The End of the F***ing World — тот редкий случай, когда экранизация комикса получается лучше
Этот комикс в 2013 году был выпущен издательством Fantagraphics , а изначально издавался короткими стрипами. Фишка издательства в том, что они выпускают различные альтернативные комиксы в самых разных жанрах. Вы сможете найти среди их книг все — от романтических инди-комиксов до лютого трэша без цензуры. Конкретно эта история — это что-то застрявшее по середине и не определившееся, чем ему в действительности стоит быть.
Среди инди-комиксов довольно распространен жанр Slice of Life. Этот изначально французский термин, который применяли к театру, подразумевает под собой максимально натуральное изображение жизни героев.
Самыми яркими комиксами в таком жанре, на мой взгляд, можно назвать работы Джеффа Лемира — Essex County, Underwater Welder, Roughneck. Сценарист и одновременно художник рассказывает простые истории о сложных взаимоотношениях людей, и в них вы можете увидеть отголоски тех трудностей, с которыми сами сталкивались в жизни или с чем сталкивался кто-то из вашего окружения.
А вот сценарист и одновременно художник комикса The End of the F***ing World Чарльз Форсман пишет на первый взгляд совершенно типичную историю о двух подростках, решивших сбежать от жизни, которая им надоела. И если сначала кажется, что это типичный юношеский максимализм, то дальше не все так просто.
Джеймс и Алисса очень разные. Джеймс — скрытый психопат, в детстве он убивал животных, причинял себе боль, чтобы что-то почувствовать, но у него не получалось. Он даже в отношения с Алиссой вступил только из-за того, что надеялся ощутить что-то. А Алиса — его противоположность. Ей хочется жить, хочется ощутить все и сразу, не хочется следовать чужим правилам, она протестует против них, для нее роман с Джеймсом и их совместный побег из родного города — главное приключение в жизни.
То есть, Алисса — олицетворение того самого юношеского максимализма, в то время как Джеймс — нигилист, отрицающий привычные нормы поведения из-за того, что он их не понимает.
Ему не интересно то, что интересует других подростков, потому что он не испытывает от этих вещей никаких эмоцией. Для него побег — попытка наконец сделать то, что он хотел всегда.
Постепенно путешествие героев приобретает цель — они решают найти отца Алиссы, но попутно попадают в ряд неловких ситуаций, главной среди которых оказывается проникновение в чужой дом.
В этот момент в сюжете появляется хаос, потому что Джеймс и Алисса сталкиваются с по-настоящему ужасными людьми, которые притворяются совершенно обычными.
И в этот момент комикс перестает быть просто подростковой историей о побеге от родителей, проблем и ответственности, теперь это еще и побег от ужасов, которые идут за ними по пятам. И это могло бы действительно быть интересным, если бы Чарльз Форсман не сдвинул эту линию на второй план.
Вместо страха подростков, решивших, что они лучше знают, что им нужно в жизни, и создавших себе этим серьезные проблемы, нам показывают совершенно вторичную историю о попытке самоопределения.
Даже Джеймс, максимально холодный и отстраненный, под конец перестает казаться отстраненным. Вообще комикс бодро начинается, когда нам рассказывают предысторию Джеймса и его попытки что-то почувствовать (хотя, на самом деле, показанных фрагментов недостаточно, чтобы в полной мере понять его отрешенность). Но чем дальше уходит сюжет, тем больше акцент смещается на совершенно банальную историю о попытке Алиссы найти отца, а Джеймс становится сюжетным инструментом, двигающим историю вперед.
Джеймс в некоторых ситуациях напоминает Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи», вот только персонаж Сэлинджера имел гораздо больше мотивации, и к концу романа мы эту мотивацию понимали — почему он делает то, что делает. С Джеймсом так не получается. Он остается не живым персонажем, а совершенно искусственным.
В начале текста я упомянул, что этот комикс изначально издавался стрипами, поэтому и при чтении у вас возникнет ощущение, что вы читаете не цельное произведение, а набор коротких зарисовок, объединенных общим сюжетом. И эта разрозненность чувствуется на протяжении всей истории. Она ее не красит, а наоборот портит. Из-за общего сюжета отдельные части этой истории едва воспринимаются как законченные произведения.
Экранизация The End of the F***ing World получилась гораздо лучше. Сюжет там тот же, но он умышленно расширен в ряде элементов, а сама история подается скорее не как побег двух подростков, а как история Бонни и Клайда версии 21 века.
Если бы в комиксе был такой же подход, то он был бы гораздо интереснее. На мой взгляд, Чарльз Форсман не до конца осознавал, в каком жанре ему нужно писать этот комикс. Сериал от Netflix преуспел, превратив комикс в черную комедию с элементами драмы. На фоне коротких задорных эпизодов максимально неспешный комикс заметно проигрывает.
Я умышленно избегал тему рисунка, потому что здесь он минималистичен. В сериале тоже нет особых режиссерских изысков, но даже с минимальным бюджетом его создатели смогли показать красивые виды и яркие пейзажи. В комиксе этого нет. Здесь вообще почти нет никаких фонов, а все персонажи, дома, машины и т. д. нарисованы максимально просто.
Кому-то такой стиль придется по вкусу, кого-то он отпугнет. Во многих индии-комиксах сюжет ставят выше рисунка и потому умышленно рисуют их в минимилизме, чтобы внимание читателя не распылялось. Вот только The End of the F***ing World это не нужно.