24 октября 2014
Обновлено 09.05.2015

«Судья»: парень в крутом костюме...

Для многих любителей кино «Судья» был одним из самых ожидаемых фильмов осени. Несмотря на непростой жанр судебной драмы он привлекал тем, что это первая серьезная роль Дауни младшего с того момента, как мир узнал и полюбил его как Тони Старка. <br />Все его товарищи по команде Мстителей давно преуспели на этом поприще, покорив публику и критиков: Реннер в «Афере по-американски» и «Убить гонца», Скарлет в «Она» и «Побудь в моей шкуре», Раффало – в «Обыкновенном сердце» и «Хоть раз в жизни», Хемсворт в «Гонке», а Эванс – в «Сквозь снег». Железный человек, центральная звезда вселенной Марвел, каким-то образом остался в хвосте своих коллег, успевших сыграть, возможно, лучшие роли в своей карьере. <br />Так или иначе, на Судью возлагали большие надежды – как зрители, так и, похоже, сам Дауни, учитывая, что они с супругой взяли на себя часть продюсерских обязанностей. Но как оказалось, все мы надеялись зря.
Для многих любителей кино «Судья» был одним из самых ожидаемых фильмов осени. Несмотря на непростой жанр судебной драмы он привлекал тем, что это первая серьезная роль Дауни младшего с того момента, как мир узнал и полюбил его как Тони Старка.
Все его товарищи по команде Мстителей давно преуспели на этом поприще, покорив публику и критиков: Реннер в «Афере по-американски» и «Убить гонца», Скарлет в «Она» и «Побудь в моей шкуре», Раффало – в «Обыкновенном сердце» и «Хоть раз в жизни», Хемсворт в «Гонке», а Эванс – в «Сквозь снег». Железный человек, центральная звезда вселенной Марвел, каким-то образом остался в хвосте своих коллег, успевших сыграть, возможно, лучшие роли в своей карьере.
Так или иначе, на Судью возлагали большие надежды – как зрители, так и, похоже, сам Дауни, учитывая, что они с супругой взяли на себя часть продюсерских обязанностей. Но как оказалось, все мы надеялись зря.

Начать с того, что это слабый, проходной фильм, в которой по ошибке попали пара хороших актеров. Простите, трое. Я забыл про Билли Боба Торнтона… Этот фильм настолько плох, что можно начисто забыть, что в нем играл Билли Боб.

«Судья» буквально соткан из штампов, и начинаются они прямо с главного героя. Он не просто адвокат, даже не просто лучший в своем деле, он – адвокат бессовестный, защищающий виновных и думающий лишь о победе и деньгах, а не о справедливости. Естественно. Похож ли главный герой на беспринципного подлеца? Видим ли мы его в этом образе, прежде чем стать свидетелями его перевоплощения? Вообще-то нет, герой с самого начала ведет себя как вполне приличный человек, на которого сценаристы зачем-то решили наклеить еще один «слой» – беспринципный карьерист. Слой, который никак не проявлен в фильме, который ни на что не влияет, плохо сидит на герое и в конце так же неубедительно сменяется на «принципиального адепта справедливости».

Нашему герою приходится бросить свою успешную карьеру и свой развалившийся брак, чтобы отправиться в родной городок на похороны матери. Смерть одного из родителей как нечто, приводящее в движение весь сюжет, само по себе крайне избито. Естественно, никакой шаблон сам по себе не приговор истории, смерть родителей – огромная часть жизни любого человека, и ее нельзя обойти стороной, вопрос лишь в том, что автор сумеет сказать нового и личного на эту старую тему. «Судья» не говорит ничего, мертвая мама героя раскрыта не больше, чем его автомобиль, довольно откровенно маячащий в кадре, и служит той же цели – доставить героя из большого города в родное захолустье.

Старший брат, чье блистательное спортивное будущее не случилось из-за аварии, младший брат – умственно отсталый, одержимый своей кинокамерой, бывшая подружка, просидевшая 20 лет сиднем на одном месте, чтобы вернувшийся герой мог покрутить в руках еще один «осколок прошлого»… Все это крайне оригинально. Грустно и то, что про этих персонажей больше абсолютно нечего сказать – они практически исчерпываются этими ярлыками.

«Судья»: парень в крутом костюме... - фото 1

Возвращение в родное захолустье – еще один штамп. Человек, сделавший неплохую карьеру в большом городе, возвращается в родное болото, где жизнь медленнее, но проще, люди – типичные провинциалы, но они честнее и живее городских. И снова – в штампах самих по себе нет ничего смертельного, но штамп от живого элемента истории отличает индивидуальная обработка, ручной труд, нечто личное и глубокое, заложенное автором в конкретно эту реинкарнацию избитого элемента.

К сожалению, здесь нет и следа ручной работы, элементы вброшены в сценарий такими же, как их достали из упаковки – даже без разогрева в микроволновке. Герой выказывает неприязнь по отношению к провинции, городок в свою очередь отвечает «столичной штучке» взаимностью, но потом герой проникается простыми радостями жизни и семейными ценностями.

«Судья»: парень в крутом костюме... - фото 2

В фильме нет никакого накала страстей, никакой интриги, все навешанные на сюжет как «дождик» на елку «дополнительные конфликты» вроде развода с женой, отношений с дочерью, встречи с бывшей подружкой и инцидента со старшим братом, все они абсолютно ничего не дают и никак не относятся к основному конфликту.

Чего точно нельзя простить судебной драме, так это невероятно скучного дела, которое разбирается в зале суда на протяжении всего фильма. В нем нет ни загадки, ни веера подозреваемых, ни множества версий, ни таинственности, ни леденящих душу подробностей. С таким же интересом можно весь фильм расследовать дело о сбитом бобре. Когда в фильме про суд вас ни в малейшей степени не интересует исход дела и не увлекает процесс вскрытия слоев истины (этого процесса тут тоже почти нет, как и слоев), это провал. Судебные заседания из «Народ против Лари Флинта», «Мажестика» и «Авиатора» были в разы более напряженными и запоминающимися, хотя это далеко не судебные драмы и сценам в суде уделено не так много времени. Вспоминать про «12 разгневанных мужчин» или «Убить пересмешника», на которого «Судья» даже осмеливается вставить аллюзию, просто смешно.

  • Для тех, кто не боится спойлеров, в фильме также снимались: умирающий от рака, старые семейные обиды, воссоединение с сыном, с дочерью, с внучкой, внезапно обнаруженные новые члены семьи и воссоединение с ними.

Самая большая проблема штампов в том, что они населяют «Судью» призраками лучших фильмов. Каждый шаблон напоминает о шедевре, который реализовал его куда лучше. Нельзя смотреть на «возвращение в родное болото из-за смерти родителя» и не вспоминать до боли личную «Страну Садов» Зака Браффа или пронзительный «Элизабеттаун», на долгое время ставший для меня вторым лучшим фильмом всех времен, уступив лишь «Вечному сиянию чистого разума».

В одном этом моменте из «Страны садов» больше трагизма и размышлений о бессмысленности жизни, чем во всем «Судье».

В одном этом моменте из «Страны садов» больше трагизма и размышлений о бессмысленности жизни, чем во всем «Судье».

Нельзя не вспомнить и «Как узнать своих святых» из послужного списка того же Дауни младшего. Там он тоже возвращался в «родное гнездо», пытался понять, насколько изменился, найти свое прошлое или избавиться от него, выстроить отношения с отцом. А еще там были куда более яркие эмоции, там была лучшая роль Ченнинга Татума, яркая игра Шайи ЛеБаффа и очаровательная Розарио Доусон. И главное, сам Дауни выглядел там куда более живым и настоящим. А вспомнив про драматические роли Дауни, мы неизбежно вспоминаем Финчеровского «Зодиака», затем «Доброй ночи и удачи», «Помутнение» и, конечно же, решающего «Чаплина». И чем больше шедевров всплывает в памяти, тем бледнее выглядит сам «Судья» на их фоне. А вслед за ним — и игра Дауни младшего.

В этом главное разочарование фильма — все мы ждали оскароносной роли, богоподобной актерской игры, но Дауни не дотянул даже до своей старой планки. Отсюда и вопрос в заголовке: что останется от Дауни, если содрать с него железный костюм, его звездную роль? Проблема не в том, что останется немного, она в том, что железный костюм он снять смог, а вот самого Тони – гения, миллиардера, плейбоя, филантропа — нет. Дауни не смог перевоплотиться, Тони по-прежнему виден в герое «Судьи». Как и в персонажах Дауни в «Шефе» и даже в Шерлоке Холмсе. По-настоящему далеко уйти от Тони ему удавалось в последний раз в «Солдатах неудачи», но это было 5 лет назад.

Можно понять, почему это так сложно сделать. Дело не только в том, что Тони воскресил карьеру Дауни, или в том, что он просто привык его играть. Даже не в том, что Тони он сделал из себя, Старк очень похож на самого Дауни… Проблема еще и в том, что Тони – персонаж, которым приятно быть. В шкуре миллиардера, гения, плейбоя и филантропа крайне комфортно, можно отпускать шуточки, щелкать пальцами и выглядеть круто. После этого должно быть сложно играть недалекого нищего неудачника. Хотя по идее, актеры не должны обращать на это внимания, чем сложнее роль, чем дальше от тебя и от зоны комфорта – тем лучше. Но все мы – люди. Не железные.

Я вовсе не склонен ставить крест на Дауни младшем, я не считаю его плохим актером, наоборот, я с нетерпением жду его новых фильмов… Мне просто жаль, что прекрасная возможность была утеряна, и я могу лишь надеяться, что в следующий раз он не промахнется и сумеет показать нам новые грани своего таланта.

Вопрос: Ваша любимая роль Дауни младшего?

Комментарии 20
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
R0han
R0han
...
Евгений Сальвин
Евгений Сальвин
Комментарий был удален
NeXSoL
NeXSoL
А я все равно пойду на фильм