Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

S.T.A.L.K.E.R. 2 — одна из главных игр E3: что стоит знать о популярной серии

На E3 2021 показали первый геймплейный трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl. Это одна из самых ожидаемых игр и продолжение популярной серии шутеров украинской студии GSC Game World (к 2010 году было продано более четырёх миллионов копий всех игр серии). Рассказываем, что происходило в предыдущих частях франшизы, и объясняем, как S.T.A.L.K.E.R. стала культурным феноменом. И здесь же — всё, что известно о S.T.A.L.K.E.R. 2 на данный момент.
На E3 2021 показали первый геймплейный трейлер S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl. Это одна из самых ожидаемых игр и продолжение популярной серии шутеров украинской студии GSC Game World (к 2010 году было продано более четырёх миллионов копий всех игр серии). Рассказываем, что происходило в предыдущих частях франшизы, и объясняем, как S.T.A.L.K.E.R. стала культурным феноменом. И здесь же — всё, что известно о S.T.A.L.K.E.R. 2 на данный момент.

Предыстория серии S.T.A.L.K.E.R.

Первая игра серии, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, стала культурным феноменом ещё до релиза — во многом благодаря обширному освещению в прессе и обещаниям самих авторов, украинской студии GSC Game World, к тому моменту уже известной играми «Казаки» и Venom. Выбранная тематика — приключения в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС — тоже сыграла важную роль в популяризации «Сталкера», но далеко не сразу, ведь изначально разработчики хотели создать игру о путешествиях по неизведанным мирам. Назвать её планировали Oblivion Lost, но в 2002 году сеттинг будущей игры решили кардинально изменить. Главными источниками вдохновения с этого момента стали повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» и фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. Местом действия выбрали территорию вокруг Чернобыльской АЭС, а страшную аварию 1986 года сделали одним из ключевых событий в мире игры.

S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost, вскоре переименованную в «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», планировали выпустить в начале 2003 года, но, как потом оказалось, из-за отсутствия чёткой концепции и множества амбициозных идей, тормозивших разработку, у GSC Game World не было шансов успеть к назначенному сроку. Игра не вышла и в 2004-м, и в 2005-м, и в 2006-м. С каждым годом разработки команде приходилось существенно менять элементы шутера, а от некоторых — и вовсе отказываться. Революционную систему симуляции жизни, к примеру, удалось довести до релиза, но слишком уж независимой её сделать не решились — сама по себе то создавала интересные геймплейные ситуации каждые пять минут, то заставляла игрока скучать по нескольку часов. А вот открытый мир и транспорт, на котором можно было бы исследовать мир игры, пришлось оставить в списке нереализованных идей. Не досчиталась релизная версия и ряда монстров, персонажей и некоторых игровых механик.

Скриншоты из «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля»

«S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля» вышла на ПК в марте 2007 года. Игру активно рекламировали во всех профильных медиа России и стран СНГ, поэтому в этом регионе успех шутера был предопределён. В мире же игра вызвала интерес своей тематикой и колоритом, а фразы внутриигровых персонажей из российской локализации, вроде «Чики-брики — и в дамки», практически сразу стали мемами. Народный статус «Сталкера» возник ещё и благодаря тому, что его сравнительно несложно было модифицировать — за 14 лет для игры выпустили сотни отличных модов, до сих пор поддерживающих к ней интерес.

Имея готовые технологии, механики и массу ассетов, GSC Game World не стала тянуть со следующими играми. Приквел S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, рассказывающий о событиях, предшествовавших сюжету «Тени Чернобыля», вышел в 2008 году. И в 2009 году студия выпустила третью игру — S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat. В геймплее всех этих игр используются одинаковые механики (с незначительными обновлениями), а вот главные герои в каждой из них разные. После «Зова Припяти» новостей о новых игр в серии не было вплоть до мая 2018 года, когда глава GSC Game World Сергей Григорович анонсировал S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl.

Главное в сюжете трёх первых игр (спойлеры!)

Согласно мифологии серии, в 2006 году на территории Чернобыльской АЭС произошел таинственный взрыв, по силе сравнимый с трагедией 1986-го. Причина взрыва после этого ещё долго была загадкой, а вот его последствия стали очевидны практически сразу. Вокруг станции и Припяти образовалась так называемая зона отчуждения, где появились аномалии и артефакты, придающие своим обладателям сверхъестественные способности. Также стало известно о жутких мутантах, обитающих теперь на этих территориях. Правительство Украины выслало в зону несколько отрядов военных, но все они погибли. В результате территорию огородили. Правда, это не остановило энтузиастов, желающих добыть себе побольше артефактов и разбогатеть на их продаже. Людей, проникающих в зону и рискующих своими жизнями, стали называть сталкерами.

Спустя 5 лет, во время событий «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», сталкеру по прозвищу Стрелок, одному из важнейших для серии персонажей, удалось проникнуть в центр зоны, пройти через Припять и даже добраться до руин бывшей атомной станции. Это стало событием по нескольким причинам. Во-первых, до этого момента считалось, что проникнуть в центр зоны отчуждения невозможно из-за «выжигателя мозгов» — устройства или явления, которое сводило с ума любого, кто подбирался к Припяти и ЧАЭС слишком близко. Во-вторых, о проникновении к центру зоны долгое время мечтали все сталкеры, так как, по слухам, именно там находится больше всего ценных артефактов. В-третьих, «подвиг» Стрелка привёл к тому, что начались мощнейшие выбросы радиоактивной энергии, способные убить человека и даже изменить географию самой зоны.

Скриншоты из «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо»

Главный герой «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо», сталкер по прозвищу Шрам, ценой собственной жизни всё же помешал Стрелку во второй раз добраться до ЧАЭС, но из-за очередного сильного выброса оба они потеряли сознание. Дальнейшая судьба Шрама осталась неизвестной, а вот Стрелок попал в странное помещение с телами сталкеров и снова отключился. В сознание он пришёл недалеко от границы зоны с внешним миром — на Кордоне, куда сперва попадают все сталкеры-новички. Проблема была только в том, что Стрелок полностью потерял память. Попыткам вспомнить произошедшее посвящены события «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», где главным героем стал уже сам Стрелок. В финале игры ему всё же удалось вернуть память, а затем — вновь прорваться через «выжигатель мозгов» к центру зоны и узнать страшную тайну о загадочной организации «О-Сознание», состоящей из ученых и основанной в 1986 году, после первой катастрофы на ЧАЭС.

Оказалось, что «О-Сознание» ставило в подземных лабораториях опыты над людьми и животными, а также экспериментировало с пси-излучением. Это и привело к взрыву 2006 года и образованию зоны отчуждения. В «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» Стрелок связался с военными и пообещал поделиться с ними своими знаниями.

Что известно о S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl

С 2018 года GSC Game World выпустила два полноценных трейлера, дневник разработчиков и тизер, но о самой S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl до сих пор известно немного. Как и предыдущие игры серии, новый проект — всё ещё шутер от первого лица. Его события, судя по всему, развернутся после «Зова Припяти», а главным героем, вероятно, станет сталкер по прозвищу Скиф — именно его показывали в трейлере и тизере. Ещё в роликах можно заметить локации из трёх прошлых частей — Кордон, «Дугу» рядом с Лиманском, Болота и Припять.

Базовые геймплейные механики, если судить по геймплейному трейлеру с E3, остались прежними. Так, главный герой можем прямо во время перестрелок кастомизировать оружие. Никуда не делись и болты, с помощью которых можно «прощупывать» аномалии во время поиска артефактов. Из врагов вернутся Плоть и Кровосос. Одним из ключевых элементов геймплея останется КПК — ему посвятили тизер. В прошлых играх в карманном компьютере хранились данные о задании, карта и разные пометки.

Дата релиза S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl — 28 апреля на ПК и Xbox Series S|X.