyp0crite
the_hyp0crite
и как относятся к тому что тут написано про Кафку те, кто читали замок?