TES 6, New Vegas 2 и Quake от Кармака. Что сделка между Microsoft и Bethesda означает для игроков?
Куда интереснее, к чему эта сделка может привести в будущем. И не исключено, конечно, что все затевалось только ради того, чтобы сделать The Elder Scrolls VI эксклюзивом Microsoft, но это был бы очевидный и, пожалуй, самый неинтересный вариант развития событий. Давайте подумаем, что еще это все может означать для всех нас.
Прямо сейчас эта сделка — гениальный маркетинговый ход, не означающий примерно ничего
Соглашение между Microsoft и ZeniMax Media — и впрямь чуть ли не «сделка века» для игровой индустрии и всех сопричастных, но прямо сейчас это в первую очередь гениальный маркетинговый ход в «войне» консолей нового поколения. Ни Microsoft, ни Bethesda, ни другие студии ZeniMax Media не анонсировали ни одной новой игры и не сделали никаких заявлений по поводу своих будущих релизов — и, что важнее, по поводу линейки игр для Xbox Series S и Xbox Series X в день запуска консолей.
И если вам прежде казалось, что Microsoft нечем «крыть» Sony, у которой уже на запуске был ремейк Demon’s Souls (2020), в который нигде, кроме как на PlayStation 5, не сыграть, то сейчас на ваше мнение едва ли что-то должно повлиять. Фактический баланс сил в этой «войне», несмотря на громкую сделку, остался прежним. И те, кто хотел купить новый Xbox, купят новый Xbox. А те, кто собирался идти в магазин за PS5, пойдут именно за ней.
Или нет?
Сам факт того, что Microsoft благодаря этой сделке когда-то там в будущем может сделать новую The Elder Scrolls своим эксклюзивом или, скажем, дать Arkane деньги на разработку Prey 2, значит для многих больше, чем возможность сыграть в ремейк Demonʼs Souls на PlayStation 5.
И это нормально — говорю же, гениальный маркетинговый ход.
Эксклюзивность TES 6 нельзя исключать
Фил Спенсер уже заявил, что некоторые игры, которые создаются и будут создаваться студиями Zenimax, станут эксклюзивами ПК и Xbox. Впрочем, конкретных названий он пока не упоминал. Тем не менее в сети уже начались разговоры о том, что новые игры самой Bethesda — та же TES 6 — могут выйти только на Xbox Series S, Xbox Series X и Windows.
И да, такую возможность нельзя исключать, поскольку обратного никто не утверждал, но и не стоит забывать, что сама Microsoft уже давно не использует эксклюзивы как финальный аргумент в консольных «войнах».
Вместо этого она развивает сервис — то есть экосистему, в которой существуют ПК на Windows и Xbox (а с недавних пор — еще и смартфоны), и собственную подписку Game Pass с огромной библиотекой игр. У компании все еще есть формальные эксклюзивы — те же Halo, Forza и Gears of War существуют только в рамках описанной выше экосистемы на ПК и Xbox и никогда не появлялись на консолях Sony. Но в конечном итоге не так важна их условная эксклюзивность, как тот факт, что все новые игры из этих серий появляются в Game Pass в день релиза.
И если вы активно пользуетесь сервисом, много играете в игры и воспринимаете Game Pass как «Netflix для игр», доступность новых проектов в день релиза без дополнительных затрат и заморочек играет важную роль. Понятно, что подписка все еще стоит денег, но Game Pass на год стоит в разы дешевле, чем заявленные эксклюзивы PS5 на данный момент все вместе. И на подсознательном уровне, когда подписка у вас уже есть, возможность сыграть в игру по «геймпассу» ассоциируется со словом «бесплатно». Конечно, не бесплатно, но вот игра появилась в Game Pass, ты не платишь за нее отдельно, просто скачиваешь и играешь.
И если учесть тот факт, что все новые игры Bethesda и других студий Zenimax появятся в Game Pass, для многих, я уверен, куда более привлекательным вариантом будет сыграть в ту же The Elder Scrolls 6 на Xbox Series X или Xbox Series S через этот сервис, а не покупать ее на PS5 за 5-6 тысяч рублей. И тут уже не будет разницы, эксклюзивная это игра или нет.
С другой стороны, Microsoft может сделать вообще что угодно. Она уже сказала, что у PS5 останется временная эксклюзивность Deathloop (это не она такая щедрая, а ранее заключенные соглашения, судя по всему, обязывают). И еще — что доступность всех будущих игр на разных платформах будет обсуждаться по факту. Это может быть и временная эксклюзивность, и полная, и эксклюзивность на часть контента.
К тому же Фил Спенсер с одной и той же хитрой улыбкой сперва дает добро на Halo Infinite для Xbox Series X, после чего анонсирует Minecraft Dungeons, которая выходит в том числе на PS4, а затем «отпускает» обе части Ori на Switch. Так что загадывать и впрямь пока очень рано — произойти может вообще что угодно.
Игры, о которых прежде оставалось только мечтать, теперь могут стать реальностью
Эта сделка, помимо прочего, открывает массу возможностей для разработчиков и, возможно, предполагает дополнительные бюджеты — в том числе на создание игр, на которые прежде Bethesda не стала бы тратиться.
Это и The Evil Within 3: вторая часть — один из лучших survival horror современности, который не принес ожидаемых продаж. И, например, Prey 2 — главная игра в жанре immersive sim на сегодня, которая тоже не оправдала ожиданий в продажах. Это и продолжение Dishonored или ответвление в той же вселенной, но с другими героями.
Это и Fallout: New Vegas 2: игра вполне может вернуться к Obsidian — и сама студия, и права на серию теперь в руках Microsoft.
Это и новые Quake и Doom от Джона Кармака: создатель обеих серий уже высказал надежду, что в будущем вновь сможет поработать над играми id Software.
Круто! До сих пор Microsoft была хорошей материнской компанией для многих студий с отличными играми. И она не имеет ничего против меня, так что, может быть, я смогу в будущем вновь поработать над своими старыми играми.
Это и Fallout Online (не Fallout 76, а нормальную игру): та же The Elder Scrolls Online себя отлично показала, угодив и тем, кто хотел поиграть именно в MMO, и тем, кто ждал одиночного приключения.
Это еще много игр, о которых кто-то, возможно, даже не подозревает.
У Microsoft собрались все лучшие разработчики
Об этом мало кто задумывается, но прямо сейчас на Microsoft работают:
- Тим Шейфер — основатель студии Double Fine, сценарист Full Throttle и Grim Fandango, создатель Psychonauts и Brütal Legend, лучший друг Джека Блэка;
- Брайан Фарго — основатель inXile, создатель Torment: Tides of Numenera и Wasteland 2 и Wasteland 3;
- Тим Кейн — сценарист Obsidian, создатель Fallout, основатель ныне закрытой Troika Games и руководитель разработки The Outer Worlds;
- Леонард Боярски — коллега Тима Кейна, дизайнер Fallout и Diablo 3, соавтор The Outer Worlds;
- Тодд Говард — продюсер Bethesda Game Studios, руководитель разработки The Elder Scrolls 3: Morrowind, Fallout 3 и The Elder Scrolls 5: Skyrim, герой многочисленных мемов про «Скайрим»;
- Харви Смит — геймдизайнер Arkane, дизайнер Deus Ex и творческий руководитель Dishonored;
- Синдзи Миками — основатель Tango Gameworks, создатель серии Resident Evil, The Evil Within, сейчас работающий над GhostWire: Tokyo;
- Хьюго Мартин — творческий директор id Software и двух последних частей Doom;
- И еще много разработчиков, подаривших нам такие игры, как We Happy Few, Hellblade: Senua’s Sacrifice, Forza Motorsport, Gears 5 и так далее.
Все эти люди вполне могут сделать одни из самых важных игр следующего поколения. И эти игры будут принадлежать Microsoft.