«Судья»: парень в крутом костюме...

Все его товарищи по команде Мстителей давно преуспели на этом поприще, покорив публику и критиков: Реннер в «Афере по-американски» и «Убить гонца», Скарлет в «Она» и «Побудь в моей шкуре», Раффало – в «Обыкновенном сердце» и «Хоть раз в жизни», Хемсворт в «Гонке», а Эванс – в «Сквозь снег». Железный человек, центральная звезда вселенной Марвел, каким-то образом остался в хвосте своих коллег, успевших сыграть, возможно, лучшие роли в своей карьере.
Так или иначе, на Судью возлагали большие надежды – как зрители, так и, похоже, сам Дауни, учитывая, что они с супругой взяли на себя часть продюсерских обязанностей. Но как оказалось, все мы надеялись зря.
Начать с того, что это слабый, проходной фильм, в которой по ошибке попали пара хороших актеров. Простите, трое. Я забыл про Билли Боба Торнтона… Этот фильм настолько плох, что можно начисто забыть, что в нем играл Билли Боб.
«Судья» буквально соткан из штампов, и начинаются они прямо с главного героя. Он не просто адвокат, даже не просто лучший в своем деле, он – адвокат бессовестный, защищающий виновных и думающий лишь о победе и деньгах, а не о справедливости. Естественно. Похож ли главный герой на беспринципного подлеца? Видим ли мы его в этом образе, прежде чем стать свидетелями его перевоплощения? Вообще-то нет, герой с самого начала ведет себя как вполне приличный человек, на которого сценаристы зачем-то решили наклеить еще один «слой» – беспринципный карьерист. Слой, который никак не проявлен в фильме, который ни на что не влияет, плохо сидит на герое и в конце так же неубедительно сменяется на «принципиального адепта справедливости».
Нашему герою приходится бросить свою успешную карьеру и свой развалившийся брак, чтобы отправиться в родной городок на похороны матери. Смерть одного из родителей как нечто, приводящее в движение весь сюжет, само по себе крайне избито. Естественно, никакой шаблон сам по себе не приговор истории, смерть родителей – огромная часть жизни любого человека, и ее нельзя обойти стороной, вопрос лишь в том, что автор сумеет сказать нового и личного на эту старую тему. «Судья» не говорит ничего, мертвая мама героя раскрыта не больше, чем его автомобиль, довольно откровенно маячащий в кадре, и служит той же цели – доставить героя из большого города в родное захолустье.
Старший брат, чье блистательное спортивное будущее не случилось из-за аварии, младший брат – умственно отсталый, одержимый своей кинокамерой, бывшая подружка, просидевшая 20 лет сиднем на одном месте, чтобы вернувшийся герой мог покрутить в руках еще один «осколок прошлого»… Все это крайне оригинально. Грустно и то, что про этих персонажей больше абсолютно нечего сказать – они практически исчерпываются этими ярлыками.

Возвращение в родное захолустье – еще один штамп. Человек, сделавший неплохую карьеру в большом городе, возвращается в родное болото, где жизнь медленнее, но проще, люди – типичные провинциалы, но они честнее и живее городских. И снова – в штампах самих по себе нет ничего смертельного, но штамп от живого элемента истории отличает индивидуальная обработка, ручной труд, нечто личное и глубокое, заложенное автором в конкретно эту реинкарнацию избитого элемента.
К сожалению, здесь нет и следа ручной работы, элементы вброшены в сценарий такими же, как их достали из упаковки – даже без разогрева в микроволновке. Герой выказывает неприязнь по отношению к провинции, городок в свою очередь отвечает «столичной штучке» взаимностью, но потом герой проникается простыми радостями жизни и семейными ценностями.

В фильме нет никакого накала страстей, никакой интриги, все навешанные на сюжет как «дождик» на елку «дополнительные конфликты» вроде развода с женой, отношений с дочерью, встречи с бывшей подружкой и инцидента со старшим братом, все они абсолютно ничего не дают и никак не относятся к основному конфликту.
Чего точно нельзя простить судебной драме, так это невероятно скучного дела, которое разбирается в зале суда на протяжении всего фильма. В нем нет ни загадки, ни веера подозреваемых, ни множества версий, ни таинственности, ни леденящих душу подробностей. С таким же интересом можно весь фильм расследовать дело о сбитом бобре. Когда в фильме про суд вас ни в малейшей степени не интересует исход дела и не увлекает процесс вскрытия слоев истины (этого процесса тут тоже почти нет, как и слоев), это провал. Судебные заседания из «Народ против Лари Флинта», «Мажестика» и «Авиатора» были в разы более напряженными и запоминающимися, хотя это далеко не судебные драмы и сценам в суде уделено не так много времени. Вспоминать про «12 разгневанных мужчин» или «Убить пересмешника», на которого «Судья» даже осмеливается вставить аллюзию, просто смешно.
- Для тех, кто не боится спойлеров, в фильме также снимались: умирающий от рака, старые семейные обиды, воссоединение с сыном, с дочерью, с внучкой, внезапно обнаруженные новые члены семьи и воссоединение с ними.
Самая большая проблема штампов в том, что они населяют «Судью» призраками лучших фильмов. Каждый шаблон напоминает о шедевре, который реализовал его куда лучше. Нельзя смотреть на «возвращение в родное болото из-за смерти родителя» и не вспоминать до боли личную «Страну Садов» Зака Браффа или пронзительный «Элизабеттаун», на долгое время ставший для меня вторым лучшим фильмом всех времен, уступив лишь «Вечному сиянию чистого разума».

В одном этом моменте из «Страны садов» больше трагизма и размышлений о бессмысленности жизни, чем во всем «Судье».
Нельзя не вспомнить и «Как узнать своих святых» из послужного списка того же Дауни младшего. Там он тоже возвращался в «родное гнездо», пытался понять, насколько изменился, найти свое прошлое или избавиться от него, выстроить отношения с отцом. А еще там были куда более яркие эмоции, там была лучшая роль Ченнинга Татума, яркая игра Шайи ЛеБаффа и очаровательная Розарио Доусон. И главное, сам Дауни выглядел там куда более живым и настоящим. А вспомнив про драматические роли Дауни, мы неизбежно вспоминаем Финчеровского «Зодиака», затем «Доброй ночи и удачи», «Помутнение» и, конечно же, решающего «Чаплина». И чем больше шедевров всплывает в памяти, тем бледнее выглядит сам «Судья» на их фоне. А вслед за ним — и игра Дауни младшего.
В этом главное разочарование фильма — все мы ждали оскароносной роли, богоподобной актерской игры, но Дауни не дотянул даже до своей старой планки. Отсюда и вопрос в заголовке: что останется от Дауни, если содрать с него железный костюм, его звездную роль? Проблема не в том, что останется немного, она в том, что железный костюм он снять смог, а вот самого Тони – гения, миллиардера, плейбоя, филантропа — нет. Дауни не смог перевоплотиться, Тони по-прежнему виден в герое «Судьи». Как и в персонажах Дауни в «Шефе» и даже в Шерлоке Холмсе. По-настоящему далеко уйти от Тони ему удавалось в последний раз в «Солдатах неудачи», но это было 5 лет назад.
Можно понять, почему это так сложно сделать. Дело не только в том, что Тони воскресил карьеру Дауни, или в том, что он просто привык его играть. Даже не в том, что Тони он сделал из себя, Старк очень похож на самого Дауни… Проблема еще и в том, что Тони – персонаж, которым приятно быть. В шкуре миллиардера, гения, плейбоя и филантропа крайне комфортно, можно отпускать шуточки, щелкать пальцами и выглядеть круто. После этого должно быть сложно играть недалекого нищего неудачника. Хотя по идее, актеры не должны обращать на это внимания, чем сложнее роль, чем дальше от тебя и от зоны комфорта – тем лучше. Но все мы – люди. Не железные.
Я вовсе не склонен ставить крест на Дауни младшем, я не считаю его плохим актером, наоборот, я с нетерпением жду его новых фильмов… Мне просто жаль, что прекрасная возможность была утеряна, и я могу лишь надеяться, что в следующий раз он не промахнется и сумеет показать нам новые грани своего таланта.
Вопрос: Ваша любимая роль Дауни младшего?


