Старая школа: впечатления от Shootmania: Storm
Однако забудьте о быстром беге с помощью распрыжки и рокет-джампах в небеса: хотя в Shootmania можно прыгать (в том числе и с помощью платформ как в Quake 3 Arena) и недолго парить, на этом чудеса местной акробатики заканчиваются. Впрочем, даже так попасть во врага довольно проблематично: основное оружие стреляет зарядами, летящими со скоростью анриловской ракеты, но нанести урон можно, только попав прямо в персонажа. Добавьте к этому ограниченный размер обоймы (4 патрона, со временем заряды автоматически восстанавливаются), и вы поймете, насколько Shootmania требовательна к умению предугадывать действия противника и стрелять с упреждением.
Другой интересной фишкой является автоматическая смена оружия. Забежав в туннель, ваш персонаж возьмет в руки что-то типа гранатомета, заряды которого прилипают к стенам и взрываются при приближении врага. Оказавшись на возвышенной платформе, вы получите аналог рейлгана, который убивает с одного попадания (остальное оружие – с двух). Но не думайте, что это позволит набить легкие фраги: места прописки местных снайперов известны и хорошо простреливаются, поэтому даже в этом случае придется активно двигаться и менять точку дислокации. И не надейтесь на авторегенерацию, броню или аптечки – в случае чего восстановить утраченную половинку здоровья можно только на специальных платформах, которые, конечно же, тоже отлично простреливаются.
Разработчики Shootmania вообще приложили все усилия, чтобы игроки не сидели по углам, а врывались в бой. Скажем, в местном аналоге дефматча (почему-то он называется Melee, хотя атак ближнего боя в игре нет) очки дают не только за убийства, но и за попадания, поэтому любители воровать чужие фраги (добивать противников, раненных другими игроками) останутся не у дел. Режим Royal здорово напоминает Last Man Standing из других шутеров: чем дольше продержишься, тем больше очков наберешь. Да вот закавыка: в центре карты есть флаг, который может активировать любой игрок. После этого силовое поле, окружающее арену, начинает сжиматься, убивая персонажей – хочешь не хочешь, приходиться бежать к центру, а там исход боя решается очень быстро.
Необычны и командные режимы. В Battle и красным, и синим нужно захватить флаги на территории противника, поэтому одновременно приходиться и защищаться, и атаковать. Учитывая, что для захвата флага нужно стоять к нему почти вплотную, даже один защитник может справиться с несколькими атакующими, поэтому обоим командам необходимо найти правильный баланс между защитой и нападением. В Battle Waves атакует только одна команда, но ее неумолимо подгоняет таймер – не успев осуществить захват за отмеченное время, атакующие превращаются в защитников, и так по кругу, пока кто-то не захватит все флаги.
И это далеко не все: помимо официальных режимов, которые можно было бы перечислять еще пару абзацев, доступный сообществу редактор позволяет создавать практически любые типы игры. Например, уже есть аналог Counter-Strike: одна команда должна заложить бомбу, вторая стремится ей помешать. Или, скажем, модификация командного десматча, где убитые персонажи не возрождаются, а попадают в тюрьму. Товарищей можно освободить, постояв некоторое время у специального флага, чему противник всеми силами старается помешать. Побеждают бойцы, которым удается отправить в тюрьму всех игроков из противоположной команды. Фанаты Unreal Tournament наверняка порадуются режиму Instagib: здесь всем выдают рейлган, а враги умирают с одного попадания.
Очевидно, как и в случае с TrackMania, разработчики из Nadeo возлагают большие надежды на сообщество. Уже доступный редактор позволяет создавать для ShootMania не только новые режимы игры, но и арены – честно говоря, сейчас карты очень однообразны и быстро надоедают. Есть проблемы и с интерфейсом, который перекочевал из «Трэкмании» почти без изменений: мало того, что часть настроек относятся к автомобилю (например, включить/выключить отражения машины), так еще и нормального фильтра нет, и в поисках желаемого режима игры приходится вручную перебирать несколько страниц со списком серверов. Зато сортировка по рейтингу работает исправно, так что вы будете играть с примерно равными по силе противниками.
Очевидно, что ShootMania изо всех сил старается стать киберспортивной дисциплиной. Этому способствуют и малое количество оружия, и дизайн карт, и отсутствие прокачки, аптечек и патронов, так что исход матча на 99% зависит от умения игроков. Оставшийся процент (или даже чуть больше) приходится на капризы сетевого кода и общую производительность: пользователи жалуются на внезапные лаги даже на локальных серверах, большой пинг и низкое число кадров в секунду. Но если разработчикам и удастся победить технические проблемы, Shootmania вряд ли станет массовой*: она слишком проста и однотипна, чтобы надолго заинтересовать казуальных игроков, и потребует слишком много тренировок, чтобы стать профессионалом и занять первые строчки рейтингов. С другой стороны, мир порядком устал от милитари-шутеров, так что у французского чуда есть шансы.
*Удивляет и цена: сейчас за предзаказ Shootmania просят $20 – многовато для игры, в которой практически нет контента.
Текст: Денис Кублицкий
Игра поступит в продажу в конце 2012 года эксклюзивно для PC