24 марта 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Starcraft II и идеология фашизма

Starcraft II и идеология фашизма - изображение обложка
Starcraft II и идеология фашизма - фото 1

Перед прохождением StarCraft 2: Heart of the Swarm  я, как и многие другие игроки, решил освежить в памяти старые байки бывалого космического волка Джима Рейнора сотоварищи в StarCraft 2: Wings of Liberty. Харизма военачальника, тушащего сигары в очередном стакане пьянящего виски, и дымящаяся атмосфера спасителей человечества вне закона напоминала о лучших образчиках жанровых произведений о благородных разбойниках, начиная с банды пройдох под руководством Робина из Локсли и заканчивая лучшим мэшапом современности в лице капитана Светлячка. В атмосфере сравнимой с самым убойным коктейлем из технических спиртосодержащих жидкостей и лучших  доступных ценителям амброзий и нектаров, сложно было заметить ту идеологию, которая, как и подобает, в образе неприметного серого кардинала, разливала напитки по бокалам.  И вот, с приходом StarCraft 2: Heart of the Swarm , этот неуловимый аромат стал настолько явственно ощущаться, что в какой-то момент передо мной раскрылся весь его букет.

Starcraft II и идеология фашизма - фото 2

Любое явление современного мира, особенно видеоигры, состоит практически из одних и тех же бесконечных переплетений разнообразных условностей и клише. В первую очередь мы обязаны этим тем фактом, что люди живут на свете уже слишком давно, и они уже успели придумать практически все. Что можно было придумать. Руководствуясь максимой нашего времени «Everything is a remix», мы уже практически не обращаем внимания за заимствования тропов или сюжетных поворотов. Однако заимствование идей привлекает, в частности, мое внимание, куда более явственно.

Starcraft II и идеология фашизма - фото 3

Я всегда с терпением относился к условностям игр стратегического жанра. Но идеи (а также их реализация), лежащие в основе игр StarCraft не раз заставляли меня нервно поморщиться, ощущая неприятный привкус во рту, и желание умыть руки, от всего, что происходило на экране по мановению моих деических кликов мышью. Оставив в стороне до скрипа на зубах стереотипный и сексистский образ Королевы Клинков, обратим внимание на ту идеологию, которая, как профессиональный суфлер, неслышно вкладывает в уста обладающих правом голоса артистов страшные слова.

Обратившись к разнящимся по степени адекватности и академичности источникам, мы можем выяснить, что у фашизма, как и у любой другой идеологии есть свои признаки, по которым его можно отделить от других политических мировоззрений. Перечислим. В игре StarCraft 2: Heart of the Swarm имеет место быть культ личности – очевидно, что без Керриган рой распался и перестал представлять из себя реальную силу, и только она, своей железной рукой смогла собрать разрозненную мозаику былого величия зергов.

Мы добиваемся не правды, а эффекта
— Йозеф Геббельс, Рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Германии

Тотальный контроль  - не только над поведением и мыслями зегров, но и над самыми изначальными правами и свободами любого живого существа – как то: право на рождение, жизнь и смерть – представляет собой крайне занятную для любого фашиста мечту.

Кто хочет жить, тот обязан бороться, а кто не захочет сопротивляться в этом мире вечной борьбы, тот не заслуживает права на жизнь
— Адольф Гитлер, Фюрер Третьего Рейха

О признании приоритета интересов государства(общества, роя) над интересами индивида здесь и не приходится говорить – порабощенный рой имеет единое сознание, и подчиняется первому попавшемуся в поле действия псионной связи «офицеру», без которого сам смысл существования отдельно взятого зерга отсутствует вовсе.

Наша стратегия состоит в том, чтобы одному биться против десяти, наша тактика — в том, чтобы десяти биться против одного. Это — один из основных законов, обеспечивающих нам победу над врагом.
— Мао Цзэдун, Председатель КНР

Любое возможное свободомыслие искореняется с неизменным утилитаризомом – все то полезное, что Кэрриган могла получить от изначальных (прошу заметить свободных) зергов – лишь их генетический материал. Где-то рядом слышны отзвуки любимых фашистами идей евгеники и искусственного улучшения расы. Главный принцип всей игры – эволюция ради выживания.

В последнем счете всегда побеждает только инстинкт самосохранения. Под давлением этого инстинкта вся так называемая человечность, являющаяся только выражением чего-то среднего между глупостью, трусостью и самомнением, тает как снег на весеннем солнце.
— Адольф Гитлер, Фюрер Третьего Рейха

Подчинение всех помыслов, действий и всего существования идеям мести и войны так же прямо говорит о фашизме, благо врагов зергам не занимать и без несчастного Менгска.

Война — нормальное состояние для людей. Если я иду вперед, идите за мной! Если я отступлю, убейте меня! Если я умру, отомстите за меня.
— Бенито Муссолини, лидер фашистской партии Италии

Ну и, наконец, самое очевидное. Ради достижения своей цели Керриганне просто готова идти на все – она делает это без тени сомнения, и, несмотря на некоторые отголоски человечности, слышимые в ее искривленном нечеловеческом голосе, она рассматривает жизнь своих собратьев по крови – зергов - как очередной ресурс, позволяющий ей достичь смутной и маниакальной цели.

Цель оправдывает средства
— Никколо Макиавелли, итальянский философ

А нам, в сущности, нет никакого дела, сколько единиц техники или живого материала нам придется возложить на алтарь победы. Нет нам дела и до того, на каких именно идеях зиждется, фактически, вся вселенная игры. Это всего лишь игра, в ней все ненастоящее.

Смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика
— Эрих Мария Ремарк, писатель

По словам одного из самых известных философов современности – Славоя Жижека – большинство из нас воспринимает игры как отдушину. Мы приходим в виртуальный мир, чтобы отдохнуть, расслабиться. Мы абсолютно уверены в том, что игры не меняют нас и никоим образом не отражают наши стремления или желания. Мы абсолютно уверены в том, что мы-настоящие – отличные парни, делающие свое дело в меру своих сил, в нас нет никакой дьявольщины, нам подвластны наши инстинкты – если они вообще у нас есть – мы абсолютно не жестоки и, по-настоящему, никогда никому не желали зла. Однако, - говорит Жижек – не правда ли, что нам нужен всего лишь предлог виртуальности, чтобы не бояться показать свое истинное лицо?

__

Starcraft II и идеология фашизма - фото 4

P.S. Автор данной статьи намеренно расставил акценты так, а не иначе. Передергивание и преувеличение, несомненно, имеют место быть. Цель и задача всего текста лишь в том, чтобы обратить внимание читателя на то, что, возможно, кажется ему несущественным и незначительным, а главное спровоцировать здравую дискуссию и размышление. Я убедительно прошу вас, не воспринимать данный текст буквально, и не обвинять, огульно, автора данной статьи в синдроме поиска глубинного смысла, ибо он руководствовался  очередным принципом современности, который гласит – смысл создается не автором, а читателем.

Комментарии 163
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
darklifeness
darklifeness
Я ничего не понял, видимо я слишком тупой