Стражи Галактики: хулиганский шедевр
Именно поэтому я ничего не писал про «Выживут только любовники» и «Рейд 2», ставшие для меня лучшими фильмами этого года.
Я готов назвать «Стражей» лучшим комикс-муви 2014. «Капитана Америку 2» сгубил нелепый твист с Гидрой, убивший всю реалистичность. «Новый Человек-паук 2» превратился в кашу из сюжетных линий, а «Дни Минувшего Будущего» показались мне бездушной солянкой из нераскрытых персонажей. «Стражи Галактики» - это смелый, красивый, невероятно смешной и талантливый фильм, который принимают на ура зрители по всему миру. Эксперимент Марвел с неизвестным комиксом и эксцентричным режиссером однозначно удался.
Я советую всем сходить на «Стражей» в кино, причем неважно с кем: с девушкой, мамой, детьми, друзьями, коллегами или одному – в любой компании он будет смотреться уместно и никому не придется скучать.
Главные герои
Питер Квил - Звездный Лорд
Многие сравнивают Звездного Лорда то с Ханом Соло, то с Индианой Джонсом (даже режиссер недвусмысленно намекает вступительной сценой в пещере на начало Утраченного Ковчега), забывая, что персонажи Форда не корчили из себя клоунов, а были довольно прямолинейными мачо. Питер Квил же – очевидный раздолбай, который любит паясничать и валять дурака. Ударяясь в другую крайность, его сравнивали и с Филлипом Джеем Фраем. Это сравнение идет ему больше, учитывая, что весь фильм немного похож на экранизацию Футурамы с Лилой-Гаморой и енотом-Бендером. И все же мне кажется, что победителем на конкурсе двойников стал был агент Стерлинг Арчер (если вы сейчас сказали «Кто?», я вас поздравляю с пятью сезонами лучшего комедийного мультсериала, которыми вам предстоит насладиться).
Арчер, как и Квил, большую часть времени ведет себя как безответственный идиот, но в критический момент он внезапно проявляет себя идеальным полевым агентом. Именно эта смесь придурковатости с запредельной крутостью и отличает этих двоих от прочих экшен-героев. Квил может выглядеть недалеким простаком, но вот опускается маска Старлорда, и клоун пропадает, уступая место настоящему космическому коммандос, способному раскидать десяток противников. Как и у Арчера, обаяние его персонажа именно в том, как неадекватный и нелепый герой вдруг проявляет себя как безупречный профессионал.
Никто больше из команды, к сожалению, не может похвастаться таким полноценным раскрытием.
Енот Ракета
Странно, но никто из тех, кто упоминал енота в любой фразе про этот фильм, не заметил, что архетип Хана Соло куда больше подходит именно Ракете, а не Квилу. Квил открыто сентиментален и верит, что они «должны спасти галактику», енот же, как и Соло, любит бурчать, он крайне циничен и заботится только о деньгах. У Хана был свой вуки, у енота есть свое дерево. Грут, как и Чуи, может говорить только со своим лучшим другом, которого защищает, а енот столь же нахален, въедлив и обладает больным чувством юмора, как и главный контрабандист Звездных войн.
Разговоры о рискованности енота как персонажа раздражали меня потому, что мы прекрасно знаем примеры куда более «рискованных» персонажей. Чем енот рискованнее R2D2? Сочувствовать пушистому зверьку, который может и пошутить и пострелять, куда легче, чем пищащей консервной банке. Грут, произносящий лишь одну фразу, не сложнее для восприятия, чем все тот же Чуи, который мог лишь реветь. Мне кажется, еще пиксаровский Уолли доказал всем, что главный герой не обязан быть человеком, уметь говорить, иметь рот или лицо, чтобы завоевать любовь зрителя. Наделить харизмой можно любого персонажа, даже ведро напильников, риск начинается тогда, когда автор не стремится к тому, чтобы персонаж понравился зрителю, когда он ставит перед собой более сложные задачи и представляет неоднозначного героя.
Для многих Ракета так и остался самым ярким моментом фильма. Самый смешной, самый милый, самый интересный. Меня удивило, что тема его «енотства» не была особенно затронута. Да, его постоянно обзывали то хорьком то хомяком, да, сказали пару слов о его происхождении, но ни разу не сделали акцента на его звериной природе. Он не чесал себя за ухом, не выкусывал блох, не выл, не вылизывался и не просился на улицу. Я утрирую, но я действительно не понимаю, как можно ввести персонажа-животное и ни разу не пошутить на тему его животной натуры. Это особенно удивительно на фоне Грута, чью древесную природу показали со всех сторон.
Грут
Вообще, Грут получил наиболее полное раскрытие как персонаж, уступив лишь Старлорду. Несмотря на то, что он говорит всего одну фразу, мы узнали о его доброте, простодушии, миролюбии, ответственности за друзей.
Именно Грут, а не енот, стал для меня сердцем фильма. Это трогательный и смешной персонаж с многочисленными интересными способностями. Радостно и то, что Вин Дизель озвучил Грута и в русском варианте, даже без типичного для американцев ужасного акцента.
Признаться, я ожидал, что Грут будет произносить свою коронную фразу гораздо чаще, а вышло, что он «представился» всего раз 10-15 за фильм. Мне казалось, соль шутки с его ограниченным словарем именно в бесконечном повторении, когда это становится уже не смешно, а потом снова смешно, уже из-за абсурдности ситуации. Но Марвел, видимо, решили не давить на зрителя.
Дракс
Ганн очень правильно подошел к роли рестлера Дейва Батисты, постаравшись сосредоточиться на том, что у того получалось, и выкинуть то, в чем он не силен. Режиссер доверился неопытному актеру и не прогадал, Батиста удивил всех тем, что справился с возложенной на него ответственностью. И не то чтобы там было нечего играть, на долю Дракса приходится львиная доля лучших шуток фильма, которые, как известно, очень важно правильно произнести. Американцы даже выделяют ключевое для комедии понятие comedic timing, означающее тот самый талант своевременной и грамотной подачи шутки.
Казалось бы, сцены драк профессионального рестлера должны сильно выделяться на фоне остальных, но как ни странно, этого не происходит – никакой впечатляющей хореографии или трюков от фильма ждать не стоит. Драки в фильме неплохо, но до уровня «Капитана Америка 2» им далеко.
Гамора
Зои Салдана, видимо, решила переиграть во всех космических операх, в которых сможет. Она играла синюю женщину в «Аватаре», потом соседку зеленой женщины в «Стартреке», теперь вот зеленую женщину, сестру синей женщины в «Стражах». Для завершения коллекции, ей хорошо бы сыграть красную женщину в Звездных Войнах, К примеру, сестру Дарт Мола, явившуюся отомстить джедаям.
Продолжая игру в параллели, можно сказать, что она напоминает характером Лею, Лилу и Лану (из того же Арчера), отчего складывается впечатление, что американские сценаристы только такими и видят женских персонажей: сильными и сексуальными, но при этом пассивно агрессивными снобами, которые вечно лишь презрительно фыркают на все, что делают мужчины.
Показательно и то, что зеленая женщина-киборг, приемная дочь главного злодея киновселенной Марвел… стала самым блеклым персонажем из всей команды. Причем Салдана отлично справилась с ролью, да и персонажу в фильме уделено достаточно внимания, но Гамора в этом дурдоме выглядит самой здравой, самой обычной, а потому – незапоминающейся. Их любовная история с Квилом выстреливает в молоко, не трогая зрителя, не заботя режиссера и не волнуя особо даже самих Квила и Гамору. Ну и ладно, невелика потеря. Хотя многих всерьез расстроило, что того кадра из трейлера, где она обнаженная сидит спиной к камере, в фильме не было вообще. Трейлеры вообще подавали некоторые сцены в несколько другом ключе, но это не повод для волнения – разочарования это не вызывает, наоборот, добавляет ощущение свежести при просмотре.
Разочаровывает то, что Гамора и остальные киборги в фильме никак не используют свою нечеловеческую часть (кроме одного момента с Небьюлой). Про Гамору только говорится, что она киборг, внешне же этого не заметно вообще. На еноте видны стальные разъемы, но он ни к чему не подключается и так далее.
В любых Мстителях не без Соколиного Глаза.
Основная проблема Дракса с Гаморой в нечетком балансе сил. Уж до чего мизерными были описания главных героев, но и те в результате начали конфликтовать. Гамору назвали самой смертоносной женщиной в галактике, Дракс Разрушитель тоже неспроста получил такое прозвище, но почему-то фильм постоянно ставит под сомнение непревзойденность их боевых навыков. Проще говоря, они показывают себя умелыми бойцами, но вовсе не лучшими во вселенной. Самым эффективным бойцом в итоге выглядит Грут, и это немного странно, учитывая, что самыми страшными в рукопашной по идее должны быть Дракс с Гаморой. Если даже тут фильм не дает почувствовать их крутость, то вообще неясно, зачем они в команде. С точки зрения динамики отношений героев их роль ясна, но с точки зрения тактики ощущение смазывается. От них попросту нет особого толку. В каждых мстителях не без Соколиного глаза.
Персонажи второго плана
Фильм, словно потратив весь запал на раскрытие главных героев, практически ничего не может предложить нам на второе блюдо. Самым ярким второстепенным персонажем становится, безусловно, Йонду (в комиксах, кстати, являвшийся членом первых Стражей Галактики), похитивший некогда Старлорда с Земли и приютивший его в своей шайке (да-да, совсем как омерзительный Шрайк – Хана Соло в его юности). Йонду получился интересным и неоднозначным, и злодей и союзник, и простак и главный герой одной из лучших экшен-сцен в фильме.
Ронан в качестве главного злодея вышел настолько блеклым, что почти оказался на одном уровне с Малекитом, антагонистом Тора 2. До темного эльфа тоже никому не было никакого дела. Ли Пейс старался как мог, но персонажу просто не прописали никакого веса, глубины и характера.
Небьюла, сестра Гаморы, запоминается чуть больше Ронана, но на самом деле, такой же пустой персонаж. Удивило и то, что она пафоснее всех двигалась в кадре, словно считала, что в этом жанре сам бог велел переигрывать. Это несколько сбивало с толку.
Коллекционер в исполнении Дель Торо запомнился тем же – неестественностью, переигрыванием, словно они оба снимались немного в другом кино. Он старался выжать максимум из тех минут, что был на экране, но когда герой не представляет интереса для сценариста, это редко получается.
Актерские таланты Джона Си Райли и Гленн Клоуз были утилизованы бестолково, их персонажи не играли особой роли в сюжете, имели крохи экранного времени, и поэтому решение о подобном звездном кастинге крайне странно.
Есть еще одна удивительная вещь, про которую почему-то никто не пишет. Фильм поразительно красив. И дело не только в спецэффектах и прекрасном дизайне мира, кораблей, оружия и одежды. Я говорю прежде всего о синематографии, о многочисленных слоях картинки (присмотритесь хотя бы к трейлеру). Ганн постоянно работает с передним и задним планами, соединяя их в динамический слоеный торт, создающий ощущение трехмерности даже безо всякого тридэ. Это действительно редко в современном кино, особенно в блокбастерах. Майкл Бэй обожает работать с множеством планов, чтобы создавать больше динамики в кадре, но делает он это крайне бестолково, смешивая все в кашу-моргалочку. Ганн же работает очень точно и аккуратно, не боясь даже временами уводить основное действие на задний план, как в прекрасной сцене с Грутом в тюрьме.
Моду на работу с двумя планами – ближним и дальним одновременно – завел еще Куросава, но из современных режиссеров мало кто пользуется всем набором художественных средств, обычно все ограничиваются довольно ленивыми и неизобретательными планами, поэтому синематография «Стражей» стала для меня приятным сюрпризом.
Я не ожидал от Ганна такого таланта и профессионализма. Как в плане синематографии, так и в плане пейсинга, выбора тона, создания целого мира. В его прошлых фильмах я не видел и намека на то, что он способен создать такой шедевр. А вот в Марвел, видимо, кто-то видел. И ведь с режиссерами «Капитана Америка 2» та же история. Кто мог подумать, что режиссеры комедийного сериала «Community» смогут снять шпионский триллер, не уступающий по накалу лучшим фильма Бондианы и содержащий самые реалистичные экшен-сцены из всех десяти фильмов Марвел? Мне интересно узнать, что Кевин Файги творит с режиссерами в застенках своей студии, какую секретную формулу он обнаружил, что позволяет поднимать режиссеров на некий новый уровень.
Если вы читали про этот фильм хоть что-нибудь, то могу поспорить, заметили, что чаще всего люди говорили о его рискованности. Это, мол, огромный, риск со стороны студии отступать от проверенной схемы, брать никому не известный комикс, переносить место действия в космос, вводить в киновселенную новую группу героев, при этом не представляя их сначала в сольных фильмах.
На мой взгляд, рискованность «Стражей» многократно преувеличена некой профессиональной деформацией, которая проявилась у фанатов комикс-муви. Да, космическая опера – это непривычно для фильмов по комиксам, и выбор малоизвестной молодой серии для экранизации тоже удивляет. Но если смотреть на «Стражей» не как на комикс-муви, а на обычную комедийную фантастику, то видно, что это вполне стандартный мейнстримовый фильм, просто сделанный талантливо и с настоящей любовью. На фоне остальных блокбастеров его выделяет именно это, а не енот, комиксы или «безумные риски».
Многие теперь свято верят, что нельзя снять кино про команду персонажей, не посвятив каждому по отдельному фильму. Куросава не чувствовал потребности снять по сольному фильму для каждого из семи самураев, так же как Содербергу не пришлось снимать 11 приквелов для Оушена. Хотя если подумать, могло выйти крайне любопытно…
Как бы то ни было, самым большим достоинством фильма для меня стало то, что он попросту работает. Не переламывается пополам неким фатальным минусом, который убивает все удовольствие на корню, вроде неуместной клоунады в Новом Человеке-пауке 2. Стражи не уделяют должного внимания созданию новых миров, романтики межзвездных путешествий, изобретению по-настоящему необычных существ, абсолютно других культур и языков. Нет, они целиком и полностью концентрируются на персонажах и их шуточках.
Естественно, это не новые Звездные Войны, но «Стражи» и не пытаются ими быть. Это даже не новый «Путеводитель по Галактике» или «Galaxy Quest», прелесть «Стражей» именно в том, что они, как и енот, уникальны по своей природе. “Ain’t no thing like me, except me!
Прекрасная хулиганская лента, подмигивающая сама себе до состояния тика, издевающаяся над собой, над жанром и ожиданиями зрителей. Прошло всего несколько дней, а мне уже хочется посмотреть их снова – такое бывает крайне редко. Я просто уже соскучился по всей пятерке.
Вопрос: Кто ваш любимый Страж? Дерево, енот или вы таки выберете кого-то менее очевидного?
UPD: Вы знали, что по предположениям конспирологов, все, что происходит после того, как Квил выбегает из больницы в поле - это игра воображения травмированного мальчика, пытающегося справиться со смертью матери, сбежав в мир своих фантазий о спасении вселенной? По-моему, красивая теория. Хотя, конечно, никакого отношения к задумке Ганна не имеющая.