Стоит ли играть в Stygian: Reign of the Old Ones — игру по Лавкрафту? 4 причины «за» и 2 — «против»
4 причины сыграть в Stygian
Проработанная мифология
Пожалуй, из всех последних игр, вдохновленных творчеством Лавкрафта, именно у Stygian: Reign of the Old Ones лучше всего проработан мир. Несмотря на то, что Аркхэм в игре оторван от реальности, это не мешает ему быть прибежищем самых странных и безумных личностей.
С Древними все и так понятно — там даже статую Авраама Линкольна умудрились превратить в огромный жертвенный алтарь во славу Ктулху. По городу рыщут ми-го, собирающие человеческие мозги. Решив вздремнуть, герой рискует очутиться в Стране Снов, где можно встретить Рэндольфа Картера. На заброшенном складе живут пикманские гули, которые не прочь закусить неосторожным путешественником. А один из возможных компаньонов — это Изгой, главный герой одноименного романа. Причем с ним можно попытаться завести романтические отношения.
Еще тут есть Мискатоникский университет, Некрономикон и еще черт знает что. И все это не выглядит нагромождением отсылок, а создает целостный мир. Пусть и очень безумный.
А еще игра побуждает копаться в прошлом героев, локаций и всего остального. Читать тут вообще надо много, и зачастую записки и книги под стать окружению — тоже весьма мрачные и загадочные. И в них тоже можно найти пару-тройку пасхалок.
Еще о Говарде Лавкрафте:
Атмосфера сошедшего с ума мира
В мире Stygian Древние не просто маячат где-то на горизонте — они уже пришли. Аркхэм не принадлежит этому миру, поэтому практически все человеческие устои и порядки рухнули. Каждый второй персонаж, не считая каждого первого, сумасшедший. У кого-то просто легкие бзики и заскоки. Иные, не стесняясь больше никого и ничего, демонстрируют всем свою извращенную натуру, которую до этого прятали под масками. Третьи вовсе превратились в безжалостных психопатов.
Даже герой, которого вам предстоит отыгрывать, понемногу сходит с ума. Сначала он видит во снах загадочного Черного Гостя, затем, во время своих попыток докопаться до правды, подхватывает какую-нибудь болезнь вроде шизофрении — и прощай нормальная жизнь.
Все эти болезни влияют не только на характеристики героя (как во многих играх), но даже на диалоги. Хотели сказать что-то вроде «эй, а не опасно тебе бродить по этому лесу в такие времена?», а получили жутковатое «ЭЙ, ЧЕРНАЯ ШАПОЧКА, А НЕ БОИШЬСЯ ВСТРЕТИТЬ ЗЛОГО СЕРОГО ВОЛКА?!».
Меняются диалоги прямо по ходу разговора, а нужные реплики превращаются подчас в абсолютно безумные пародии на самих себя. Это, впрочем, добавляет очков ролевому отыгрышу — в том случае, если вам охота отыгрывать совершенно оторванного от реальности персонажа.
Окружающий мир тоже неприветливый: обветшалые здания, сигареты вместо денег, повсюду снуют гангстеры и культисты, в соседнем доме кто-то призывает демонов, а по ночным улицам разгуливает местная версия Джека-потрошителя. И это, в общем-то, только вершина айсберга.
Еще о Говарде Лавкрафте:
Отличный ролевой отыгрыш
Это самое крутое, что есть в Stygian. Уже на этапе создания персонажа можно понять, что разработчики не мелочатся: помимо стандартных пола, внешности и характеристик вы также можете выбрать предысторию, возраст (он также влияет на характеристики) и мировоззрение. Последний пункт — отдельная тема, именно на нем строится большая часть отыгрыша.
Вы можете сделать из своего героя гуманиста, нигилиста, эзотерика, материалиста, рационалиста или верующего. И если впоследствии будете правильно выбирать варианты ответов в диалогах, то это позволит не просто хорошо отыгрывать роль, но еще и восстанавливать очки рассудка.
А рассудок в Stygian чуть ли не важнее здоровья, испортить его может практически все что угодно. Увидели сцену жестокой расправы над «еретиком»? Держите удар по психике. Нашли кровавые ошметки сторожа где-то за ящиками с выпивкой? Что ж, теперь у вас в глазах надолго будут «мальчики кровавые» стоять. Наткнулись на нечто сверхъестественное и столь отвратительное, что оно даже описанию не поддается? Не волнуйтесь, вашему разуму плевать — он уже отключился от приступа паники.
Разбираться с паническими атаками предлагают максимально приземленными средствами. Сон, разговоры по душам с компаньонами во время отдыха, алкоголь, секс… вариантов хватает, только не все из них вам окажутся по карману. Так что да, правильный выбор в диалогах — это залог вашего душевного благополучия.
А еще учтите, что все сильные и слабые стороны вашего персонажа будут влиять на геймплей. Создали старика-ученого, который отлично разбирается в оккультизме? Здорово — вы сможете разобраться с любыми магическими проблемами, будете общаться с призраками и демонами, но вот с гулями в темной подворотне справиться будет сложновато. Решили играть за молодого и сильного героя? Не ждите, что у вас получится хоть кого-то уговорить.
Отыгрывать предстоит не только положительные качества персонажа. Постепенно погружаясь в пучины отчаяния (например, убивая кого-то), герой будет получать особые «перки», которые дают негативные особенности. Их немало, и они тоже легко могут дополнить вашего персонажа, сделав идеальный образ для отыгрыша.
Очень много текстов и настоящей детективной работы
Еще один любопытный момент, который стоит отметить отдельно, — это то, как Stygian общается с игроком. А общается она с ним как со взрослым человеком, который умеет читать, сопоставлять факты и думать головой. Не ждите квестовых маркеров, магических стрелочек с указанием «СЮЖЕТ ТУДА» или квестов, которые решаются банальным перебором. За такое тут, к слову, наказывают — поэтому лучше даже и не пытайтесь.
Вот, скажем, квест про местного Джека-потрошителя. Три трупа, трое подозреваемых, практически никаких свидетелей. Все, что у вас есть, — несколько имен и смутные догадки пьяницы-детектива с одной рукой. И крутитесь как хотите. Можете опросить подозреваемых, хотя каждый из них… скажем так, себе на уме (один из них — маленькая немая девочка, и это еще не самый крутой сюжетный поворот). Можете разузнать что-нибудь у тех, кто был знаком с покойными. А можете воспользоваться оккультными знаниями и вызвать призраков.
Все предстоит делать самому. Узнали чье-то имя? Вспоминайте, где могли его услышать. Нашли зацепку? Сопоставьте с другими. Тут даже история о банальной покупке формалина может обернуться кровавым побоищем с десятком трупов и попыткой починить местный ликеро-водочный завод, который гонит откровенную «паленщину». А может и не обернуться — все зависит от ваших действий.
Еще о Говарде Лавкрафте:
2 причины пропустить Stygian
Неудобный интерфейс и проблема с сохранениями
Интерфейс попросту неудобный и неинтуитивный. Чтобы в бою применить магию, нужно сначала вызвать контекстное меню, а затем уже залезть в гримуар. В бою курсор регулярно прыгает не на тот гекс, куда надо, а если на нужной клетке находится труп — вы, скорее всего, побежите его осматривать, а не просто встанете на нужное место.
С сохранениями все вообще тоскливо. По задумке авторов в игре есть только автосохранения. И сохранения перед выходом из игры еще. Это можно принять — борьба с сейвскаммингом и все такое. Вот только игра все равно хранит около десятка ваших последних сохранений, и отступить из заведомо проигранного боя можно одним кликом мыши. Или переиграть решение в диалоге.
Чего с такой системой сохранений нельзя сделать, так это вернуться к какому-нибудь стабильному моменту игры, который не затронул фатальный баг, не позволяющий продвинуться дальше.
Кстати, если вам захочется поиграть другим классом, вы потеряете все свои старые сохранения. Поэтому не забудьте заранее сделать бэкап.
Ужасное количество багов
С багами у Stygian действительно все очень плохо. Каждая вторая рецензия в Steam сейчас выглядит как-то так: «Игра отличная, НО ВОТ БАГИ…». К сожалению, не помог и самый первый патч, ради которого даже сейвы пришлось сносить. У меня игра получила как минимум одну фатальную ошибку, из-за которой я попросту не могу продвинуться по сюжету.
Дело в том, что мой персонаж теперь фактически не может спать. Из-за этого он не может бороться с усталостью, восстанавливать рассудок и исследовать различные чертежи. Когда я пытаюсь отдохнуть, меня затягивает в Мир Снов. В квест, который я уже выполнил, и который мне не засчитался. И покинуть это место я не могу — иконка перехода на другую локацию есть, но она не работает. А еще завершение этого квеста необходимо для дальнейшего продвижения по сюжету, поэтому застрял я конкретно.
Среди багов поменьше я встречал и абсолютно черный экран с одним только персонажем посередине, и поломку интерфейса (и горячих клавиш, и всех меню на панели), и невозможность атаковать противников, и проблемы с учетом достижений в Steam… Короче, багов много. Их, впрочем, чинят.
Баги — самая серьезна проблема игры сейчас. Интерфейс-то ладно, у фанатов старых RPG разве что ностальгия проснется. Но вот баги просто убивают веру в светлое будущее (и желание играть, что куда печальнее).
Еще о Говарде Лавкрафте:
Stygian — крутая, очень атмосферная ролевая игра, которую буквально уничтожают баги и ошибки. Понятно, что их исправят, но пока они очень мешают играть. Настолько, что я был вынужден сделать перерыв в своем прохождении, ведь просто не мог продвинутся дальше!
Если вам хочется настоящего ролевого отыгрыша, атмосферы мифов Лавкрафта и круто написанных персонажей, сыграть в Stygian определенно следует. Возможно, не сейчас, а через пару-тройку патчей, но уверяю вас, игра того стоит.
Конкурентов у Reign of the Old Ones практически нет, да и хороших игр по Лавкрафту тоже немного. Кто знает, сколько еще лет нам придется ждать такого подарка?
- Это уже третья более или менее крупная игра по мотивам произведений Лавкрафта за последние пару лет. В начале этого года мы писали о The Sinking City — неплохом детективном квесте.
- А в прошлом году вышла Call of Cthulhu — и она тоже была ничего.