Споры про «графон» должны закончиться
Игра Call of Duty: Ghosts работает с разрешением 1080p на PS4, 720p на Xbox. Assassin’s Creed 4: Black Flag и Thief (2014) – 900p на Xbox и 1080p на PS4. «Более дорогой Xbox выдает менее качественную картинку! Возмутительно! На Xbox играют только лохи и лузеры, ультимативные версии игр выходят только на PS4» – кричат фанбои. Но на днях выяснилось, что флагманский лонч-тайтл PS4, Killzone: Shadow Fall, в мультиплеере отображался не в 1080p (разрешение - 1920x1080), а с разрешением 960x1080.
Так почему за 5 месяцев это никто не заметил? Да потому что последние несколько лет это совершенно не важно, и больше никогда не будет иметь значения.
Еще с 80-х годов почти каждая новая консоль обещала более крутую графику, чем была у предшественников и конкурентов. Тогда разница между поколениями была действительно очень заметной, игру для 8-битной консоли не перепутаешь с игрой для 16-битной консоли, а те, в свою очередь, сильно отличаются от по-настоящему трехмерных игр для 64-битных устройств. Тогда, в период стремительного развития возможностей компьютеров, графика действительно имела значение, потому что в зависимости от нее менялся геймплей.
На NES не могли выйти Super Mario 64 или Ocarina of Time, а без этих игр у нас бы не было GTA 5 и Skyrim.
Но сегодня последний хоть сколько-то значительный скачок в графике уже позади. Смена поколения с PS2 и Xbox на PS3 и Xbox 360 привела консольные игры в HD-эру, игры для этих систем значительно отличались друг от друга. Даже человек, который не интересовался играми, мог заметить разницу. Только Nintendo Wii осталась в SD-эре, и, к слову, продалась значительно лучше, чем консоли от Microsoft и Sony. Людей, которые просто хотели поиграть в веселые игры, вроде Wii Sports, а не дрочить на пиксели и шейдеры, в конечном итоге не волновало, что графика на их новой консоли – прошлого поколения.
Никто не будет отрицать, что игры, которые вышли на Xbox 360 и PS3 в 2006 году – совсем не похожи на те, которые вышли в 2013. То, что игры вроде Grand Theft Auto 5 и The Last of Us, работают и выглядят так круто на консолях, которым 8 и 9 лет – просто поражает воображение. Из старой техники выжали все, на что они способны. Персонажи этих игр уже совсем похожи на живых людей.
Разрешение, количество полигонов и четкость текстур в этих играх хуже, чем в играх на новых консолях, но GTA 5 и The Last of Us все равно на голову или две выше, чем что-либо, что есть на консолях нового поколения.
Качество игр совсем не зависит от графики (текстуры-полигоны-разрешение), а зависит от того, что создатель сделает с доступной ему техникой и с помощью монтажа, визуального стиля, сценария, того, и какой будет для игры будет создан мир. К концу нынешнего консольного поколения игры на Xbox One и PS4 будут выглядеть гораздо лучше, чем лонч-тайтлы, но разница точно не будет такой, какой она была между началом и концом предыдущего цикла. И среди них обязательно будут гениальные игры, которые используют все технические преимущества этих платформ. Но сильно «реалистичнее», сильно «круче» графика в играх уже не станет. Геймлей может и будет значительно меняться, но «графон» у нас примерно такой навсегда. И это хорошо.
Когда в кино появился звук, оно перестало быть бездумным развлечением и стало видом искусства. С тех пор у нас появились фильмы вроде «Унесенных ветром», «Крестного отца» и «Криминального чтива». Они гениальны за счет сценария, работы режиссера и монтажа, и за счет того, что они знали, что нужно зрителям. Средства, с которыми работали создатели этих фильмов, были доступны всем уже давно.
То же самое начинает происходить в игровой индустрии, истории, которые в последние три года рассказывают некоторые игры, ставят их на один уровень с самыми лучшими фильмами. И чем больше криков про «графон», тем меньше таких игр будет появляться, разработчики будут вынуждены на это отвлекаться, и не выпустят следующую гениальную игру.
Я попросил других сотрудников «Канобу» написать противовес моему мнению, чтобы показать читателям и другие точки зрения на этот вопрос.
Положа руку на сердце, я не могу сказать, что графика в играх для меня отходит на последний план. Нет, даже геймдизайн, сюжет и общая атмосфера продукта не помогут мне сфокусироваться на игровом процессе, если глаза будут лопаться от отсутствия сглаживания или маленького разрешения. Это может прозвучать как очередной вброс про «графодрочерство» и т.д., но давайте серьезно – все мы любим красоту. Красоту в кино, картинах, даже книгах с иллюстрациями, потому что глазам надо делать приятное. Я не говорю, что графика – главное в игре, но в наше время нельзя об этом забывать. Мы давно играем в игры, и надо продолжать выпускать такие проекты, в которых мы будем замирать от wow-эффекта, смотря на чарующие пейзажи, как, например, в Skyrim или Castlevania: Lords of Shadow.
— Юрий «CHAMP» Никитин
В играх я разделяю понятия «арт и «графика», то есть художественную часть и технологическую. Первое критично: если игра ущербна с точки зрения арта, играть в нее я вряд ли стану, какой бы технологичной она ни была. Графика же — прикладная для меня вещь, важная ровно настолько, насколько она важна создателям игры. Если они хотят живо передать эмоции персонажа, то да, игра много потеряет без продвинутой модели лицевой анимации и высокой детализации. Если же нет, то меня это не будет беспокоить, я просто не обращу внимание и продолжу играть дальше — так поступит большинство. А те, кто доказывают на форумах, почему одна консоль лучше другой, оперируя сравнениями «1080p против 900p», чаще всего даже не могут купить себе телевизор, на котором эту разницу можно увидеть, или просто троллят.
— Антон Мухатаев