Сравнение осадных орудий в Conquerorʼs Blade с реальными прототипами
Все осадные орудия в Conqueror’s Blade можно поделить на два типа — по историческому периоду, в котором они были наиболее распространены. Первый тип — разного рода допотопные катапульты.
С ними пришлось сложнее всего, но в большинстве своем из-за путаницы в названиях. То, что в игре называют катапультой, например, на самом деле онагр — апогей римской инженерной мысли. Первые упоминания о нем датируются третьим веком нашей эры и по тем временам это было грозное оружие. Такой статус онагр сохранял многие века после появления, вплоть до изобретения эффективной осадной и полевой артиллерии. Мало того, их применяли и в Первую мировую войну — с их помощью французские солдаты метали гранаты в окопы врага. Минометы получили широкое распространение сильно позже.
Еще одно изобретение римского военного гения, которое есть в Conquerorʼs Blade — это «скорпион». О его изначальной конструкции практически не осталось никаких упоминаний, об этом орудии мы знаем преимущественно благодаря его описанию легендарным архитектором Витрувием. По сути, скорпионы были прототипами арбалетов, только стационарными — недостаточно большими, чтобы называться баллистами и недостаточно маленькими, чтобы их можно было удобно переносить в одиночку. Что интересно, уже в то время некоторые грекоязычные авторы их путали, называя этим словом онагры.
Не обошлось и без нескольких типов баллист. Первая — более мобильный вариант, установленный на стационарную платформу. В игре она представлена очень нетипичной для европейца конструкции с тремя разнонаправленными луками. Такие аркбаллисты использовались в Китае и по свидетельствам современников, они могли запускать железные болты на расстояние до километра.
Второй тип — уже родом из средневековья. Причем, в игре есть как классическая ранняя артиллерия, так и ракетные установки. Удивляться не стоит, они существовали и применялись в одно время. Дело в том, что ракетные орудия уже в XVI веке активно использовались в Азии, где изобрели не только саму пороховую смесь, но и немалое количество способов ее применения в военном деле. Корейцы даже сделали в своей армии эти смертоносные инструменты массовыми, назвав «хвачха». Конечно, до изобретения даже подобия современных ракет пройдет еще четыре века и на самом деле в азиатских ракетных установках просто использовали порох для запуска болтов или стрел, но сам факт многозарядной ракетницы в те времена уже не может не восхищать.
Механика пусковых установок со временем изменилась слабо и, например, американская послевоенная разработка T66 с поправкой на современность выглядит так же, только уже полностью из металла. Просто набор труб, соединенных для ведения залпового огня.
Было бы странно, если бы в китайской игре была неправдоподобно изображена азиатская артиллерия и уж наверняка разработчики прочитали «Руководство Огненного дракона» — иллюстрированный текст о вооружении эпохи Мин, написанной китайским офицером Жао Ю.
С европейскими пушками справились тоже неплохо. Особенно радуют ранние бомбарды — ужасно массивные и неповоротливые, поскольку до изобретения лафетов пройдет еще пару веков. Изначально они устанавливались на статичную деревянную платформу вплотную к упору, гасившему чудовищную отдачу. В таких условиях быстро свернуть и развернуть их было просто невозможно. Впрочем, мобильность в их случае и не была нужна — они использовались исключительно для осад, хотя и давали всего лишь несколько залпов в день. Но выстрелы были гораздо более разрушительными, чем у требюше и уж точно более точными, что позволяло мириться со сложностью в их эксплуатации.
Такая низкая скорострельность была обусловлена тем, что они не были цельными и быстро перегревались — технологий литья железа еще не было, поэтому они делались из кованных металлических полос, скрепленных железными обручами. Именно поэтому стволы бомбард не такие гладкие, как у более поздних пушек.
Конечно же, какая игра обошлась бы без полевой артиллерии. Она практичнее, чем бомбарды, хотя и не предназначена для разрушения толстых стен. Впрочем, к моменту их распространения, крепостные стены уже перестали быть эффективным средством обороны, и эволюция скорострельности сделала артиллерию критически важной частью полевых сражений. Артиллерийские полки научились маневрировать, быстро перемещаясь в те места, где они нужны, а их залпы могли выкашивать пехоту и кавалерию врага сотнями. Собственно, и до сих пор, за исключением дорогих ракет, артиллерию можно назвать самым смертоносным оружием на поле боя.
При этом в Conquerorʼs Blade есть и крепостные пушки с большим калибром, установленные на более устойчивые лафеты. Конечно, вы можете их использовать и при штурме, но в реальности это работало совсем не так. К тому же, почему-то в игре решили вынести отдельный вид пушек, стреляющих крупной картечью, хотя по факту это корабельная артиллерия с укороченными стволами. Да и в целом картечь стала популярной в более позднюю историческую эпоху.
Как бы там ни было, разработчики Conquerorʼs Blade проделали хорошую работу, перенеся большинство осадных орудий из реальности в игру. Причем, все из них, даже баллисты, существовали в одну эпоху и вполне могли встретиться на одном поле боя. Ну, за исключением ракетных установок, которые в Европе появятся сильно позже, а такого европейского артиллерийского разнообразия долгое время будет не хватать Азии. Но в целом, так же даже интереснее. Это как старый спор о том, кто сильнее — рыцарь в броне с тяжелым клеймором или самурай с катаной.
Только в нашем случае вы уж точно сможете проверить сами, кто лучше.
Это как старый спор о том, кто сильнее — рыцарь в броне с тяжелым клеймором или самурай с катаной. - а о чем спор? Конечно, рыцарь) Жду игру)
Мушкитеры? Это кто?