30 июля 2025Кино

Когда любовь превращается в ужас: «Одно целое» — поэма боли и главный хоррор 2025?

Кадр из фильма «Одно целое»: Neon
Кадр из фильма «Одно целое»: Neon

31 июля в прокат выходит «Одно целое» — боди-хоррор о созависимых отношениях с «Сандэнса-2025». Американо-австралийский дебют через метафору телесного слияния партнёров исследует миф о единстве двух половинок. Продюсерами фильма выступили супруги Дэйв Франко и Элисон Бри, убедительно играющие семейную пару. Рассказываем, чем удивляет и шокирует потенциально один из лучших хорроров 2025 года

Страна: Австралия, США

Жанр: хоррор

Режиссёр: Майкл Шэнкс

Сценарий: Майкл Шэнкс

В ролях: Дэйв Франко, Элисон Бри, Дэймон Херриман, Миа Мориссей

Премьера: 31 июля 2025

Где смотреть: в кинотеатрах

О сюжете

Тим (Дэйв Франко) и Милли (Элисон Бри) состоят в отношениях уже десять лет и действительно любят друг друга. Правда, скрепить свой союз узами брака они так и не решились, да и взаимных претензий за годы совместной жизни у обоих накопилось предостаточно. Преданные друг другу Милли и Тим давно перестали понимать, как заканчивается их собственная жизнь и начинается жизнь партнёра.

На вечеринке «для своих» по случаю переезда за город Милли делает предложение Тиму, застаёт его врасплох, а следом получает вымученное «Да». Перебравшись в сельскую глушь, пара пытается заземлиться. Милли преподаёт в начальной школе, а Тим записывает демки и собирается позже поехать в тур с приятелями-музыкантами.

Однажды пара выбирается на прогулку в лес, сбивается с пути под сильным ливнем и проваливается в загадочную пещеру. Вернувшись домой, Милли и Тим начинают чаще ссориться и в то же время испытывают непреодолимое влечение друг к другу, которому они не в силах противиться.

Обвинения в плагиате и личный опыт в основе фильма

В мае 2025 года супругов Дэйва Франко и Элисон Бри обвинили в плагиате спродюсированного ими боди-хоррора «Одно целое». В иске о нарушении авторских прав говорилось, что семейная пара целиком скопировала идею и сюжет романтической комедии «Лучшая половина» (2023) начинающего режиссёра Патрика Генри Фелана.

В августе 2020 года Франко и Бри получили сценарий ромкома о физическом слиянии двух людей в отношениях. Супругам предложили сыграть главные роли в «Лучшей половине», но они отказались, так как «хотели сами продюсировать фильм и поручить работу над проектом одному из сценаристов агентства WME».

Дэйв Франко и Элисон Бри — муж с женой и в жизни, и на экране / Neon

Дэйв Франко и Элисон Бри — муж с женой и в жизни, и на экране / Neon

И вот, спустя четыре года Франко и Бри представили фильм ужасов о созависимости «Одно целое» на кинофестивале «Сандэнс». Продюсеры «Лучшей половины», присутствовавшие на премьере, посчитали, что хоррор полностью повторяет содержание их ромкома, «одну сцену за другой». На иск о нарушении авторских прав австралийский режиссёр и сценарист «Одного целого» Майкл Шэнкс ответил, что этот фильм ужасов вдохновлён его опытом 16-летних отношений с женой, а именно — «сплетением идентичности, любви и взаимозависимости».

«Это не просто сценарий. Это отражение чего-то глубоко личного. История Тима, его любовь к Милли, его отношения с семьёй, его отношение к нереализованным амбициям музыканта — всё это полностью основано на моей личной жизни», — добавляет режиссёр-дебютант. Помимо терапевтического осмысления многолетнего брака Майкл Шэнкс также использовал в хорроре тяжёлые воспоминания о потере своего отца в юном возрасте.

Язвительный взгляд на отношения и ужасы симбиоза

Несмотря на все претензии и споры об оригинальности фильма, дистрибьютор Neon распиарил «Одно целое» в соцсетях и выпускает его в американский прокат в запланированную дату. Кроме того, боди-хоррор Майкла Шэнкса поразительно дотошно деконструирует длительные отношения мужчины и женщины, которые полностью растворяются друг в друге. Ни один из многочисленных фильмов о созависимости в паре («Когда мужчина любит женщину», «Дневник памяти») ещё не выглядел столь физически отталкивающе и в то же время язвительно.

Хотя жанр «Одного целого» определяется, как боди-хоррор, телесные ужасы, олицетворяющие слияние двух личностей, идут рука об руку с абсурдистским юмором. Смешное в истории пары, которая находится на грани расставания, но не может на это решиться из-за глубокой привязанности, соседствует с откровенно страшным. Ирония над попытками соответствовать мифу о полностью здоровых отношениях чередуется с жутким и неконтролируемым притяжением героев друг к другу.

После бума «Субстанции» телесные хорроры снова вошли в моду / Neon

После бума «Субстанции» телесные хорроры снова вошли в моду / Neon

На экране неизбежный симбиоз Милли и Тима выглядит крайне изобретательно. Проведя ночь в таинственной пещере, партнёры «прилипают» друг к другу самыми изощрёнными способами, вызывающими у зрителя нервный вскрик вперемешку с отвращением. Сцены, в которых герои никак не могут отсоединить сросшиеся/слипшиеся между собой конечности, одновременно доставляют физический дискомфорт и пародируют богатое наследие боди-хорроров Дэвида Кроненберга.

Скромный бюджет фильма восполняется ужасающей находчивостью режиссёра. Шэнкс ловко пускает в ход не только эпизоды телесных травм (сцена слишком тесной близости героев в школьном туалете — незабываема), но также использует пару диких скримеров с участием «крысиного короля» и тлетворной скорби. «Одно целое» — тактильный хоррор, который залезает зрителю под кожу и сводит с ума своими жанровыми метаморфозами. Удивительно, что в пугающе плотном сплетении двух тел режиссёр находит место для истории о настоящей и всё превозмогающей любви.

Единство половинок по «Пиру» Платона

Взгляд Шэнкса на отношения заведомо воспринимается как обречённый. Поначалу кажется, что главные герои явно надоели друг другу и напрасно изводят себя, отрицая это. Милли раздражают музыкальные потуги и импульсивность партнёра, а Тима угнетает недоверие возлюбленной к его интересам. Однако за вечными придирками персонажей скрывается ценное умение быть рядом и стоять друг за друга в самой критической ситуации.

Как и в случае многих других пост-хорроров, перед нами личная авторская история / Neon

Как и в случае многих других пост-хорроров, перед нами личная авторская история / Neon

Используя миф из «Пира» Платона о совершенном человеке-андрогине с двумя лицами, разделённом на две половины разгневанным Зевсом, режиссёр находит в духовном и физическом единстве партнёров не трагедию, а спасение. С одной стороны, «Одно целое» виртуозно обличает кошмары созависимости. С другой, искренне верит в то, что в этом безумном мире человеку не выжить без второй половинки.

По мнению глубоко женатого Майкла Шэнкса, идеальных отношений, построенных по методичке психолога, не бывает. Но если вы встретили того, кто будет с вами до самого конца, что бы ни случилось, не спешите его отпускать. Бояться потерять свою идентичность в отношениях — это нормально. Идти навстречу, прямиком в объятия друг друга — единственный выход в условиях семейного апокалипсиса (по версии «Одного целого»).

Честный портрет супружества и независимое мнение о любви

Боди-хоррор, снятый в лучших традициях жанра, не в последнюю очередь располагает к себе честным и во многом интимным портретом многолетнего сожительства. Всё-таки главных героев «Одного целого» воплощают реальные супруги Дэйв Франко и Элисон Бри, в подлинности страстей которых сомневаться не приходится. Женатые актёры не без удовольствия высказывают взаимные претензии, придираются к мелочам и ласково подстёбывают друг друга.

Идеальную вещь браком не назовут / Neon

Идеальную вещь браком не назовут / Neon

Динамичный конфликт героев Франко и Бри в основном строится на неспособности предугадать чужие желания и риторическом вопросе: «А не ставлю ли я стремления партнёра превыше собственных?». Авторский сеанс психотерапии, посвящённый компромиссам и открытому диалогу, сопровождается бесконечным телесным кошмаром — своего рода побочным эффектом разобщённости двух половинок.

Хоррор Майкла Шэнкса далеко не идеален. Линия с пещерным культом выглядит безосновательной, а метафора созависимости — слишком лобовой. Главное достоинство фильма же кроется в его независимом мнении о так называемых «идеальных отношениях». «Материалистка» Селин Сон вышла из порочного круга капиталистических браков и выбрала настоящую любовь. «Одно целое» уповает на спасительное родство душ и делает это очень убедительно.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь