«Суспирия» 2018 года — убогий ремейк проверенной временем яркой классики
Режиссер Лука Гуаданьино едва успел насладиться всеми похвалами за оскароносную гей-драму «Зови меня своим именем», как запятнался в богомерзком занятии — ремейке всеми любимой и уважаемой классики. В конкретном случае речь о культовом хорроре 1977 года «Суспирия», cнятом итальянским мастером ужасов Дарио Ардженто. Оказалось, что Лука с детства мечтал снять свою версию этого фильма. Получилось ли у него снять кино, достойное оригинала? Квентин Тарантино даже плакал после просмотра. Возможно, ему очень понравилось, что фильм разделен на шесть частей.
Одно из главных изменений, которое произошло в новом фильме — зритель с ходу знает, что кино про ведьм.
Об этом прямым текстом говорит очень странный персонаж Хлои Грейс Морец своему психиатору Йосефу Клемпереру, роль которого исполняет Тильда Суинтон, загримированная под пожилого мужчину. В оригинале природа угрозы выяснялась намного позже.
В остальном же завязка схожа. Американская танцовщица Сьюзи Бэннион в исполнении Дакоты Джонсон приезжает в Германию, чтобы присоединится к известной танцевальной группе. Она впечатляет своими навыками преподавателя в лице Тильды Суинтон (в фильме у нее сразу три роли) и остается жить в стенах обители труппы. Но танцевальная студия хранит страшную тайну, которую знает зритель, но не знает героиня. Что же дальше? К сожалению, совсем не то, что должно называться хоррором.
Мало того, что хронометраж картины стал 152 минуты, хотя оригинал длился 98, так и динамика начисто исчезла, зато появились побочные линии. И эти сами линии принесли фильму лишь вред. Это ведь хоррор, а не социальная драма. Зачем в фильме ужасов постоянные напоминания про положение Берлина в 1977 году? Да он был разделен, да активно действовала террористическая группировка «Фракция красной армии». Взрывы бомб были тогда обычным делом. Нам четко дали понять, в каком мире происходит действие. Но настойчивые напоминания об этом при просмотре вызывают лишь раздражение.
Утомляли постоянно прерывающие основную сюжетную линию врезки с психиатром, страдающим по потерянной давным-давно жене, а теперь еще и пациентке. Он подозревает, что с танцевальной студией что-то не так. Его желание предупредить подругу пропавшей понятно, но он так долго к этому идет. Это рушит весь баланс картины. Она начинает выглядеть затянутой.
Я ничего не имею против социального подтекста, но его надо умело вплетать, чтобы не разрушить ритм повествования. А то в этой «Суспирии» жуткие кошмары танцовщицы и убийства сменяются медленно шагающим туда-сюда дедом. Ардженто правильно сделал, что сосредоточился только на помещениях школы.
Это делало место обитания танцовщиц таинственным и жутким лабиринтом, где может произойти все, что угодно.
Были сцены и вне здания, конечно, но немного.
Тема феминизма была неизбежна в этой картине. Сейчас время такое, когда мужчины виноваты перед всем женским родом. И в этом, конечно, есть доля истины, ведь Гитлер и его последователи были мужчинами, да и сам психиатр оказывается тоже виноват, что недостаточно хорошо помогает пациенткам.
В оригинальном фильме мужских персонажей было больше, а тут всего три. Одного играет женщина, у другого минута экранного времени, а третьего унижают женщины, смеются над ним, тыкают крюком в его пенис. Замечательно.
А что же здесь от ужасов? Местами неплохая атмосфера, жуткие образы во снах. Первое убийство хорошо поставлено. Не так изумительно, как в оригинале, но тоже впечатляет. Оно подано как напряженное дистанционное членовредительство посредством танца. Танцы тут, в отличие от оригинального фильма, занимают гораздо большее место. Жаль, что сами они не впечатляют ни постановкой, ни съемкой. Финальная вакханалия начиналась неплохо, но быстро переросла в убого снятый устаревший клип. Хорошо, что хоть саму концовку переделали в лучшую сторону. Классическая слишком резко наступала и была уж больно простой.
Визуальный стиль картины Гуаданьино слишком сер. После яркого и сочного оригинала это работает в минус. Хотя понятно, что режиссер хотел реалистичную обстановку того времени. В этом и главная проблема фильма. Зачем он нужен, когда есть отличный оригинал со своими особенностями? Ремейк растерял его стиль, атмосферу, краткость, зато добавил много лишнего.
Пусть актерская игра в новой версии лучше, сюжет сложнее, но классикой ему стать не суждено.
Можно было снять просто другой фильм и вплести социальщину туда, а не паразитировать на одном из лучших итальянских хорроров. Да тут даже саундтрек Тома Йорка не способен конкурировать с потрясающей работой Goblin из фильма Ардженто.
«Суспирия» 2018 года — ненужный ремейк проверенной временем классики. В нем затрагиваются важные темы, которые хорошо бы раскрывать в другом жанре, а не в фильме ужасов, и в конкретном случае они лишь отягощают повествование. Это серое и скучное полотно, которое имеет свои плюсы в виде нескольких изобретательных сцен, Тильды Суинтон и пары песен Тома Йорка, но минусов у него гораздо больше.