Стратегия Музыки: Интервью с Сергеем Ейбогом
_Здравствуйте, Сергей! Расскажите, как попали в Strategic Music, чем занимались до
этого? _
В Strategic Music я попал в 2010-ом году, когда приехал жить и работать в Санкт-Петербург. До этого я долгое время сотрудничал на удалённой основе с Дмитрием Кузьменко, руководителем студии, в качестве композитора-фрилансера.
Чем занимаетесь в компании?
Координирую работу над проектами, пишу музыку, создаю звуковые эффекты, записываю актёрское озвучение, добываю разную нужную для студии информацию и многое другое. Помогаю модерировать группу Вконтакте. :)
Есть ли разница при работе с российскими разработчиками и иностранными?
На мой взгляд, разницы нет. Если в общении и возникают проблемы, то они обусловлены не менталитетом, а конкретной ситуацией. Мы стараемся найти взаимопонимание со всеми.
Заказы на озвучку всегда поступают извне? Или иногда Strategic Music сама предлагает свои услуги разработчикам?
В основном извне. У студии большое портфолио и зарекомендованная репутация среди разработчиков, поэтому бывает так, что издатели игр нередко направляют к нам те команды, чьи проекты они собираются публиковать.
Возможно, вопрос не по вашему профилю, но все же. Как правило, все нуждаются в рекламе. Как рекламирует себя Strategic Music?
В первую очередь соблюдением критичных сроков и планки качества – нас рекламирует пресловнутое word of mouth (прим. “из уст в уста”). Также участники студии регулярно выступают с докладами на игровых конференциях (КРИ, DevGamm, Casual Connect), публикуют статьи. Немалую долю известности дала работа над модификациями для World of Tanks. Ну и собственное творчество участников студии тоже привлекает к нам внимание.
Примечание: с творчеством Сергея вы можете познакомиться на SoundCloud, Youtube или __Вконтакте_._
Над какими проектами понравилось работать больше всего?
Пожалуй, это проекты «Juggernaut: Revenge of Sovering» и «Evolution: Battle for Utopia» от Mail.Ru Group. Для первой игры мне довелось сделать озвучение боевых действий и магических заклинаний всех персонажей, во второй я работал над звуком в стартовых анимационных сценах, стараясь создать атмосферу классического sci-fi фильма.
_Работой над озвучкой DotA 2 занята вся команда или только ее часть? _
Основная работа над DotA 2 лежит на плечах Дмитрия Кузьменко, по мере необходимости мы ему помогаем. В студии обычно работают над несколькими проектами одновременно, поэтому никто не сидит без дела.
Не собираетесь подарить свой голос кому-нибудь из героев, как Станислав? :)
Мой голос не способен на подобный экстрим. :)
Как бы Вы оценили работу над озвучкой DotA 2? Это самый сложный проект или были посложнее?
Работа над DotA 2 действительно очень сложна — ведь мы имеем дело не с одним критиком и не с двумя, а со всем коммьюнити, которое, к слову, тоже не имеет единого мнения. Я не могу сравнивать её с другими проектами, но могу сказать, что мы стараемся. Это бесценный опыт для студии.
Как известно, по совместительству Вы - модератор группы Вконтакте. Часто ли приходиться исполнять роль “инквизиции”? Какую черту чаще всего переходят пользователи?
Я достаточно мягко отношусь к поведению участников группы. В чёрный список приходится добавлять людей, которые, попросту говоря, не умеют себя вести. Это в первую очередь злоупотребление обсценной лексикой и оскорбительное для других участников группы поведение. В остальном там царит довольно свободная, весёлая атмосфера.
Сейчас пошла волна любительских озвучек от пользователей в вашей группе (я и сам по приколу записал Venomancer’а). Так как в некоторых наверняка живет надежда на пригласительный от Strategic Music, скажите, есть ли у людей шансы принять участие в озвучке, если она вам понравится?
Я не решаю судьбу демонстрационных озвучек, но шансы у людей есть. Актёрами не рождаются, но становятся.
_Просятся ли люди к вам на работу в компанию? _
Постоянно. Чаще всего хотят устроиться на должность композитора, в последнее время много желающих работать актёром. С саунд-дизайном дело обстоит несколько сложнее, и в этой специфичной области нам приходилось искать людей самостоятельно.
Представим себе Ваш обычный рабочий день. За этот день с каким оборудованием успеваете поработать?
Необходимого на каждый день оборудования не так и много. В офисе у меня есть персональный компьютер с моими рабочими программами, аудио-интерфейс RME FireFace 800, миди-клавиатура M-Audio Axiom 61, динамики KRK Rockit v5, наушники Sennheiser HD 600. При необходимости можно подключить рековую стойку с набором синтезаторов — лично мне особенно нравятся тембры в Roland XV-5080. Есть электрогитара Yamaha RGX-121Z, которой я толком пока не владею, но иногда использую для несложных партий в аранжировке. Под рукой также всегда держу портативный рекордер Zoom H4n, с которым я записал уже достаточно неплохую собственную библиотеку звуков, и конденсаторный микрофон Октава МК-102.
Бывает ли такое, что во время озвучки того или иного персонажа у актера не сразу все получается (может от волнения или надо “разогреться”)? Как-нибудь помогаете ему психологически, придаете нужный настрой?
Сразу «вжиться» в роль мало кому удаётся — разве что если актёр уже играл подобных персонажей и ему достаточно вспомнить свои наработки.
Как правило, после первоначальных обсуждений и «поиска голоса» (когда актёр пробует разную манеру исполнения, динамику, акценты и т.д.) мы просто начинаем вести запись, помогая актёру — то и дело давая послушать примеры, что-то изображая самостоятельно, одобряя удачные дубли и помогая замечаниями в случае неудачных. Затем, когда актёр сыграл всё, что от него требовалось, мы заново проходим по той части материала, где он «разогревался», получая тем самым более удачные дубли.
Поговорим о Вас. Как и когда Вы поняли, что озвучка игр - это именно то, чему хочется посвятить себя? С чего началось увлечение музыкой?
Я в детстве закончил музыкальную школу, отделение народных инструментов. Большой любви к музыке это не привило, но воспитало слух и базовые способности к занятиям ею.
Примерно до пятнадцати лет я относился к полученным знаниям равнодушно, затем родители подарили акустическую гитару, и подбирать на ней собственные мелодии оказалось интересней, чем разбираться в табулатурах. Когда у меня появился персональный компьютер, я разобрался с программой Scream Tracker 3 (одна из первых музыкальных программ для IBM PC), в которой постепенно проводил всё больше и больше времени. В конце концов получилось так, что создание музыки стало одним из главных и постоянных занятий в моей жизни, способом общения с миром.
Ключевым событием, после которого я твёрдо решил, что хочу работать над играми, было знакомство с игрой под названием «Chrono Cross» (Square Co, 1999). Она затянула меня с головой на полтора месяца, а волшебный саундтрек с элементами кельтики и фолка стал одним из главных впечатлений. Я понял, что хочу уметь вызывать в людях не менее сильные эмоции, и что этому надо учиться.
Что или кто повлиял на Ваше творчество в большей степени, определил вектор его развития?
Совершенно разные исполнители. В электронной музыке меня вдохновляют Orbital, Plaid, Solar Fields, Telefon Tel Aviv; в жанре нью-эйдж — Enya и Andreas Vollenweider; среди игровых и кино-композиторов – Yann Tiersen, Thomas Newman,Yasunori Mitsuda, Kenji Kawai; в симфонической музыке импонируют произведения Антонина Дворжака, Джорджа Гершвина.
С высоты своего опыта дайте совет нашим читателям: как правильно преподнести себя и свои работы будущему работодателю или заказчику, другими словами, как сделать так, чтобы тебя заметили? Конечно, если они сделаны хорошо.
Помимо того, что работа сделана хорошо, важно показать и себя надёжным, адекватным человеком: настроенным на сотрудничество и готовым довести работу до конца в любом случае, будь то сокращённые сроки разработки, внезапная смена концепции игры или просто долгий сочинительский «блок», через который надо пробиться. Если вы пишете хорошую музыку и на вас можно положиться, то рано или поздно вы найдёте свой первый проект, с которого всё начнётся.
Расскажите про Ваш игровой опыт. Первые игры, любимые новинки, серии и жанры.
Мои первые игры? Пожалуй, это были автоматы, которые стояли в холле кинотеатра: «Морской бой», «Авторалли», «Снайпер-М», а также непонятного происхождения консоль, на которой можно было сыграть в аналог BreakOut за довольно серьёзные для ребёнка деньги. Затем был домашний компьютер ZX Spectrum со своей богатой библиотекой игр на пиратских польских кассетах, а из консолей – обычная для России 90-ых копия NES, сделанная где-то в Китае под странным названием. Хорошее было детство.
Из любимых серий могу отметить Civilization, за которой слежу с самой первой части. Из того, во что играл в последнее время, очень понравились Grim Fandango, Faster Than Light, FEZ, Skyrim. Игры часто выбираю под настроение — от текстовых квестов, проходя через шутеры и мобильные паззлы, до симуляторов машиниста поезда или водителя-дальнобойщика.
На официальном сайте написано, что Вы поклонник аниме. Есть любимое? Как много посмотрели?
Посмотрел достаточно, но активного интереса уже давно не испытываю. Из того, что вышло относительно недавно, с удовольствием познакомился с «Moyashimon: Tales of Agriculture».
А мангу читаете?
Некоторые работы, как «Noise» и «Blame!» Цутому Нихея, всё ещё хочу купить и прочитать в печатном виде, уделяя внимание всем деталям его необычайной и головоломной графики.
Ну а обычные книги? Какие самые любимые? Есть ли любимый автор?
К книгам у меня немного другое отношение, чем к просто «любимым» и «нелюбимым»… Перед тем, как заняться игровой музыкой профессионально, я закончил филологический факультет. Хороших книг прочитано много, но многие из них мне ещё только предстоит прочесть.
Играете на консолях?
Есть портативная Nintendo DS, на которой иногда играю в дороге. Что касается полноценных Xbox или PS3 – Стим со своими распродажами перебил всё желание их покупать: содержимого библиотеки хватит лет на пять вперёд.
Станислав Полеско в своем интервью говорил, что хотел бы поработать над озвучкой серии Silent Hill. А Вы над какой серией были бы не прочь поработать?
Мне нередко говорили, что моя музыка отлично подошла бы для классической jrpg-игры вроде Final Fantasy или Kingdom Hearts. Если бы была возможность, я бы поработал в этом жанре. Или в любом другом, где сюжет играет действительно важную роль и музыка помогает его раскрыть в деталях.
Наконец, скажите пару слов пользователям Kanobu.ru и всем поклонникам работ от Strategic Music.
Найдите себе дело по душе и никогда его не бросайте.
Спасибо за интервью, Сергей!
Как найти Strategic Music?
Официальный сайт / VK / Youtube / Инстаграм / Twitter
Предыдущие статьи из серии “Стратегия Музыки”:
► Стратегия Музыки: Интервью с Дмитрием Кузьменко