05 сентября 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

The Last of Us: живая классика или пустышка?

Несмотря на то, что никто до сих пор так и не определил, в каком месте будущее перевоплощается в настоящее, а настоящее в прошлое, время не собирается стоять на месте. Оно сломя голову несется вперед, опрокидывая вставшие на пути горы и утоляя жажду в недрах морей и океанов, эта незримая материя меняет всех и вся, низлагая могучих правителей в пыльные гробницы и вознося бездомных до королевских высот.
Несмотря на то, что никто до сих пор так и не определил, в каком месте будущее перевоплощается в настоящее, а настоящее в прошлое, время не собирается стоять на месте. Оно сломя голову несется вперед, опрокидывая вставшие на пути горы и утоляя жажду в недрах морей и океанов, эта незримая материя меняет всех и вся, низлагая могучих правителей в пыльные гробницы и вознося бездомных до королевских высот.

Год для нашего переменчивого мира – огромный отрезок времени. За эти 365 дней океаны станут еще грязнее, некогда могучие леса поредеют, а природная фауна потеряет в многообразии. Миллионы людей покинут эту бренную планету, освободив место ее новым жителям.

The Last of Us: живая классика или пустышка? - фото 1

Кому-то вышесказанное может показаться чересчур высокопарным, но, как бы то ни было, нас волнует другое – со дня релиза оригинальной версии The Last of Us минул год. За редким исключением, все кто имел хотя бы косвенное отношение к игровой индустрии, вознесли ее на пьедестал. Кое-кто даже не побоялся наречь ее «Гражданином Кейном» от мира игр. Далеко не факт, что в будущем какая-то другая игра сумеет породить столь масштабную шумиху.

Но время триумфа осталось позади, ажиотаж утих, а эмоции остыли. Все наслышаны о могуществе первого впечатления. Так, может быть, вспыхнувшая вокруг The Last of Us эйфория была случайностью, или охотно принятой игроками мистификацией, о которой скоро позабудут? Кажется, сама Sony задалась этим вопросом, и в поисках ответа не придумала ничего лучше, кроме как выпустить на PS4 обновленную версию виновника торжества.

The Last of Us: живая классика или пустышка? - фото 2

Самое забавное в сложившейся ситуации то, что обновленная версия игры мало чем отличается от оригинала. По идее главными козырями переиздания должны были стать 60 кадров в секунду и возросшее качество текстур, вот только увидеть этой разницы практически невозможно. Во времена, когда балом верховодят анимация и разнообразие эффектов – количество полигонов не играет решающей роли. В результате звук включающегося фонарика, доносящийся на этот раз прямиком из геймпада, кажется главным нововведением. В остальном это абсолютно идентичные игры, и не стоит верить маркетологам Sony, утверждающим обратное.

Тяжело предугадать во что превратится любимое место после продолжительного отсутствия. Воспоминания обожают обманывать. Потому я до последнего не знал, что готовит мне повторная встреча с Джоэлом и Элли, и в какой-то момент даже начал сомневаться в радушном приеме. Но в одно мгновение все сомнения развеялись. Испещренная трещинками оконная рама, выцветшие обои и играющий прозрачными занавесками ветер. Эту умиротворяющую картину сопровождала потрясающая музыка Густаво Сантаолальи. По телу пробежали мурашки, обрывки забытой картины начали собираться воедино.

С чем у The Last of Us никогда не было проблем, так это с атмосферой. Изображенное падение цивилизации ощущается чрезвычайно остро даже в моменты, когда игра акцентирует внимание на иных вещах. Кругом разруха, люди в конец озверели, а в возвращение к утраченному миру, пожалуй, не верят даже самые отчаянные. Все очень плохо. Большинство с этим давно смирились, и теперь просто пытаются выжить. По настроению происхдящее очень похоже на фильм Джона Хиллкоута – «Дорога». Если разработчики на что-то и ровнялись, то именно на него.

The Last of Us: живая классика или пустышка? - фото 3

Эта картина повествует об отце и сыне, которые пытаются выжить в мире, пережившем глобальную катастрофу. Весь фильм вращается вокруг их взаимоотношений, периодически отвлекаясь на новый нелицеприятный облик людей. Они потеряли совесть, сострадание и человечность как таковую. Землей правят не люди, а говорящие животные. Заглавная тема The Last of Us сосредоточена ровно на том же.

Люди перестали быть людьми. Эра разумного человечества близится к закату. Даже если удастся побороть вирус, сорвавший с Хомо Сапиенс маску, общество едва ли сумеет вернуться на прежний уровень развития. Прелесть игры заключается в том, что осознание этой неприятной истины приходит далеко не сразу. Поначалу она умудряется разжечь веру в благополучный исход, и только после этого начинает цинично выбивать почву из-под ног. Череда новых знакомств и дорога длиною в маленькую жизнь выворачивают наизнанку представление о мире, в котором оказались герои.

The Last of Us удается то, что мало каким играм удавалось ранее – она рассказывает целостную историю, ежесекундно перекликающуюся с реальным миром. Происходящее в ней легко проецируется на витающую вокруг действительность. Вместо эпидемии общество могло пострадать от войны или природного катаклизма, но суть событий не изменилась бы – во главе угла по-прежнему бы стояли человеческие отношения. Еще ни одна видеоигра не размышляла на эту тему столь открыто и умело. Более того, не каждый фильм дотягивает до достигнутого ею уровня. Хотя упомянутая «Дорога», если и не превосходит ее, то, по крайней мере, не уступает.

На просторах игровой индустрии к теме отношений обращались Ico и Enslaved. Но первая отталкивалась от эмоций, в то время как творение Naughty Dog материально во всех проявлениях; а вторая не раскрывает и четверти заложенного в нее потенциала.

The Last of Us: живая классика или пустышка? - фото 4

Если говорить серьезно, самое приятное отличие обновленной версии от оригинальной – ее стоимость. Сегодня ценник в 40 долларов (или евро, это уж кому как повезло) за отличную игру воспринимается не иначе как красная тряпка. К тому же в эту сумму входит и дополнение для одиночной кампании – Left Behind.

Главной проблемой, порожденной Naughty Dog, оказался тот факт, что пробелы между отлично срежесированными роликами и великолепно озвученными диалогами заполнили игрой в привычном понимании этого слова. У делящегося на две фазы геймплея – в одной герои исследуют мир, а в другой вступают в прямые конфронтации с врагом – имеются серьезные недостатки.

Путешествие по просторам игры представляет собой шнырянье по углам в поисках драгоценных ресурсов. Патронов и полезных вещей, из которых можно собрать что-то дельное, катастрофически мало. Иной раз доходит до того, что в обойме ютится один-единственный патрон. Он вроде бы и помогает ненадолго отвлечься от чувства беззащитности, но реальной надежды на спасение не дарит. Потому каждый закуток, что может таить в себе нечто ценное, становится лакомым кусочком.

Интересная в своей основе идея получила неоднозначное воплощение – исследование мира странно выглядит и сильно сбивает темп повествования, так и не вырастая в полноценную механику. Все упирается в маленькие локации. В большинстве своем это череда однообразных коридоров, бродить по которым неинтересно. Особенно остро нехватка простора ощущается в моменты, когда площади вдруг становятся больше. Вариативность и возможность исследовать обширные пространства под натиском опасностей способны заинтересовать и увлечь, а вот блуждание по однотипным затонам нет.

Также многие ругали The Last of Us за необходимость двигать и носить предметы разной степени важности. И действительно, при первом прохождении я не заметил, как часто Джоэл тягает ящики и лестницы. Однобокость этого действа приводит в недоумение – а действительно ли это столь необходимо? Возможно, дизайнерам стоило чуть дольше поломать голову над подачей игрового процесса?

The Last of Us: живая классика или пустышка? - фото 5

Что касается столкновений с противником, то они просто-напросто получились на любителя. Патронов, как вы помните, предельно мало, и разгуляться, паля во всех подряд, не удастся; а попасть в постоянно движущихся и содрогающихся от конвульсий противников довольно непросто. Потому приходится полагаться на не самый лучший стелс и разбросанные то тут, то там бутылки и кирпичи.

В результате перестрелки выглядят примерно так – герой сначала пытается убить как можно больше противников бесшумно, а стоит делу дойти до конфронтации, как он начинает кидаться в них теми самыми кирпичами, дабы впоследствии убить голыми руками. И не дай Бог хотя бы один лишний патрон покинет обойму. Из-за подобной структуры бои не отличаются динамикой и могут увлечь далеко не всех. Прочувствовать эти недостатки в полной мере можно исключительно на высоких уровнях сложности. Более легкие режимы позволяют избежать части проблем, хотя и не добавляют интереса происходящему.

The Last of Us: живая классика или пустышка? - фото 6

Вдобавок ко всему The Last of Us можно ругать за слабый искусственный интеллект союзников. Они постоянно снуют туда-сюда, мешая главному герою, и попадаются на глаза противникам, когда те ни в коем случае не должны их видеть. В общем, ведут себя предельно странно, что в определенный момент начинает раздражать.

Но когда я во второй раз наблюдал за тем, как Джоэл врет Элли, а она делает вид, что верит ему, все стало предельно ясным – передо мной потрясающая игра, о которой будут говорить спустя годы. Да, не все, но истинные поклонники видеоигр ее точно не забудут.

Naughty Dog сделали шаг, на который не отваживались другие – они создали игру «для всех» со взрослой историей и снабдили ее потрясающей игрой актеров и сценарием, от которого не болит голова. Их детище стало самым настоящим экспериментом, показавшим, что игроки готовы платить за дорогие в производстве, но при этом неординарные, развлечения.

По причине того, что это была проба пера, игра страдает от такого количества неоднозначных решений. Если бы у разработчиков было больше уверенности в положительном исходе, то геймплей был бы более выверенным, а искусственный интеллект не оставлял бы неприятных вопросов.

The Last of Us: живая классика или пустышка? - фото 7

The Last of Us ознаменовала приход новой эры, в рамках которой высокобюджетные игры могут вызывать эмоциональный отклик. Игроки многогранны, нам интересно не только прыгать по платформам и убивать бездушных противников, мы способны сопереживать. Мы этого хотим, черт возьми! И готовы платить за это больше 10 долларов, гораздо больше. Именно The Last of Us открыла на это глаза крупным издателям и подарила игрокам надежду на интересное и разносторонне будущее. Поэтому не следует забывать ее раньше времени.

Комментарии 223
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
GameOverIvan
GameOverIvan
Комментарий был удален