25 марта 2022Кино
Обновлено 25.03.2022

«Сядь за руль моей машины»: почему драма о потере, надежде и Чехове заслуживает «Оскар»

Обложка и фото в материале — кадры из фильма «Сядь за руль моей машины» // «Экспонента Фильм»
Обложка и фото в материале — кадры из фильма «Сядь за руль моей машины» // «Экспонента Фильм»

Церемония вручения премии «Оскар-2022» состоится уже в ночь с воскресенья на понедельник. Японский фильм «Сядь за руль моей машины» получил номинации сразу в нескольких категориях, включая главную. Хотя ему очевидно проложила дорогу победа корейских «Паразитов» в 2019 году, картины вышли абсолютно разными. Автор «Канобу» Мари Григорян посмотрела работу Рюсукэ Хамагути и рассказывает, почему ей стоило бы отдать награду хотя бы в одной из категорий.

Сюжет «Сядь за руль моей машины»

Театральный актёр и режиссёр Юсуке Кафуку (Хидэтоси Нисидзима) счастливо женат на сценаристке Ото (Рейка Кирисима). Задержавшись в городе из-за перенесённого авиарейса, Кафуку приходит домой без предупреждения. Он видит, как Ото изменяет ему с молодым актёром, но уходит молча, не сказав ни слова. Через несколько дней Ото внезапно умирает от кровоизлияния в мозг.

Два года спустя Кафуку приглашают на театральный фестиваль в Хиросиму; его пригласили поставить пьесу Чехова «Дядя Ваня». Режиссёр приезжает на своём любимом автомобиле и узнаёт, что организаторы фестиваля предоставили ему водителя.

Поначалу Кафуку относится к молчаливой и слегка нелюдимой Мисаки (Токо Миура) с недоверием. Но со временем дорога от театра и обратно превращается в пространство, где наконец можно побыть откровенным — и может быть, поделиться секретом, который мучает Кафуку уже несколько лет.

Почему «Сядь за руль моей машины» заслужил «Оскар»?

Это отличная адаптация короткого рассказа Мураками

Одна из категорий, в которой номинирован «Сядь за руль моей машины» — адаптированный сценарий. Режиссёр Рюсукэ Хамагути («Случайность и догадка») переработал одноимённый короткий рассказ современного японского классика Харуки Мураками. Сюжет самого рассказа довольно прост: он ограничивается историей знакомства Кафуку и его водительницы Мисаки, редкими флэшбэками в прошлое и разговорами в машине.

Версия Хамагути длится три часа и далека от роуд-муви, который мог бы получиться из произведения Мураками. Но ни одна добавленная линия в нём не кажется лишней. Каждая деталь, упомянутая в рассказе, превращается в сцену или полноценную сюжетную арку.

Например, режиссёр-сценарист расширил и дополнил образы жены Кафуки Ото и её любовника-актёра, заставил проникнуться их историей. Совместная жизнь Кафуку и Ото в первой части фильма показана полноценно: трогательно милая, размеренная, во всех отношениях гармоничная. Тем интереснее наблюдать за тем, как резко меняется жизнь Кафуку после смерти жены.

Много времени уделено и самой постановке «Дяди Вани», над которой Кафуку работает спустя два года. Хамагути позволяет подсмотреть, что происходит за кулисами театра: от процесса кастинга до нудных, но очень важных репетиций.

Это мастерское переплетение искусства и реальной жизни

«Сядь за руль моей машины»: почему драма о потере, надежде и Чехове заслуживает «Оскар» - фото 1

Хамагути показывает мир глазами нескольких героев, для которых искусство — не какие-то высокие и далёки от реальной жизни материи, а сама жизнь. Каждый из персонажей по-своему художник: Кафуку ставит пьесу, которая частично отражает его собственную судьбу; его жена Ото перерабатывает яркие эмоции в сценарии для ТВ; актёры «Дяди Вани» используют свой шанс выйти на сцену, чтобы доказать что-то себе и окружающим. Даже комфортное, плавное вождение Мисаки — в своём роде искусство, и её талант к управлению автомобилем часто выделяется в фильме.

Соотношение искусства и событий в жизни героев увидеть очень легко. Каждая цитата, каждый звук, каждая идея отражает важные черты и мысли героя. А поскольку в фильме покрывается много разных тем, от супружеской измены до утраты близкого человека, любой зритель найдёт в «Сядь за руль моей машины» что-то своё.

Это очень деликатная подача остросоциальных тем

«Сядь за руль моей машины»: почему драма о потере, надежде и Чехове заслуживает «Оскар» - фото 2

Одним из фаворитов категории «лучший фильм» стала картина «CODA: Ребёнок глухих родителей» о единственной слышащей девушке в семье глухих. Это вполне объяснимо, ведь жюри «Оскара» любит награждать фильмы на остросоциальные темы. В 2021 году премию получила «Земля кочевников» о жизни и скитаниях бездомных американцев, годом ранее — «Паразиты» о нищете и классовом неравенстве в Южной Корее, в 2019 году победила «Зелёная книга» о расизме, с которым сталкивались темнокожие люди в США 60-х годов.

Но и по социальной значимости «Сядь за руль моей машины» совсем не отстаёт от CODA, «Власти пса» или даже «Не смотрите наверх». Одна из лучших героинь фильма — немая актриса Ли Ён-а (Пак Ю-рим), которая использует для общений корейский язык жестов. Кафуку берёт её в свой спектакль, поражённый тем, как точно и она передаёт нужные эмоции; для этого Ён-а совершенно не нужен голос.

Помимо этого, в фильме пусть и вскользь, но часто упоминаются другие важные проблемы. Мисаки рассказывает свою историю спокойно и даже меланхолично, но её детство — настоящая социальная трагедия. И такие истории созвучны любой аудитории, как из США, Японии и Южной Кореи, так в России.

Это пересечение множества культур

Актёры в постановке «Дядя Ваня» говорят на разных языках — японском, корейском, английском, китайском, а также на упомянутом языке жестов. При этом на сцене ставится материал Антона Павловича Чехова о жизни в русской деревне XIX века, казалось бы, такой далекий от Японии и реалий этой страны. Однако никакого диссонанса или недопонимания у героев не возникает: в конце концов искусство и искренние человеческие эмоции оказываются превыше всего.

«Сядь за руль моей машины» и сам по себе лучший пример того, как одна вдумчивая, сильная история может вдохновить самые разные народы. Фильм получил приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале (Франция), восторг от американских и большинства западных критиков. Уже через неделю, 31 марта, картина вопреки всем ограничениям должна выйти в России — и наверняка получит такой же хороший отклик у зрителей.

«Сядь за руль моей машины»: почему драма о потере, надежде и Чехове заслуживает «Оскар» - фото 3

Это история, полная надежды

В тёмное и тревожное время кино может дать совет, приободрить или хотя бы просто отвлечь. У «Сядь за руль моей машины» довольно грустный сюжет, и расслабляющим фильм назвать сложно — он не подойдёт, чтобы отвлечься от тяжёлых мыслей.

Но зато большинство сюжетных линий, как и концовка фильма, вселяют бесконечную надежду. У Кафуку, Мисаки, Ён-а и других персонажей была не самая лёгкая жизнь, каждому из них приходится жить с травмой, чувством вины или просто печалью. Но в конце концов любимое дело даёт им стимул двигаться вперёд, а человеческое тепло и связи с окружающими не дают отчаяться. И именно такая картина сейчас очень подошла бы в качестве доброго, ободряющего посыла от Киноакадемии.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Даниил Рубинчик
Даниил Рубинчик
Три раза начинал смотреть, и не дошёл и до половины. Жутчайшее занудство, в глубинные мысли которого (если они там есть) из-за такой подачи и вникать не хочется. Мне не обязателен ураганный экшен, чтобы нормально воспринимать фильм, но тут совсем фигово с динамикой.