Супергеройские сериалы захватили «Эмми-2021»: почему это произошло
Как сериал получает номинацию на «Эмми»
С 1972 года «Эмми» существует в двух вариантах: «прайм-тайм премия Эмми» (самая главная) и «дневная премия Эмми». На премии номинируются шоу, выходившие на ТВ в прайм-тайм и дневной эфир соответственно. Все сериалы-номинанты должны выйти с 1 июня по 31 мая текущего года.
Кандидатов на «Эмми» подают студии, которые сняли шоу. То есть сериал «Ванда/Вижн» (WandaVision) выдвинула корпорация Disney, сериал «Пацаны» (The Boys) – Prime Video, и так далее. Дальше список сериалов, выдвинутых студиями, передают членам Телевизионной Академии (которых сейчас около 25 тысяч), и они составляют список номинантов. Жюри «Эмми» отсматривает все материалы и голосует за победителей вплоть до августа.
Супергеройский рекорд 2021 года
В 2021 году сериалы о супергероях (по большей части – экранизации комиксов) произвели на «Эмми» фурор. Disney+ вырвался в лидеры по количеству номинаций, догнав HBO и Netflix. Космический «Мандалорец» (The Mandalorian) получил 24 номинации, считая технические (за свет, звук, спецэффекты и т.д.), «ВандаВижн» заработал 23.
Причём первые «Эмми» – в технических категориях – уже раздали на церемонии Creative Arts Emmy Awards. «ВандаВижн» получил награды за лучшую художественную постановку, костюмы и оригинальную музыку, «Мандалорец» – за протезный грим, звуковое оформление и операторскую работу.
Разве супергеройские шоу не номинировали раньше?
Кино о супергероях редко получало номинации на крупных премиях. В статье для Forbes журналист Марк Хьюз вспоминает нашумевшую историю с «Тёмным рыцарем» Кристофера Нолана. «Тёмный рыцарь» не получил номинацию на «Оскар» как лучший фильм 2008 года, и фанаты были уверены, что Киноакадемия предвзято относится к комиксному кино. Позже это оказалось неправдой: выяснилось, что «Тёмный рыцарь» получил достаточно голосов от жюри «Оскара», но не попал в шорт-лист из пяти фильмов. Хьюз добавляет, что из-за негативной реакции поклонников и СМИ правила «Оскара» изменили, и теперь за звание лучшего фильма могут бороться 8-10 кандидатов. В 2021 году в этой категории наконец номинировали первую супергеройскую картину – «Джокера» Тодда Филлипса.
Но с сериалами ситуация лучше: жюри «Эмми» и раньше не игнорировало комиксные шоу. В 1978 году Мэриетт Хартли победила в категории «Лучшая актриса в драматическом телесериале» за роль в сериале «Невероятный Халк» (1977–1982). Анимированный сериал «Люди Икс: Эволюция» получал несколько номинаций на «Дневную премию Эмми» и выиграл трижды – в категориях за лучшее микширование звука, лучший монтаж звука и выдающуюся персону в области анимации. Сериал «Агенты Щ.И.Т.» в 2014 и 2015 году номинировали на лучшие визуальные эффекты.
Выше всего критики и судьи оценили совместные супергеройские шоу от Marvel и Netflix. «Сорвиголова» (Daredevil) (2015–2018), «Каратель» (The Punisher) (2017–2019) и «Люк Кейдж» (Luke Cage) (2016–2018) были номинированы в технических категориях, «Джессика Джонс» (Jessica Jones) (2015–2019) получила «Эмми» за музыку в сериале.
Неплохие результаты были и у сериалов DC. В технических категориях в разные годы номинировали «Бэтмена» (1966–1968) с Адамом Уэстом, «Чудо-женщину» (1975–1979) с Линдой Картер и более современные «Тайны Смолвилля» (2001–2011). Настоящим триумфатором «Эмми» был сериал «Готэм» (2014–2019), который получил одну премию за выдающиеся спецэффекты и 12 номинаций.
«Хранители» 2020 года проложили дорогу другим супергеройским шоу
Супергеройские сериалы начали завоевывать благосклонность жюри «Эмми» ещё в 2020 году. Тогда «Хранители» от HBO – непрямая адаптация комиксов Алана Мура – стала лучшим мини-сериалом года. Реджина Кинг и Яхья Абдул-Матина II также выиграли в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана». Это был настоящий прорыв для комиксных шоу, которые раньше всегда довольствовались техническими категориями – а тут неожиданно взяли три из главных номинаций всей премии.
В 2021 году супергероики в основных номинациях ещё больше. «Пацаны» и «Мандалорец» будут бороться за звание драматического сериала года наряду с «Рассказом служанки». Мини-сериал «ВандаВижн» схлестнётся с «Ходом королевы», «Мейр из Исттауна» и «Я могу уничтожить тебя». Джанкарло Эспозито номинировали на лучшую мужскую роль второго плана за Моффа Гидеона («Мандалорец»), Кэтрин Ханн – на лучшую женскую роль второго плана за образ ведьмы Агаты («ВандаВижн»). Супергеройские сериалы также получили номинации и за режиссуру, и за сценарий отдельных эпизодов.
Почему супергероика на «Эмми» – это хорошо?
Номинации супергеройских сериалов на «Эмми» эксперты приняли в основном позитивно. Портал CinemaBlend называет это признаком эволюции жанра супергероики, Entertainment Weekly – давно заслуженной любовью после десятилетий игнора со стороны крупных премий.
На сайте газеты Los Angeles Times в мае этого года вышла колонка, где супергероику последних лет называют «глубокой, как никогда». Шоураннер «Пацанов» Эрик Крипке рассказал автору колонки, что его сериал, как и многие другие шоу по комиксам – это «очень человечные истории… которые просто обёрнуты метафорой». А самих «Пацанов» он называет чёрной комедией о поздней стадии капитализма.
Практически все супергеройские сериалы, номинированные в этом году, поднимают важные социально-политические или личные темы. В трёх вышедших шоу Disney+ герои пытаются пережить горе, справиться с психологическими травмами (не без помощи специалистов), найти своё место в мире и не пойти на сделку с совестью. Целая сюжетная линия сериала «Сокол и Зимний Солдат» (The Falcon and the Winter Soldier) на самом деле посвящена беженцам и разрушительным последствиям войны, пусть даже фантастической.
А чем грозит засилье супергеройских сериалов на «Эмми»?
На «Эмми-2021» не обошлось без курьёзов: например, актёр Дон Чидл получил номинацию в категории «Лучший гостевой актёр в драматическом сериале» за свою роль в «Соколе и Зимнем солдате». Проблема в том, что его персонаж – Джеймс Роудс, он же Воитель – появляется на экране всего несколько минут. Чидл позже признался, что сам не понял, за что его номинировали. К слову, в этой категории он соревновался с тремя актёрами из «Мандалорца»; получил награду всё-таки приглашённый артист из сериала «Страна Лавкрафта» Кортни Б. Вэнс.
А ещё производством супергеройских сериалов в наши дни занимаются самые крупные компании c большими бюджетами – Disney и Amazon. Из 70 номинаций на долю Disney+ как минимум несколько будут распределены незаслуженно (как в случае с Чидлом). А значит, сериалы с более скромными бюджетами и маркетинговой поддержкой теряют шанс на номинацию.
«Канобу» подробно разбирал судьбу шоу «Я могу уничтожить тебя» от независимой режиссёрки Михаэлы Коэн: он так и остался бы незамеченным на фоне высокобюджетных драм Netflix и HBO, если бы не скандал в СМИ. Поэтому авторам супергеройских сериалов, как и Телеакадемии, стоит давать шанс другим шоу в тех номинациях, где супергероика откровенно проигрывает.
Обложка и фото в материале: MARVEL, официальный сайт Disney+, медиацентр Netflix